Программа дополнительного образования для детей 4-5лет"ЗВУКОГРАД"
рабочая программа по обучению грамоте
Направленность данной программы социально- педагогическая.
Актуальность Программы.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение детьми конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительные особенности Программы «Звукоград»
В программу включён материал разной степени сложности: от небольшого минимума – до возможного максимума, что даёт возможность каждому ребенку продвигаться своим темпом и с постоянным успехом.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей, развитию логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zvukograd_4-5_let_2019-2020.docx | 86.01 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»
238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,
ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-15
ПРИНЯТА решением педагогического совета МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Протокол № 1 от 30.08.2019 года | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Марчихина О.И. Приказ от 30.08.2019 года № 2П МП |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - педагогической направленности
«Звукоград»
Возраст обучающихся: 4- 5 лет
Срок реализации: 34 недели
Авторы-составители:
Кондратенко Наталья Владимировна,
учитель- логопед
Даут Светлана Владимировна,
педагог дошкольного образования
пос. Шоссейное
2019
Организационная модель проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Уровень | Показатели | Специфика реализации | |||
Массовые программы | Групповые программы | Микро-групповые программы | Индивидуальные программы | ||
ознакомительный | Количество обучающихся | До 20 человек | |||
Возраст обучающихся | 4-5 лет | ||||
Срок обучения | 34 недели | ||||
Режим занятий | 20 мин в неделю (1/20 мин) | ||||
Minобъем программы | 11 часов 20 мин. | ||||
Особенности состава обучающихся | Однородный | ||||
Форма обучения | Очная | ||||
Особенности организации образовательного процесса | Традиционная |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка.
Направленность данной программы социально- педагогическая.
Актуальность Программы.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение детьми конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительные особенности Программы «Звукоград»
В программу включён материал разной степени сложности: от небольшого минимума – до возможного максимума, что даёт возможность каждому ребенку продвигаться своим темпом и с постоянным успехом.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей, развитию логического мышления.
Включение в программу игровых упражнений по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Данная рабочая программа разработана на основе программ Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей».
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (4-5 лет).
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации программы – 34 недели.
Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, длительностью не более 20 мин (11 часов 20 минут).
Объем учебного времени для данной возрастной категории, согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13, длится не более 20 мин.
Форма обучения - очная.
Оптимальная наполняемость группы – 20 человек.
Особенности организации образовательного процесса является -
Воспитанники объединены в группы одного возраста. Состав группы постоянный.
Оптимальная наполняемость группы- 15 человек. Допустимая- 20 человек.
Режим проведения занятий- 1 раз в неделю, 20 мин., 11 часов 20 минут в год.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: опираясь на психические и физические особенности детей 4 – 5 года жизни, способствовать развитию у них фонематического слуха, формированию способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего овладения навыками звукобуквенного анализа и первоначального чтения.
Задачи:
1.Способствовать формированию у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся.
2. Формировать умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги.
3. Способствовать развитию звуковой культуры речи - формированию и закреплению правильного произношение звуков родного языка
4. Способствовать выработке интонационной выразительности: дикции, силы голоса, темпа речи. 5.Способствовать формированию грамматического строя речи – развитию умения образовывать форму множественного числа существительных.
6. Способствовать развитию артикуляционной и мелкой моторики, графических навыков.
7. Способствовать развитию фонематического восприятия и формированию устной разговорной речи.
