Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЧУДО - МИР» социально - педагогической направленности для дошкольников 6-7 лет
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ботнарчук Алена Ивановна

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ЧУДО - МИР» (далее - Программа) для детей 6 -7 лет социально - педагогической направленности составлена на основе серии «Ломоносовская школа» издательство «Эксмо», 2014 г. Программа модифицированная, направлена на создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей воспитанников, расширение их знаний об окружающем мире, пропедевтика инженерного образования в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_-_mir_2020.docx101.06 КБ

Предварительный просмотр:

администрация красногвардейского района санкт - петербурга

государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 красногвардейского района санкт – петербурга

(Ул. Маршала Тухачевского, дом 5, лит А.)

«ПРИНЯТО»                                              

на заседании Педагогического Совета                

протокол от 31.08.2020 № 1                                      

                                                                                                 

Тихонова О.С.________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Заведующий ГБДОУ № 26

приказ от 31.08.2020   №

Семёнова А.В.___________

Рабочая программа на 2020 – 2021 уч. год к

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ЧУДО - МИР»

Социально – педагогической направленности

(1 год обучения)

Программа составлена на основе серии «Ломоносовская школа»

издательство «Эксмо», 2014 г.

Возрастная группа: 6-7 лет

Составитель: Ботнарчук А. И.

 воспитатель ВКК

 Санкт -Петербург

2020

Паспорт Программы на 2020 – 2021 уч. год «ЧУДО - МИР» для детей (6-7 лет) подготовительной группы ГБДОУ №26 Красногвардейского района г. Санкт - Петербург

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

5

  • Направленность дополнительной образовательной программы
  • Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
  • Цели и задачи дополнительной образовательной программы
  • Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
  • Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы
  • Формы и режим занятий, ожидаемые результаты и способы их проверки
  • Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

9

10

2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

11

  • Перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы

 

  • Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий

12

3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

16

  • Краткое описание тем дополнительной образовательной программы

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

25

  • Формы занятий, планируемые по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы, приёмы, методы организации воспитательно - образовательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение, форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

 

5. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

30

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

33

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ НА 2020 – 2021 УЧ. ГОД К

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ЧУДО - МИР»

Тип программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Наименование

«ЧУДО -МИР»

Педагог исполнитель

Ботнарчук Алёна Ивановна

 Год обучения

1 год, 2020 – 2021 учебный год

Номер группы воспитанников

ГРУППА № 5 «Совята»

Направленность

Социально – педагогической направленности

Адресат программы:

 Дошкольники 6 -7 лет.

Характеристика контингента по уровню подготовленности и по составу

Группа одного возраста, с разным (низким, средним, высоким) уровнем подготовки, требует коррекционной работы.

Обучающиеся разного социального статуса, большинство девочек, есть гиперактивный ребёнок

Цель:

успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Суть программы «Ломоносовская школа» состоит в том, чтобы научить ребенка мыслить, развить у него память, внимание, воображение, логику и др. психометрические параметры.

Задачи:

Обучающие:

- поддержать детей в приобретении знаний, умений и навыков учебной деятельности;

- обучить грамоте;

- обучить элементарным математическим представлениям;

- дать представления основам географии, экологии, культуры, астрономии и физике, опытно-экспериментальной деятельности.

Развивающие:

- развить память, внимание, естественнонаучное и логическое мышление, воображение, речь, наблюдательность, пространственную ориентацию, фонематический слух, мелкую моторику;

- развить речь и мелкую моторику; точно и ясно выражать свои мысли;

- развить усидчивость, наблюдательность;

- развитие мотивации к учебной деятельности;

- развить познавательную активность;

Воспитательные:

- воспитать аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие, сознательную дисциплину;

- воспитывать интерес к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;

- воспитать самостоятельность, уверенность в себе;

- воспитать культуру поведения, уважение и любовь к Родине;

- прививать ответственное отношение к учебе.

Форма и режим занятий:

 занятия групповые, подгрупповые, проводятся 1 раза в неделю по 25 – 30 минут во второй половине дня (после дневного сна)

Объем и срок реализации

программа «ЧУДО - МИР» рассчитана на 1 год обучения, З6 часов в год. Сроки реализации программы: с 01.09.2020г по 25.05.2021г

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

Учебный кабинет; комплекты игрушек по тематике занятий; комплекты раздаточного материала по тематике занятий; видеоматериалы; интерактивная доска; google презентации; инженерный пандус; детская лаборатория для опытно –экспериментальной деятельности детей; творческие дневники воспитанников; рабочие тетради «Пишу красиво, Н. В. Володина – Ломоносовская школа»

Формы подведения итогов

Фотовыставка продуктивной детской деятельности, детских индивидуальных и групповых поделок;

Открытые занятия.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения данной дополнительной общеразвивающей программы воспитанники:

 будут знать: алфавит, отличие звука от буквы, ударный слог в слове, счёт в пределах 100, звуко-слоговой анализ слов, понятие фонематического слуха, звуковой культуры речи, математические действия, название явлений природы, составные части Земли, правила этикета в различных жизненных ситуациях, название геометрических фигур и их отличительные особенности, животных и их виды, времена года, положения объектов и предметов относительно друг друга с помощью различных карт и схем.

 будут уметь: считать в пределах 100, классифицировать гласный и согласный звук, выделять ударные слоги и звуки в словах, проводить звуковой анализ, писать основные элементы русских букв в прописях, пользоваться разговорной речью, самостоятельно и совместно со взрослыми изготавливать поделки в разных техниках из разных материалов к праздникам, называть и изображать геометрические фигуры, дифференцировать звуки по признакам, рассказывать по картинке, пересказывать текст, соблюдать правила дорожного движения, пользоваться электронным глобусом и картой, соблюдать правила этикета в зависимости от условий, уметь сравнивать, анализировать, обобщать, в процессе детского экспериментирования и в первоначальных исследованиях, устанавливать причинно-следственную зависимость, уметь делать выводы.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа на 2020 – 2021 уч. год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ЧУДО - МИР» (далее - Программа) для детей 6 -7 лет социально - педагогической направленности составлена на основе серии «Ломоносовская школа» издательство «Эксмо», 2014 г. Программа модифицированная, направлена на создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей воспитанников, расширение их знаний об окружающем мире, пропедевтика инженерного образования в ДОУ.

