Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Чернова Елена Александровна

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.

Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.

Цели: 

  • Познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «З».
  • Уточнять артикуляцию звуков [з – з`];
  • Упражнять детей в определении места звуков [з – з`] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с`] и [з`]);
  • Объяснять значение слов-паронимов (отличающихся одним звуком);
  • Знакомить с буквой З; закреплять образы букв.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Стимулировать речевую активность.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_z.pptx138.42 КБ
Файл zvuk_i_bukva_z.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А БС О МСК У СДПСВС

Слайд 5

слеза

Слайд 6

сазан

Слайд 7

засов

Слайд 8

зоосад

Слайд 9

сервиз



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.

Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.

Цели: 

  • Познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «З».
  • Уточнять артикуляцию звуков [з – з`];
  • Упражнять детей в определении места звуков [з – з`] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с`] и [з`]);
  • Объяснять значение слов-паронимов (отличающихся одним звуком);
  • Знакомить с буквой З; закреплять образы букв.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Стимулировать речевую активность.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.

Ход НОД:

- Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты).  Белоснежке одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.

1 конверт.   

 – Ребята, с какими звуками мы знакомились на прошлом занятии? (со звуками С – С`)

На экране написана цепочка букв: АБСОМСКУСДПСВС.

Задание: найти все буквы С в цепочке и определить, сколько их.(5 букв)

Игра «Не зевай – продолжай».

- Ребята, сейчас вы должны по порядку называть звуки, которые записаны в цепочке соответствующими буквами, и подобрать к ним слова, начинающиеся на эти звуки. Например: А – аист, Б – банан, Б` - бизон. Вы готовы?

 2 конверт.       Упражнение «Измени слова». (с мячом проводится в кругу).

- Слушайте задание. Тот, кто поймает мяч, должен добавить в начало слова, которое я назову звук [с] и назвать,  получившееся слово, например: варить – сварить. Вам все понятно? Тогда начнем.

Ходить – сходить

Клеить – склеить

Катать – скатать

Бегать – сбегать

Клевать – склевать

Летать – слетать

Петь – спеть

3. конверт.         

-  Послушайте стихотворение.

Найдем ее мы в звездочке,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

- Какой звук я выделяла в словах? ([з – з`]). Вот вы и назвали звуки, с которыми нам предстоит сегодня встретиться.

 - Как расположены губы? (Губы в улыбке.)

 - А зубки?  (Зубы сомкнуты заборчиком и создают преграду для воздушной струи)

 - Что делает язычок?  (Кончик языка упирается в нижние зубы, пустил ветерок, включил голосок и звонко – звонко запел: з – з – з. Получилась новая песенка – это песенка комара. Давайте все вместе позвеним з – з – з. Вот так поёт комар, когда летит и смотрит, кого бы укусить. Ну – ка, позвеним ещё.  (выполняем упражнение)

 З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом; (забор)

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом. (зима)

- Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).

- Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Физминутка «Жили-были зайчики».

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
На лесной опушке. 
(хлопают в ладоши)
Жили-были зайчики 
(показывают ушки)
В маленькой избушке. 
( показываем домик)
Мыли свои ушки, 
(трут ушки)
Мыли свои лапки, 
(ладони моем)
Наряжались зайчики, 
(движения сверху-вниз по туловищу)
Надевали тапки. 
(показывают)

4.Конверт         Игра «Найди слово».

- Сейчас я назову три слова, вы должны найти из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з], но сначала, скажите, чем эти звуки похожи и назовите их отличия.

Варианты слов: глаза, слеза, зонт; скамейка, сазан, зорька; узор, скакалка, засов; маска, зоосад, фазан; сарафан,сервиз, казаки.

-  Молодцы! А теперь определите место звука [з] в найденных словах.

- В слове слеза звук [з] находится в середине слова.

- В слове  сазан звук [з] находится в середине слова.

- В слове  засов звук [з] находится в начале слова.

- В слове  зоосад звук [з] находится в начале слова.

- В слове  сервиз звук [з] находится в конце слова.

5.Конверт                              Работа в парах по карточкам.

– Ребята, в  русском языке немало слов, которые различаются на слух всего одним звуком. Слова эти звучат очень похоже, а смысл имеют разный. Сейчас, вы будете работать в парах. Каждый из вас получит карточку, на которой написано слово. Вы должны прочитать слово и объяснить его значение своему соседу. Готовы? 

Суп – зуб

Сима - зима

Коса - коза

Сахар – Захар

Лиса - Лиза

Роса – роза

Сев - Зев

«З» - смешная завитушка.

«З» - закручена как стружка.

-Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з,]. 

Демонстрация буквы, из каких элементов состоит – из двух полуколец, соединённых между собой,или двух неполных кругов, на что похожа буква «З»- на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов.

Ребята, посмотрите, что  нарисовано на вашей картинке и закрасьте букву З рядом с зайчиком синим или зеленым карандашом, в зависимости от того, какой звук она обозначает в этом слове – твердый или мягкий.

- С какой буквой мы сегодня встретились?

- Над какими звуками мы сегодня работали?

- Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Суп – зуб

Коса - коза

Лиса - Лиза

Сев - Зев

Сима - зима

Сахар – Захар

Роса – роза

Сима - зима


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте. Тема: Звуки К, Кь и буква К.

Коррекционно-образовательные.  Закрепить характеристику звуков К, Кь, познакомить с буквой К. формировать умение определять первый звук в слове, учить читать, формировать навыки работы над предло...

Конспект НОД в подготовительной группе.Обучение грамоте звуки [ф],[ф^], буква Фф

Конспект НОД в подготовительной группе.Обучение грамоте звуки [ф],[ф^], буква Фф...

Презентация по развитию речи в подготовительной группе. Обучение грамоте. тема Звук и буква "Г"

Презентация по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: звук и буква Г...

Конспект НОД в подготовительной группе обучение грамоте на тему «Гласный звук «У». Буква У».

Цель: Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Формирование умения узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [у] в словах. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы ...

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [З – З`] и буква З.

В данном материале представлены приемы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают....