Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками « ж и ш»; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах;
учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками «ж –ш»; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_razvitiyu_rechi.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте)
Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\
П/з: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками « ж и ш»; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах;
учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками «ж –ш»; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Оборудование: 1. Иллюстрации с изображениями большого и маленького жука, большой и маленькой змеи.
2. Лесенка из картона, фигурки жука и змеи.
Ход:
- Доброе утро, ребята! Давайте сделаем кружок, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. Садитесь, пожалуйста. Прежде чем я расскажу вам, о чем мы сегодня будем говорить, отгадайте, пожалуйста, загадки.
1. Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издает жужжащий звук.
При полете толстый… (жук)
2. Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя
По земле ползет… (змея)
- Сегодня мы с вами будем говорить о звуках ж – ш, научимся их произносить отчетливо, научимся находить эти звуки в словах и слова с этими звуками в стихотворениях.
- Скажите, пожалуйста, какой звук издает жук? (ж-ж-ж). Давайте договоримся, что такой звук мы будем показывать так (поставить руку перед грудью и подвигать вверх-вниз).
- А теперь вспомните, пожалуйста, какой звук издает змея (ш-ш-ш). Его мы будем показывать вот так (зигзагообразное движение кистью от себя). Давайте еще раз повторим: летит жук, ползет змея (дети показывают).
- Давайте представим, что летит большой жук (картинка вешается на доску). Как он будет жужжать и как вы его покажете (громко)? А маленький? (картинка вешается на доску). А как будет шипеть большая змея? А маленькая?
- Давайте сделаем гимнастику для глаз.
В гости жук к нам прилетел,
Зажужжал и запел.
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на носик хочет сесть,
Не дадим ему присесть!
- Встретились однажды жук и змея. И стали они спорить, кто из них быстрее. Жук говорит: «Я быстрее! За день я пролетаю километры полей». Змея говорит: «Нет, я быстрее! Я проползаю километры лесов». Спорили они, спорили и решили, что тот быстрее, кто первым поднимется на эту лесенку. Ребята, вы хотите им помочь? Давайте проведем соревнование по командам и выясним, кто быстрее: жуки или змеи (дети делятся на две команды, у подножия лесенки выставляются фигурки змеи и жука).
- Итак, поднимаемся по ступенькам. Первое задание – «Найди звук». Я буду называть вам слова, каждой команде по очереди. Если вы слышите звук Ж, показываете, как летит жук, если слышите звук Ш, показываете, как ползет змея, если не слышите ни одного из этих звуков, ручки на коленочках. Противоположной команде не подсказываем. Готовы? (да)
Ежик, кошка, мышка, ложка, кашка, вилка, рыжик, палка, уши, шар, прыжок, снежок.
Фигурка выигравшей команды поднимается на ступеньку выше.
- Второе задание «Чистоговорки». Я буду произносить для каждой команды чистоговорки со звуками ж и ш, а вы повторяете. Чья команда произнесет правильно, четко и дружно, фигурка той команды поднимется на ступеньку выше.
жа – жа – жа – на скамейке два ежа
жу – жу – жу - я вам сказку расскажу
ши – ши – ши – спят в кроватках малыши
ша – ша – ша – точили два карандаша
- Третье задание – «Зарядка с жуком и со змеей»
1. На лужайке, на ромашке (идем на месте, машем руками)
Жук летал в цветной рубашке.
Жу – жу – жу, жу – жу – жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь (наклоны вправо, влево)
Низко-низко наклоняюсь (наклон вперед).
2. Змея ползет лесной тропой, (зигзагообразное движение правой рукой)
Как лента, по земле скользит (зигзагообразное движение левой рукой)
И мы движение такое
Всем телом можем повторить (извиваемся всем телом)
- Четвертое задание – «Кто больше?». Я читаю стихотворение, а вам надо запомнить как можно больше слов со звуками ж и ш.
Ромашки
Нарядные платьица, желтые брошки.
Ни пятнышка нет на красивой одежке.
Такие веселые эти ромашки.
Вот-вот заиграют, как детки, в пятнашки.
- Пятое задание – «Скороговорки». Кто правильно и быстро скажет скороговорку, та команда поднимется на ступеньку выше.
1. Еж, еж, где живешь? Еж, еж, что несешь?
2. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
3. Слишком много ножек у сороконожек.
4. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.
5. Шесть мышат в камыше шуршат.
6. У крошки матрешки пропали сережки.
- Итак, ребята. Наше соревнование закончилось. Давайте посмотрим на лесенку, кто же был быстрее и добрался до вершины первым?
- Ребята, вам понравилось наше занятие? Что было самым интересным? А самым трудным? Вы все молодцы, спасибо вам за работу.