1.3. Содержание программы
Учебный план дополнительной образовательной программы
«Звукоград» (34 недели обучения) для детей 4-5 лет
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Теория | Практика | Всего | |||
Развитие речи и обучение грамоте | Тема 1. Вводное занятие, рисование отрывистых линий. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа |
Тема 2. Знакомство с многообразием слов. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 3. Длинные и короткие слова. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 4. Сравнение по звучанию. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 5. Деление слов на слоги. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 6. Многообразие слов. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема7. Многообразие слов. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема8. Многообразие слов. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 9. Звуки С-СЬ | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 10. Звуки З-ЗЬ. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 11. Звуки С-СЬ, З-ЗЬ. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 12. Звук Ц. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 13. Звук Ш. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 14. Звук Ж. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 15. Звуки Ш-Ж. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 16. Звук Щ. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 17. Звук Ч. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 18. Звуки Ч–Щ. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 19. Звуки Р–РЬ. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 20. Звуки Л–ЛЬ | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 21. Звуки М–МЬ | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 22. Звуки Б–БЬ | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 23. Звуки К–КЬ | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 24. Звук Г. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 25. Звуки Г–К. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 26. Звуки Д–ДЬ | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 27. Звуки Т–ТЬ | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 28. Звуки Д–ДЬ, Т–ТЬ | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 29. Звуки З-ЗЬ, Ж,С-СЬ | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 30. Закрепление. Звуки Р-РЬ, Ш. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 31. Закрепление. Звуки Л - ЛЬ, Б-БЬ. | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 32. Закрепление пройденного материала | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 33. Закрепление материала. Моделирование, повторение стихов. (26) | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Тема 34. Закрепление материала. Раскрашивание.(30) | 10 | 10 | 20 | Опрос, беседа | |
Всего: 34 занятий | 11 часов 20 мин | 340 мин | 340мин | 680 мин |
Содержание учебного плана
дополнительной образовательной программы
«Звукоград» (34 недель обучения)
Тема | Цели и задачи | Методы и приемы | Наглядность | Примечания | |
Сентябрь | |||||
Занятие 1. Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисованием коротких, отрывистых линей (20мин: 10 т.-10п.) | Познакомить термином «слово», развивать поэтический слух, зрительные восприятия, графические умения. Формировать интерес к речевой деятельности | Словесные, наглядные, и практические методы. Самоконтроль. Игра | Картинки, образец | ||
Занятие 2. Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках (20мин: 10 т.-10п.) | Способствовать пониманию детей термина «слово», многообразием слов. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навыки самоконтроля | Словесные, наглядные и практические методы, игровые упражнения. | Картинки, пособия | ||
Октябрь | |||||
Занятие 3. Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов(длинные и короткие), моделирование, рисование иголок ежикам. (20 мин.-10 т., 10 п.) | Учить понимать, что слова бывают разные. Формировать представление о слоге. Развивать умения отгадывать загадки, графические умения, формировать интерес к речевой деятельности. | Словесные, наглядные, практические методы. (загадки, игры) | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 4. Знакомство с многообразием слов, Звучанием их громко, тихо; рисование солнышка (20 мин.-10 т., 10 п.) | Продолжать знакомить со Звучанием слов. Вырабатывать умения слушать стихотворения. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игра «кто в домике живет», «Подскажи словечко». Физкультминутка: игра «Зарядка» «Соедини правильно» «Нарисуем» | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 5. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках (20 мин.-10 т., 10 п.) | Закреплять умение сравнивать слова по звучанию. Развивать слуховое восприятие, внимание, наглядно-образное мышление. Закреплять рисовать отрывистые линии. | Игровое упражнение «Назови правильно», «Кто внимательный». Игра «Загадки-отгадки», «Игры с пальчиками»; «Дорисуй иголки елкам» | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 6. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках. (20 мин.-10 т., 10 п.) | Знакомить с протяженностью слов ( длинные и короткие) Побуждать детей подбирать слово к схеме. Формировать интерес к речевой деятельности и самоконтролю. | Игровое упражнение «Раздели правильно», игра «Загадки и отгадки», «Какие бывают слова». «Кто внимательный?» | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Ноябрь | |||||
