донотный период обучения игре на фортепиано
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тимофеева Елена Юрьевна

донотный перод обучения дошкольников игре на фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл donotnyy_period_obucheniya_igre_na_fortepiano.odt37.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Развитие творческих способностей в начальный период обучения игры на фортепиано
Слух, память, ритм Первые уроки посвящаются детальному знакомству с музыкальными данными учащихся – слухом и чувством ритма. С первых уроках уделяется внимание
развитию
слуха
. Для этого следует познакомить ребенка с регистрами (в этом помогут картинки), поиграть в угадалки: спрашиваю, куда движется мелодия и какими шагами, а также заниматься подбором на инструменте. За помощью можно обратиться к сборникам С. Ляховицкой, где предлагается досочинять мелодии, или к Б.Миличу «Маленькому пианисту». Особое внимание обращается на наличие слуховых представлений, умение воспринимать, запоминать и воспроизводить музыкальный материал. Отдельные звуки, мелодические интервалы, небольшие попевки проигрываются преподавателем на инструменте, учащийся запоминает их и без поддержки инструмента воспроизводит голосом: отдельные звуки и интервалы – на гласной, попевки и песни – лучше со словами, ибо с литературным текстом они быстрее ярче запечатлеваются (особенно детьми, которые мыслят образами). Представление о характере мелодии следует воспитывать еще до исполнения ее на инструменте. Поэтому преподаватель должен придавать важное значение развитию у начинающих эмоциональной отзывчивости на музыку, умения мыслить музыкальными образами. Звуковысотный слух развивается с помощью упражнений, связанных с пением отдельных звуков, которые преподаватель играет на фортепиано. Сюда же относится и нахождение сыгранных преподавателем звуков в пределах сначала кварты, затем квинты, септимы и октавы. Ученик слушает заданный звук, поет его (один или вместе с преподавателем),
затем находит в заданных пределах. Упражнения на определение движения мелодии вверх или вниз. Сначала эта мелодия в широком расположении звуков, затем в более тесном и, наконец, в полутоновом соотношении. Гармонический слух. Навык дифференцированного слушания гармонии начинается в донотный период с определения количества звуков в созвучии. Следует начать с определения минимального количества звуков: "один или два". Преподаватель играет для сравнения один или два звука, поет вместе с учеником эти звуки и после этого предлагает "угадать" количество звуков. Следующий этап – увеличение количества звуков (до трех, четырех). Ребенку, который торопится отвечать (быть первым) следует объяснить о необходимости внимательно послушать и подумать. Что сначала следует пропеть про себя то, что услышал, а затем сказать сколько звуков.
Полифонический

