Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Соцкая Анастасия Владиславовна

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_po_obucheniju_gramote-zvuki_d-d.docx24.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по обучению грамоте

    в подготовительной группе

    Тема: «Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений».

    Задачи: способствовать развитию звукобуквенного анализа; способствовать развитию фонематического восприятия; познакомить со звуками Д – Т как звонкими и глухими согласными; познакомить с буквами Д – Т как письменными знаками звуков Д –Т, ДЬ – ТЬ; учить писать печатные буквы  Д – Т сначала по точкам, а затем самостоятельно; учить писать слоги с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных; познакомить со звуками Д –ДЬ, Т – ТЬ; закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат ,зелёный квадрат; совершенствовать навык чтения; закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком; учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

    Материалы: цветные карандаши; простые карандаши; прописи «От А до Я» (занятие №19); картинка с изображением органов артикуляции при произношении звуков Д-ДЬ, Т-ТЬ; схема артикуляции звука; «буквоград»; раздаточный материал для звукового анализа слов и построения схемы предложения; «сигнальщики»; шуточное изображение букв Д, Т; слоговые домики с буквами Д и Т; картинки для артикуляционной гимнастики (слоник, вкусное варенье, маляр, конфетка); солнышко радостное и грустное; снежинка на нитке.

    Ход занятия:

    1. Дети заходят в группу и встают в круг.

    Массаж лица.

    Ручки растираем и разогреваем (потирают ладошки)

    И лицо теплом своим нежно умываем.

    Ушки разминаем сверху вниз мы быстро (растир. ушные раковины)

    Их вперед сгибаем.

    Тянем вниз за мочки.

    А потом руками трогаем за щечки.

    3. Мимическая гимнастика.

    – Ребята, посмотрите, как солнышко умеет улыбаться, улыбнитесь и вы (картинка солнышко улыбается)

    – А как хмурится, когда на него набегают тучи? Покажите (картинка солнышко хмурится)

    – Но мы все тучи разгоним сильным ветерком.

    Тихо носиком вдыхаем,

    Ветерок через рот выдыхаем.

    4. Артикуляционная гимнастика (выполняется перед зеркалом).

    - слоник;

    - вкусное варенье;

    - маляр;

    - конфетка.

    5. Игра «Загадки и отгадки». Характеристика звука.

    – Сядет тот, у кого имя начинается гласного звука.

    – У кого имя начинается с мягкого согласного звука.

    – У кого имя начинается с твёрдого согласного звука.

    Наступила тишина,

    Заниматься нам пора.

    Будем четко говорить

    И за звуками следить.

    Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте мои загадки, обведите картинки с изображением отгадки.

    Золотая голова велика и тяжела.

    Золотая голова отдохнуть прилегла.

    Голова велика, только шея тонка (Тыква).

    Я из крошки-бочки вылез,

    Корешки пустил и вырос,

    Стал высок я и могуч,

    Не боюсь ни гроз, ни туч.

    Я кормлю свиней и белок –

    Ничего, что плод мой мелок (Дуб).

    – Назовите предметы, которые обвели на картинках (дуб, тыква).

    – С какого звука начинаются слово тыква?

    Воспитатель просит детей произнести звук Т. Хоровое и индивидуальное произнесение звука Т.

    – Кончик языка стучит по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить, когда мы произносим звук Т.

    – Гласный или согласный звук Т? Почему? (Ответы детей).

    Воспитатель: Давайте проверим, какой же у нас звук Т, глухой или звонкий. Положим ладонь на горлышко и произнесем звук Т. Голоса нет, значит, звук?

    Дети: Глухой.

    Воспитатель: Правильно.

    – Звук Т твердый или мягкий? Каким цветом мы будем его обозначать?

    – А можно его сделать мягким? Произнесите мягкий звук. Каким цветом теперь мы будем его обозначать?

    Ребенок полностью характеризует звук.

    – С какого звука начинаются слово дуб?

    – Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами.

    Воспитатель просит детей произнести звук Д. Хоровое и индивидуальное произнесение звука Д.

    – Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить, также как при произнесении звука Т.

    – Гласный или согласный звук Д? Почему? (Ответы детей).

    Воспитатель: Ребята, а теперь давайте проверим звук Д глухой или звонкий. Также кладём ладошку на горлышко и проверим. Голоса нет, значит, какой это звук?

    Дети: Звук Д – звонкий.

    Воспитатель: Правильно.

    – Звук Д твердый или мягкий? Каким цветом мы будем его обозначать?

    – А можно его сделать мягким? Произнесите мягкий звук. Каким цветом теперь мы будем его обозначать?

    Ребенок полностью характеризует звук.

    – Буква Д и буква Т в буквенном домике соседки. Произнесите звук Т. Услышали голос? Конечно, нет. А теперь подключите голос. Получился звук Д. Теперь давайте попробуем произнести наоборот. Как видите, буква Т и буква Д дружат между собой, поэтому их называют парными.

    – Какие еще парные звуки вы знаете?

    6. Д/и «Сигнальщики»

    – Предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». Если вы услышите звук Д – поднимите синий сигнал, если звук Дь – поднимите зеленый.

    А) Д Г Дь Гь Г Дь;

    Б) да то ди тю до мта рди;

    В) дом телевизор одежда утро.

    7. Работа над звукобуквенным анализом слов.

    – Приготовьте фишки для звукового анализа слов и цветные карандаши. Выполним звуковой анализ слова удочка.