Данная программа помогает создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей дошкольного возраста перед поступлением в школу.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первая ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (5 -7 лет) - как возраст общей подготовки ребенка к следующей ступени образования - начальной школе. Рост интереса к дошкольному детству относится сегодня к числу общемировых общественных тенденций.

Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов. Проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании. Разные возможности будущих первоклассников осложняют организацию учебного процесса и вынуждают родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в детских учреждениях немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования, поддержки исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Следовательно, одним из главных направлений в подготовке ребёнка к школе является разностороннее развитие личности, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.

В связи с вышесказанным, актуальным становится написание дополнительной общеразвивающей программы, с уклоном на детскую исследовательскую деятельность. Именно через экспериментирование, детское исследование -   особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления, понять многоуровневую связь окружающего мира. Эта деятельность позволит любому ребенку дошкольного возраста, получить такой уровень развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.

Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей.

Следует отметить, что, какими бы замечательными ни были программы нового поколения, дошкольная образовательная организация в силу изменившейся образовательной ситуации не может в полной мере удовлетворить возросшие запросы государства и непосредственных социальных заказчиков – родителей (законных представителей). Эта ситуация и подсказывает создание в детском саду дополнительных образовательных услуг в виде развития кружковой работы через организацию социального партнерства «Детский сад – семья».

НОВИЗНА

Новизна данной Программы заключается в том, что она состоит из трёх основных блоков «Развитие», «Обучение» и «Наука», каждый из которых имеет свою специфику.

           Содержание учебного материала блока «Развитие» направлено на развитие познавательных способностей, речи и мелкой моторики обучающихся.

Блок «Обучение» направлен на формирование у обучающихся элементарных математических представлений, обучение грамоте и знакомство с окружающим миром.

Блок «Наука» имеет своей главной задачей формирование у дошкольников элементарных представлений о естествознании и поддержку исследовательского поведения через знакомство с основами географии, экологии, культуры, астрономии, физике и опытно-экспериментальной деятельности.    

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ    

Педагогическая целесообразность. Программа «ЧУДО - МИР» рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет. Данная рабочая программа комбинирует две линии развития, что способствует наилучшему развитию интеллектуальных способностей дошкольника и оказывает положительное влияние на развитие познавательной деятельности детей в целом. Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию, на развитие творческого мышления, логики, интеллектуальной самостоятельности. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Процесс обучения выстроен с учетом используемых современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, технологии проектной и экспериментальной деятельности, STEAM - образования. В соответствии с учебно-тематическим планом программы занятия разработаны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Виды деятельности обучающихся отражены в предлагаемых формах организации обучения, что и определяет продолжительность по времени, динамическую структуру занятия, способы организации процесса обучения и его методическое оснащение.

В образовательных технологиях ведущее место занимают наглядный, практический и частично-поисковый метод обучения, обеспечивающие эффективное достижение поставленной цели обучения и отслеживание результативности обучения на всех этапах.

Обучение, основанное на частично-поисковом методе, направлено на формирование у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Данные методы позволяют на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведут к более глубокому ее усвоению. Занятия предполагают организацию как теоретической, так и практической работы с обучающимися.

Занятия по Программе «ЧУДО - МИР» позволяют формировать интерес к школьной жизни. Программа способствует развитию потенциальных возможностей обучающихся, посредством овладения ими знаний, умений, навыков.

Отличительные особенности программы.

Программа «ЧУДО - МИР» богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомить детей с общей картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.

Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.

Дидактический стержень занятия — деятельность самих дошкольников, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от ребёнка» к коллективному поиску.

Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.

Особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы является то, что её содержание не допускает дублирования основной образовательной программы и программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний обучающегося, а на зону его ближайшего развития.

В Программе используются технологии проектной и детской опытно-экспериментальной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Главная особенность заключается в том, что Программа дополнительного образования детей «ЧУДО - МИР» позволяет раскрыть способности и возможности каждого ребёнка в различных видах деятельности.

Программа «ЧУДО - МИР» разработана с учетом приоритетов, обозначенных в нормативно – правовых документов в области дополнительного образования:

  • Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  • Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам// Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008
  •  Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726

(Комментарий: Концепция направлена на воплощение в жизни миссии дополнительного образования как социокультурной практики, развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту)

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.// Распоряжение Правительство РФ от 29.05.2015 №996-р

(Комментарий: Определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания)

(Комментарий: Проект ставит цель - охватить дополнительным образованием как можно больше детей от 5 до 18 лет и сделать общеобразовательные программы максимально разнообразными и интересными, увеличить доступность дополнительного образования в регионах)

  •  Национальный проект Развитие образования
  •   СанПин 2.4.4.3172-14
  •  Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025//от 04.10.2000 №751
  •  Об образовании в Санкт - Петербуре // Закон СПБ от 17.07.2013 г. №461 - 83
  • Государственная программа Спб "Развитие образования в Санкт - Петербурге" на 2015 - 2020г.// Постановление правительства Спб от 04.06.2014 г. №453
  •  Комплекс мер по реализации в Спб Концепции развития дополнительного образования детей на 2015 - 2020г.// Распоряжение Комитета по образованию от 25.06.2015
  • Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в ГОО Санкт - Петербурга

При разработке Программы были изучены:

- Годовой курс подготовки к школе: для детей 6-7 лет. Липская Н.М., Мальцева И.М., Пятак С.В. Ломоносовская школа, ЭКСМО, 2014

- Читаю легко и правильно.6-7 лет, Е.А. Пьянкова, Е.А. Родионова, ЭКСМО – Москва 2009;

-  Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет»,

- Колесникова Е.В. «Я считаю до 10. Математика для детей 6-7 лет».

