Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе. Вид ОД «Обучение грамоте».
материал по обучению грамоте (старшая группа)

Сесёлкина Елена Анатольевна

Перспективное планирование по обучению грамоте в старшей группе по книге: "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivka_obuchenie_gramote.docx54.03 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе.                                                                                                                                                                    Вид ОД  «Обучение грамоте».

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Интеграция образовательных областей

Средства

Литература

сентябрь

      1

Введение понятия «слово». Линейность и протяженность слов. Ознакомление с тетрадью в клетку.

• давать знание, о словесном составе речи; о том, что слов много;

• знакомить  с линейностью и протяженностью слов;

• изучать тетрадь в клетку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая стороны, середина, верх, низ).

• развивать мелкую моторику (пальчиковые игры);

• вводить термин «слово»

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Игра «Экскурсия в магазин».

Упражнение «Измерь слово руками».

Игра с мячом «Назови лаского своего соседа».

Игра «Подскажи словечко».

Физкультминутка «Аист».

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук.

Изучение тетради в клетку.

Итог занятия в форме свободной беседы.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 20

сентябрь

      2

Слова как выражение наших мыслей. Составление из слов предложений. Введение понятия «предложение».

•  формировать понятие того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения (примеры предложений из одного, двух, трех, слов);

• поощрять речевую активность детей в словесных играх;

• обучать правильному захвату орудия письма;

• упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Игровое упражнение «Кто я?».

Игра «Назови по-разному одну и ту же игрушку».

Игровое упражнение с мячом «О чем можно так сказаать?».

Игровая обучающая ситуация «Составляем предложение».

Физкультминутка «Аист».

Игровая обучающая ситуация (продолжение).

Игра «Круглый орешек».

Работа в тетрадях

( «зарисовка» слова).

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 22

октябрь

      3

«Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки.

• упражнять в составлении предложений и делении их на части (слова);

•  учить детей правильно согласовывать существительные с прилагательными; образовывать  однокоренные слова; использовать  в речи предложения;

• знакомить  с графическим изображением предложения на доске;

•  осваивать правила штриховки геометрических фигур (квадрат, прямоугольник).

Социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое развитие

Беседа на тему «Осенние деньки».

Игра «Осенние слова».

Игра «Наоборот» (с мячом).

Игровое упражнение «Отгадай, что у меня».

ИОС «Составление предложени по картине».

Графическое изображение предложений на доске.

Физкультминутка «Руки подняли...».

Правила штриховки.

Работа в тетрадях.

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 24

октябрь

      4

Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур.

• развивать умение образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме»

• упражнять детей в выделении предложений из текста; составлении рассказа из небольших предложений;

• закреплять штриховку геометрических фигур (круг, квадрат)

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Игровое упражнение «Назови ласково».

Работа с текстом «Осень» (выделение из текста предложений).

Физкультминутка «Руки подняли...».

Работа с текстом «Осень» (продолжение).

Игровое упражнение «Кто это? Что это?» (с мячом).

Игровое упражнение «Продолжай и передай» (с флажком).

Массаж пальчиков.

Игра «Не урони».

Работа в тетрадях.

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 27

октябрь

       5

 Работа с текстом сказки. Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов.

•  закреплять знания о предложении;

•  упражнять детей в умении находить короткие предложения в знакомом тексте;

•  учить составлять предложения по «живой модели»;

• осваивать знание о многозначности слов;

• развивать ориентировку на листе бумаги

Социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое развитие

Настольный театр «Курочка Ряба».

Составление предложений по «живой модели».

Физкультминутка «Буратино».

Беседа о слове и его значении.

Массаж пальчиков.

Работа в тетрадях «Волшебные картинки».

 Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 30

октябрь

      6

Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов

•  учить детей делить на слоги двусложные слова; называть слова с заданным количеством слогов;

•  упражнять в придумывании рассказа  на определенную тему, используя слова - опоры и графическую схему предложений;

• развивать глазомер и мелкую моторику

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Упражнение «Точно и быстро» (гимнастика для ума).

Упражнение «Так лучше слышно».

Физкультминутка «Буратино».

Игровое упражнение «Скольо частей (слогов) в слове - отгадке?» (на закрепление навыка деления слов на части).

Составление рассказа на определенную тему (используя слова - опоры и графическую схему).

Игровое упражнение «Красивые листочки»

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 32

ноябрь

      7

Введение термина «слоги». Ознакомление с односложными словами

• учить детей осознавать и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами);

• упражнять в делении слов на части;

• осваивать термин «слог»;

• знакомить с односложными словами;

•составлять предложения с опорой на литературный текст;

• развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Игровое упражнение «Послушай и скажи» (проговаривание чистоговорки).

