Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_obucheniju_gramote-zvuki_d-d.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе
Тема: «Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений».
Задачи: способствовать развитию звукобуквенного анализа; способствовать развитию фонематического восприятия; познакомить со звуками Д – Т как звонкими и глухими согласными; познакомить с буквами Д – Т как письменными знаками звуков Д –Т, ДЬ – ТЬ; учить писать печатные буквы Д – Т сначала по точкам, а затем самостоятельно; учить писать слоги с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных; познакомить со звуками Д –ДЬ, Т – ТЬ; закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат ,зелёный квадрат; совершенствовать навык чтения; закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком; учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.
Материалы: цветные карандаши; простые карандаши; прописи «От А до Я» (занятие №19); картинка с изображением органов артикуляции при произношении звуков Д-ДЬ, Т-ТЬ; схема артикуляции звука; «буквоград»; раздаточный материал для звукового анализа слов и построения схемы предложения; «сигнальщики»; шуточное изображение букв Д, Т; слоговые домики с буквами Д и Т; картинки для артикуляционной гимнастики (слоник, вкусное варенье, маляр, конфетка); солнышко радостное и грустное; снежинка на нитке.
Ход занятия:
1. Дети заходят в группу и встают в круг.
Массаж лица.
Ручки растираем и разогреваем (потирают ладошки)
И лицо теплом своим нежно умываем.
Ушки разминаем сверху вниз мы быстро (растир. ушные раковины)
Их вперед сгибаем.
Тянем вниз за мочки.
А потом руками трогаем за щечки.
3. Мимическая гимнастика.
– Ребята, посмотрите, как солнышко умеет улыбаться, улыбнитесь и вы (картинка солнышко улыбается)
– А как хмурится, когда на него набегают тучи? Покажите (картинка солнышко хмурится)
– Но мы все тучи разгоним сильным ветерком.
Тихо носиком вдыхаем,
Ветерок через рот выдыхаем.
4. Артикуляционная гимнастика (выполняется перед зеркалом).
- слоник;
- вкусное варенье;
- маляр;
- конфетка.
5. Игра «Загадки и отгадки». Характеристика звука.
– Сядет тот, у кого имя начинается гласного звука.
– У кого имя начинается с мягкого согласного звука.
– У кого имя начинается с твёрдого согласного звука.
Наступила тишина,
Заниматься нам пора.
Будем четко говорить
И за звуками следить.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте мои загадки, обведите картинки с изображением отгадки.
Золотая голова велика и тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка (Тыква).
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок (Дуб).
– Назовите предметы, которые обвели на картинках (дуб, тыква).
– С какого звука начинаются слово тыква?
Воспитатель просит детей произнести звук Т. Хоровое и индивидуальное произнесение звука Т.
– Кончик языка стучит по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить, когда мы произносим звук Т.
– Гласный или согласный звук Т? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте проверим, какой же у нас звук Т, глухой или звонкий. Положим ладонь на горлышко и произнесем звук Т. Голоса нет, значит, звук?
Дети: Глухой.
Воспитатель: Правильно.
– Звук Т твердый или мягкий? Каким цветом мы будем его обозначать?
– А можно его сделать мягким? Произнесите мягкий звук. Каким цветом теперь мы будем его обозначать?
Ребенок полностью характеризует звук.
– С какого звука начинаются слово дуб?
– Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами.
Воспитатель просит детей произнести звук Д. Хоровое и индивидуальное произнесение звука Д.
– Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить, также как при произнесении звука Т.
– Гласный или согласный звук Д? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте проверим звук Д глухой или звонкий. Также кладём ладошку на горлышко и проверим. Голоса нет, значит, какой это звук?
Дети: Звук Д – звонкий.
Воспитатель: Правильно.
– Звук Д твердый или мягкий? Каким цветом мы будем его обозначать?
– А можно его сделать мягким? Произнесите мягкий звук. Каким цветом теперь мы будем его обозначать?
Ребенок полностью характеризует звук.
– Буква Д и буква Т в буквенном домике соседки. Произнесите звук Т. Услышали голос? Конечно, нет. А теперь подключите голос. Получился звук Д. Теперь давайте попробуем произнести наоборот. Как видите, буква Т и буква Д дружат между собой, поэтому их называют парными.
– Какие еще парные звуки вы знаете?
6. Д/и «Сигнальщики»
– Предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». Если вы услышите звук Д – поднимите синий сигнал, если звук Дь – поднимите зеленый.
А) Д Г Дь Гь Г Дь;
Б) да то ди тю до мта рди;
В) дом телевизор одежда утро.
7. Работа над звукобуквенным анализом слов.