слух
фортепианная фактура представляет собой сплав комбинаций многоголосия. Нужно уметь оттенять, «высвечивать» отдельные элементы звуковых конструкций и не дать слипнуться, спутаться нитям музыкальной ткани. Как же развивать полифонический слух? Надо: - проигрывание по голосам, с осмыслением самостоятельности каждого голоса; - проигрывание по парам, сохраняя мелодико – тематический характер; - совместное проигрывании голосов и пар; - один голос петь, другие играть; - проигрывание целиком с показом одного голоса, а другие «затушевываются». Тембровый слух. Это эмоциональная ассоциация звука с цветом или иным образным фактором. Иногда звук характеризуется как бархатистый, матовый, трепетный, металлический, прозрачный и т.д. Воспитание тембровых качеств слуха делает его более тонким, оттеночно-богатым, развивает музыкально-слуховое воображение. Если ребенок поймет, что звук может иметь краску, цвет, плотность, жесткость и т.д. в дальнейшем с ним будет легче общаться в сфере тембровых красок.
Для знакомства с тембровой палитрой обучающемуся можно предложить поискать на клавиатуре аналогии голосов людей, животных. Внутренний слух – это умение запоминать звуки, представлять их. Сознательно воспроизводить. Без помощи внутреннего слуха невозможно что-либо спеть или сыграть. На более поздних этапах обучения внутренний слух составляет основу музыкально – звуковых представлений, включая музыкально-интеллектуальную деятельность. К детским упражнения, тренирующим внутренний слух можно отнести следующее: обучающийся поет хорошо известную ему песню, преподаватель в какой-то момент поднимает руку вверх. По этому сигналу ученик продолжает петь, но про себя. При опускании руки в исходное положение – ученик продолжает петь песню вслух. Все чередования пения должны проходить уверенно, без заминок. Мелодический слух. С целью развития мелодического слуха большинство преподавателей начинают донотный период с подбора мелодий. В мелодическом слухе соединены звуковысотный слух и ладовое чувство (ладовое тяготение звуков). Этот вид слуха активно развивается в процессе подбора по слуху и транспонирования. Однако перед тем как ученик приступит к подбору и транспонированию мелодий, необходимо помочь ему создать внутреннее представление о высотном расстоянии между звуками и направлении движения мелодии (вверх, вниз)
Зрительная память
один из общих видов памяти, но её значение для обучающегося музыкальному искусству достаточно велико. В изучении произведения зрительную память следует применять на начальном этапе работы. Упражнения, тренирующие зрительную память можно проводить на нотном тексте с учеником, еще не знающим нот. К примеру, считая до трех, педагог предлагает ученику запомнить все, что тот видит в нотном тексте.
Затем следует ответить на вопрос: "Сколько шариков внутри клетки? Сколько черных, сколько пустых? Сколько с хвостиками? В тексте нот должно быть немного. Это задание приучает ученика к картине нотной записи. Вопросы могут быть по запоминанию длительностей, звуковысотности и др. Зрительно-логическая память. Прежде чем играть пьесу, нужно устно проговорить, сколько и какие ноты, их длительности, с какой ноты начинается и какой заканчивается. И потом играть. Тактильная память – память ощущений, с какой силой нажимать клавишу, запоминание расположения их по октавам, умение "вслепую" ставить руку примерно на клавиши первой октавы и др. Эмоциональная память. Известно, что музыка не имеет конкретного внутреннего содержания и расшифровывается с помощью жизненных ассоциаций (природа в разных состояниях, человеческие чувства, отношения людей и др.). Но все же музыкально-ассоциативные основы следует закладывать с раннего периода обучения: – слушай как звенит дождик; сыграй также; - послушай какое солнышко ласковое, лучистое; - зайка в этой пьесе бежит или прыгает, а может он лежит? Если бежит то как, весело или испуганно? И др. Примитивные эмоционально-зрительные ассоциации приучают детей "читать музыку и чувства, о которых она говорит". Слуховая память. Слуховая память универсальна. Она проявляется в запоминании ритма, мелодии, гармонии и др. Развивается вместе с общим музыкальным развитием ребенка.
Чувство
ритма
это ритмическая пульсация, соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ритмическую организацию развиваем благодаря нашим детским считалкам: «Андрей-воробей», «Солнышко», «Василек, василек», «Дин-дон», «Ходит слон» и много других. Предлагаю выразительно прочитать стихи, а потом прохлопать в ладоши, определить длинные и короткие слоги-хлопки и
получить понятие длинных и коротких слогов-звуков. В обучении важно синтезировать речь, слух, ритм, эмоции. Метроритм объясняется так: метр у нас в ногах (шаг), ритм у нас в руках (длительности нот). В самом начале занятия, параллельно с метроритмом, можно предложить ритмически выложить знакомые стихи, песни для этого можно сделать наглядные пособия, где длинная палочка – это длинная нота, короткая палочка – короткая нота по длительности. Детям очень нравиться перемена видов работы на уроке. За 30 минут занятия желательно и хлопать, и играть, и отгадывать длительности нот, читать стихи, выкладывать различные ритмы. Для того чтобы это было интересно и лучше запоминалось, желательно подготовить наглядный материал: стихи, картинки. Можно воспользоваться сборником Н. Перуновой "Музыкальная азбука". Здесь много стихов и самостоятельных заданий для ребенка, где он должен дописать ритм, подобрать ритмическую запись к определенной картинке-песенке и так далее. Музыка – мысль, состояние, записанное звуками. Учимся записывать стишок-считалку короткий слог «ТИ», длинный «ТА». Детям очень нравятся ритмические задачки, и они с легкостью с этим справляются. Освоив понятие длинных и коротких слогов, мы сразу играем на одном звуке, начинаем обучение звукоизвлечения с 3го пальца, играем со словами. Детям нравится этот вид работы, это первый кирпичик в обучении, который в дальнейшем помогает решить задачу метро - ритмической основы музыкального произведения. 2.2. Слушание музыки