- «Программа предшкольного образования детей» разработанная авторским коллективом: Огнева Н.Э., Фомичева Т.П., Раицкая Г.В., Евдокимова Т.В., Лопатина Л.Л., Шапкина О.А., Мещерякова СВ., Петрова И.В., Якушина Т.Е.;

- программа факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС), автор Л.В. Мищенкова, О.А. Холодова.;

- «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир;

- Дыбина О. В. "ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. 6-7 лет. Подготовительная к школе группа"

- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Прохоровой;

- детские порталы: https://pustunchik.ua/online-school/physics/tsikavi-doslidy-z-fizyky-dlia-ditei (физика: простые опыты); астрономия для детей — материалы для занятий дома http://jablogo.com/teaching-children-at-home/astronomiya-dlja-detej.html

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной Программы составляет 6-7 лет.

Группы комплектуются по одновозрастному принципу, без предварительной подготовки с любым уровнем сформированности интересов и мотивации к данному виду деятельности.

Принимаются все желающие, наполняемость группы 15-20 человек.

Сроки реализации и особенности организации образовательного процесса

Продолжительность обучения по данной программе составляет:

1 год

для обучающихся 5 (6) лет

количество часов в неделю

1

количество учебных часов по программе

36

Программой не предусмотрен каникулярный отдых.

Формы и режим организации занятий

Форма занятий - групповая совместная игровая-познавательная, практическая, продуктивная деятельность взрослого и детей.

Режим занятий составлен в соответствии СанПиН 2.4.4.3172-14. и годовым учебным календарным графиком ГБДОУ №26. Основной формой организации учебного процесса являются групповые занятия, которые проводятся 1 раз в неделю (ВТОРНИК) в учебном кабинете, во второй половине дня по 25 -30 минут.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Задачи:

Обучающие:

- обучить грамоте;

- обучить элементарным математическим представлениям;

- дать представления основам географии, экологии, культуры, астрономии, физике и опытно-экспериментальной деятельности.

Развивающие:

- развить память, внимание, естественнонаучное и логическое мышление, воображение, речь, наблюдательность, пространственную ориентацию, фонематический слух, мелкую моторику;

- развить речь и мелкую моторику;

- развить усидчивость, наблюдательность;

- развивать мотивацию к учению;

- развить познавательную активность;

Воспитательные:

- воспитать аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие, сознательную дисциплину;

- воспитывать интерес к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;

- воспитать самостоятельность, уверенность в себе;

- воспитать культуру поведения, уважение и любовь к Родине.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате освоения данной Программы воспитанники:

 будут знать: алфавит, отличие звука от буквы, ударный слог в слове, счёт в пределах 100, звуко-слоговой анализ слов, понятие фонематического слуха, звуковой культуры речи, математические действия, название явлений природы, составные части Земли, правила этикета в различных жизненных ситуациях, название геометрических фигур и их отличительные особенности, животных и их виды, времена года, положения объектов и предметов относительно друг друга с помощью различных карт и схем.

 будут уметь: считать в пределах 100, классифицировать гласный и согласный звук, выделять ударные слоги и звуки в словах, проводить звуковой анализ, пользоваться разговорной речью, изготавливать поделки в разных техниках из разных материалов, называть и изображать геометрические фигуры, дифференцировать звуки по признакам, рассказывать по картинке, пересказывать текст, соблюдать правила дорожного движения, пользоваться глобусом и картой, соблюдать правила этикета в зависимости от условий, уметь сравнивать, анализировать, обобщать, в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, уметь делать выводы.

Для отслеживания результативности образовательного процесса проводиться мониторинг:

- в начале учебного года (октябрь);

-  в конце учебного года (апрель).

Мониторинг проводится путём бесед, наблюдений, при помощи создания педагогических ситуаций, организации игровой деятельности, анализа работ продуктивной деятельности и специальных диагностических материалов для определения уровня качества освоения дополнительной образовательной программы «ЧУДО -  МИР» с целью корректировки и выстраивания дальнейшего образовательного маршрута.

Организация учебно-воспитательного процесса:

Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.

При реализации данной Программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука ( наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); ИКТ; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр).

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ЧУДО - МИР»

№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1 год обучения (обучающиеся с 5 (6) лет)

I.

Развитие

12

1

11

1.1.

Развитие познавательных способностей

3

1

3

1.2.

Развитие речи

4

1

2

1.3.

Развитие мелкой моторики

5

1

4

II.

Обучение

12

12

2.1.

Элементарные математические представления

6

1

5

2.2.

Обучение грамоте

6

1

5

III.

Наука

12

2

10

3.1.

География

3

0,5

2,5

3.2.

Экология

3

-

3

3.3.

Культура

3

0,5

1.5

3.4

Занимательные опыты

(опытно-экспериментальная деятельность)

3

1

2

                                                                 ИТОГО:

36

10

26

Учебно-тематический план Программы

 

№ п/п

Тема (раздел)

Основные задачи

Количество часов

всего

теория

практика

 Сентябрь

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

- обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Числа-цифры

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-   развитие математических представлений о числах и цифрах

-знакомство с математическими знаками

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Астрономия для малышей

Третьего раздела:

- дать представление о вселенной, законах ее существования и особенностями нашей планеты.

-знакомство с расположением, движением, строением, происхождениям и развитием небесных тел.

Два занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Октябрь

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

- обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Два занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Числа-цифры

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-   развитие математических представлений о числах и цифрах

-знакомство с математическими знаками

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Физика в простых вещах

Третьего раздела:

- знакомство с простейшими и общими законами природы, о её материи, структуре и движении. Представление о многообразии физических явлений, о взаимосвязи и взаимозависимости явлений окружающего мира.

