ПАМЯТКА "Развитие умений и навыков звукового анализа и синтеза у детей 5-7 лет"
методическая разработка по логопедии

Тополевская Светлана Петровна

Работа по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста (формирование простых и сложных форм звукового анализа, синтеза, слогового анализа и синтеза, фонематических представлений) должна строиться с учетом следующих требований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления работы по развитию умений и навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста (5-7 лет).

Работа по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста (формирование простых и сложных форм звукового анализа, синтеза, слогового анализа и синтеза, фонематических представлений) должна строиться с учетом следующих требований.

  1. Подбор речевого материала надо проводить с учётом слов, имеющихся в словарном запасе ребёнка.
  2. Последовательность подачи речевого материала по уровню сложности (от выделения звука из серии изолированных звуков, из простых и сложных слогов, к работе по выделению заданного звука из слов различной слоговой структуры, определения частоты встречаемости данного звука во фразе, коротком тексте).
  3. На ранних этапах работы в качестве речевого материала стараться использовать слоги, слова не содержащие, либо содержащие в малочастотном объеме звуки, артикуляция которых у ребенка затруднена (звук произносится искаженно, заменяется, опускается в речи ребенка).
  4. Взрослому необходимо овладеть приемами утрированной артикуляции звуков, слогов, слов (акцентирование голосом заданного звука в слове, произнесение речевого материала в замедленном темпе, с четкой артикуляцией).
  5. Активно использовать в работе предметы материальной опоры (картинки с изображениями на заданные звуки, звуковые и слоговые схемы, карточки с цифрами – для определения количественного состава слогов и слов).
  6. На первых порах для проведения работы по формированию фонематического анализа необходимо подбирать слова так, чтобы серия данных слов не содержала оппозиционных (акустически и/или артикуляторно сходных) звуков. Оппозиционными звуками являются: С – С - З – Ц; З – З – С – Ц; Ш – Ж – Щ – Ч; Ч – Ц – Щ - Ш; Ж – Ш – З – Щ; Щ – Ш – Ч – С ; Л – Р – Л; Р – Р – Л. Поэтому, если в задание содержится требование подбирать речевой материал без оппозиционных звуков, необходимо исключить из списка слов те слова, в которых помимо заданного звука (выделенного шрифтом) содержатся «похожие на него звуки – соседи». Например, при подготовке задания на выделение звука «Щ», мы подбираем следующие слова: щётка, веник, ведро, ящик, пузырь, мыло, щука, метка.Очевидно, что данные слова не содержат оппозиционных звуков, следовательно, это является наиболее лёгким условием предъявления речевого задания ребёнку и вероятность ошибки минимальна (если нет грубых нарушений фонематических функций).

Развитие навыков фонематического (звукового анализа)

Наиболее простыми заданиями является выделение звука из ряда других звуков и слогов.

Инструкция: Давай поиграем в игру: «Внимательные ушки». Сейчас я буду называть разные звуки, а ты будешь внимательно слушать и ждать, когда я назову звук: «Ш» («С», «З», «Ж» и т.д.) Как только услышишь звук: «ш» - хлопни один раз в ладоши (или подними руку, или покажи картинку на звук «ш»). Далее взрослый в умеренном темпе произносит ряд звуков, а ребёнок отмечает хлопками заданный звук. Примерный звуковой ряд: Ш, М, Ю, Ш, П, Х, Ш, В, Ф, Ш. При возникающих затруднениях, можно использовать приём утрированной артикуляции звука (отдельно, в слоге , в слове), когда голосом акцентируется произношении именно этого звука. Данный вид работы проводится на материале различных звуков.

В дальнейшем данная игра проводится на материале слогов и слов. Далее Речевой материал представлен в 2 – х вариантах. Речевой материал Варианта 2 является более сложным и может использоваться, если ребёнок не смешивает оппозиционные (акустически и/или артикуляторно сходные) звуки в речи и легко различает их на слух (так как этот ряд слов содержит оппозиционные звуки).

Примерный слоговой материал при выделении звуков из слогов.

Выделение звука «Л» - слоги: ла, ку, до, лу, ши, то, са, ло, гу, ла. Либо обратные слоги: ал, ип, ук, ул, от, ял, уф, аш, ол, им, ел, ос, ин.

Второй вариантла, му, пы, ны, лы, ро, лы, на, Лу, ры, до, ло, мо, нэ, лэ.

Выделение звука «С» - слоги: са, лу, фо, вы, со, мо, су, бы, да, сэ.

Второй вариантас, уш, ич, са, ца, ит, ос, ещ, яс, зо, оф, иш, ус, ущ, со, сы, за, цы.

Выделение звука: «З», слоги: за, ву, ло, зы, му, до, та, зо, зла, бра, дво, зва, тка, зна, флу.

Второй вариантза, со, цо, зы, зна, ска, спу, зво, цве, зла, жгу, сло, зма.

Выделение звука «Ж» - слоги: жи, ло, жу, фо, ха, жа, бо, да, же.

Второй вариантжи, шу, ча, жа, шва, чка, жду, шпа, зво, жва, што, зро, жлу, зма.

Выделение звука из слов может проводиться по аналогии с предыдущими заданиями (игра: «Внимательные ушки»), а также в заданиях с картинками и логопедическим лото.

Например, можно предложить ребёнку рассмотреть ряд картинок и отобрать из них только те, в которых есть заданный звук. При этом надо соблюдать одно правило: можно разрешить ребёнку самостоятельно проговаривать названия картинок, если звук, подлежащий выделению на слух, произносится им правильно, без искажения, замен на другой звук. Если данный звук в речи ребёнка заменяется или звучит искажённо, взрослый сам проговаривает названия картинок.

Примерный речевой материал при выделении звуков.

Звук «р»: Вариант 1. роза, сад, рука, кот, домик, ромашка, муравей, цветок, тучка.

Вариант 2. рак, лапа, мыло, горох, белка, пончик, забор, жираф, булка.

Звук: «ж» - Вариант 1. жук, лето, елка, лужа, ягода, желток, лимон, сок, куст, жара.

Вариант 2. жилет, шаль, ящик, пиджак, сарафан, шапка, сапожок, завязка, поясок, жакет.

Звук «ц» - Вариант 1. Цыплёнок, мышонок, птица, хлеб, мука, мельница, ведёрко, колодец.

Вариант 2. Кольцо, бусы, браслет, палец, часики, платочек, цапля, чайка, цокот, качалка.

Когда навыки выделения звука из слов сформированы достаточно, можно переходить к обучению позиционному анализу слов. Ребёнку объясняют, что звук всегда занимает в слове определённое место: он может быть первым (в начале слова), последним (в конце слова) и в середине слова (любая другая позиция. Например: звук «с» в слове сок - является первым (произносим утрированно первый звук этого слова), в слове лис – он последний, в слове мост – и не первый и не последний, следовательно, находится в середине.

Важно помнить, что, подбирая задания на выделение позиции в слове звонкого парного согласного звука, можно рассматривать только 2 позиции: в начале слова и в середине слова. Так как в позиции конца слова парные звонкие согласные всегда оглушаются. Например, в слове «гараж» звук «ж» оглушается и звучит, как «ш», а в слове «газ» - звук «з», редуцируется в «с» и т.д.

Для облегчения выполнения задания можно использовать звуковую схему слов. Как правило, это картинка вагончика или домика с 3 – мя окошками и фишка (в качестве фишки можно использовать букву, на которую подобран речевой материал).

Примерная формулировка задания: Я называю слова. В каждом есть звук «с». Ты слушаешь и показываешь на своей схеме, в каком окошке живет звук в этом слове. Если он стоит в начале, то надо положить буковку в первое окошечко, если он стоит в конце слова – в третье окошечко, если он по середине – во второе окошечко. Далее взрослый называет по порядку слова и проверяет, правильно ли ребёнком разместил букву на схеме. Если ребёнок ошибается, надо произнести данное слово медленно, утрированно артикулируя заданный звук, а также произнести слово, сознательно пропустив этот звук, и задать ребенку вопрос, куда надо добавить букву (в начало, середину или конец). Например: слово забор – забоР – забо… «куда надо добавить букву Р?»

Вариант списка слов для позиционного анализа слов.

Звук Л: лампа, полка, калоша, стул, лодка, мел, крокодил, пилотка.

Звук Щ: щука, щенок, пещера, каменщик, ящерка, плащ, щавель, плющ.

Звук З: зайка, зуб, зонтик, мазут, козочка, фазан.

Звук Ж: жук, жаба, жёлудь, рожок, ножик, свежесть.

Звук С: суп, сумка, песок, посадка, весна, масло, колос, лис, укус.