Игровое упражнение «Подели слова на части».

Игра с мячом «Доскажи словечко».

Термин «слог».

Односложные слова, проверка усвоенного материала (самостоятельная работа).

Физкультминутка «Кузнечики».

Игровое упражнение «Подбор объектов к действию».

Работа в тетадях.

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 34

ноябрь

      8

Деление слов на слоги и составление слов из слогов. Работа с литературным текстом. Составление предложений.

• упражнять детей в делении слова на слоги;

•  закреплять умение составлять слова из слогов;

•  учить внимательно слушать и понимать на слух текст рассказа, отвечать на вопросы по содержанию текста;

• отрабатывать составление предложений по опорным словам;

• развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое, художественно-эстетическое развитие

Игра «За грибами»

Игровое упражнение «Какое слово спряталось в домике?».

Игра «Отгадай, кого я назвала».

Физкультминутка «Кузнечики».

Игровое упражнение с использованием серии картин «Животные»*.

Работа с текстом.

Игровое упражнение «Кто спрятался в комочке?».

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятий.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 36

ноябрь

      9

Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук». Работа с литературным текстом. Составление предложений.

• закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;

• обращать внимание на звуковую сторону слова;

•  вводиь термин «звук» в активный словарь;

• учит детей внимательно слушать и понимать на слух текст стихотворения; придумывать последние слова, которые рифмовались со словом предыдущей строки;

• упражнять в составлении предложений по опорным словам;

• закреплять правила штриховки.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое, художественно-эстетическое развитие

Игровое упражнение «Послушай и доскажи».

Словесная игра «Подбор прилагательных».

Игровое упражнение «Услышать слоги».

Игровая ситуация «Копилка слов».

Игра с движениями «Такие разные слова».

Игровое упражнение «Измерение слов».

Физкультминутка «На лугу».

Игровое упражнение «Веселая рифма» (на основе стиховорения Д. Хармса «Очень - очень вкусный пирог»).

Работа в тетрадях.

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятий.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 38

ноябрь

     10

Определение количества слогов в словах. Нахождение определенного звука в словах стихотворного текста и выделеиие голосом определенного звука. Работа с литературным текстом. Составление предложений.

•  упражнять детей в определении количества слогов в словах; составлении предложений и их графической записи;

• закреплять  знания о предложении (количество и порядок слов);

•  учить находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук; внимательно слушать и понимать на слух текст рассказа, отвечать на вопросы по содержанию теста;

•  развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Пирамида».

Игровое упражнение (на определение количества слов и их порядок в предложении).

Игра «Кто что делает?» (с мячом).

ИОС «Ищем звуки».

Физкультминутка.

Работа с текстом (на основании стихотворения А. Усачева «Божья коровка»).

Работа в тетрадях.

Упражнение «Новые слова».

Игровое упражнение «Теплая меховая шуба».

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятий.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 40

декабрь

     11

Нахождение местоположения звука в слове. Работа с литературным текстом. Пословицы о дружбе. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий.

• закреплять в процессе игры знания детей о предложении;

•учить внимательно слушать и понимать на слух текс рассказа; отвечать на вопросы по содержанию теста;

•  обогащать активный словарь пословицами о дружбе;

•упражнять в нахождении звуков, чаще всего встречающихся в стихотворении; произносить слова, выделяя голосом нужный звук; находить место звука в слове (первый, в середине, последний);

•  отрабатывать рисование узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Составление рифмованных строк на тему.

Работа с текстом (на основе рассказа А. Митты «Шар в окошке»).

Игра «Угадайте дальше».

Игра «Живые слова».

Работа в тетрадях.

Физкультминутка «Хомка».

Игровое упражнение «Где стоит слог?».

ИОС «Звучащие слова».

Работа в тетрадях.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 43

декабрь

    12

Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове.

•  упражнять в делении слов на слоги;

• учить составлять предложение по словосочетаниям;

• закреплять умение находить звук, чаще всего встречающейся в стихотворении;

•  продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове;

•  формировать  правильный захват орудия письма;

• тренировать в рисовании узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий; штриховке.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Посадим цветы в клумбу».

Дидактическое упражнение «Придумай предложение».

Дидактическая игра «Чье слово длиннее?».

Физкультминутка «Хомка».

Игровая обучающая ситуация «Шуршащий звук».

Игра «Поймай звук» (с мячом).

Игровое упражнение «Сборка грузовика».

Игра «Лыжи».

Работа в тетрадях.