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Ноябрь

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

-обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Числа-цифры

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

- развитие математических представлений о числах и цифрах

-знакомство с математическими знаками

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

Два занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Культура

Третьего раздела:

- знакомство с правилами гигиены и ухода за своим телом.

- дать представления о наиболее опасных факторах риска для здоровья и жизни.

- представление о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите.

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Декабрь

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

-обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Арифметические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-развитие умение решать и составлять арифметические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

-развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Занимательные опыты

Третьего раздела:

- дать представления о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость)

Два занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Январь

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

-обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Два занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Арифметические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-развитие умение решать и составлять арифметические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Физика в простых вещах

Третьего раздела:

- представление о многообразии физических явлений, о взаимосвязи и взаимозависимости явлений окружающего мира.

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Февраль

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

-обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Арифметические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-развитие умение решать и составлять арифметические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

-развитие внимания, наблюдательности, логического мышление

Два занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Культура

Третьего раздела:

- представления о правилах поведения в театре, кино, музее/выставке, в гостях.

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Март

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

- обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Арифметические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-развитие умение решать и составлять арифметические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

-развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Астрономия для малышей

Третьего раздела:

- знакомство с расположением, движением, строением, происхождениям и развитием небесных тел.

Два занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Апрель

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

- обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Два занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Логические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-развитие умение решать   логические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Занимательные опыты

Третьего раздела:

- дать представления о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость), об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Май

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

- обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

Логические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-развитие умение решать логические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

Два занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Физика в простых вещах

Третьего раздела:

- знакомство с простейшими и общими законами природы, о её материи, структуре и движении. Представление о многообразии физических явлений, о взаимосвязи и взаимозависимости явлений окружающего мира.

Одно занятие

по 30 мин

10 мин

20 мин

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Задачи данного года обучения:

Обучающие:

- обучить грамоте;

- обучить элементарным математическим представлениям;

- обучить основам астрономии, физики, культуры;

    - дать представления о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

    - дать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).

Развивающие:

- развить познавательные способности, речь, мелкую моторику;

- развить память, внимание, естественно – научное и логическое мышление, воображение, речь, наблюдательность, пространственную ориентацию, фонематический слух, мелкую моторику;

- развить волевые качества;

- развивать мотивацию к учению;

- развить познавательную активность.

Воспитательные:

- воспитать аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие, сознательную дисциплину;

- воспитать самостоятельность, уверенность в себе;

 - воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- воспитать культуру поведения.

 1 год обучения (обучающиеся с 5 (6) лет)

Содержание разделов Программы «ЧУДО - МИР»:

I. Развитие

1.1. Развитие познавательных способностей

Теория: Формирование умения анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие; формирование умения сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды (внимание); развитие мышления ребенка, формируя умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики

Практика: Загадки, ребусы, головоломки. Игры на сравнение, угадывание по запаху и на ощупь, запоминание, поиск отличий. Работа с трафаретами. Упражнения на развитие произвольной памяти, мышления, умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. Задания на выделение самого существенного в предметах, на соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Использование различных схем и планов. Упражнения на развитие ориентировки в пространстве. Выполнение графических диктантов различной сложности.

1.2. Развитие речи

Теория: Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения). Работа над правилами построения самостоятельной речи детей. Развитие связной монологической речи: обучение составлению повествовательных рассказов по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.

Практика: Речевые упражнения на обогащение словарного запаса детей. Составление рассказов, пересказ художественной литературы. Отгадывание и загадывание загадок. Разучивание пословиц и поговорок. Рассказ по картинке. Упражнения на развитие фонематического слуха (называние слов на букву …, словотворчество, подбери рифму). Упражнения для развития грамматических навыков (закончи фразу, найди ошибку, пропавшие слова, ит.п.). Упражнения для развития словарного запаса (называние слов на заданную тему, слова – приятели, объяснялки, закончи слово). Разыгрывание самостоятельно небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов.

1.3. Развитие мелкой моторики

Теория: Знакомство с отдельными видами искусства, особенностями разных техник декоративно - прикладного искусства. Формирование технических умений и навыков в работе с различными материалами: природные (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами. Работа над инструктажем по технике безопасности. Цветоведение. Природный материал. Бумагопластика. Изготовление поделок по принципу оригами. Декорирование.

Практика: Приёмы работы с бумагой, природным материалом. Поделки их природного, бросового материала. Изготовление аппликаций (бумага, ткань, фольга). Конструирование из бумаги. Сложная аппликация с элементами рисования. Игры с мозаикой, конструкторами. Изготовление поделок с использованием круп и зерен. Конструирование по образцам, по условию, по замыслу.

II. Обучение

2.1. Элементарные математические представления

Теория: Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии).

Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. Свойства предметов. Сравнение групп предметов. Отношения: равенство - неравенство, целое - часть. Пространственные отношения. Математические действия (вычитание). Числовой ряд. Состав чисел. Геометрические фигуры. Формы предметов. Меры длины. Меры веса. Меры объёма. Меры площади. Сложение и вычитание. Пространственные фигуры. Символы.

Практика: Упражнения на увеличение объема внимания и памяти. Игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.). Работа с числовым рядом. Сравнение дины. Сравнение массы. Эксперименты с объемами тел. Сравнение площадей. Упражнения на сложение и вычитание. Распознавание пространственных фигур (куб, шар, параллелепипед, конус, пирамида, цилиндр). Работа с таблицами.

2.2. Обучение грамоте

Теория: Звуки и буквы. Слова. Гласные и согласные звуки. Слоги. Твёрдые и мягкие согласные. «Дружные» звуки. Свистящие звуки. Шипящие согласные. Азбука.

Практика: Работа над построением сложных предложений разных видов. Составление рассказов по серии картин. Нахождение слов с определенным звуком. Составление сказок, используя модели букв. Знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками.

