Рабочая программа кружка "Улыбка" для детей 5 - 7 лет по образовательной области "Речевое развитие" на период 2018 - 2020 г.
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)

Нищета Наталья Александровна

Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.  В. А. Сухомлинский.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_srednyaya_gr.docx216.85 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Nataly\Desktop\Титульный кружок.jpg

Раздел 1.

Целевой

1.1.

Пояснительная записка

Цель и задачи реализации рабочей программы

Принципы формирования рабочей программы

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

Раздел 2.

Содержательный

2.1.

Содержание рабочей программы

2.2.

Содержание коррекционной программы

2.3.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

2.4.

Взаимодействие с семьями

Раздел 3.

Организационный

3.1.

Режим дня

3.2.

Перспективное планирование работы педагога

3.3.

Традиционные праздники, развлечения и события

3.4.

Описание материально-технического обеспечения программы

Список литературы

Оглавление

Раздел 1. Целевой

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.

 Цель: Обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению.

Задачи:

- формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.

- овладевать техникой складового чтения.

- формировать умение «печатать склады и слова в тетради.

-  познавательный интерес к чтению.

 Принципы формирования рабочей программы. Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.

 В программе применяются следующие принципы:

  • принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
  • принцип систематичности, регулярности занятий;
  • принцип прочности овладения навыками, многократного повторения движений;
  • принцип индивидуализации, формирование индивидуальных образовательных маршрутов.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.

На занятии каждый ребенок включается в деятельность с учетом его возможностей и способностей, уровня подготовки.

Таким образом создаются условия для его самореализации.

Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:

  • На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
  • Обогащается словарный запас;
  • Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);
  • Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;
  • Раннее чтение влияет на грамотность.
  • Навык чтения,  правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.    

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Год обучения

Чему дети должны научиться

1-ый год

Уметь различать гласные и согласные звуки. Уметь анализировать звуковые сочетания гласных звуков. Чтение гласных слогслияний и слогслияний со звуками М, Б, Н, П. Уметь писать свое имя.

2-ой год

Читать склады по таблице Зайцева. Уметь составлять «Поезд» из кубиков. Уметь графически оформлять склады.

3-ий год

Уметь осознанно читать.

Проявлять интерес к чтению.

Раздел 2. Содержательный

2.1. Содержание рабочей программы

Обязательная часть

I модуль – установочные занятия.

   Задачи :

1. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу на занятиях.

2. Познакомить дошкольников с особенностями обучения в группе.

3. Формировать социальную позицию детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе.

II модуль - запоминание складов.

   На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь  и т.д.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»; про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.

   Задачи :

  1. Введение ребёнка в знаковую систему:

- Познакомить со складом;

  - Уметь выделять и показывать определённый склад;

 - Уметь графически оформлять склады;

 - Уметь классифицировать склады.

  1. Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков.

III модуль – выход в слово.

   Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.д.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми.

   Задачи:

  1. Овладеть техникой складового чтения:

а) «написание» слов по таблице и кубиками;

б) выделение ударного склада;

в) усвоение правила написания слов с большой буквы;

г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.

  1. Осознавать различия между написанием и произношением некоторых слов.
  2. Формировать умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради.

IV этап – выход в предложение.

   Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален. При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике Н.А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы. Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т.д.

   Задачи:

  1. Усвоить понятия «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».
  2. Воспитать любви к русскому слову, народному фольклору.
  3. Стимулировать познавательного интереса к чтению.

Vмодуль – выход в текст. Алфавит.

   На данном этапе более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта походит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение текстов на плакатах.

   Задачи:

  1. Формировать чистоты и выразительности чтения.
  2. Стимулировать познавательный интерес к чтению произведений.
  3. Увеличить словарный запас.
  4. Формировать знания алфавита, умения называть буквы.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Модуль

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

1

Детям предлагаются индивидуальные игры, групповые игры

Детям предлагаются игры в парах.

Детям предлагаются индивидуальные игры в парах.

2

Дети показывают склады на кубиках и графически их изображают.

Дети читают склады по таблице.

Дети поют склады используя попевки.

3

Дети пишут слова по таблице и по кубикам.

Печатают склады и слова. Пишут слова с применением правил «Большая буква в начале ….»

Дети читают слова по складовым картинкам, печатать слова и предложения.

4

Дети читают небольшие тексты и рассказы. Дети знают алфавит.

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Особая роль отводится игре, чтению художественного материала, слушание попевок.

2.3. Взаимодействие с семьями

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания и обучения, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Родители принимают участие в усвоении программного материала, через  выполнении домашних заданий, разучивание стихотворений, написание складов, слов, предложений.

Раздел 3. Организационный

3.1. Режим дня

Обучение чтению проходит в форме групповой и индивидуальной образовательной деятельности один раз в неделю, во второй половине дня.

Длительность деятельности 20 минут.

3.2. Перспективное планирование работы педагога

1-й год обучения

Квартал

Основное содержание работы

I

Закрепить знания о гласных звуках. Знакомство с кубиками Зайцева. Познакомить детей со звучащим словом. Знакомство с понятием  «ударный звук». Учить читать сочетания гласных звуков, используя кубики Зайцева. Учить составлять свое имя из складов, используя кубики.

