Педагогические условия успешного развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
статья

Использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия успешного развития речи детей

дошкольного возраста в условиях реализации  ФГОС ДО

  «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,

а на завтрашний день детского развития. 

Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения

к жизни те процессы…, которые сейчас

лежат в зоне ближайшего развития» 

Л. С. Выготский

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы, в том числе и по речевому развитию дошкольников.

Все вы знаете, что в ФГОС ДО «Речевое развитие» неслучайно выделено в отдельную образовательную область.

Проблема развития речи детей остается одной из актуальных в теории и практике воспитателя, поскольку речь является средством общения, служит средством интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную и созидательную функции.

Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Содержание образовательной  области «Речевое развитие» согласно образовательному стандарту направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Формирование речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагога, занимающихся развитием коммуникативных качеств дошкольников.

Сейчас перед педагогами  дошкольных организаций стоит непростая задача - организовать воспитательный процесс детей в соответствии с ФГОС ДО, и чтобы он обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Находясь в современном обществе важно, чтобы ребенок мог активно мыслить, умел делать выводы, доказывать, обладать активной речью, а также овладеть определенными знаниями и умениями находить выход из любой ситуации.

Факторы успешного речевого развития ребёнка:

  • эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;
  • создание условий для общения с другими детьми;
  • совместные игры взрослого и ребёнка;
  • удовлетворение любознательности ребёнка;
  • правильная речь взрослого;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • чтение художественной литературы.

Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой.

Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности - игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности.

Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной речевой деятельности

В основном, в дошкольных учреждениях в работе педагогов по развитию речи детей преобладают   традиционные подходы. 

Вспомним, что включают в себя методы: наглядные (организация наблюдения, демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д.; просмотров видеофильмов), словесные (речевой образец, повтор, вопрос), игровые (дидактические игры- упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры и другие виды игр с речевым содержанием), косвенные (подсказка, совет, исправление, реплика, замечание).

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает поиск новых технологий и требует использования новых современных методов и форм.

Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

  • ориентация технологии  не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
  •  содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
  •  технология должна носить здоровьесберегающий характер;
  •  основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
  •  реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
  •  организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Использование современных педагогических технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Практика показывает, что использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний. Технологии сочетают в себе прогрессивные креативные технологии и традиционные классические методы и приемы, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

        Право выбора всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями полученной информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самостоятельно добывать информацию и приобретать опыт активного речевого общения, как

        И в завершении предлагаю вам послушать притчу «Иди вперёд!» (книга «Притчи человечества», составитель Б.В. Лавский), которая, возможно, поможет вам не только в вашей работе, но и в жизни в целом.

        «Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

        Иди вперёд, иди вперёд!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева (Небольшое дерево, растущее в лиственных лесах востока тропической Азии и на Цейлоне; вид рода Птерокарпус семейства Бобовые). Это дерево ценится за насыщенный красный цвет его древесины.. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом - алмазы и, наконец, приобрёл огромные богатства».

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормальных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины.

«Речь -  является выражением

   наших мыслей, чувств и желаний… 

   Она, как ничто другое, доказывает,

   что в жизни человека является силой»

                                                 Макс Дессуар

                                             (немецкий психолог)

Список литературы:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » октября 2013 г. № 1155.
  2. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2015. – С. 25-30.
  3. Современные подходы к развитию речи детей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: методическое пособие / сост. В.Л.Сиротина. – Челябинск, 2014. – 40 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми...

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»...

Развитие мелкой моторики рук как условие успешного развития речи ребенка

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, тулов...

Взаимодействие инструктора по физ.культуре с учителем-логопедом как условие успешного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует построению эффективной работы по преодолению речевых нарушений....