Разгадывание ребусы, кроссвордов. Членение на слоги двух-, трехсложных слов с открытыми слогами. Составление слова из слогов. Звуко - буквенный анализ слов.

Изучение букв алфавита. Составление схемы слов, предложений. Упражнения на установление порядка звуков в слове. Упражнения с использованием слоговых таблиц.

Местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах.

Дифференциация звуков. Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет» 2 часть.

III. Наука

3.1. Астрономия

Теория: Дать представление о вселенной, законах ее существования и особенностями нашей планеты. Знакомство с расположением, движением, строением, происхождением и развитием небесных тел.

Практика: Работа с картой звёздного неба. Просмотр фильма о солнечной системе. Работа с телескопом. Изготовление макета солнечной системы. Дидактические игры. Опыт с использованием телескопа. Упражнения на расширение и углубление знаний о Солнечной системе. Практические задания на умение узнавать планеты по внешнему виду или описанию. Геозадания на отгадывание кроссвордов, загадок.

3.2. Физика

Теория: Знакомство с простейшими и общими законами природы, о её материи, структуре и движении. Представление о многообразии физических явлений, о взаимосвязи и взаимозависимости явлений окружающего мира.

Практика: Проведение простых опытов, которые дают представление об устройстве окружающего мира. Работа с простейшими измерительными приборами. Проведение экспериментов и описывание результатов. Представление результатов экспериментов и исследований в виде рисунков, схем. Задания на разгадывание секрета «фокусов» природы.

3.3. Культура

Теория: Представления о правилах поведения в театре, кино, музее/выставке, в гостях. Знакомство с правилами гигиены и ухода за своим телом. Дать представления о наиболее опасных факторах риска для здоровья и жизни. Представление о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите. Знакомство с этикетом. 

Практика: Экскурсия в театр, кино, музей, библиотеку. Выполнение творческих заданий на формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Ролевые игры на заданную тему курса. Обыгрывание мини сценок. Детско – родительский капустник.

3.4. Занимательные опыты (опытно-экспериментальная деятельность)

Теория: Дать представления о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость), об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).

Практика: Эксперименты: «Свойства песка», «Удивительный песок», «Свойства воздуха», «Сухая и влажная почва», «Таяние снега зависит от температуры», «Танец горошин» и другие.

К концу обучения воспитанники будут знать:

блок «Развитие»

блок «Обучение»:

блок «Наука»:

- знать и называть все буквы алфавита;

- устанавливать порядок звуков в слове;

 

- свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают;

- домашний адрес, номер домашнего телефона;

- режим дня;

- правила гигиены;

- название текущего месяца, последовательность дней недели;

- название геометрических фигур и их отличительные особенности;

- знаки «+», «-», «=», «<»; и «>»;

- животных и их виды;

- артикуляторные и акустические характеристики звука;

- что такое интонация (должен пользоваться ею для выражения своих эмоций);

- пословицы, поговорки;

- наизусть выученные стихотворения, несколько сложных и больших по объему произведений;

- правила обращения с инструментами дополненой реальностью.

- числовой ряд, состав чисел;

- количественный и порядковый счет, прямой и обратный счет;

- простые математические действия;

- меры длины, веса, объёма, площади;

- пространственные фигуры;

- символы;

- дифференциацию звуков;

- состав чисел первого десятка;

- предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы;

- геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб;

- геометрические тела: куб, шар, цилиндр, пирамида;

- строение Солнечной системы;

- Солнце, звёзды, название планет;

-  физические свойствах окружающего мира:

 -  различные свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

  -основные физические явления (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- основные законы природы;

- правила этикета;

- звонить по телефону;

- уметь вести себя за столом;

- самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи;

- застегивать пуговицы, завязывать шнурки;

- следить за прической, за ногтями и состоянием одежды;

- о правилах поведения на дорогах, в умении применять свои знания на практике.

Будут уметь:

блок «Развитие»:

блок «Обучение»:

блок «Наука»:

- соблюдать режим дня;

- соблюдать правила личной гигиены;

- различать животных по видам;

-ориентироваться в пространстве;

- называть звуки и буквы;

- выделять ударные слоги и звуки в словах;

- проводить звуковой анализ;

- пользоваться разговорной речью;

- использовать пословицы и поговорки;

- находить несколько отличий между предметами и между двумя рисунками;

- копировать узор или движение;

- пересказывать рассказы, сказки, стихи, содержание картинок;

- определять последовательность событий по картинкам;

- изготавливать сложные поделки в разных техниках из разных материалов;

- находить закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов;

- находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов;

- составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ;

- делить предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак;

- отличать побудительное, повествовательное, восклицательное, вопросительное предложения, уметь их использовать;

- формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить;

- вести диалог и монолог.

- сравнивать множества путем пересчитывания их элементов;

- изображать геометрические фигуры;

- называть звуки и буквы по заданным характеристикам;

-  решать простейшие задачки и головоломки;

- вычитать и прибавлять к числу;

- определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз;

- считать предметы в пределах 100 на основе действий с множествами;

- сравнивать числа: равенства - неравенства, больше – меньше;

- понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?

- состав чисел первого десятка;

- анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие;

- различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- разделить круг, квадрат на две и четыре равные части;

- рассказывать с выражением.

- пользоваться телескопом, электронным глобусом;

- применять правила этикета;

- ориентироваться в окружающем пространстве, устанавливать последовательность событий, рассуждать и давать причинные объяснения;

-  знает о физических свойствах окружающего мира:

-  знает о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

 - ориентируется в основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- знает основные законы природы;

- выполняет правила техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- звонить по телефону;

- застегивать пуговицы, завязывать шнурки;

- следить за прической, за ногтями и состоянием одежды;

- правильно использовать элементарные правила дорожного движения.

