Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшей группы в детском саду
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Сухина Наталья Александровна

Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшей группы в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_obucheniyu_gramote.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Областное государственное образовательное учреждение

Новосибирский педагогический колледж №1 им.А.А.Макаренко

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В старшей группе д/с №33

ТЕМА: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Длительность:                 25 - 30 мин.

Дата проведения:         

Провела:                         Сухина Наталья Александровна  

студентка 506 группы

Новосибирск, 2008г.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

И ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Пересказ сказки «Лиса и рак»

Задачи:

Связная речь: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»;

грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;

словарь: учить использовать в речи слова с противоположным значением (большой - маленький, сильный - слабый, быстро - медленно);

звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом).

Материал. Картина «Лиса с лисятами» (серия «Дикие животные»); картинки с изображением лисы.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(Лиса.)

Спрашивает: «Почему вы думаете, что это лиса?»

(На стенд выставляется картина «Лиса с лисятами».)

- Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?

(Лиса и лисята, лиса с лисятами.)

- Как можно назвать лисенка ласково?

(Лиска, лисеночек, малыш.)

- Как можно сказать про лисенка, какой он?

(Рыженький, маленький.)

(Если дети не скажут слово маленький, воспитатель задает подсказывающий вопрос: «Он большой или маленький?»)

- Лисенок маленький. А лиса какая?  (Большая.)

- Лиса большая  и сильная. А лисенок?  (Маленький, слабый.)

- Да, лисенок еще слабый, а когда подрастет, то будет... сильный.

- Лисята еще маленькие и слабые, не умеют охотиться, поэтому им добывает пищу мама-лиса. Она знает, что лисята голодные, и поэтому бежит к ним... быстро.

- А маленькие лисята еще не умеют быстро бегать. Как они бегают? (Медленно.)

- Вы знаете много сказок о лисе. Как в сказках называют лису ласково? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса-Патрикеевна.)

- Можно ли лису назвать ласково - лисенок?

- Почему нельзя? (Лисенок - это детеныш.)

- Как еще можно назвать лисенка? (Лисеночек, лиска, лисичка.)

Воспитатель предлагает детям послушать сказку, которая называется «Лиса и рак». Рассказывает (а не читает) сказку.

Вопросы к детям:

1.        Что лиса предложила раку? Как можно об этом сказать по-другому? (Бегать наперегонки, кто вперед добежит, кто скорее прибежит.)

2.        Почему лиса предложила «перегоняться» раку?

3.        Что сделал рак?

4.        Про лису можно сказать, что она хитрая. А какой рак?

(Еще хитрее. Он догадался уцепиться ей за хвост. Так рак перехитрил лису.)

- Рак хитрый-прехитрый, хитрющий. Послушайте сказку еще раз, а потом вы будете рассказывать ее сами. Слушайте внимательно и запоминайте.

Воспитатель предлагает разыграть сказку: одному ребенку говорить за рака, другому - за лису, третьему - от автора.

Игра-драматизация повторяется два раза. Затем кто-нибудь из детей по желанию рассказывает сказку целиком.

Физкультминутка. Воспитатель организует игру, в которой дети изображают детенышей разных животных: показывают, как малыши двигаются, что-то делают.

Воспитатель отгадывает, кого они изображают.

Воспитатель показывает детям разные картинки, на которых изображена лиса. Предлагает каждому выбрать по картинке и рассказать, какая на ней лиса. Сам тоже рассказывает по своей картинке: «У меня лиса рыжая. Хвост у нее золотистый и пушистый. Глаза у нее хитрые». Ребенок берет картинку: «А у меня лиса еше хитрее. И хвост у нее тоже пушистый». К рассказыванию подключается следующий ребенок: «У моей лисы хвост еще пушистее. Она умная». И т.д.

Д/И “Кто, Что  умеет делать?»

Воспитатель выставляет на фланелиграф картинки с изображением животных, просит детей сказать, что умеет каждое из них делать.

Белочка – скачет, прыгает, грызет орехи

Кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей

Собака – лает, сторожит дом, рычит, бегает и т.д.

Заяц – скачет, прыгает, грызет морковку.

Воспитатель предлагает произнести чистоговорку

«Саша в лесу встретил лису»      (громко, затем тихо и шепотом.)

Окончание занятий

Воспитатель предлагает детям подобрать атрибуты разных театров – игрушки бибабо, настольный театр. Театр игрушки, пальчиковый театр, маски – для самостоятельной инсценировки сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....

Конспект занятия по обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"

Конспект занятияпо обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Согласные звуки»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий.Развивающая задача: Развивать фон...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Форми...