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятий.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 45

декабрь

     13

Деление на слоги двух- и трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение из текста предложений.

•продолжать учить детей делить на слоги двух - и трехсложные слова;

•  тренировать отчетливо произносить каждую часть слова;

• совершенствовать умение детей слышать и выделять определенные звуки в словах;

•  упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах;

•  учить выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу;

•  развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое, художественно-эстетическое развитие

Игра «Загадки - складки».

Игроое упражнение «Накорми животное».

Игра «Цепчка слов».

Физкультминутка.

Работа с текстом.

Игровое упражнение «В лесу родилась елочка».

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятий.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 47

декабрь

      14

Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию.

•продолжать учить детей делить слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова;

•  тренировать самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова;

•учить составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;

•  развивать моторику;

•  отрабатывать координацию речи с движениями.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое, художественно-эстетическое развитие

Игра «Разные слова».

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Магазин игрушек».

Игровое упражнение «Подумай, не торопись».

Пальчиковая гимнастика «Гномики - прачки».

Работа в тетрадях.

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятий.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 50

январь

     15

Ознакомление со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «ау».

•  учить детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; произносить слово в соответствии с движением указки по схеме;

•знакомить со схемой звукового состава слова;

• составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;

• развивать моторику, координацию речи с движениями.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Звуки улицы».

Игровое упражнение «Измерение слов».

Беседа с детьми по вопросам.

Игра «Эхо».

Анализ слова «ау».

Физкультминутка.

Игровое упражнение «Чей рассказ лучше?».

Игра «Скакалочка».

Игровое упражнение «Строим высотный дом».

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятий.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 52

январь

     16

Составление из отдельных предложений рассказа. Звуковой анализ слова «мак». Ориентировка на листе.

•  учить детей составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ;

•  разбирать звуковой состав слова мак;

•  отрабатывать медленное произношение слова с интонационным выделением звука, отмеченного на схеме;

•продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги;

• развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Игра «Веселые картинки».

Звуковой аанализ слова «мак».

Физкультминутка.

Работа с раздаточным материалом.

Игра «Кто больше?».

Работа в тетрадях.

Игра «Лыжи».

Игровое упражнение «Строители».

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятий.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 55

февраль

     17

Работа с литературным текстом. Звуковой анализ слова «дом». Сравнение слов по звуковому составу. Составление предложений по заданию.

•учить детей пересказывать текст рассказа по опорным словам;

• продолжать учить внимательно слушать и понимать на слух текст рассказа

•тренировать умение произносить слово в соответствии  с движением указки по схеме звукового состава;

•проводить звуковой анализ слова дом;

•упражнять в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;

• закреплять представление о предложении;

• развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Как их зовут?».

Работа с текстом.

Звуковой анализ слова «дом».

Задание «Найди одинаковые звуки».

Физкультминутка «Хомка».

Задание «Придумай и запиши».

Игра «Котенок играет».

Игровое упражнение «Маленький архитектор».

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 57

февраль

     18

Работа с литературным текстом. Звуковой анализ слова «дым». Составление предложений с соединительным союзом «и».

• побуждать детей внимательно слушать литературный текст, активно отвечать на вопросы воспитателя, самостоятельно делать умозаключения;

•  учить производить звуковой анализ слова дым;

•продолжать учить находить в словах одинаковые звуки;

• упражнять в нахождении слов с определенным звуком в заданном месте;

• развивать тонкую моторику, координацию речи с движением

• учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и;

• формировать элементарные графические умения.

        

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Как из зовут?».

Работа с текстом.

Упражнение на закрепление.

Звуковой анализ слова «дым».

Игра со словом «дым».

Пальчиковая гимнастика «Аленка - маленка».

Работа над предложением.

Работа в тетрадях.

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 60

февраль

     19

Работа с литературным текстом. Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук».

• учить детей рассуждать, правильно отвечать на вопросы, обосновывая свои предположения;

• осваивать звуковой анализ слова сыр;

•сравнивать по звуковому составу слова сыр и дым;

•знакомить с понятием «гласный звук»;

• продолжать учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и;

• развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое, художественно-эстетическое развитие

Игровое упражнение «Послушай и скажи».

Игра «Постороим дом».

Игровое упражнение.

Звуковой ананлиз слова «сыр».

Игра со словом «сыр».

Задание «Найди одинаковые звуки».

Физкультминутка «Если нравится тебе».

Дидактическая игра «Кто внимательный?».Работа над предложеним.

Упражнение «Цветок».

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 62

февраль

     20

Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар». Составление предложений из двух, трех, четырех слов.