    Дети работают за столами с раздаточным материалом.

    Воспитатель вызывает одного ребенка к доске.

    Ребенок выкладывает слово схематично и дает характеристику звуков.

    – Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения.

    – Выполним звуковой анализ слова диван.

    – Обратите внимание, после согласной Д стоит буква И, которая смягчает звук впереди стоящей буквы.

    –Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения.

    – Выполним звуковой анализ слова ракета.

    – Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения.

    – Выполним звуковой анализ слова тигр.

    – Обратите внимание, после согласной Д стоит буква И, которая смягчает звук впереди стоящей буквы.

    – Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения.

    8. Физкультминутка

    Дети выполняют движения под текст стихотворения.

    Руки подняли и помахали –

    Это деревья в лесу.

    Локти согнули, кисти стряхнули –

    Ветер сбивает росу.

    Плавно руками помашем –

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут – покажем:

    Крылья сложили назад.

    9. Игра «Слоговые домики»

    Воспитатель: Ребята, звуки мы с вами всегда слышим? Мы с вами можем увидеть звук?

    Дети: Нет, не можем.

    Воспитатель: Правильно. Но для того чтобы увидеть звук его надо превратить в букву. Ребята, а вы знаете, как это сделать?

    Дети: Звук нужно сфотографировать.

    Воспитатель: А вы взяли с собой фотоаппараты.

    Дети: Да.

    Воспитатель: Молодцы. Давайте приготовим наши фотоаппараты и сфотографируем сначала звуки Д-ДЬ, а потом звуки Т-ТЬ.

    – Звуки Д и ДЬ обозначаются на письме буквой Д. Буква Д написана в левом уголке, а в правом – ее шуточное изображение. Ребята, послушайте стихотворение о букве Д.

    Буква Д нам всем знакома –

    Ведь она как крыша дома.

    Воспитатель показывает на доске и объясняет, как печатается буква.

    Предлагает детям напечатать её в воздухе, на ладошке.

    – А теперь напечатайте букву в прописях. Приготовили простые карандаши. Напечатайте букву Д в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. Помните, букву начинаем печатать сверху вниз.

    – Ребята, а сейчас прочитайте слоги в слоговом домике.

    – Одинаково ли произносится звук Д в слогах? (Нет, перед гласными А, О, У, Э, Ы он произносится как звук Д, а перед гласными Я, Ю, Е, Ё, И – как звук ДЬ).

    – Звуки Т и ТЬ обозначаются на письме буквой Т. Буква Т написана в левом уголке, а в правом – ее шуточное изображение. Ребята, послушайте стихотворение о букве Д.

    Пугало на огороде

    Птиц пугает день и ночь,

    Широко расставив руки,

    Ну, как буква Т точь-в-точь.

    Воспитатель показывает на доске и объясняет, как печатается буква.

    Предлагает детям напечатать её в воздухе, на ладошке.

    – А теперь напечатайте букву в прописях. Приготовили простые карандаши. Напечатайте букву Т в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. Букву начинаем печатать сверху вниз.

    – Прочитайте слоги в слоговом домике.

    – Одинаково ли произносится звук Т в слогах? (Нет, перед гласными А, О, У, Э, Ы он произносится как звук Т, а перед гласными Я, Ю, Е, Ё, И – как звук ТЬ).

    10. Гимнастика для глаз

    Раз – налево, два – направо,

    Три – наверх, четыре – вниз.

    А теперь по кругу смотрим,

    Чтобы лучше видеть мир.

    11. Прочитай и запиши предложение знаками.

    – Прочитайте предложение (Котенок лакает молоко).

    – Сколько слов в предложении?

    – Попробуйте составить схему предложения, используя условные обозначения.

    – А кто сможет нарисовать схему на доске?

    – Сколько прямоугольников нарисовал(а)? (Три прямоугольника, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше). Почему? (В предложении три слова).

    – Назови 1-е, 2-е, 3-е слово в предложении.

    – Посмотрите на доске и проверьте, у вас также?

    12. Итог

    – Какие звуки мы сегодня изучали?

    – Какой буквой обозначаем звуки Д-ДЬ?

    – Какой буквой обозначаем звуки Т-ТЬ?

    – Чем различаются буквы Д и Т?

    13. Оценка

    – Ребята, вы сегодня молодцы!

    – Вы умеете слушать звуки и печатать буквы!

    Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков Т - Д.

    та, та, та — горячая плита

    да, да, да — в баке вода

    ту, ту, ту — улицу мету        

    ду, ду, ду — я домой иду

    ты, ты, ты — зеленые кусты

    ды, ды, ды — вышел из воды

    ти, ти, ти — на луну лети

    ди, ди, ди — ты домой иди

    те, те, те — сидим в темноте

    де, де, де — не сиди в воде


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

    Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе."БУКВА -Ь-"

    Цель:познакомить с буквой -Ь-, научить читать слова с -Ь- в форме сказки....

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Согласный звук (л), (л*), буква (Л)».

    В  ходе занятия дети  знакомятся с согласным звуком (л), (л*), буквой (Л), проводят звуковой анализ слов....

    Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»

    Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»Автор занятия: Яровенко Н.В. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Це...

    Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: "Слово. Предложение"

    Обучение грамоте - очень важный курс занятий в подготовительной группе. Как сделать его интересным? Больше играть в процессе познания. Публикую конспект занятия, наполненный словесными играми....