Занятие 7. Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение соответствий в рисунках (20 мин.-10 т., 10 п.) | Учить сравнивать слова по звучанию. Развивать поэтический слух, внимание и зрительные функции детей посредством нахождения несоответствия в рисунке. | Игровое упражнение « Кто в домике живет?», «Соедини правильно» игра «Подскажи словечко». Физкультминутка «Встреча друзей» Самоконтроль. | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 8. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, слушание отрывка из стихотворения Я. Козловского (20 мин.-10 т., 10 п.) | Учить, делить слова на слоги. Формировать интерес к речевой деятельности. Развивать поэтический слух, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу | Игровое упражнение «Соедини правильно», «Нарисуй дорожки». Игра «Звуки поменялись местами» | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 9. Звуки «С-СЬ («песенки большого и маленького насоса»),знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе (20 мин.-10 т., 10 п.) | Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными С-СЬ; Развивать слух и речевой аппарат детей. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение «Песенка насоса», Игра «Подскажи словечко», Слушание стихотворения, «Раскрась листочки» | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 10. Звуки «З – ЗЬ», знакомство с твердыми и мягкими согласными, слушание чистоговорки рисование ушей зайчикам (20 мин.-10 т., 10 п.) | Продолжать знакомить с короткими и длинными словами. Развивать фонематический слух, развивать внимание и логическое мышление | Игровое упражнение «Как поют комары?» , игра» «Загадки-отгадки», «Что забыл нарисовать художник?» Самоконтроль. | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Декабрь | |||||
Занятие 11. Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках (20 мин.-10 т., 10 п.) | Продолжать развивать умение различать твердые и мягкие согласные звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», Развивать слуховое восприятие, умение использовать схему слова при делении слова на слоги. | Игровое упражнение «Помоги животным найти домик», игра «Подскажи словечко», «Раздели правильно», «Кто внимательный?» Самоконтроль | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 12. Звук «Ц». рисование огурцов, слушание отрывка из стихотворения Г. Сапгира (20 мин.-10 т., 10 п.) | Развивать слуховое внимание, развивать поэтический слух, Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля. | Словесные методы: чтение рассказа А. Максакова «Цыпленок ЦЫП», игровые: «Закончи предложение», «Вопрос - Ответ». наглядные: «Рисуем огурцы», | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 13. Звук «Ш» «песенка ветра», рисование шариков, слушание потешки (20 мин.-10 т., 10 п.) | Продолжать развивать фонематический слух, речевой аппарат, продолжать знакомить с термином «согласный звук» | Игровое упражнение «Будь внимательным», Игра «Подскажи словечко», самоконтроль | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 14. Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование желудей, слушание отрывка из стихотворения И. Солдатенко (20 мин.-10 т., 10 п.) | Продолжать развивать слух и речевой аппарат. Закреплять умения делить слова на слоги, выделяя характерные признаки. | Игровое упражнение «Загадки - отгадки», «Раздели правильно», игра «Кто внимательный?» | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Январь | |||||
Занятие 15. Звук «Ш - Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений. (20 мин.-10 т., 10 п.) | Учить произносить согласный звук, развивать поэтический слух, зрительные восприятия, графические навыки | Игра «Помоги животным найти свой вагон», Игра «Подскажи словечко», «Соедини правильно» | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 16. Звук «Щ», Моделирование, рисование щеток, слушание отрывка из стихотворения С. Михалкова (20 мин.-10 т., 10 п.) | Учить интонационно выделять твердый согласный звук «Щ» в словах. Учить четко и ясно произносить звук, Развивать наглядно – действенное мышление через использование модели слова при делении слова на слоги. | Игра «Подскажи словечко», игровое упражнение «Соедини правильно», «Дорисуй щетки» Слушание отрывка стихотворения, самоконтроль | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 17. Звук «Ч», моделирование, раскрашивание предметов, рисование предметов. (20 мин.-10 т., 10 п.) | Учить интонационно выделять согласный звук «Ч» в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игра «Загадки и отгадки», игровое упражнение «Будь внимательным» Физкультминутка Игра «Часы», «Помоги девочке» | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Февраль | |||||
Занятие 18 . Звуки «Ч – Щ, слушание потешки, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках». (20 мин.-10 т., 10 п.) | Различать согласные звуки «Ч -Щ». Развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание. Формировать самостоятельность инициативу в решении познавательных задач. | Игровое упражнение «Раздели правильно, игра «Черепахи», «Подскажи словечко», «Кто внимательный?» | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 19 « Закрашивание предметов, слушание стихотворения О. Высотской. (20 мин.-10 т., 10 п.) | Познакомить с твердыми и мягкими согласными «Р- РЬ» Способствовать зрительному и слуховому вниманию. | Игровое упражнение «Как поет мотор?» Игра «Загадки – отгадки», Игра:«Кто внимательный?» | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 20. Звуки Л- ЛЬ, рисование неваляшки, моделирование, слушание отрывка из стихотворения А. Плещеева. (20 мин.-10 т., 10 п.) | Способствовать развитию фонематического слуха у детей, помогать различать твердые и мягкие согласные звуки «Л - Ль» в словах. | Игра: «Подскажи словечко», «раздели правильно», Физкультминутка «Мы немножко рисовали». | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 21. Звуки «М – МЬ», слушание потешки, рисование домика, раскрашивание предметов (20 мин.-10 т., 10 п.) | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «М-МЬ», выделять эти звуки в словах | Слушание потешки. Игровое упражнение «Загадки и отгадки», «Раскрась правильно». | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Март | |||||