• расширить представление о зиме;

•  учить самостоятельно производить звуковой анализ слова шар;

•  продолжать учить детей находить в словах одинаковые звуки, называть слова с определенным звуком в заданном месте;

• упражнять в составлении предложений из двух, трех, четырех слов;

• развивать глазомер, ориентировку на листе бумаги.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Беседа о зиме.

Игровое упражнение «Назови ласково».

Игровое упражнение «Вопросы тетушки Зимы».

Игра «Зимняя разогревалочка» (с элементами массажа).

Игровое упражнение «Как назовем следы?».

Игра «Кто внимательный?».

Звуковой анализ слова «шар».

Игра со словом «шар».

Физкультминутка «Если нравится тебе».

Работа в тетрадях.

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 64

март

     21

Беседа по сказке «Сказка о двух снах» Н. Абрамцевой. Звуковой анализ слов «сон» и «сын». Словоизменение.

• учить детей слушать и слышать, отвечать на вопросы по содержанию сказки близко к тексту; находить сходство и различие слов по из звуковому составу;

•  закреплять умение интонационно выделять звук в слове;

• отрабатывать звуковой анализ слов;

• продолжать закреплять умения составлять предложения из двух, трех, четырех слов;

•  упражнять в штриховке предметов (в разном направлении).

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Игра «Скажи, как я».

Беседа по «Сказке о двух снах» Н. Абрамцевой.

Игровое упражнение на словоизменение. Звуковой анализ слова «сон».

Игра со словом «сон».

Звуковой анализ слова «сын».

Игра со словом «сын».

Задание «Найди звуки».

Работа в тетрадях.

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 67

март

     22

Деление предложений на слова (на слух). Подбор определений к существительным. Составление графической схемы предложений с предлогами.

•  упражнять  детей в делении предложений на слова и составлении текста из отдельных предложений; в подборе определений к существительным;

•  учить пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему; составлять графическую схему предложений с предлогами;

•  продолжать учить детей ориентироваться в тетради в клетку;

•  развивать глазомер и мелкую моторику.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Игра - упражнение «Деление предложений на слова» ( на основе текста русской народной сказки).

Дидактическая игра «Кто больше?» (с мячом).

Составление текста из отдельных предложений.

Физкультминутка «Мороз».

Работа в тетрадях.

Игровое упражнение «Деление слов на части (слоги)».

Игра «Хитрая книга загадок».

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 69

март

     23

Беседа по тексту сказки «Каша из топора» Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный» звук.

• продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя словами из текста сказки; «записывать» предложение графически;

• прививать интерес к сочинительству;

• упражнять в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям;

• учить определять пространственные взаимоотношения (относительно себя и человека, стоящего напротив);

• развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое, художественно-эстетическое развитие

Беседа по сказке «Каша из топора».

Игра «Кто больше?».

Работа в тетрадях.

Игра «Зеркало».

Звуковой анализ слова «сом».

Понятие «согласный звук».

Игра «Что мешает?».

Физкультминутка.

Игра «Нужно вспрмнить сказку».

Нанизывание бус и пуговиц на проволоку или леску.

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 72

март

     24

Составление рифмованных строк по памяти. Загадки о зиме. Звуковой анализ слов «нос» и «рот». Закрепление понятия «согласный звук».

• учить детей составлять рифмованные строки по памяти; рассуждать при отгадывании загадок;

•  упражнять в подборе однокоренных слов;

• закреплять звуковой анализ слов; понятие «согласный звук;

• развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Составление рифмованных строк по памяти.

Игра «Слова - родственники».

Загадки о зиме.

Игра «Перекличка».

 Звуковой анализ слова «нос».

Физкультминутка «Выпал беленький снежок».

Звуковой анализ слова «рот».

Игра - упражнение «Автомобиль».

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 76

апрель

     25

Составление рифмованных строк по памяти. Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов «кот» и «кит».

• продолжать учить детей составлять рифмованные строки по памяти;

•  формировать способность анализировать звуковой состав слов кот и кит;

•  акцентировать мягкость звука [к] в слове кит, добиваться правильного произношения этого звука;

•  формировать правильный захват орудия  письма и элементарные графические умения.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое, художественно-эстетическое развитие

Игра «Рифма» (на примере произведения К. Чуковского «Тараканище»).

Игра «Подбор прилагательных».

Звуковой анализ слова «кот».

Игра со словом «кот».

Звуковой анализ слова «кит».

Игра со словом «кит».

Сравнение звукового состава слов «кот» и «кит».

Игра «Магазин».

Игровое упражнение для развития руки «Катаем шарик».

Упоажнение «Неваляшка».

