Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Соцкая Анастасия Владиславовна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_obucheniju_gramote-zvuki_d-d.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: «Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений».

Задачи: способствовать развитию звукобуквенного анализа; способствовать развитию фонематического восприятия; познакомить со звуками Д – Т как звонкими и глухими согласными; познакомить с буквами Д – Т как письменными знаками звуков Д –Т, ДЬ – ТЬ; учить писать печатные буквы  Д – Т сначала по точкам, а затем самостоятельно; учить писать слоги с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных; познакомить со звуками Д –ДЬ, Т – ТЬ; закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат ,зелёный квадрат; совершенствовать навык чтения; закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком; учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материалы: цветные карандаши; простые карандаши; прописи «От А до Я» (занятие №19); картинка с изображением органов артикуляции при произношении звуков Д-ДЬ, Т-ТЬ; схема артикуляции звука; «буквоград»; раздаточный материал для звукового анализа слов и построения схемы предложения; «сигнальщики»; шуточное изображение букв Д, Т; слоговые домики с буквами Д и Т; картинки для артикуляционной гимнастики (слоник, вкусное варенье, маляр, конфетка); солнышко радостное и грустное; снежинка на нитке.

Ход занятия:

1. Дети заходят в группу и встают в круг.

Массаж лица.

Ручки растираем и разогреваем (потирают ладошки)

И лицо теплом своим нежно умываем.

Ушки разминаем сверху вниз мы быстро (растир. ушные раковины)

Их вперед сгибаем.

Тянем вниз за мочки.

А потом руками трогаем за щечки.

3. Мимическая гимнастика.

– Ребята, посмотрите, как солнышко умеет улыбаться, улыбнитесь и вы (картинка солнышко улыбается)

– А как хмурится, когда на него набегают тучи? Покажите (картинка солнышко хмурится)

– Но мы все тучи разгоним сильным ветерком.

Тихо носиком вдыхаем,

Ветерок через рот выдыхаем.

4. Артикуляционная гимнастика (выполняется перед зеркалом).

- слоник;

- вкусное варенье;

- маляр;

- конфетка.

5. Игра «Загадки и отгадки». Характеристика звука.

– Сядет тот, у кого имя начинается гласного звука.

– У кого имя начинается с мягкого согласного звука.

– У кого имя начинается с твёрдого согласного звука.

Наступила тишина,

Заниматься нам пора.

Будем четко говорить

И за звуками следить.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте мои загадки, обведите картинки с изображением отгадки.

Золотая голова велика и тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка (Тыква).

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок (Дуб).

– Назовите предметы, которые обвели на картинках (дуб, тыква).

– С какого звука начинаются слово тыква?

Воспитатель просит детей произнести звук Т. Хоровое и индивидуальное произнесение звука Т.

– Кончик языка стучит по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить, когда мы произносим звук Т.

– Гласный или согласный звук Т? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте проверим, какой же у нас звук Т, глухой или звонкий. Положим ладонь на горлышко и произнесем звук Т. Голоса нет, значит, звук?

Дети: Глухой.

Воспитатель: Правильно.

– Звук Т твердый или мягкий? Каким цветом мы будем его обозначать?

– А можно его сделать мягким? Произнесите мягкий звук. Каким цветом теперь мы будем его обозначать?

Ребенок полностью характеризует звук.

– С какого звука начинаются слово дуб?

– Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами.

Воспитатель просит детей произнести звук Д. Хоровое и индивидуальное произнесение звука Д.

– Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить, также как при произнесении звука Т.

– Гласный или согласный звук Д? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте проверим звук Д глухой или звонкий. Также кладём ладошку на горлышко и проверим. Голоса нет, значит, какой это звук?

Дети: Звук Д – звонкий.

Воспитатель: Правильно.

– Звук Д твердый или мягкий? Каким цветом мы будем его обозначать?

– А можно его сделать мягким? Произнесите мягкий звук. Каким цветом теперь мы будем его обозначать?

Ребенок полностью характеризует звук.

– Буква Д и буква Т в буквенном домике соседки. Произнесите звук Т. Услышали голос? Конечно, нет. А теперь подключите голос. Получился звук Д. Теперь давайте попробуем произнести наоборот. Как видите, буква Т и буква Д дружат между собой, поэтому их называют парными.

– Какие еще парные звуки вы знаете?

6. Д/и «Сигнальщики»

– Предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». Если вы услышите звук Д – поднимите синий сигнал, если звук Дь – поднимите зеленый.

А) Д Г Дь Гь Г Дь;

Б) да то ди тю до мта рди;

В) дом телевизор одежда утро.

7. Работа над звукобуквенным анализом слов.

