Занятие по обучению грамоте «Поможем Незнайке»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Комлик Валентина Николаевна

Занятие по обучению грамоте «Поможем Незнайке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте «Поможем Незнайке»

Подготовительная группа

Программные задачи:

продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов, составлять схемы слов;

закрепить умение различать твёрдость и мягкость согласных;

составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нём;

закреплять навыки чтения;

учить детей согласовывать существительные с числительными в роде и числе;

развивать мелкую моторику рук;

учить проговаривать скороговорку и логоритмические упражнения;

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; развивать внимание, логическое мышление;

воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других

Ход занятия.

Воспитатель:  Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошёл со мной сегодня утром. Когда я шла в детский сад, то на высоком дереве увидела ворону.

У неё в клюве был какой-то мешочек. И как только я подошла ближе к дереву,

ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам, а следом за ним и

какие-то обрывки бумаги.  Я подняла мешочек и посмотрела, что в нём.

И вот, что я увидела.

(Воспитатель достаёт записку с каракулями). 

Видите, ребята, какая-то бумажка с непонятными буквами. Из всех букв я узнала

только одну, написанную внизу. А вы узнали эту букву?

Дети: Это буква «Н»

Воспитатель:  А как вы думаете, что она может обозначать?

Воспитатель: Может быть, это первая буква чьего-либо имени?

Какие имена вы знаете, которые начинались бы на звуки «Н» и «Нь»?

Воспитатель: А имя нашего друга, Незнайки, с какого звука начинается?

Воспитатель:  Ребята, мне кажется, это Незнайка прислал нам такую записку.

 Ведь он кроме буквы «Н» никакой другой не знает. Но непонятно, что он хотел нам написать? Ребята, здесь без нашего волшебного стёклышка не обойтись.

(Воспитатель достаёт стёклышко). 

Сейчас я попробую прочитать записку. Помогите мне и скажите волшебные слова.

 Ра-ра-ра, ра-ра-ра –  начинается игра.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро – ты лети моё перо
Ры-ры-ры, ры-ры-ры – подарили нам шары

Ру-ру-ру, ру-ру-ру – продолжаем мы игру:

Воспитатель:  Вот, теперь мне всё ясно. Это действительно записка от Незнайки.

Вот что он хотел нам сообщить: «Дорогие ребята! Мне так понравился ваш рассказ про волшебную страну Грамотеев, что я сам решил в ней побывать. Отправляюсь в путешествие на бумажном змее. До встречи! Ваш Незнайка.»

Ах, вот что это за обрывки бумаги – это бумажный змей нашего Незнайки. Но он испорчен почему-то. Что же случилось? На змее что - написано…

Составляют слова из обрывков:

БЕЛ-КА      ШИШ-КА     ДЕ-РЕ-ВО

Сколько слогов в каждом слове?

Какой звук первый? Какой он?

Открывается дерево.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, какое красивое  дерево и листья на нём необычные.

Воспитатель:  Ребята, смотрите, здесь какое-то письмо. Сейчас я его прочитаю:

«Вы найдёте своего друга, если справитесь с моими заданиями. Я хочу узнать, знаете ли вы звуки, буквы, умеете ли читать, составлять схемы предложений. Поспешите! Баба Яга!»

Ребята, коварная Баба Яга приготовила нам задания, с которыми нам обязательно нужно справиться. Нам нужно быть очень внимательными, иначе с Незнайкой

может случиться беда. Вы готовы помочь ему? Тогда давайте посмотрим, что же это за задания?  

НЕЗНАЙКА – на каждой букве - задание.

Задание 1.

Отгадайте загадку:

       Зверька узнаем мы с тобой по двум простым приметам:

       Он в шубе серенькой зимой, а в шубе рыжей летом. (БЕЛКА)

Работа со словом.

Детям раздаются буквы, они составляют слово на доске.

Составление схемы слова на столах. Звукобуквенный анализ слова.

Предложить буквы «У»   «А»   « П» .

Дети заменяют их и получают новые слова:  булка, балка, палка.

Задание 2. Соедините слово со схемой, к которой оно подходит.

У детей карточки с картинками и схемами слов.

Слова: ЛУК  МЕЛ  ЛИСА  ШАРЫ

К слову ЛИСА нет схемы. Одна схема не подходит ни к какому слову

Воспитатель: Ребята, а давайте нарисуем  схему к слову ЛИСА.
Каждый ребёнок самостоятельно выкладывает схему.

Затем вместе - звукобуквенный анализ слова.

 

Задание 3.Чтение слогов из таблицы и составление слов на тему «Животные»

КОРОВЫ, СОБАКИ, БАРАНЫ, ВОРОНЫ.

КО

БА

НЫ

БА

РО

НЫ

СО

РА

ВЫ

ВО

РО

КИ

Кто здесь лишний? Почему?

«Число-слово».(1-3-5)

  «Чего нет?

Физкультминутка.

Я читаю слова, а вы находите место звука в слове.

В начале слова – присесть

В середине слова – похлопать в ладоши

В конце слова – подпрыгнуть

Нет звука – стоим молча.