Можно предложить игру: «Зелёный свет». Ребёнок получает две карточки: красную – проезд закрыт и зелёную – проезд разрешен. Задание: взрослый подбирает слова с определённым звуком, в каждом слове данный звук находится в какой – то одной позиции (начало, конец, середина). Затем взрослый называет данные слова, а ребёнок поднимает зелёную карточку только на слова, в которых данный звук стоит первым, все остальные слова сопровождаются поднятием красной карточки.

Формирование навыков дифференциации оппозиционных звуков и звуков, смешиваемых в произношении, так же как и работа по формированию количественного и порядкового звукового анализа должна проводится под контролем логопеда, так как существуют строгие требования к последовательности работы, инструктажу и подбору речевого материала. Для закрепления умений и навыков, формируемых у ребенка логопедом на занятиях, родители могут использовать следующие виды работы.

Различение на слух оппозиционных звуков проводится на материале пар звуков (С/Ш, С/З, Ш/Ж, Ш/Щ, Ш/Ч, С/Ц, Ц/Ч, Л/Р). Необходимо сформировать у ребёнка представления об акустических и артикуляторных различиях данных звуков. Артикуляторные различия характеризуют работу языка, губ, щек в момент артикуляции звука. Например (сопоставление артикуляции звуков В/Л): при произнесении звука «л» - рот раскрыт в улыбке, между зубами большое расстояние. При произношении звука «в» - рот закрыт, между зубами – маленькая щель. При произношении звука «Л» работает кончик языка, он поднимается за верхние резцы и, прижавшись к ним на секунду, отскакивает вниз. При произношении звука «в» язык не работает, работает нижняя губа, которая прижимается к верхним зубам на время артикуляции звука. Все комментарии непременно сопровождаются работой перед зеркалом (демонстрация способа произнесения звуков).

Целесообразно введение неречевых ассоциаций звуков. Ребёнку предлагают послушать данный звук и определить, на что он похож, затем данная ассоциация закрепляется. Звук «с» - песенка водички, «з»- песенка комара, «ш» - песенка змеи, «ж» - песенка жука, «Ц» - песенка каблучка, «ч» -песенка тишины, «Л» - песенка девочки, «Р» - песенка моторчика (или тигра). В дальнейшем при формулировке задания можно не называть сам звук, а назвать его неречевую ассоциацию. Например, взрослый просит ребёнка внимательно послушать ряд звуков и в случае, когда он услышит «песенку водички», сразу поднять правую руку, а на «песенку змеи» - левую. Затем взрослый произносит ряд звуков, ребенок определяет наличие заданных звуков и поднимает левую или правую руку: С, Ф, М, Ш, С, Р, Х, С, В, Ш, Т, Л, Ш.

Безошибочное выполнение данного задания на материале звуков позволяет перейти к дифференциации звуков на материале слов.

Виды работ: игра «Правая и левая» - по аналогии с вышеописанным примером, работа с картинками и графическими символами.Например, подбирают картинки, содержащие названия слов со звуками «л» и «р» (яблоко, персик, свёкла, помидор, укроп, виноград, клубника, смородина) и просят ребёнка разложить их в две коробочки. Если один или оба из пары различаемых звуков искажены в речи ребёнка, произносить названия данных картинок должен взрослый. Задания можно разнообразить введением сюжетов. Например, подобрать две картинки девочки и мальчика, а также серию картинок с изображением предметов одежды. Ребёнку предлагают выбрать для девочки одежду, в названии которой есть звук «с», а мальчику – со звуком «ш». Примерный ряд картинок: шапка, сандалии, сарафан, шуба, поясок, косынка, шорты, штаны, носки. Можно организовать игру: «украсим шарики». Потребуются 2 воздушных шарика (или нарисованные большие шары) и наклейки с изображением разных предметов, животных. Задание: один шарик украсить картинками с звуком: «Ч», а другой – картинками со звуком «Ц». Примерный перечень картинок: чайка, тучка, цапля, ключик, кольцо, цыплёнок, мяч, яйцо, свечка.

Также успешно проводится игра: «Шифровка». В тетради чертят игровое поле 3 на 3 клетки, либо 4 на 4. Выбирают пару дифференцируемых звуков, и за каждым из них закрепляется символ, например: за звуком «Ш» - кружочек, а за звуком «Ж» - галочку.Формулировка задания: Сейчас я буду называть слова, а ты будешь их шифровать в каждой клеточке по порядку. Если слышишь слово с «Песенкой змеи», ставишь в клетке кружочек; если услышишь слово с «Песенкой жука», ставь в клеточке галочку. Примерный ряд слов: мышка, ложечка, шутка, мешок, пиджак, снежок, шорох, тишина, животик, шаль.