 Примерное перспективное планирование

 

Мес.

Название темы

Цели

Краткое описание темы

Сентябрь

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамоты

Гласные звуки и буквы

А, У, О

Согласный звук М (М*), буква

Согласные С (С*) Х(Х*), буквы

Числа-цифры

Второго раздела:

развитие математических представлений

Цифры от 0 до 5; математические знаки +, -, =

Астрономия для малышей

Третьего раздела:

формирование у дошкольников элементарных представлений о естествознании и поддержку исследовательского поведения

Просмотр фильма о солнечной системе. Работа с телескопом. Изготовление макета солнечной системы. Дидактические игры. Опыт с использованием телескопа.

Октябрь

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамоты

Гласные звуки и буквы

А, У, О

Согласный звук М (М*), буква

Согласные С (С*) Х(Х*), буквы

Числа-цифры

Второго раздела:

развитие математических представлений

Цифры от 0 до 5; математические знаки: +, -, =

Физика в простых вещах

Третьего раздела:

формирование у дошкольников элементарных представлений о естествознании и поддержку исследовательского поведения

Работа с простейшими измерительными приборами. Проведение экспериментов и описывание результатов.

Ноябрь

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамоты

Звук Ш, буква Ш Сопоставление С и Ш

Согласный Л (Л*), буква Л

Числа-цифры

Второго раздела:

развитие математических представлений

Цифры от 5 до 10

математические знаки: > ,<

Культура

Третьего раздела:

формирование у дошкольников элементарных представлений о естествознании и поддержку исследовательского поведения

Выполнение творческих заданий на формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Декабрь

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамоты

Гласный Ы

Согласные Н (Н*), Р (Р*), буквы

Сопоставление Р и Л

Арифметические задачи

Второго раздела:

развитие математических представлений

Арифметические задачи на сложение

Занимательные опыты

Третьего раздела:

формирование у дошкольников элементарных представлений о естествознании и поддержку исследовательского поведения

Эксперименты: «Свойства воды», «Удивительный магнит»,

Январь

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамоты

Звуки К (К*), П (П*), Т (Т*) , буквы

Гласный И

Арифметические задачи

Второго раздела:

развитие математических представлений

Арифметические задачи на вычитание

Астрономия для малышей

Третьего раздела:

формирование у дошкольников элементарных представлений о естествознании и поддержку исследовательского поведения

Работа с картой звёздного неба. Просмотр фильма о солнечной системе.

Февраль

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамоты

Согласные В (В*), З (З*), буквы. Сопоставление З и С

Звуки Ж, Б (Б*), буквы

Арифметические задачи

Второго раздела:

развитие математических представлений

Составление арифметических задач

Культура

Третьего раздела:

формирование у дошкольников элементарных представлений о естествознании и поддержку исследовательского поведения

Обыгрывание мини сценок. Детско – родительский капустник.

Март

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамоты

Звуки Г (Г*), Д (Д*), буквы

Сопоставление Д и Т

Звук Й

Ь- показатель мягкости

Арифметические задачи

Второго раздела:

развитие математических представлений

Составление арифметических задач

Астрономия

Третьего раздела:

формирование у дошкольников элементарных представлений о естествознании и поддержку исследовательского поведения

Упражнения на расширение и углубление знаний о Солнечной системе. Практические задания на умение узнавать планеты по внешнему виду или описанию.

Апрель

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамоты

Гласные: Я, Ю, Е

Согласные Ц, Ч

Звуки Щ, Ф (Ф*)

Гласный Э

Логические задачи

Второго раздела:

развитие математических представлений

Логические задачи на внимание

Занимательные опыты

Третьего раздела:

формирование у дошкольников элементарных представлений о естествознании и поддержку исследовательского поведения

Эксперименты: «Свойства песка», «Удивительный песок», «Свойства воздуха», «Сухая и влажная почва», «Таяние снега зависит от температуры», «Танец горошин» и другие.

Май

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамотЫ

Ъ, Ь- разделительные знаки

Удвоенные согласные

Закрепление пройденного

Логические задачи

Второго раздела:

развитие математических представлений

Закрепление умения решать все виды задач

Физика в простых вещах

Третьего раздела:

формирование у дошкольников элементарных представлений о естествознании и поддержку исследовательского поведения

Задания на разгадывание секрета «фокусов» природы.

 

 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения – игровые. В данной дополнительной образовательной программе используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей.

 

М

Е

С

Я

Ц

Тема (раздел)

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал,

техническое оснащение

Формы подведения итогов

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Звуки и буквы

Числа-цифры

Наука

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

-выполнение заданий

 

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами)

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий);

предметные картинки для составления предложений и задач

сюжетные картинки для составления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы - прописи букв, цифр;

игры со словами

карта звёздного неба

инженерный пандус

 

Проведение интегрированного занятия

 

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Звуки и буквы

Числа-цифры

Наука

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

-выполнение заданий

 

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами);

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий);

предметные картинки для составления предложений и задач

сюжетные картинки для составления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы - прописи букв, цифр;

игры со словами

инженерный пандус

измерительные приборы

 

Проведение квеста -  занятия

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Звуки и буквы

Числа-цифры

Наука

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

 

 

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами);

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий);

предметные картинки для составления предложений и задач

сюжетные картинки для составления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы- прописи букв, цифр;

игры со звуками, с математическим содержанием

интерактивная доска

детская лаборатория

Проведение научного развлечения

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Звуки и буквы

Арифметические задачи

Наука

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

-выполнение заданий

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами);

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий);

предметные картинки для составления предложений и задач

сюжетные картинки для составления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы- прописи букв, цифр

детская экспериментальная лаборатория

инженерный пандус

измерительные инструменты и приборы

Проведение викторины -  занятия

Я

Н

В

А

Р

Ь

Звуки и буквы

Арифметические задачи

Наука

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

-выполнение заданий

 

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами);

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий);

предметные картинки для составления предложений и задач;

сюжетные картинки для составления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы- прописи букв, цифр

детская экспериментальная лаборатория

инженерный пандус

измерительные инструменты и приборы

Проведение интегрированного занятия

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Звуки и буквы

Арифметические задачи

Наука

 

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

-выполнение заданий

 

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); \индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий – согласный зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач;

сюжетные картинки для составления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы- прописи букв, цифр

интерактивная доска

детская экспериментальная лаборатория

инженерный пандус

измерительные инструменты и приборы

Проведение открытого занятия

М

А

Р

Т

Звуки и буквы

Арифметические задачи

Наука

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку;

мнемотаблицы;

рабочие листы- прописи букв, цифр.

