Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: Звук [ф] и буква [ф’].
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: Звук [ф] и буква [ф’].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_zvuk_2019_god.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в

подготовительной группе.

                              Тема: Звук [ф] и буква [ф’].

                           Воспитатель: Бондик М.В.

Цели:

  • Познакомить детей с глухими согласными звуками ф, ф’, буква Ф, ф.
  • выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;
  • звуковой анализ слова: филин,
  • чтение слогов, предложений из 3-х слов, анализ предложений.

Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква Ф большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); карточки с буквами, слогами и предложениями.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! ,

Ребята, скажите, а вы любите сказки? (Да). И, наверняка, много их знаете. А хотите послушать ещё одну сказку, которую вы ещё никогда не слушали и не слышали? (Да). Сядьте сейчас поудобнее, слушайте.

  1. Жила - была буква Ф, и у неё было 2 братца звук Ф и звук Ф”

" А звучали они так - воспитатель показывает букву Ф и даёт характеристику этой буквы.

Губы неподвижны, находятся в положении улыбки, щёки не надуваются. Нижняя губа образует щель с верхними зубами. Струя воздуха узкая.

- Братец Ф - у него был сердитый и твёрдый характер (фонарь, форточка, к тому же он никогда не умел петь поэтому был согласным, да к тому же плохо слышал от того и был глухим.

- Давайте повторим характеристики звуков.

- Братец Ф’ – у него был весёлый и мягкий нрав (филин, фишка, и произносится с улыбкой. Но так же как и братец Ф никогда не умел петь поэтому был согласным, и то же плохо слышал от того и был глухим.

- Давайте повторим характеристики звуков.

  1. Звукам Ф и Ф' нравится играть со словами. Вы можете поиграть с ними.

Игровая ситуация «Кто больше запомнил слов со звуком Ф».

Федя нёс конфету Ване,

Только фантики в кармане

Где конфеты? Нет, конфет.

Вкусным Федин был обед.

- Кто запомнил слова со звуками Ф и Ф? назови их. Сколько их?

- Назовите слова, где встречаются эти звуки.

  1. «Назови слова на Ф».

А ещё звуки Ф и Ф’ любят прятаться в словах.

В словах эти звуки вы можете встретить, то:

В начале слова: форма, фотография, фантики, футбол, фартук, фонтан, фрукты, филин, флаги, фокус, фикус.

В середине: цифры, кофта, туфли, София, конфеты В конце: шарф, граф, гольф, жираф.

- Вы можете их там поискать? (игровое упражнение «Нашёл звук - хлопни в ладоши»).

  1. «Чтение слогов с договариванием до целого слова».

Ребята, скажите, а дружба - это хорошо или плохо? (хорошо). А иметь друга или подругу или много друзей - это важно? (Да).

Так вот, ребята, и наши звуки Ф и Ф’ дружат с гласными звуками:

А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

Фи. лин

Фа. я

Фе. дя

Фо. ма

Физминутка

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Филин - прыг, филин - скок,

Филинёнку дал флажок.

Филинёнок рад, рад - Два фонарика горят.

-Ребята, ответьте, про кого была физминутка (про филина). Я предлагаю вам составить звуковой анализ слова: филин.

  1. «Звуковой анализ слова: филин».

Слово филин состоит из двух слогов.

Звук Ф стоит в начале слова.

Первый звук Ф’ мягкий согласный, перед И - зелёной фишкой. Второй звук И - гласный, поётся, красной фишкой. Третий звук - Л’ - мягкий согласный, перед И., зелёной фишкой. Четвёртый звук - И - гласный, поётся, красной фишкой. Пятый звук - Н - согласный, твёрдый, синей фишкой. Всего в слове - 5 звуков: 2 - гласных, 3 согласных.

Из букв составьте слово «филин».

  1. «Составление предложений, схемы предложений.

Преобразование предложений, изменение их смысла».

Так и жили звуки Ф и Ф’в слогах, а из слогов складывались слова, а из слов - предложения.

- Составим предложения со словом - филин, (детские варианты).

Игра «Собери предложение». Играют по 4 человека.

Например, На дереве сидел филин.

Сколько слов в предложении? (Четыре).

Схема предложения:

1 - ое слово - на - короткая линия,

2 - ое слово - дереве - длинная линия,

3 - ье слово - сидел - длинная линия,

4 - ое слово - филин - длинная линия.

Варианты предложений (смысл не меняется):

На дереве сидел филин.

Филин сидел на дереве.

Сидел на дереве филин.

- Ребята, послушайте, а изменится смысл предложения, если изменить интонацию. Например, На дереве сидел филин. На дереве сидел филин? На дереве сидел филин! (смысл предложения изменится).

  1. «Элементы буквы Ф. На что похожа?».

И вот однажды буква Ф посмотрела на себя в зеркало и что же она увидела: Буква Ф надула щёки,

Или встала руки в боки.

- Ребята, встаньте, поставьте руки на пояс. Посмотрите друг на друга. Мы стали похожи на букву Ф.

(Работа в тетрадях. Штриховка. Графическое написание буквы Фиф, выкладывание из фасоли, из манки, лепка из пластилина – по желанию каждого ребёнка).

  1. Итоги:

-Тут и сказочки конец, а кто слушал - молодец!

-Понравилась вам сказка? А о чём она? Что нового узнали?

Индивидуальная работа

- Звуковой анализ слов из трёх звуков.

- Звуковой анализ двух слов из пяти звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы в технике Эбру»

Цель: создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматике, поддерживать интерес к обучению в школе...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любо...