Для развития слухо – произносительной дифференциации звуков используется следующий вид работы. Взрослый заранее подбирает словосочетания, в которых содержатся оппозиционные звуки. Например, дифференциация звуков: «с» и «ш». Словосочетания: пушистая лиса, шустрая кошка, синий шарик, спелая груша, сосновые шишки, шумные соседи, широкий поясок, голосистый петушок, скорая лошадка. Затем меняет звуки местами (вместо «с» - в слове будет звучать «ш», и наоборот). В таком виде данные словосочетания предъявляются на слух ребёнку. Его задача том, чтобы найти ошибку и произнести данные словосочетания правильно.

Навыки звуко-слогового синтеза слов.

Умения слогового и звукового синтеза формируются в игровой деятельности (способность устно «складывать» слова из отдельных частей – звуков или слогов).

В начале работы наиболее доступным для детей является материал по слоговому синтезу слов. Чаще всего, взрослый называет корневую часть слова, ребёнок добавляет какой-то определённый слог и называет слово целиком. Сравнительно простыми являются задания на добавление последнего слога (глаза, коза, стрекоза, гроза). Добавление первого пропущенного слога (лучик, лужа, луна, луковица) является для детей 5-6 лет более сложным заданием.

Ребёнку предлагают склеить два осколочка слова. Взрослый называет 1 – ые «осколочки» (части слова), ребёнок добавляет один и тот же «осколочек» - пропущенный звук, слог, а затем произносит получившееся слово целиком.

Пример 1: мы будем с тобой собирать из частей слова. Я называю тебе первую часть слова, а ты все время будешь добавлять вторую часть, которая звучит: «точка».

Слова для справок: ве(точка), Лас(точка), кос(точка), де(точка), лен(точка).

Пример 2. Синтез слов с последним слогом – за –

Ко(за), сле(за), ро(за), гро(за), зано(за), мимо(за) , стреко(за, Бере(за), глюко(за).

Пример 3. Высокочастотным является пример использования слов, содержащих закрытый слог: сок. Слова для справок: но(сок), ле(сок), пе(сок), поя(сок), голо(сок). воло(сок), коло(сок).

Пример 4. Можно использовать слова, при синтезировании которых ребёнок будет добавлять только: «чка». Слова для справок: було (чка), бело(чка), пало(чка), до(чка), но(чка), ко(чка), бо(чка), пе(чка), ре(чка), ту(чка).

Пример 5. Полезным является задание на составление слов из разрозненных слогов с опорой на буквенное их обозначение. Например, ребёнку предлагают посмотреть на карточку с различными слогами (должны быть слоги простой структуры: согласный + гласный) и составить как можно больше слов из данных слогов. Можно соединять линией слоги, которые в паре образуют слово.

Ро ко жа лу ба за

са ки шу на тик

Формирование умений и навыков звукового синтеза слов желательно проводить на речевом материале, не содержащем звуки, которые произносятся ребёнком искажённо, чтобы не закреплять неверную артикуляцию.

Наиболее популярным и довольно продуктивным является задание на подбор слов с каким – либо заданным звуком. Например: Нашей буковке «С» стало скучно, давай подберём ей друзей. Это должны быть слова, в которых есть звук «с». Далее ребёнок подбирает несколько (2 – 6) слов с данным звуком устно.

Включают задания, предполагающие способность ребёнка добавлять 1 – 2 звука в конце или начале слова и, интегрируя звуковой состав, произносить конечный вариант.

1. Взрослый обращается к ребёнку: «Живут хвостатые слова. Их хвост - это звук «С». Но однажды хвостик потерялся, и слова стали неузнаваемыми. Ты можешь им помочь, если снова приклеишь хвостик каждого слова. Например, анана….., добавим С, получается анана..С, ананас». Слова для справок: ле(с), Коко(с), пару(с), но(с), запа(с), занаве(с), голо(с).

Звук: Л. За(л), по(л), сто(л), сту(л), уко(л), пена(л), соко(л)

Звук:Ч. Мя(ч), вра(ч), гра(ч), до(чь), ме(ч), пе(чь), кала(ч).