– Приготовьте фишки для звукового анализа слов и цветные карандаши. Выполним звуковой анализ слова удочка.

Дети работают за столами с раздаточным материалом.

Воспитатель вызывает одного ребенка к доске.

Ребенок выкладывает слово схематично и дает характеристику звуков.

– Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения.

– Выполним звуковой анализ слова диван.

– Обратите внимание, после согласной Д стоит буква И, которая смягчает звук впереди стоящей буквы.

–Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения.

– Выполним звуковой анализ слова ракета.

– Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения.

– Выполним звуковой анализ слова тигр.

– Обратите внимание, после согласной Д стоит буква И, которая смягчает звук впереди стоящей буквы.

– Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения.

8. Физкультминутка

Дети выполняют движения под текст стихотворения.

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти стряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Крылья сложили назад.

9. Игра «Слоговые домики»

Воспитатель: Ребята, звуки мы с вами всегда слышим? Мы с вами можем увидеть звук?

Дети: Нет, не можем.

Воспитатель: Правильно. Но для того чтобы увидеть звук его надо превратить в букву. Ребята, а вы знаете, как это сделать?

Дети: Звук нужно сфотографировать.

Воспитатель: А вы взяли с собой фотоаппараты.

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы. Давайте приготовим наши фотоаппараты и сфотографируем сначала звуки Д-ДЬ, а потом звуки Т-ТЬ.

– Звуки Д и ДЬ обозначаются на письме буквой Д. Буква Д написана в левом уголке, а в правом – ее шуточное изображение. Ребята, послушайте стихотворение о букве Д.

Буква Д нам всем знакома –

Ведь она как крыша дома.

Воспитатель показывает на доске и объясняет, как печатается буква.

Предлагает детям напечатать её в воздухе, на ладошке.

– А теперь напечатайте букву в прописях. Приготовили простые карандаши. Напечатайте букву Д в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. Помните, букву начинаем печатать сверху вниз.

– Ребята, а сейчас прочитайте слоги в слоговом домике.

– Одинаково ли произносится звук Д в слогах? (Нет, перед гласными А, О, У, Э, Ы он произносится как звук Д, а перед гласными Я, Ю, Е, Ё, И – как звук ДЬ).

– Звуки Т и ТЬ обозначаются на письме буквой Т. Буква Т написана в левом уголке, а в правом – ее шуточное изображение. Ребята, послушайте стихотворение о букве Д.

Пугало на огороде

Птиц пугает день и ночь,

Широко расставив руки,

Ну, как буква Т точь-в-точь.

Воспитатель показывает на доске и объясняет, как печатается буква.

Предлагает детям напечатать её в воздухе, на ладошке.

– А теперь напечатайте букву в прописях. Приготовили простые карандаши. Напечатайте букву Т в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. Букву начинаем печатать сверху вниз.

– Прочитайте слоги в слоговом домике.

– Одинаково ли произносится звук Т в слогах? (Нет, перед гласными А, О, У, Э, Ы он произносится как звук Т, а перед гласными Я, Ю, Е, Ё, И – как звук ТЬ).

10. Гимнастика для глаз

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

11. Прочитай и запиши предложение знаками.

– Прочитайте предложение (Котенок лакает молоко).

– Сколько слов в предложении?

– Попробуйте составить схему предложения, используя условные обозначения.

– А кто сможет нарисовать схему на доске?

– Сколько прямоугольников нарисовал(а)? (Три прямоугольника, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше). Почему? (В предложении три слова).

– Назови 1-е, 2-е, 3-е слово в предложении.

– Посмотрите на доске и проверьте, у вас также?

12. Итог

– Какие звуки мы сегодня изучали?

– Какой буквой обозначаем звуки Д-ДЬ?

– Какой буквой обозначаем звуки Т-ТЬ?

– Чем различаются буквы Д и Т?

13. Оценка

– Ребята, вы сегодня молодцы!

– Вы умеете слушать звуки и печатать буквы!

Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков Т - Д.

та, та, та — горячая плита

да, да, да — в баке вода

ту, ту, ту — улицу мету        

ду, ду, ду — я домой иду

ты, ты, ты — зеленые кусты

ды, ды, ды — вышел из воды

ти, ти, ти — на луну лети

ди, ди, ди — ты домой иди

те, те, те — сидим в темноте

де, де, де — не сиди в воде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Согласный звук (л), (л*), буква (Л)».

В  ходе занятия дети  знакомятся с согласным звуком (л), (л*), буквой (Л), проводят звуковой анализ слов....

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»Автор занятия: Яровенко Н.В. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Це...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любо...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»

Цель: выделение заданного согласного звука  в начале, в конце и в середине слов, знакомство с буквой С....