Консультация для родителей детей подготовительной группы "Игры для обучения грамоте"
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (подготовительная группа)

Утехина Екатерина Александровна

Консультация для родителей о том как выработатьу детей старшего дошкольного возраста практического навыка деления слов на слоги, фонетического разбора слова, определение места звука в слове, фонематического слуха, мыслительных операций, соединения звуков  в слоги и моделирования новых слов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для обучения грамоте

Для выработки практического навыка деления слов на слоги, фонетического разбора слова, определение места звука в слове, фонематического слуха, мыслительных операций, соединять звуки в слоги и моделировать новые слова мы проводим с детьми следующие игры:

«Договори слово», «Добавь слог» педагог произносит первый слог, а дети –второй (мет-ла, пче-ла, пи-ла, ка-ша).

В игре «Где живёт слово» ребёнок должен поделить его на слоги (хлопочками) просчитать количество слогов, затем поселить картинку в соответствующий домик: с одним окошечком, с двумя окошечками, с тремя окошечками.

В игре «Закончи предложение» дети учатся строить полные, логически завершённые предложения. Дети поочерёдно удлиняют предложение на одно слово.

В игре «Цепочка слов» развивается фонематический слух, активизируется словарь. Называется слово, затем на последний звук в слове дети, называют другое слово, которое начинается с этого звука.

Игра «Кто больше придумает слов?» проводится с читающими детьми. Она активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы, например: апельсин можно получить слова ель, пень, липа, пила, лиса, пан, сан, лес.

Игра «Сложи словечко» помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самолёт – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосёт) и т. д.

Игра «Убери звук» — детям предлагается прочитать слово, затем убрать первый или последний звук и получится новое слово.

Игра «Логопедическая ромашка» — сердцевина — изучаемый звук или пара дифференцируемых звуков (р-л, с-ш, з-ж), лепестки – картинки, где присутствует этот звук, дети раскладывают картинки с заданным звуком к соответствующим сердцевинкам;

Игра «Логопедическое лото» — каждую картинку лото необходимо закрыть соответствующей первой буквой слова;

Игра «Собери слово по первым буквам» — по первым буквам картинок, ребенок составляет слово, читает его и делает звуковой анализ;

Игра «Буквы рассыпались» — детям демонстрируются картинки, и логопед предлагает собрать к этим картинкам слова из рассыпанных букв магнитной азбуки.

Игра «Кто пришел в гости?» — детям раздаются карточки со схемами, где написаны одни гласные (_И_А), им необходимо подобрать согласные звуки, чтоб получились имена детей, которые пришли в гости.

Игра «Раз, два, три парочку себе найди» — дети получают картинки с изображением животных, по команде ведущего «раз, два, три парочку себе найди» дети должны объединиться по схожим первым звукам парами согласный твердый согласный мягкий (лиса-лось, утка-улитка, заяц-зебра).

Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Обучая грамоте, необходимо предусмотреть систематическое повторение и закрепление усваиваемого материала, применение таких упражнений, способствует закреплению приобретенных ранее знаний и умений.

                          УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ:

  • Звук – мы слышим и произносим.
  • Буквы мы пишем и видим.
  • Звуки бывают гласными и согласными.
  • Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки).
  • Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
  • Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
  • Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
  • Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
  • Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
  • Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
  • Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
  • Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
  • Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
  • Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова».

Основная задача работы по подготовке к обучению грамоте – это формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимае...

Тест для детей подготовительной группы по обучению грамоте

Может  использоваться  для мониторинга уровня  знаний  по обучению грамоте....

Консультация для родителей на тему: «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:  «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»...

Конспект для детей подготовительной группы по обучению грамоте Тема «Игрушка»

Конспект для детей подготовительной группы по обучению грамотеТема : «Игрушка»...

Конспект ООД для детей подготовительной группы по обучению грамоте Тема : «Игрушка»

Конспект ООД для детей подготовительной группы по обучению грамотеТема : «Игрушка»...

консультация для родителей как подготовить ребенка к обучению грамоте

Грамота –       это    овладение умением      читать        и       писать тексты, и...