2. Задания на синтез звука (в позиции начала слова):

Пример 1: У слов был носик «Ш», он заболел и стал совсем неслышным. Если ты его чётко назовёшь и добавишь к оставшимся звукам, мы услышим, какие были слова. Ребёнок называет каждый раз только звук «ш», затем с паузой меньше секунды взрослый добавляет оставшуюся часть слова. После чего ребёнок называет слово целиком. Слова для справок: (ш)кола, (ш)утка, (ш)айка, (ш)ум, (ш)арик, (ш)апка.

Пример 2: К носику «Л» добавляем осколок слова «апа» получаем – «Лапа». Если возникают трудности, взрослый ещё раз повторяет обе части слова с минимальной паузой между ними и сразу произносит получившееся слово: «л»…«апа»..«лапа». Слова для справок: (л)учик, (л)ампа, (л)ожечка, (л)опата, (л)асточка, (л)уна, (л)ужа.

Пример 3. Для синтеза слова из слогового осколка и 2 – звуков легко использовать рад слов с звукосочетанием – «ст» в конце слова.Формулировка задания та же (носик, хвост) Слова для справок: ли(ст), мо(ст), ку(ст), хво(ст), хру(ст), кре(ст).

Также оптимален выбор слов с звукосочетанием в конце слова: «ск». Слова для справок: во(ск), пи(ск), бле(ск), пу(ск).

В дальнейшем проводится работа по формированию способности синтезировать слово из отдельных звуков.

При предъявлении речевого материала ребёнку на слух взрослый должен произносить отдельные звуки с учётом тех акустических характеристик, которые данные звуки приобретают в слове. Например: необходимо составить слово: «ЛЕС», взрослый произносит отдельные элементы слова так: «Л, Е\Э, С»; слово: «Мяч» - «Мь, А, Ч». Если взрослый не владеет навыками фонетической транскрипции слов, лучше подбирать для заданий слова, в которых нет йотированных гласных: Я, Ю, Е, Ё, а также слова, в которых происходит редукция безударных гласных. Например, слово: огурец мы произносим «агуре\эц», слово: окно - «акно» , ёлка – «йолка»и т.д.

Лучше подбирать простые слова без стечения согласных: дом, кот, нос, жук, ура, лиса, зима, туча, лужа, роза, пила, мышь. Затем, если при выполнении задания на материале этих слов трудностей у ребёнка не возникает, можно перейти к словам с более сложной слоговой структурой: зонт, волк, слон, арка, аист, лист, кусок, ручка, кошка, маска, груша, слива, камыш, жираф.

Предъявление материала проходит так: Взрослый говорит. У нас жили слова, однажды, прилетела злая колдунья, заморозила слова и разбила их на маленькие осколочки - звуки. Сейчас я назову эти осколочки, а ты соберёшь их вместе и назовёшь слово целиком: н,о,с – нос. При этом, звуки произносятся с минимальной паузой, меньше секунды, но чётко. Если ребёнок затрудняется, используют следующий приём (раскрывающий механизм звукового синтеза слова в замедленном режиме). Сначала ещё раз называют 3 звука по порядку, затем называют первое слогослияние: «но» и через минимальную паузу добавляют последний звук «с». В третий раз повторяют слогослияние«но» и последний звук «с» подчёркнутой артикуляцией и сразу говорят получившееся слово. Это облегчает восприятие на слух и запоминание звукового ряда ребёнком.

Закрепление приобретённых навыков проводится в игровой форме.

  • Составления слов из первых звуков названий ряда картинок (пример 1: по ряду картинок кот – облако – мышка, можно из первых звуков составить слово КОМ; пример 2: по ряду картинок колесо – автобус – машина, предварительно выделив последние звуки и сложив их получиться слово ОСА).
  • Отгадывание детских звуковых ребусов, кроссвордов.
  • Работа с наборами цифр (определение количества звуков в слогах, словах).
  • Выполнение заданий на самостоятельное придумывание слов с определённым звуком (придумай три слова с звуком «л») или с определённым количеством звуков (придумай 2 слова, в которых четыре звука).

В целом, организация работы по развитию навыков звуковой аналитико-синтетической деятельности является важным компонентом подготовки ребенка к обучению чтению и письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией"

Этот  материал знакомит читателей с методикой работы, играми и фрагментами  занятий по развитию фонематических процессов у детей с речевой патологией....

Презентация "Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи

Рассматртвается проблема формирования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, этапы формирования звукового анализа и синтеза....

Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"

Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"...

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....