II

Учить составлять «поезда» из кубиков с буквами О, Е, У, Ю.Учить находить и называть слоги МА, МУ, МЫ, МУ, МЭ, МИ, используя кубики. Учить читать слоги с буквой «П», используя кубики. Учить читать слоги с буквой «Б»

III

 Учить читать слоги с буквой «С». Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя кубики. Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя таблицу.

2-й год обучения        

Квартал

Основное содержание работы

I

Закрепить умения  составлять «поезда» из кубиков с буквами О, Е, У, Ю.

Закрепить умения выделять и показывать определённые склады; учить графически оформлять склады и классифицировать.

II

Учить писать односложные слова по таблице, составлять слова из кубиков. Упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку.

III

Закрепить навык чтения слов, умения печатать слова в тетради.

3-й год обучения

Квартал

Основное содержание работы

I

Закрепить умения определять первый звук в слове. Повторить правила написании заглавной буквы имен и фамилий. Закрепить навыка чтения слов. Учить петь попевки с опорой на таблицу.

II

Закрепить умения читать и печатать предложения. Закрепить умения петь попевки опираясь на таблицу.

III

Автоматизировать  умения читать простые тексты рассказов, сказок.

3.3. Традиционные праздники, развлечения и события.

Игровой компонент – неотъемлемая часть обучения воспитанников. На протяжении всего периода обучения для воспитанников проводятся тематические мероприятия, включающие в себя игры.

Наименование мероприятия

Сроки
проведения

Группа

Праздник «Волшебные кубики»

Октябрь

1-й год обучения

Праздник - сюрприз

Ноябрь

1-й год обучения

Командная игра «Магазин игрушек»

Декабрь – январь

2-й год обучения

Игра «Живое слово»

Февраль

3-й год обучения

Игра в командах «Загадки – отгадки»

Март – апрель

3-й год обучения

3.4. Описание материально-технического обеспечения программы.

Наименование

Количество

Кубики Зайцева

1 комплект

Таблицы

1 комплект

Магнитофон

1

Диски с попевками

1 комплект

Тетради в большую клетку

По кол. детей

Ручки

По кол. детей

Карандаши простые

По кол. детей

Карандаши цветные

По кол. детей

Произведения и стихотворения известных детских писателей и поэтов

Список литературы:

«Кубики Зайцева». Комплект для группы. Учебное пособие. – СПб., 2012.

Октябрь

срок

форма

Содержание и цели.

1-я неделя

Театрализация «Колобок»

Цели: Познакомить детей с термином «слово», используя сказку «Колобок». Расширить представления о многообразии слов. Учить дифференцировать вопросы кто? что?;  

(Графические игры в тетрадях).

2-я неделя

Игра:

 «Гласные прекрасные»

Цели: Закрепить знания о гласных звуках. Знакомство с кубиками Зайцева. Познакомить детей со звучащим словом. Знакомство с понятием  «ударный звук».

Графическое изображение буквы «А»

3-я неделя

С\ролевая игра: «Магазин»

Цели: Закрепление знаний о гласных звуках. 

Д\игра «Найди и назови», используя кубики Зайцева.

Упражнение  «Назови слово на заданный звук» в с\ролевой игре «Магазин».

Цель: упражнять детей в нахождении слова на заданный звук в начале слова.

4-я неделя

Прогулка:

«На необитаемом острове»

Цели: Закрепить знания о гласных звуках. Упражнять детей в нахождении заданных гласных звуков. Учить читать звуковые сочетания гласных звуков ИА, ИО, ИУ, ИОА, ИАО, ИУА, используя кубики Зайцева.

Графическое изображение буквы «У», рисунок на песке.

Ноябрь

Срок

форма

Содержание и цели:

1- я неделя

Занятие – загадка: «Слепой крот»

Цели:  Учить читать сочетания гласных звуков, используя кубики Зайцева. Развивать тактильные ощущения, уметь на ощупь отгадать букву. ( Игра «Слепой крот»). Учить правильно называть предметы мебели, уметь классифицировать предметы по ряду признаков.

Графическое изображение буквы «О» и сочетания гласных звуков АО, УА, АУ.

2- я неделя

Рисование:

«Волшебные пальчики»

Цели: Учить подбирать слова на заданный звук.

 Учить находить и показывать букву Э в словах.

Учить читать сочетания гласных звуков, используя кубики Зайцева. Развивать мелкую моторику рук  (графическое изображение буквы, раскрасить используя цветной карандаш). Учить описывать предмет не называя его.

3-я неделя

Аппликация:

«Волшебная буква».

Цели: Учить читать сочетания гласных звуков, используя кубики Зайцева. Учить находить и показывать букву И. Графическое изображение буквы используя аппликацию из рваной бумаги.

4-я неделя

Диктант:

«Найди и покажи»

Цели: Уметь находить гласные звуки и сочетание звуков в таблице.  Д\игра «Диктант с указкой». Уметь подбирать к сущ., прилагательные (игра в кругу с мячом). Уметь находить и показывать букву Ы в словах.