и подбор мелодий по слуху
Знакомство с музыкой через слушание начинается с первого урока и продолжается в течение всего периода обучения. В исполнении преподавателя звучат яркие, доступные для понимания пьесы. Вместе с
преподавателем ученик излагает, о чем рассказывает музыка, каков её характер, что можно делать под услышанную музыку? В каком направлении движется мелодия? – вверх, вниз или др. Своего рода небольшой анализ услышанного, но в интересной форме. Пьесы, написанные в мажоре, исполнить в миноре. Услышит ли ученик разницу? Если нет, обратить его внимание на это событие. На этом примере, объяснить какое звучание соответствует "веселому", а какое "грустному" содержанию пьесы, песни. Со временем ладовое чувство получает развитие в подборе по слуху и в изучении репертуара. Слушание музыки также раскрывает музыкальные данные ученика и дает возможность наметить план дальнейшей работы. Предложить подвигаться под музыку, посмотреть, как реагирует ученик на смену музыки. Услышать "шаги" в музыке (пульс), прохлопать их вместе с преподавателем. Для лучшего понимания пульса обратиться за примерами к именам, названиям животных, деревьев. Слушание музыки в исполнении преподавателя обогащает запас музыкальных впечатлений, развивает художественный вкус. Музыкальный материал подбирается таким образом, чтобы ученик мог сопоставить, сравнить произведение контрастного характера или, наоборот, найти отличительные черты в близких по содержанию пьесах. Реализуется задача воспитания интереса обучающегося к музыкальным занятиям. С самого начала обучения мы должны воспитать в учениках требовательность к своей игре. Отсюда следует, что преподаватель должен предъявлять такую же требовательность к своему показу. Проигрывание должно быть впечатляющим не только с музыкальной, но и с технической стороны.
Подбор мелодий по слуху
В процессе подбора одноголосных мелодий вырабатывается умение вслушиваться в мелодию, ощущать её ритм, свободные, пластичные, ритмичные движения рук, погружение веса руки в клавишу, правильное
положение кисти. При подборе нужно постоянно следить за руками. Мелодии для подбора даны с поэтическим текстом, что способствует пониманию произведения, облегчает ощущение метроритма, строение мелодий. Ритм воспринимается по слуху. Формы подбора могут быть различны и зависят от музыкального слуха ребёнка. Обязательным условием является предварительное запоминание мелодии. Замечено, что легче «отгадываются» мелодии с постепенным движением вниз, заканчивающиеся на тонике. При замедленной, слабой ориентации ученика, как временный приём, рекомендуется подбор с «рук»: преподаватель проигрывает небольшую мелодию, ученик, глядя на руки педагога, старается подобрать услышанное. Зрительные восприятия не обособляются от слуховых, постепенно всё активнее, способствуя их формированию. Полезно практиковать напевание мелодий с заменой словесного текста, названием нот. Ориентации на клавиатуре способствует умение, не глядя на клавиши, выполнять различные задания. Подбор по слуху и транспонирование следует начинать с максимально коротких интонаций, не более 2-3 звуков, т.к. внутренний слух начинающего недостаточно развит для удержания в памяти больших музыкальных фрагментов. Мелодии, подобранные по слуху, следует ритмически записывать. Этот процесс должен проходить на материале детских и народных песен, которые должны располагаться в порядке увеличения сложности. Мелодии для подбора лучше использовать с поэтическим текстом, что способствует пониманию исполняемого произведения и облегчает понимание метроритма и строение мелодии. В процессе подбора ученик вынужден отыскивать в ходе музицирования верную интонацию, что наикратчайшей дорогой ведет его к обострению высоты звука. Желательно как можно раньше начинать использовать творческие формы развивающего обучения: сочинять начало мелодии, досочинять, видоизменять ее и т.д. Если ученик накопил достаточный багаж слуховых представлений, улавливает характер музыки, может пропеть простые попевки
может прохлопать их ритм, ориентируется в смене регистров и направлении движения мелодических линий, можно начинать подбирать их на инструменте. Материал для подбора по слуху усложняется очень постепенно. При этом важно продолжать формировать предслышание, музыкальный подход к звукоизвлечению; «оживлять» клавиатуру, ощущая прикосновение к клавише как к звуку, играть как бы не на клавише, а на струне инструмента. Только так, с первых прикосновений ребенка к клавиатуре закладываются основы его будущей исполнительской культуры.
2.3. Игра в ансамбле
Игра обучающегося в ансамбле с преподавателем - обязательный компонент донотного периода обучения. Обучение ансамблевой игре активизирует восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. Это может быть игра в четыре руки, в три руки (ученик играет мелодию одной рукой) или в две руки (каждый участник играет по одному голосу). При исполнении ансамблей, ученик привыкает к гармонической поддержке в партии, которую исполняет преподаватель. Ансамбль – это вид совместного музицирования. Еще Г.Нейгауз писал по поводу игры в ансамбле: “С самого начала, с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с преподавателем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. Еще не зная нот, и то, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом”. Задачи преподавателя в работе над ансамблем:
