Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»
материал (подготовительная группа)

солонинченкова Дарья Александровна
  1. Цель: выделение заданного согласного звука  в начале, в конце и в середине слов, знакомство с буквой С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatia.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

на тему:«Звуки С, Сь и буква С»

  1. Цель: выделение заданного согласного звука  в начале, в конце и в середине слов, знакомство с буквой С.

2. Задачи: 

- упражнять в анализе слов со звуками [с, с'],

- научить писать букву С большую и маленькую,

- развивать фонематический слух, внимание, память,

-  воспитывать тактичность, сдержанность в общении со сверстниками и взрослыми.

8. Оборудование и материалы:  домики для согласных звуков, буква С, картинки: Незнайка, свинья, собака, лось, селёдка, лесенка; тетради, простые карандаши.

9. Предварительная подготовка: распечатка картинок.

10. Методы и приемы работы с детьми: наглядные (метод иллюстраций, показ картинок), игровые.  

 Ход занятия.

1. Организационный момент

Дети стоят на ковре в кругу с воспитателем, воспитатель читает приветствие, после которого дети садятся за столики.

Приветствие:

 Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

      Утро доброе начнётся.

 Воспитатель: Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики! Я очень рада вас видеть.

Сегодня утром я в двери нашла письмо. От кого же оно? Давайте прочитаем, что в нем написано. « В городке цветочном этом

Целый год сияет лето.

И народ веселый тут-

Коротышками зовут.

Среди них Пилюлькин есть,

Лютик- всех не перечесть.

Самый главный угадай-ка

Ну конечно же (Незнайка)

Давайте вместе с Незнайкой отправимся в путешествие в страну Знаний.»
Воспитатель ставит на доску картинку с Незнайкой. Он просит Вас помочь ему узнать новый звук и новую букву. А какую Вы мне сейчас должны будете сказать.

Воспитатель читает детям загадки, а дети должны угадать о ком эти загадки.

Загадки:

  1. Пятачком в земле копаюсь,

      В грязной луже искупаюсь. (Свинья)

  1. Заворчал живой замок,

 Лёг у двери поперёк.

 Две медали на груди.

     Лучше в дом не заходи! (Собака)

  1. У него четыре ножки,
    Любят спать на нем все кошки.
    Если кто-то хочет есть,
    На него придется сесть…(Стул) 
    Воспитатель: Какой звук есть во всех этих словах?

Дети: звук С

  1. Основная часть. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы познакомимся  со звуками С, Сь, и с буквой которую они обозначают, и поможем Незнайке.

Воспитатель: Давайте произнесём звук С.  (Дети произносят звук)

- Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам помогает произнести язык, который упирается в нижние зубки). Значит он какой? (Согласный). Как мы его произносим твердо или мягко?(твердо) значит какой это согласный твердый или мягкий?(твердый) В каком домике будет жить этот звук? (В синем).

А теперь давайте произнесем звук СЬ.

Воспитатель  ставит на доску картинки: селедка, лесенка, лось и произносит эти слова.

Ребята, какой звук вы услышали во всех этих словах? (Звук сь). Какой это звук? (Мягкий). Звук сь – братец звука с.

А теперь мы поиграем в игру «Синий — зеленый».

  1. Игра «Синий — зеленый». Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [c]—[c’]).

А теперь давайте поучимся различать звуки [c]—[c’]. Услышав звук [c], вы будете поднимать синий флажок, а услышав звук [c’], вы  будете поднимать зеленый флажок.

Со,ись,сы,ся,ус,су,са,си,сы,со; Молодцы, хорошо справились с заданием, а теперь более сложное задание. Теперь я буду произносить слова Услышав звук [c], вы  будете поднимать синий флажок, а услышав звук [c’], вы           будете поднимать зеленый флажок.

Лист, самолёт, свёкла,  гусь, лес, лиса, лось,  ласка, слово, письмо, слон, рысь, солнце, селедка,  скатерть, апельсин, коса, соловей, лесенка,  сорока, оса, санки, велосипед, сирень,  осень, скакалка, стакан, седло, редис, самокат, морс, сено, такси, осел,  васильки

 А теперь  определим, где находятся звуки  С или Сь в слове (в начале, в конце  или в середине слова). Воспитатель произносит слова, а дети называют положение звука в слове.

Свеча, масса, аист, сахар, утконос, сом, квас, посуда, сабля, ласточка, автобус, скамейка,  глобус, сапог, бокс, кактус, стадо, овёс, кекс, сосна, насос, колбаса, судак, ласты, краска, песок, мясо, весна, галстук, снег, парус, сумка, капуста, самосвал, куст, кокос, солдат, масло, смех, носорог, свисток,  пастух, ананас

А теперь посмотрите что у меня здесь спряталось, посмотрите сколько здесь картинок разных, давайте посмотрим что же здесь изображено, дети перечисляют что увидели

В каждом слове  спрятался звук с или сь давайте определим в каком домике будет жить каждая картинка.(нос, оса, слон, собака, самолет, апельсин, скакалка, осел )

  1. Вы наверное немного устали? Сейчас мы отдохнём.

Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

Игра «Где спрятался звук?»(Начало, середина, конец)

А теперь незнайка спрашивает что за карточки у вас лежат, кто знает что означают эти карточки? А я вам сейчас расскажу что это за карточки. Карточки которые обозначают где спрятался звук в слове.

Карточки 8 шт. давайте придумаем слова где звук спрятался в начале слова, в середине слова, в конце слова.

А теперь давайте возьмем картинку: нос, оса, слон, собака, самолет, апельсин, скакалка, осел, где спрятался звук ?

А теперь давайте напомним незнайке чем отличается звук от буквы?

Звук это то что мы слышим, а букву мы можем увидеть и написать.

Незнайка спрашивает так какой же буквой мы обозначает звуки с и сь? Кто мне подскажет?

Посмотрите перед вами лежат альбомные листы, но они совершенно пустые. И сейчас мы с вами побудем волшебниками, готовый раствор для проявления невидимых чернил нужно нанести с помощью кисточки.

- ребята, бумага темнеет, на ней что-то проявляется. Что же это?

-это буква С.

Вывесить букву С

Знакомство с буквой С

Буква «О» жила на свете
Что же с ней случилось дети?
Вдруг кусочек «О» исчез,
Получилась буква «С».

Воспитатель показывает  как пишется буква С

А теперь давайте откроем тетради и поучимся писать букву С.

Во время работы, на 2-3 минуты дети прерываются на пальчиковую гимнастику:

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Воспитатель: Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?  (со звуками С и Сь и буквой С). Как Вы думаете помогли ли Вы Незнайке изучить новый звук и букву?

Вы сегодня все старались, Вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Задачи: I Коррекционно – образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». 2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. 3. Учить различать окончания ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуки [к — к’] и буква Кк

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема:  Звуки [к — к’] и буква Кк...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: Звук [ф] и буква [ф’].

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: Звук [ф] и буква [ф’]....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук и буква А.

Цель: закрепление понятия «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале и в конце слова, в словах из текста; знакомство с буквой А, закрепление...