Графическое изображение буквы «Ы», и сочетание гласных звуков по выбору.

Декабрь

Срок

форма

Содержание и цели:

1-я неделя

Итоговое мероприятие

Цели: Развивать чувство ритма (по образцу) («Повтори ритмический рисунок».)

 Закрепить умение чтение слияние гласных звуков и находить слияния на слух (работа с таблицей)

2-я неделя

Д\игра: 

«Как тебя зовут»

Цели: Учить согласовывать существительные с числительными. (Лексико-грамматическая работа «Сосчитаем снежинки»). Упражнять детей в употреблении и согласовании пространственных предлогов (на, под, в, за, перед, у). Учить составлять свое имя из складов, используя кубики.

3-я неделя

Игра - классификация

Цели: Учить составлять свое имя из складов, используя кубики.

 Закрепить умение классифицировать предметы (игра «Подбери пару») Графическое изображение своего имени, упражнение «Повтори».

4-я неделя

Занятие - экскурсия:

«На молочной ферме»

Цели: Учить составлять свое имя из складов, используя кубики.

Познакомить с согласными звуками, со звуком и буквой М. Составить из счетных палочек букву М. Графическое изображение буквы «М».

Январь

Срок

форма

Содержание и цели:

1-я неделя

Игра: «Кто первый»

Цели: Развивать чувство ритма (по образцу) в рамках подготовки к обучению письму  («Повтори ритмический рисунок»). Учить различать и называть первый звук в слове.

Учить составлять и читать слово МАМА.

2-я неделя

 Занятие-развлечение: «Мягкие и твердые согласные»

Цели: Укрепить артикуляционный аппарат специальными упражнениями.   Учить находить и называть слоги МА, МУ, МЫ, МУ, МЭ, МИ, используя кубики. Игра с кубиками «Эхо». Познакомить с мягкими и твердыми звуками. Развивать слуховое внимание (игра «Будь внимательным»).

3-я неделя

Рисование: «Папа»

Цели: Развитие мелкой моторики рук (Рисование портрет папы). Познакомить с новым звуком и буквой П. Игра с кубиками «Эхо». Учить графически изображать слова ПАПА.

Дидактическая игра «Поймай звук»

 Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации твердых и мягких согласных звуков .

4-я неделя

Хореография: «Веселый слог»

Цели: Познакомить со слогами. Учить читать слоги с буквой П, используя кубики. Игра с кубиками «Эхо».

«Слова – противники».

Цель: обогащение лексикона детей антонимами.

Февраль

Срок

форма

Содержание и цели:

1-я неделя

Выставка:

«Любимая игрушка»
(
Дифференциация [п] и [п ,], [м] и [м ,]. Закрепление умения изменять слово при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.)

Цели: Упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков [п] и [п ,], [м] и [м ,].

( Дидактическая игра «Поймай звук»). Формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

2-я неделя

 Совместная деятельность:

«Чем заканчивается сказка»

Цели: Развивать у детей логоритмику, дикционные навыки, интонационную выразительность (Скороговорка «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели»). Познакомить со звуком и буквой Б. Написание слова БАБА. Развивать умения заканчивать предложение.

3-я неделя

Рисование:

«Бордюры»

Цели: Учить читать слоги со звуком «Б». Игра с кубиками «Эхо»

Развитие мелкой моторики рук («Бордюры»). Развивать чувство ритма в изображении.

4-я неделя

Игра:

«Дикие и домашние животные»

Цели: Закрепить умения разделять слова на слоги. Упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков по мягкости и твердости.

Игра «Дикие и домашние животные». Обогатить словарь глаголов («Что делает это животное?»).

«Штриховка». Подбери букву к предмету.

        

Март

Срок

форма

Содержание и цели:

1-я неделя

Игра «Поезд»

Закрепить умения находить склады и выстраивать «поезд» со звуком «Б».

Печатать склады в тетради.

2-я неделя

Развлечение: 

«Эхо»

Цели: Учить читать слова со звуком «Б». Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя таблицу .

3-я неделя

П\игра:

«Цепочка»

 Цели: Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя кубики.

Написание слов с кубиков в тетрадь.

4-я неделя

Анализ деятельности детей

Цели: Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя таблицу. Диктант с указкой. Написание слов с таблиц.

Апрель

Срок

форма

Содержание и цели:

1-я неделя

Поэтический час

Цели: Учить читать стихотворения с выражением. Чтение стихотворения

М. Садовского «Хотел я снежинку домой принести».

 Знакомство с буквой и звуком «С» Игра с кубиками «Эхо».

Графическое изображение буквы «С»

2-я неделя

Развлечение: 

«Живые звуки»

Цели: Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя таблицу .

Графическое копирование слов со звуком «С». (игра «Живые звуки»).  Упражнения «Соедини стрелками»

3-я неделя

П\игра:

«Цепочка»

 Цели: Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя кубики.

4-я неделя

Анализ деятельности детей

Цели: Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя таблицу. Диктант с указкой.