– Приготовьте фишки для звукового анализа слов и цветные карандаши. Выполним звуковой анализ слова удочка.
Дети работают за столами с раздаточным материалом.
Воспитатель вызывает одного ребенка к доске.
Ребенок выкладывает слово схематично и дает характеристику звуков.
– Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения.
– Выполним звуковой анализ слова диван.
– Обратите внимание, после согласной Д стоит буква И, которая смягчает звук впереди стоящей буквы.
–Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения.
– Выполним звуковой анализ слова ракета.
– Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения.
– Выполним звуковой анализ слова тигр.
– Обратите внимание, после согласной Д стоит буква И, которая смягчает звук впереди стоящей буквы.
– Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения.
8. Физкультминутка
Дети выполняют движения под текст стихотворения.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем:
Крылья сложили назад.
9. Игра «Слоговые домики»
Воспитатель: Ребята, звуки мы с вами всегда слышим? Мы с вами можем увидеть звук?
Дети: Нет, не можем.
Воспитатель: Правильно. Но для того чтобы увидеть звук его надо превратить в букву. Ребята, а вы знаете, как это сделать?
Дети: Звук нужно сфотографировать.
Воспитатель: А вы взяли с собой фотоаппараты.
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы. Давайте приготовим наши фотоаппараты и сфотографируем сначала звуки Д-ДЬ, а потом звуки Т-ТЬ.
– Звуки Д и ДЬ обозначаются на письме буквой Д. Буква Д написана в левом уголке, а в правом – ее шуточное изображение. Ребята, послушайте стихотворение о букве Д.
Буква Д нам всем знакома –
Ведь она как крыша дома.
Воспитатель показывает на доске и объясняет, как печатается буква.
Предлагает детям напечатать её в воздухе, на ладошке.
– А теперь напечатайте букву в прописях. Приготовили простые карандаши. Напечатайте букву Д в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. Помните, букву начинаем печатать сверху вниз.
– Ребята, а сейчас прочитайте слоги в слоговом домике.
– Одинаково ли произносится звук Д в слогах? (Нет, перед гласными А, О, У, Э, Ы он произносится как звук Д, а перед гласными Я, Ю, Е, Ё, И – как звук ДЬ).
– Звуки Т и ТЬ обозначаются на письме буквой Т. Буква Т написана в левом уголке, а в правом – ее шуточное изображение. Ребята, послушайте стихотворение о букве Д.
Пугало на огороде
Птиц пугает день и ночь,
Широко расставив руки,
Ну, как буква Т точь-в-точь.
Воспитатель показывает на доске и объясняет, как печатается буква.
Предлагает детям напечатать её в воздухе, на ладошке.
– А теперь напечатайте букву в прописях. Приготовили простые карандаши. Напечатайте букву Т в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. Букву начинаем печатать сверху вниз.
– Прочитайте слоги в слоговом домике.
– Одинаково ли произносится звук Т в слогах? (Нет, перед гласными А, О, У, Э, Ы он произносится как звук Т, а перед гласными Я, Ю, Е, Ё, И – как звук ТЬ).
10. Гимнастика для глаз
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
11. Прочитай и запиши предложение знаками.
– Прочитайте предложение (Котенок лакает молоко).
– Сколько слов в предложении?
– Попробуйте составить схему предложения, используя условные обозначения.
– А кто сможет нарисовать схему на доске?
– Сколько прямоугольников нарисовал(а)? (Три прямоугольника, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше). Почему? (В предложении три слова).
– Назови 1-е, 2-е, 3-е слово в предложении.
– Посмотрите на доске и проверьте, у вас также?
12. Итог
– Какие звуки мы сегодня изучали?
– Какой буквой обозначаем звуки Д-ДЬ?
– Какой буквой обозначаем звуки Т-ТЬ?
– Чем различаются буквы Д и Т?
13. Оценка
– Ребята, вы сегодня молодцы!
– Вы умеете слушать звуки и печатать буквы!
Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков Т - Д.
та, та, та — горячая плита
да, да, да — в баке вода
ту, ту, ту — улицу мету
ду, ду, ду — я домой иду
ты, ты, ты — зеленые кусты
ды, ды, ды — вышел из воды
ти, ти, ти — на луну лети
ди, ди, ди — ты домой иди
те, те, те — сидим в темноте
де, де, де — не сиди в воде
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Согласный звук (л), (л*), буква (Л)».
В ходе занятия дети знакомятся с согласным звуком (л), (л*), буквой (Л), проводят звуковой анализ слов....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Согласные звуки [р,р\'],буквы Р,р.
конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...
Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»
Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»Автор занятия: Яровенко Н.В. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Це...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любо...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»
Цель: выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, знакомство с буквой С....