интерактивная доска

детская экспериментальная лаборатория

инженерный пандус

измерительные инструменты и приборы

Проведение развлечения - занятия

А

П

Р

Е

Л

Ь

Звуки и буквы

Логические задачи

Наука

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

-выполнение заданий

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами);

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач

сюжетные картинки для составления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы- прописи букв, цифр.

интерактивная доска

детская экспериментальная лаборатория

инженерный пандус

измерительные инструменты и приборы

Проведение интегрированного

занятия

М

А

Й

Звуки и буквы

Логические задачи

Наука

 

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

-выполнение заданий

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами);

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий);

предметные картинки для составления предложений и задач

сюжетные картинки для составления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы - прописи букв, цифр.

интерактивная доска

детская экспериментальная лаборатория

инженерный пандус

измерительные инструменты и приборы

Проведение викторины -

занятия

 

5. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Эффективность реализации Программы будет оцениваться, основываясь на постепенно возрастающий уровень мастерства воспитанников, на приобретаемые ими познания и навыки работы по двум критериям – общему и специальному. Общий критерий определяется методом наблюдения педагога дополнительного образования в течение года. По каждому параметру выставляется уровень (высокий, средний, низкий).

1 год обучения (обучающиеся с 5 (6) лет)

Общий критерий мониторинга образовательных результатов.

Теоретическая подготовка воспитанников.

1. Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.

Высокий: Теоретическими знаниями овладел в полном объёме. Знает и называет все буквы алфавита; свое имя, фамилию, сколько ему лет; домашний адрес; правила гигиены; название геометрических фигур и их отличительные особенности; животных и их виды; наизусть выученные стихотворения. Называет числовой ряд; простые математические действия; пространственные фигуры; предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы. Имеет представление, что такое Солнце, звёзды, название планет, правила этикета; для чего нужен светофор.

Средний: Объём знаний не полный. В названии основных понятий путается. Геометрические фигуры, тела называет частично.

Низкий: Без помощи педагога не может ответить на поставленный вопрос.

2. Широта кругозора в данной образовательной области.

Высокий: Демонстрирует широкий кругозор. Легко ориентируется в окружающем пространстве, устанавливает последовательность событий, рассуждает и дает причинные объяснения. 

Средний: Объём знаний не полный. На половину вопросов не может ответить самостоятельно. 

Низкий: Без помощи педагога не может ответить на поставленный вопрос.

3. Свобода восприятия теоретической информации.

Высокий: Теоретическую информацию воспринимает свободно. Использует информацию в ходе занятия. Свободно пользуется разговорной речью.

Средний: Не может использовать полученную информацию в полном объёме.

Низкий: Без помощи педагога не может ответить на поставленный теоретический вопрос.

Практическая подготовка воспитанников.

1.Соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям.

Высокий: Практические умения и навыки соответствуют программным требованиям. Владеет основами грамоты и чтения. Ориентируется в пространстве. Проводит звуковой анализ слова. Копирует узор или движение. Пересказывает рассказы, сказки, стихи, содержание картинок. Делит предметы на две группы и находит для каждой группы общий признак. Способен к обобщению и классификации (находит общее, различие предметов, явлений, процессов; способен выделить лишний предмет). Способен сделать простой, логический вывод. Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в жизни). Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться. Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.

Средний: Практические умения и навыки соответствуют программным требованиям не в полном объёме.

Низкий: Практические умения и навыки не соответствуют программным требованиям.

2. Качество выполнения практического задания.

Высокий: Практическое задание выполняет на высоком уровне. Владеет знанием предметного окружения.

Средний: Практическое задание выполняет на среднем уровне. Наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки.

Низкий: Практическое задание выполняет на низком уровне.

Воспитанность обучающихся.

1. Культура поведения.

Высокий: Демонстрирует высокую культуру поведения: владеет игровыми умениями и навыками. Толерантен. Проявляет активность и желание участвовать в делах детского коллектива. Соблюдает нравственно-этические нормы.

Средний: Демонстрирует среднюю культуру поведения.

Низкий: Демонстрирует низкую культуру поведения.

2. Культура межличностных отношений.        

Высокий: Демонстрирует высокую культуру межличностных отношений. Умеет взаимодействовать с другими членами коллектива. Умеет играть рядом, не мешая друг другу, одновременно создавая желание к общению в играх.

Средний: Демонстрирует среднюю культуру межличностных отношений.

Низкий: Демонстрирует низкую культуру межличностных отношений.

3. Культура организации практической деятельности. 

Высокий: Демонстрирует высокую культуру организации практической деятельности. Правильно сидит за столом во время занятий (принимает правильную позу, не сутулится, не стремится лечь на стол, не сидит с перекошенной спиной). Воспринимает инструкцию (задание) и по инструкции выполняет действие. Не торопится, не суетиться, доводит работу до конца. Способен работать самостоятельно. Способен оценить качество своей работы (найти ошибки и исправить их).

Средний: Демонстрирует среднюю культуру организации практической деятельности. Принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание, не отказывается продолжать работу.

Низкий: Демонстрирует низкую культуру организации практической деятельности.

4. Творческое отношение к выполнению практического задания.