развить и активизировать творческое начало личности ребенка;  увлечь ребенка музыкой;  приобщить ребенка к творчеству. Навыки игры, приобретаемые детьми при игре в ансамбле:  знакомство с инструментом;  знакомство с диапазоном, клавиатурой;  освоение ритмических закономерностей;  приобретение элементарных первоначальных игровых движений;  освоение динамических оттенков, штрихов;  развитие звукового воображения.
2.4. Выбор репертуара
Большое значение имеет подбор репертуара при работе с учеником в донотном периоде. К выбору литературы преподаватель должен подходить критически, т.к. некоторые интересные заглавия не совпадают с содержанием. Учебный материал должен развивать «+» качества и устранять отрицательные (умственные, музыкальные и технические). Вялому ребенку нужно дать музыку бодрую с энергичным ритмом, чтобы возбудить его волевые качества. А слишком подвижному – вдумчивую, плавную, чтобы приучить к большей сосредоточенности. Если у ребенка тонкие пальцы – надо укреплять их на материале, требующий четкого, чеканного звука. (марш или полонез). Для тяжелых пальцев – произведения на легком и полетном звучании. При составлении индивидуального плана надо продумать и то, что будет исполнено на вечерах, экзамене, концертах, т.к. эти произведения необходимо довести до законченности. Они не должны быть трудны для ученика. Программу подбирать надо разнообразную в отношении характера, темпов,
тональности. Следует позаботиться о разнообразии упражнения на различный вид техники. Несколько произведений следует пройти лишь для ознакомления. Одна из ошибок преподавателя – завышение трудностей. Обучающиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Следует отметить, что именно так называемые трудные ученики заставляют преподавателя искать "ключ" к каждому учащемуся, добиваться контакта с ним, доверия к себе. Всего этого можно достигнуть внимательным отношением к ученику, глубоким постижением своего дела и личным примером. Нужно уметь анализировать все удачи и неудачи собственных методов и приемов, знакомиться с работой своих коллег и все полезное делать своим достоянием, совершенствовать игру на инструменте, так как учить лишь можно тому, что хорошо умеешь сам. Весь материал, который осваивает ученик, должен быть доступным. Понятие штрихов, динамики, выразительности и обязательно игра в ансамбле и подбор мелодий с первого урока.
"Я глубоко убеждена, что первый этап обучения, является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Это как бы посадка первого семени, из которого впоследствии вырастит огромное дерево" – так пишет в учебном пособии А. Артоболевская.
Для успешного развития юного музыканта и дальнейшего его роста необходимо на начальном этапе работы гибко и грамотно выстроить систему обучения. Донотный период— это фундамент, на котором строится все обучение игре на инструменте. Он позволяет ребёнку уже играть произведения в ансамбле с преподавателем или другим ребёнком, не зная нот. Это настраивает его на то, что обучение музыки не будет для него сложным, занудным и затруднительным занятием. В этот период происходит постановка рук, – а это является основополагающим в начальный период обучения. Обучающийся учится видеть свои ошибки, исправляет их, довольно легко выучивает произведения, загорается игрой. Затем начинает фантазировать, импровизировать, играя это уже только двумя руками, либо в других октавах и т.д. Всё это пробуждает интерес, доставляет огромную радость и приводит ребёнка в восторг. Когда ребёнок узнаёт нотную грамоту, несколько задач по постановке рук уже выполнены, наработана начальная техника. Поэтому игра по нотам для ребёнка не трудна, а наоборот, – интересна, он как бы читает новую страничку книги. И последнее, что немаловажно. Занятия с обучающимся - это творческий процесс. Все, чему мы хотим научить ученика, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая ученика в активную работу с первых шагов обучения. Многолетние исследования и опыт работы показали, что обучать детей такого возраста не только можно, но и нужно. Ещё А.Д.Артоболевская говорила, что “приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста”.
Список литературы
1. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой.: Учебное пособие [Текст]/А.Д.Артоболевская.- М.: Советский композитор, 1987.- 101с. 2. Баренбойм, Л.А., Путь к музыке: Книжка с нотами для начинающих
обучаться игре на фортепиано [Текст]/Л.А.Баренбойм, Н.Н.Перунова.- Л: Советский композитор, 1988.-168 с. 3. Барсукова, С.А. Азбука игры на фортепиано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация-проект Игра на фортепиано.

Инновационный проект-программа " Обучение игре на фортепиано детей старшего дошкольного возраста." в рамках муниципального педагогического конкурса инновационных идей и опыта обучения, воспитания и ра...

презентация -проект Обучение игре на фортепиано .часть 2

Инновационный проект " обучение игре на фортепиано детей старшего дошкольного возраста. " в рамках муниципального педагогического конкурса инновационных идей и опыта обучения,воспитания и развития д...

Игра на фортепиано как средство развития речевых способностей у глухих детей с КИ

Обучение нотной граммате и первые азы игры на фортепияно...

Краткое пособие обучения игре на фортепиано для дошкольников.

Это игровое пособие поможет научить дошкольника игре на фортепиано в веселой игровой форме....

Памятка "Как подготовить ребенка к игре на фортепиано"

Как подготовить ребенка к игре на фортепиано...

Обучение игре на фортепиано детей старшего дошкольного возраста

Обучение игре на фортепиано детей старшего дошкольного возрастаАянитова Раиса Афансьевна МБДОУ ЦРР «Кэнчээри»музыкальный руководительТаттинский улус, с. Ытык – Кюель ул. Пекарского 4...

"Креативные формы обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка. Креативнче формы работы, как они помогают в процессе обучения игре на фортепиано...