Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [З – З`] и буква З.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.
Тема: Звуки [З – З`] и буква З.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.
Тема: Звуки [З – З`] и буква З.
Цель: дифференциация звуков [з]-[зь] в словах, обозначение на письме буквой З.
Задачи:
1. Познакомить со звуками [З], [З’], буквой З.
2. Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.
3. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.
4. Закреплять навык давать характеристику звукам, научить обозначать звуки [з]-[зь] буквой З.
5. Развивать связную речь (умение отвечать полным ответом).
6. Воспитывать интерес к занятиям.
Ход занятия:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Называем гласные. Почему они гласные. Называем согдасные. Почему они согласные.
Какую букву изучали на прошлом занятии. Придумайте слова, чтобы звук Б мы слышали вначале слова. А теперь звук Б
Воспитатель:
- Сегодня зайка предлагает нам познакомиться с его любимыми звуками. А вот с какой мы сегодня познакомимся? вам подскажут загадки.
Загадки:
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком. (зайка)
Эта палка станет крышей,
Если в дождь из дома вышел! (зонт)
За стеклом живой портрет,
Смотришь – есть, ушел – и нет (зеркало)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (зима)
Воспитатель: С какого звука начинаются все слова - отгадки? (З)
Правильно. Мы будем сегодня изучать этот звук
- Звук З, он какой, согласный или гласный? (согласный) Почему? (не поется) преграда во рту есть, значит согласный
Звонкий или глухой? «Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [З].
Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]?»
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
Звук [З] - звонкий.
Твердый или мягкий в слове Заяц? (твердый)
ЗВУК «З» - «песенка комара», преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком. (забор, забота, заря, заяц, звук, здоровье, знак, знамя, золото, зонт, зрачок, зуб, завод, загар, загадка, заноза, зубочистка, заглушка, застёжка, запах, замазка, завтрак)
- Как вы думаете, есть ли у звука [З] родной братик? (да, звук [З’])
- Произнесите звук [З’]. Расскажите он какой? (согласный, звонкий, мягкий)ЗВУК «ЗЬ» - преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком (земля, зеленый, земляника, зерно, зенитчик, зёрнышко, зефир, зимовье, зима, зебра, зеркало, зяблик)
Придумать слова на звукЗ
За-за-за-на лугу стоит коза
Зу-зу-зу- вместе мы пасли козу
Зы-зы-зы- колокольчик у козы
За-за-за – уходи домой коза
Игра «Поймай звук»
Воспитатель: Мы поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить разные звуки, а вы внимательно слушайте и хлопайте в ладоши, когда услышат звук [З]: «С», «З», «Т», «Ш», «С», «Ж», «З», «С», «З».
Упражнение «Слушай внимательно».
Хлопните в ладоши, когда услышите звуки [з], [з’] в словах:
зонт, жаба, корзина, мак, зебра, жираф, рыба, земляника, суп, медуза, насос, замок, забор.
Залп, запас, разведчик, засада, защита, знамя.
Игра: «4ый лишний».
Воспитатель: ребята. я вывешиваю картинки, вы произносите слова, в трех
словах этого задания есть звук (З) или (ЗЬ), а в четвертом слове его нет.
РОЗА АРБУЗ ЗАМОК ……..
Необходимо назвать «лишнее» слово.
Игра «Сигнальщики»
Воспитатель: Каждую картинку, где есть звук З надо разобрать:
- сколько слогов в слове, прохлопать;
- определяем где находится звук з (начало, середина, конец)
Физминутка
Игра «Зайка». Дефектолог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.
Зайка беленький сидит и ушами шевелит. (Дети приседают, поднимают руки ладонями вверх и покачивают ими.) Зайке холодно сидеть — надо лапочки погреть. (Дети истают, потирают руки и хлопают в ладоши.) Зайке холодно стоять — надо зайке поскакать. (Дети прыгают.)
Мишка зайку испугал — зайка скок и ускакал. (Дети имитируют походку медведя. Затем прыгают.)
Воспитатель: Ребята, а чем отличается звук от буквы.
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Воспитатель: Какой же буквой обозначается звук З на письме?
Дети: Буквой З.
Знакомство с буквой З. На доску вывешивается картинка с буквой «З».
Буква З и цифра три,
Как родные две сестры.
Ты внимательно смотри:
Пишем З, как цифру три.
Воспитатель показывает, как пишется буква З и затем помещает букву З в синий домик для согласных.
Затем воспитатель выдаёт детям прописи, и дети учатся писать букву З в прописях (Приложение 1).
Во время работы в прописях, на 2-3 минуты дети прерываются на пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять –
В домик спрятались опять. Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
Игровое упражнение «Прочитай слоги»
Дефектолог предлагает детям прочитать написанные на доске слоги.
Задание А сейчас давайте мы вернемся к первым словам ЗОНТ и Зима и разберем по звукам.
Задание. Составим предложение со словом заяц.. Схему я черчу
ИТОГ занятия
- Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
- Что для вас было трудно?
-Воспитатель: Ребята! Вы сегодня все старались. Вы большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.
Очень важно развивать речь....

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.
Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.Цели: Познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «З».Уточня...

Презентация по развитию речи в подготовительной группе. Обучение грамоте. тема Звук и буква "Г"
Презентация по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: звук и буква Г...

Конспект НОД в подготовительной группе обучение грамоте на тему «Гласный звук «У». Буква У».
Цель: Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Формирование умения узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [у] в словах. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы ...

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [З – З`] и буква З.
В данном материале представлены приемы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звуки П и П`. Буква П Цель: познакомить с согласными звуками П и Пь, буквой П.
ЗадачиКоррекционно-образовательные:- формировать представления о речевых звуках и буквах;- совершенствовать представления о гласных звуках;- формировать умение давать характеристику звуку по акустичес...