Высокий: К выполнению практического задания относится творчески.

Средний: Практическое задание выполняет с подсказками педагога.

Низкий: Без помощи педагога не может выполнить задание, не проявляет самостоятельность.

5. Развитость специальных способностей.

Высокий: Развитость специальных способностей на высоком уровне. Воспринимает предметы и их качества. Владеет действиями наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Находит оригинальные способы и средства решения задач, придумывает сказку или историю, создает замысел игры или рисунка.

Средний: Развитость специальных способностей на среднем уровне.

Низкий: Специальные способности не развиты.

Специальный критерий мониторинга образовательных результатов.

1. Словарный запас.

высокий: достаточный словарный запас (до 3500 слов). умеет самостоятельно рассказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам. способен к простейшему звуковому анализу слов (может выделить звук в начале, середине и конце слова). обладает хорошим словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, ответить на вопрос, задать вопрос и т.п. грамматически правильно строит предложения, правильно использует предлоги, приставки, союзы. способен правильно произносить все звуки родного языка.

средний: достаточный словарный запас (до 3500 слов).  в речи присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. владеет грамматическими правилами изменения слов и соединения их в предложении.

низкий: без помощи педагога не может выполнить задание, не проявляет самостоятельность.

2. Развитие моторики и графических умений.

высокий: уверенно владеет навыками графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также навыками развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности).

средний: достаточно сформированы навыки графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним).

низкий: недостаточно сформирован двигательный компонент навыка графической деятельности. низкий уровень развития произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности.

3. Опытно-экспериментальный навык.  

высокий: самостоятельно находит ответы на вопросы, делает предположения, использует различные средства и способы для их проверки, осуществляет проверку и делает адекватные выводы.

средний: работает самостоятельно, но направляет педагог. задание выполнят с интересом.

низкий: не проявляет самостоятельности. без педагога не работает.

4. Логическое мышление.

высокий: устанавливает аналогии между элементами системы, демонстрирует высокий темп работы. продумывает свои решения.

средний: умеет устанавливать аналогии между элементами системы со 2-3 ей попытки. показывает средний темп работы.

низкий: испытывает трудности в умении дифференцировать основные элементы, не раскрывает связи между ними. работает в низком темпе.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. Москва: - Айрис пресс, 2004.
  2. Акулова О.В., Бабаева Т.И., Березина Т.А., Вербенец А.М., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., Ивченко Т.А., Никонова Н.О, Ничипоренко Л.К., Новицкая В.А., Михайлова З.А., Полякова М.Н., Солнцева О.В., Сомкова О.Н., Яфизова Р.И. «Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования -Санкт-Петербург, 2014.
  3. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. М., 2009.
  4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. - Воронеж: «Учитель», 2004.
  5. Годовой курс подготовки к школе: для детей 6-7 лет. Липская Н.М., Мальцева И.М., Пятак С.В. Ломоносовская школа, ЭКСМО, 2014
  6. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир;
  7. Дыбина О. В. "ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. 6-7 лет. Подготовительная к школе группа";
  8. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Математика. - Воронеж: «Учитель», 2006.
  9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Познавательное развитие. - Воронеж, 2008.
  10. Выготский Л. С. Развитие устной речи. Москва, 2010.
  11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2011.
  12. Казакова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и примеры игровых занятий. - Москва: Аркти, 2007.
  13. Козлина А.В. Уроки ручного труда – Москва: «Синтез», 2005.
  14. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. - Москва: «Сфера», 2005.
  15. Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет».
  16. Морозова И. А., Пушкарёва М. А. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6 – 7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
  17. «Программа предшкольного образования детей» разработанная авторским коллективом: Огнева Н.Э., Фомичева Т.П., Раицкая Г.В., Евдокимова Т.В., Лопатина Л.Л., Шапкина О.А., Мещерякова СВ., Петрова И.В., Якушина Т.Е.;
  18. Программа факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС), автор Л.В. Мищенкова, О.А. Холодова.;
  19. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2012.
  20. Читаю легко и правильно.6-7 лет, Е.А. Пьянкова, Е.А. Родионова, ЭКСМО – Москва 2009;
  21. Селихова Л.Г. Интегрированные занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи. - Москва: «Мозаика-синтез», 2005.
  22. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Скрипторий. Москва: 2008.
  23. Юрчишина В.Д. Вижу-читаю-пишу. Система работы по обучению грамоте к школе группы. М: Гном-пресс, 2007.
  24.  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
  25.  О. В. Дыбиной «Ребёнок в мире поиска»;
  26. Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;
  27.  Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;
  28. Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
  29. Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»)
  30.  детские порталы: https://pustunchik.ua/online-school/physics/tsikavi-doslidy-z-fizyky-dlia-ditei (физика: простые опыты); астрономия для детей — материалы для занятий дома http://jablogo.com/teaching-children-at-home/astronomiya-dlja-detej.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики» социально-педагогической направленности для детей 2 - 3 лет срок реализации: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики»социально-педагогической направленностидля детей 2 - 3 летсрок реализации: 1 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Веселая азбука» (социально-педагогической направленности) (срок реализации – 1 год, возраст детей – 6-7 лет)

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Веселая азбука» по содержанию является социально-педагогической направленности; по форме организации – кружковой; по в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Чудо – пальчики»

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование),  понимание речи; га...

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЁЛЫЕ ЗВОНОЧКИ» художественно – эстетической направленности. Возраст детей 6-7 лет.

Программа расчитана на групповую и индивидуальную детьми 6 - 7 лет. То есть, за небольшой промежуток отслеживается музыкальное развитие ребёнка.Ещё одной отличительной особенностью данной образователь...

открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе:«Шаг за шагом» социально-педагогической направленности Тема «Шар»

Предмет: "Элементарные математические представления"Тема занятия: "Шар".Цель занятия : формировать предсталения о форме шар....