Занятие 22. Звуки « Б – БЬ», моделирование, слушание отрывка из стихотворения Г. Сапгира, рисование бус (20 мин .-10 т., 10 п.) | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Б - БЬ», выделять звуки в словах, во фразовой речи | Игровое упражнение «Подскажи словечко и раздели правильно», игра «Соедини правильно», Слушание стихотворения, рисуем бусы | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 23. Звуки «К –КЬ», закрашивание овощей, слушание отрывка из стихотворения Д. Хармса. (20 мин.-10 т., 10 п.) | Познакомить с твёрдые и мягкие звуками «К- КЬ». Побуждать интонационно выделять звуки «К – КЬ» в словах. | Игра «Назови первый звук». «Подскажи словечко». Игровое упражнение «Найди и раскрась». Слушание отрывка из стихотворения. | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 24. Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, слушание потешки (20 мин.-10 т., 10 п.) | Побуждать называть изолированно твердый звук «Г» Формировать интерес к речевой деятельности. | Игра «Подскажи словечко и раздели правильно», «Загадки и отгадки» «Кто внимательный?» | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 25. Звуки «Г – К», закрашивание предметов, моделирование, слушание потешки . (20 мин .-10 т., 10 п.) | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звонкие и глухие звуки «г -к». Способствовать развитию графических навыков, штриховки. Формировать навыки самоконтроля. | Игровое упражнение «Раскрась и обведи правильно», «Соедини правильно», игра «Скворечник», слушание потешки | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Апрель | |||||
Занятие 26. Звуки «Д – Дь», раскрашивание предметов, рисование кругов, слушание потешки (20 мин.-10 т., 10 п.) | Учить различать твердые и мягкие согласные звуки «д-дь». Развивать активную речь и способствовать развитию графических навыков | Игра « Загадки и отгадки» Игровое упражнение «Раскрась правильно», «Кто внимательный?» | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 27. Звуки «Т – ТЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, слушание отрывка из стихотворения И. Сурикова (20 мин .-10 т., 10 п.) | Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки «т-ть» в словах,способствовать развитию речи и рисованию графических навыков. | Игровое упражнение «Назови первый звук», «Раздели правильно». | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 28. Звуки «Д – Дь», «Т – Ть», моделирование, рисование предметов, повторение стихотворения (20 мин .-10 т., 10 п.) | Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки. | Игровое упражнение «Обведи правильно», «Нарисуй матрешку». | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 29. Звуки «З – Зь», «Ж», «С– Сь ». Закрепление пройденного материала (20 ми .-10 т., 10 п.) | Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умения называть первый звук в словах. Способствовать развитию выразительности речи. Навыки штриховки. | Игра «Подскажи словечко», «Кто катается на карусели?», «Соедини правильно» | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Май | |||||
Занятие 30. Звуки «Р–РЬ», «Ш». Закрепление пройденного материала
(20 мин .-10 т., 10 п.) | Способствовать развитию слухового внимания. Называть заданный звук четче, чем другие. Формировать навыки самоконтроля. | Игра «Соедини правильно», «Загадки – Отгадки», «Раскрась правильно». | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 31. Звуки «Л – Ль », «Б – Бь ». Закрепление пройденного материала. (20 мин .-10 т., 10 п.) | Закрепить умения различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки Формировать навык самоконтроля. | Игра «Загадки обманки». Игровое упражнение «Соедини правильно». Повторяем стихи. | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 32. Закрепление пройденного материала
(20 мин .-10 т., 10 п.) | Способствовать развитию слухового внимания. Закрепить деление слова на слоги. Развивать активность речи. | Игра «Звуки поменялись местами»,«Отгадай загадки» Игровое упражнение «Раздели правильно». | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Июнь | |||||
Занятие 33. Закрепление звуков «Д –ДЬ», раскрашивание предметов, рисование кругов. (26тема)
(20 мин .-10 т., 10 п.) | Закрепить умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки. | «Раскрась правильно» «Загадки –отгадки». | Методическое пособие «Ларчик». | ||
Занятие 34. Закрепление пройденного материала. Звуки «Р –РЬ» (20 мин .-10 т., 10 п.) | Развивать активную речь, слуховое внимание отвечать на вопросы. | Игра «Соедини правильно», «Загадки –отгадки» | Методическое пособие «Ларчик». |
Способы определения результативности:
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
- Учебным фиксирующим предметные и знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
- Личностным, выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции.
Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, опрос (устный или письменный), анализ задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Педагог два раза в год (в начале и в конце учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.
Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки детей. Способность самоконтроля позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов, обучения программе стимулирует детей к поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности.
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.
1.4. Планируемые результаты и способы их проверки.
К концу обучения ребенок может:
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
- делить слова на слоги;
- дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
- определять и называть первый звук в слове;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- составлять 2-3 предложения по картине;
- пересказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
- заучивать небольшие стихотворения
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место провед-я | Форма контроля |
09 | 3- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятие1 Знакомство с многообразием слов, рисование коротких и отрывистых линий | группа | Опрос, беседа | |
09 | 4-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятие 2 Знакомство с многообразием слов, нахождение различий в двух похожих рисунках | |||
10 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятие 3. Сравнение слов по звучанию. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
10 | 2-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 4. Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
10 | 3-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятие 5. Деление слов на слоги, рисование иголок на елках | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
10 | 4-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 6 Знакомство с многообразием слов. Деление слова на слоги | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
11 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 7. Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко» | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
11 | 2-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 8. Деление слов на слоги, рисование дорожек | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
11 | 3-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 9. Звуки С- СЬ | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
11 | 4-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 10. Звуки З - ЗЬ | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
12 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 11. Звуки «С- СЬ», «З – ЗЬ» | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
12 | 2-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 12. Звук «Ц» | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
12 | 3-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 13. Звук «Ш» | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
12 | 4-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 14. Звук «Ж» | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
01 | 2-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 15. Звуки «Ш – Ж». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
01 | 3- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 16. Звук «Щ» | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
01 | 4-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 17. Звук «Ч». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
02 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 18. Звуки «Ч – Щ». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
02 | 2-неделя | 20 мин | очная | Занятия 19. Звуки «Р-РЬ». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | ||
02 | 3-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 20. Звук «Л - Ль». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
02 | 4-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 21. Звуки «М –МЬ». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
03 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 22. Звуки «Б -БЬ». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
03 | 2-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 23. Звуки «К -КЬ». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
03 | 3-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 24. Звук « Г». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
03 | 4-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 25. Звуки «Г- К». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
04 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 26. Звуки «Д -ДЬ». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
04 | 2-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 27. Звуки «Т -ТЬ ». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
04 | 3-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 28. Звуки «Д - ДЬ», «Т – ТЬ» | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
04 | 4-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 29. Закрепление материала. Звуки «З -ЗЬ», «Ж», «С –СЬ» | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
05 | 2-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 30. Закрепление материала Звуки «Р -РЬ», «Ш». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
05 | 3-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 31. Закрепление материала. Звуки «Л – Ль», «Б – БЬ ». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
05 | 4-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 32. Закрепление материала. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
06 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 33. Закрепление пройденного материала (26) звуки «Д –ДЬ» | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
06 | 2-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 34. Закрепление пройденного материала.(30) Звуки «Р –РЬ» «Ш» | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
2.2 Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение:
№ | наименование | количество |
Меловая доска (двустворчатая) | 1шт. | |
Мольберт с набором цифр и букв. | 1 шт. | |
Развивающая игра «Пятый лишний» | 1 шт. | |
Методическое пособие «Ларчик». | 1 шт. | |
Развивающая игра «Слоги и слова». | 1 шт. | |
Развивающая игра «Составь слово». | 1 шт. | |
Развивающая игра «Составь и прочитай». | 1 шт. | |
Развивающая игра «Мои первые буквы». | 1 шт. | |
Развивающая игра «Речевая тропинка». | 1 шт. | |
Демонстрационный материал | набор | |
Раздаточный материал | набор | |
Групповая комната | ||
Рабочие тетради | по количеству детей | |
Карандаши простые | 14 шт. | |
Карандаши цветные | По количеству детей | |
Ручки шариковые | 14 шт. | |
Пособие «Умные кубики» | 14 кор. | |
Магнитное наборное полотно | 14 шт. | |
Цветные фишки | красные-14 шт, синие-14шт, зелёные-14 шт. |
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет воспитатель, педагог первой квалификационной категории Даут Светлана Владимировна.