НОЧЬ    ЛУНА     НОЖ   БАРАН   ТРУБА   НОСОРОГ    ВОРОН    КАРАНДАШ   КАНИКУЛЫ   НОЖНИЦЫ   БАРАБАН   СТОЛ   АНАНАС     КАРТИНА   ДИВАН

КОНЬ    НАКЛЕЙКА     ЛУНТИК   БЕГЕМОТ

Задание 4. 

Составить предложение по картинке.

Составьте по картинке несколько предложений.

Нарисована схема предложения из трёх слов.

Из скольких слов должно состоять предложение? Почему?

(Дети отвечают и придумывают предложения).

Составьте новое предложение.

Разбор предложения.

Выкладывание схемы на столах.

Воспитатель читает предложения из одного, двух, трёх слов.

Дети показывают соответствующие схемы.

МАРИНА ВСТАЛА РАНО УТРОМ.

МАМА  ПРИГОТОВИЛА ЗАВТРАК.

ДЕВОЧКА ЗАКАЛЯЕТСЯ.

Задание 5. Таинственные записки.

На листочках у детей написаны буквы, слоги и слова, где части букв стёрты. Восстановить записку.

Задание 6. Закончить предложение  словами-неприятелями.

Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)                                      

Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)                          

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)                                          

Суп горячий, а компот - … (холодный)                                              

Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)                                                    

Дедушка старый, а внук  - … (молодой)

 Волк летом сытый, а зимой … (голодный)                                          

Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)                                                

Лужа мелкая, а река … (глубокая)                          

Задание 7.  Выложите первую букву своего имени.

Дети из ниток выкладывают буквы.

Задание 8. Замени букву                                     

 ЛАК – ЛУК  

Если заменить букву в середине слова, то получится овощ,

который растет на грядке и от него все плачут. Что это за овощ?

СУК – СОК

          Буква У из серединки убежала.

          Если ее заменить, то получится вкусный напиток из фруктов.

          Что же это такое?

 РАК – МАК

Заменим первую букву, чтобы получилось название яркого красного цветка.

Что это за цветок?

           РОТ– КРОТ

          Если в начало этого слова добавить букву, то получится маленький слепой зверек,

          который роет под землей подземные ходы. Что же это за зверь?

          КРОТ – КОТ

         Теперь из середины нужно убрать букву, чтобы получилось домашнее животное.

Воспитатель: Ну что же, ребята, вы справились со всеми заданиями Бабы-Яги

 и попали в Страну Грамотеев. Значит, Незнайка где-то здесь. Ну а если мы попали в страну грамотеев, то нужно показать здесь, что мы тоже грамотеи.

 Давайте жителям этой страны расскажем нашу скороговорку.

Игра «Дятел» (скороговорка)

Дятел дерево долбит

День-деньской кору дробит.

Дятел лечит древний дуб.

Дубу добрый дятел люб.

Воспитатель:  А вот и Незнайка!

Незнайка: «Ребята, как я рад вас видеть!».

Воспитатель: А что случилось?

Незнайка: Я заблудился в лесу и попал к Бабе-Яге. Мне удалось послать вам записку. Вы прочитали её?

Воспитатель: Нет, Незнайка, как же мы можем её прочитать?

Ведь там одни каракули. И чтобы найти тебя, ребятам пришлось немало потрудиться. Баба Яга приготовила нам трудные задания, но дети справились с ними.

Они придумывали слова со звуками, составляли схемы слов, предложений, находили лишнее слово, выкладывали первую букву своего имени.

Незнайка: Я тоже хочу всему этому научиться.

Воспитатель: Оставайся у нас, и ребята всему тебя научат!

А мы с вами скажем волшебные слова и вернёмся в группу.

ОР-ОР-ОР-ОР – мы закончим разговор!

РА-РА-РА , РА-РА-РА  - вот и кончилась игра!

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? А что запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная презентация к занятию по обучению грамоте "Поможем Регеко"

презентация является приложением к занятию по обучению грамоте "Поможем Регеко"...

Занятие с детьми старшей группы по обучению грамоте "Поможем Незнайке"

Учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твёрдость и мягкость согласных; составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нём; формировать умен...

НОД с детьми старше - подготовительного возраста с диагнозом ФФНР по подготовке к обучению грамоте «Поможем Незнайке».

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте предназначен для детей  старшего дошкольного возраста с диагнозом ФФНР.  В ходе НОД закрепляется, уточняется произношение звуков Н, Нь, развивае...

Занятие по подготовке детей к обучению грамоте "Поможем Незнайке"

Занятие с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте "Поможем Незнайке"...

Обучение грамоте "Поможем Незнайке"

Программные задачи:Продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твёрдость и мягкость согласных; составлять схему предложения, определять первое, второе, третье...

Занятие с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Поможем Незнайке»

Программные задачи:Закрепить знания детей о звуке, слоге, слове.  Продолжать учить детей проводить фонетический разбор  слов;  находить место звука в слове, познакомить с согласной букв...