Речь воспитателя.
методическая разработка по обучению грамоте

Требования к речи воспитателя, которые помогут сделать общение с детьми и родителями комфортней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_rechi_vospitatelya.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к речи воспитателя.

Во-первых, смысл речи должен соответствовать конкретному уровню дошкольника.

Например, дети трех лет понимают в речи только факты, без каких-либо наставлений. Наоборот, эти отступления только мешают им для нормального восприятия смысла («Саша, не трогай стекло», «Витя, не пиши на картине»). Детям постарше в содержание речи можно добавлять обороты, которые могут самого дошкольника привести к самостоятельному выводу («Лена, если будешь пачкать пол, его придется снова мыть», «Ксюша, если ты бросишь стакан, он может разбиться на осколки, которые могут тебя поранить»).

Во-вторых, воспитатель должен составлять грамматически грамотные предложения.

Например, фразы типа «не ложи сюда книгу» вместо «не клади сюда книгу» или «Лена, ты обратно стала капризничать» построены не по правилам русского языка. Дошкольники очень чутко реагируют на все речевые обороты, которые они слышат из уст воспитателя, и впитывают их, словно губка. Кроме того, необходимо с самого детства приучать к правильному произношению, а также соответствующе ставить ударение в слове. Быть может, тогда пресловутое «звОнит» исчезнет из лексикона наших людей. В подготовительных группах возможны даже специальные занятия, на которых дети будут обсуждать наиболее часто употребляемые выражения, в которых многие люди совершают ошибки. Все это помогает строить культуру речи маленького человека.

В-третьих, желательно использовать средства для усиления выразительности речи.

Речь воспитателя может быть монотонной и в таком случае она не будет восприниматься дошкольником соответствующе. Например, при вялом аппетите детей слова «Таня, жуй быстрее, что ты так возишься» только усилят невосприимчивость ребенка к словам.

И наоборот, добавив эмоциональной окраски в речь можно достичь потрясающих результатов. «Дети, а вы заметили, какая сегодня вкусная каша? Лена, ты сегодня такая умница, очень аккуратно кушаешь». В таких случаях обычно похвала действует ободряюще на того человека, кому она предназначена, а также на всех остальных детей. Дошкольники начинают показывать воспитательнице, что они тоже умеют быстро и аккуратно кушать.

Выразительная речь служит для уточнения мысли, а также для живописной обрисовки образа, которое должно вызвать у маленького дошкольника живое представление и окажет сильное эмоциональное воздействие.

Кроме того, эмоциональная сторона речи воспитателя повышает культуру слушания, а также воспитывает у дошкольников желание самим что-нибудь рассказать или вступить в диалог. Желательно также по возможности не допускать до занятий с детьми педагогов с дефектами речи (сюсюканье, картавость, шепелявость и т.д). В случае наличия таковых, крайне желательно избавиться от них с помощью совместной работы с логопедом, а также личных тренировок.

В-четвертых, воспитатель должен постоянно поправлять дошкольника в случае неправильного употребления им речевых оборотов.

Речь воспитателя порой неотделима от речи ребенка. «Вчера будет пятница» -говорит дошкольник. Воспитатель подправляет его и обязательно произносит правильный вариант вслух.

Ребенок вслушивается в речь воспитателя. Именно так формируются правильные навыки точного употребления слов. Особенно хорошо проводить такие беседы на основе событий в мире природы: «Листья пожелтели. Ветер дует. Прошел дождь. Скоро выглянет солнце.»

В зависимости от того, насколько развиты дошкольники, воспитателю следует периодически добавлять новые для детей слова, при этом объясняя их смысл.

Например, описывая картину, где изображена кормушка с птицами, воспитатель сначала должен задавать более легкие вопросы: «Кого вы видите на картине? Что делают птицы?» И только потом можно узнать, знают ли дети, что такое кормушка. «Кормушка так названа, потому что птицы в ней кормятся. Кормушки изготавливают для тех птиц, которые остаются зимовать. А каких птиц вы видели зимой?».

Таким образом, нужно не просто научить ребенка заучивать слова, а подробно объяснять ему их смысл.

Итак, проводя основную часть времени с педагогом, именно на речь воспитателя ребенок главным образом ориентируется при произношении. Более того, дошкольники копируют даже интонации, в зависимости от уместности описываемого события. В этом ему помогают примеры ярких эмоциональных рассказов или бесед. В свою очередь, воспитатель должен постоянно следить и при необходимости совершенствовать свою речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль речи воспитателя в развитии речи детей"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация «Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »

Консультация«Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непрем...

Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.

     Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особе...