2.3. Формы аттестации
- открытое занятие для родителей;
- журнал посещаемости;
- фотоотчет;
- диагностика;
- отзывы родителей.
2.4. Оценочные материалы.
Уровни освоения
речевого развития дошкольников 4-5 лет
Дата проведения __________________
Педагог дополнительного образования___________________________________
№ | Фамилия, имя ребёнка | Звукопроизношение. | Слоговая структура слов. | Звуковой анализ слов. | Звуковой синтез слов. | Понимание речи. | Активный словарь. | Грамматический строй речи. | Связная речь. | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
итог | |||||||||||||||||
примечание |
Для определения уровня развития у ребенка каждого раздела показатели оценивались по 4-х балльной системе.
• Звукопроизношение
- балл - нарушено звукопроизношение 2-х и более групп звуков
- балла - нарушено звукопроизношение одной группы звуков или изолированно может произносить все звуки правильно, но в самостоятельной речи правильными звуками не пользуется
- балла - все звуки произносит правильно, но иногда допускает ошибки в звукопроизношении из-за недостаточного самоконтроля.
- 4 балла - звукопроизношение в норме.
• Слоговая структура слов
- балл - слоговая структура простых слов нарушена.
- балла - слоговая структура простых слов со стечением согласных нарушена.
- балла - слоговая структура сложных слов нарушена, нарушена звуконаполняемость слов.
- балла - правильное воспроизведение слов различной слоговой структуры.
• Звуковой анализ
- балл - не выделяет звук на фоне слова.
- балла - испытывает трудности в выделении звука на фоне слова, неправильно определяет позицию звука в слове.
- балла - определяет на слух и по картинкам звук в словах и позицию звука в слове, но допускает ошибки.
- балла - самостоятельно на слух и по картинкам определяет звук и его позицию в слове.
• Звуковой синтез
- балл - звуковой синтез не сформирован.
- балла - звуковой синтез сформирован на уровне прямого слога.
- балла - выполняет звуковой синтез ниже возрастной нормы.
- балла - звуковой синтез соответствует возрасту.
• Понимание речи
- балл - очень большие трудности в понимании падежных конструкций (покажи ключ карандашом), большинство заданий не выполняет.
- балла - испытывает большие трудности в понимании падежных конструкций, выполняет задания частично.
- балла - понимает падежные конструкции, но испытывает затруднения, требуется повторение задания.
- балла - правильно понимает конструкции с различными падежными формами.
• Активный словарь
- балл - активный словарь беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой.
- балла - испытывает большие трудности при подборе глаголов, прилагательных, назывании частей целого, обобщающих слов.
- балла - в речи использует все части речи, не всегда точно использует предлоги, испытывает небольшие трудности при подборе синонимов и антонимов.
- балла - активный словарь близок или соответствует возрастной норме.
• Грамматический строй речи
- балл - речь неграмотна.
- балла - допускает большое количество ошибок присловоизмении и словообразовании.
- балла - допускает небольшое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
- балла - грамматический строй речи близок к возрастной норме.
• Связная речь
- балл навыки пересказа на низком уровне, отдельные ответы на вопросы по тексту, составить рассказ по картинке самостоятельно не может, на вопросы отвечает короткими предложениями.
- балла - при пересказе необходима помощь взрослого в течение всего пересказа, при составлении рассказа по картинке испытывает значительные затруднения, требуется помощь в виде вопросов в течение всего рассказа.
- балла - при пересказе и составлении рассказа по картинке нужна небольшая помощь взрослого.
4. балла - самостоятельно пересказывает текст и составляет рассказ по картине, используя разные виды предложений.
• Слуховая память
- балл - воспроизводит 10-20% предложенных слов.
- балла - воспроизводит 40-50% предложенных слов.
- балла - незначительно ниже нормы.4балла - соответствует возрасту.
• Зрительная память
- балл - запоминает 10-20% предложенных картинок.
- балла - запоминает 40-50%предложенных картинок.
- балла - незначительно ниже возрастной нормы.
- балла - соответствует возрасту.
Формулы расчета среднего балла и коэффициента развития (КОР). По результатам расчетов заполняется таблица данных.
Формулы расчета среднего балла и коэффициента развития (КОР)
1в+1в+1в+1в+1в+1в+1в+1в суммируются баллы по критериям контрольного промежутка времени
Средний балл = 8 количество критериев
1в – начало года;
2в – конец года.
СР. БАЛЛ* 100%
КОР = 4
4 – это высший балл речевой нормы согласно оценочной шкале
По результатам расчетов заполняется таблица данных.
2.5. Методические материалы
Процесс обучения предполагает применение различных форм (фронтальная, групповая) организации обучения. Особенности организации образовательного процесса,- очная форма.
На занятиях используются следующие методы организации педагогической деятельности:
- наглядный метод (демонстрация наглядных пособий);
- практический метод (упражнение, экспериментирование, моделирование);
-объяснительно - иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично - поисковый;
- исследовательский проблемный;
-воспитательный метод (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)
- игровые (дидактические игры, ролевые игры, дискуссии);
- словесные методы (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы).
Форма организации образовательного процесса- групповая.
Форма организации учебного занятия:
- беседа;
-игра;
- наблюдение;
- практическое занятие;
- презентация;
- экспериментирование;
- моделирование.
Кроме того, занятия математикой организуются с учетом взаимодействия содержания данных занятий с содержанием других предметов, входящих в программу дошкольного образовательного комплекса
Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, обучение математике ведется через игровые проблемные ситуации (деловые игры), совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, в созданной детьми игротеке.
- Список литературы
- Основная литература
№ п/п | Авторы | Заглавие | Город, издательство, год издания. | Количество экземпляров |
1. | Колесникова Е.В | Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. | М: БИНОМ. Лаборатория знаний 2019г. | 1 |
2 | Колесникова Е.В | От слова к звуку | М: БИНОМ Лаборатория знаний 2019г. | 1 |
- Дополнительная литература
№ п/п | Авторы | Заглавие | Город, издательство, год издания. | Количество экземпляров. |
Волина В.В. | Учимся играя. | М.: Новая школа, 2006 | 1 | |
Шумаева Д.Г. | Как хорошо уметь читать!.. | С-П.: Детство-Пресс, 2007 | 1 | |
Агранович З.Е. | Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей | С-П: Детство Пресс 2005 | 1 | |
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В | Развитие связной речи | М: Гном и Д 2006 | 1 | |
Нищева Н.В. | Система коррекционной работы | С-П: «Детство-Пресс» 2004 | 1 | |
Волина В.В. | Праздник числа | М: Детство - Пресс 2000 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»
Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....
Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет "От "А" до "Я"
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по...
Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)
Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...
Спортивно-оздоровительная программа «МАУГЛИ»(программа дополнительного образования для детей в возрасте 4-7 лет)
Программа в области физической культуры "Маугли" (далее Программа) рассчитана на срок обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет и соответствует многолетней оздоровительной подготовке в течение...
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (4года - 5лет) «Блоки Дьенеша»
учебно-методический материал...