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 79

апрель

     26

Составление предложений с опорой на литературный текст. Закрепление понятия «мягкий согласный звук». Деление на слоги двух- и трехсложных слов. Загадки о явлениях в природе.

•  учить детей составлять предложения с опорой на литературный текст; делить слоги на двух - или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

• развивать фонематический слух: учить на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно;

• продолжать формировать правильный захват орудия письма;

• развивать мелкую моторику, творчество, фантазию;

• упражнять в рассуждениях при отгадывании загадок.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое, художественно-эстетическое развитие

Беседа по сказке.

Игра «Что бывает?».

Речевое упражнение (на дифференциацию мягких и твердых звуков в словах).

Работа по рассказу про Сашу и Снеговика.

Игра «Скакалочка».

Работа в тетрадях «Зарисовка слов».

Загадки о явлениях в природе.

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 82

апрель

      27

Подбор рифмы к последнему слову. Звуковой анализ слова «осы». Пальчиковые игры. Пословицы и поговорки про небо.

• учить детей подбирать рифму к последнему слову в незаконченной строчке загадки; произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; учить понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок;

•  знакомить со звуковой схемой слова осы;

• упражнять в делении слов на слоги;

• развивать мелкую моторику пальчиковыми играми;

• активизировать словарь;

• развивать умение у детей удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, т. е.  продолжать формировать щепоть.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Лексическое упражнение «Веелая рифма».

Звуковой анализ слова «осы».

Дидактическая игра «Цветочный магазин».

Пальчиковые игры.

Игровое упражнение «Звезды» (работа в тетрадях).

Работа с пословицами и поговорками про небо.

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 86

апрель

      28

 Подбор рифмы к последнему слову ( «загадки - складки»). Звуковой анализ слова «роза». Ознакомление со слогообразующей ролью гласных звуков. Пословицы и поговорки о солнце.

•продолжать учить детей подбирать рифму к последнему слову; понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок;

•учить производить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков;

•  знакомить со слогообразующей ролью гласных звуков;

•  формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее;

•  активизировать словарь детей;

• продолжать развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Игровое упражнение «Загадки - складки».

Звуковой анализ слова «роза».

Физкультминутка «Мельница».

Деление слов на слоги.

Игра «Найди, назови и подели».

Игра «Кто чем занимается?» (с мячом)

Игровое упражнение «Весеннее солнышко».

Пословицы и поговорки о солнышке.

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 89

май

       29

«Веселые деньки». Звуковой анализ слова «луна». Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.

• расширять представления о признаках весны;

• развивать доказательную речь при отгадывании загадок о весне;

• продолжать обучение звуковому анализу слов, состоящих из четырех звуков;

• упражнять детей в подборе и назывании слов с определенным звуком;

• продолжать учить делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

• развивать мелкую моторику пальчиковыми играми.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Чтение стихов о весне.

Игровое упражнение «Загадки о весне».

Игра «Весенние слова». Звуковой анализ слова «луна».

Физкультминутка «Цыпленок».

Игра «Кто в избушку проник?»

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.

Работа в тетрадях.

Игровое упражнение «Мебель для куклы».

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 93

май

     30

Подбор в рифму недостающего слова. Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «луна» и «лиса». Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.

• продолжать учить детей подбирать в рифму недостающие слова;

• учить узнавать объект по описанию; сравнивать слова по звуковому составу;

• активизировать словарь;

•  упражнять в проведении звукового слова лиса;

• развивать мелкую моторику пальчиковыми играми.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Узнай птицу».

Звуковой анализ слова  «лиса». Физкультминутка «Снег идет».

Сравнительный звуковой анализ слов «луна» и «лиса».

Игра «Назови пару».

Лексическое упражнение «Лисонька - лиса».

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.

Игровое упражнение «Мой медведь».

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 97

май

     31

Составление предложений с заданными словами.  Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность в области грамматики

• учить детей составлять предложения с заданными словами;

• упражнять в проведении звукового анализа слова муха;

• продолжать формировать правильный захват орудия письма;

• развивать внимание к слову и его значению;

• развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Игра «Кто больше назовет действий?».

Лексическое упражнение «Составление предложений с заданными словами».

Физкультминутка «Цапля».

Звуковой анализ слова «муха».

Лексическое упражнение «Отгадай кличку».

Игра «Урожай» (на развитие руки).

Игровое упражнение «Чей колодец глубже?».

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 100

май

     32

Подбор определений к существительным. Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики. Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.

• обогащать  активный словарь детей всеми  частями речи;

• продолжать учить рассуждать, аргументировать, отстаивая свои суждения;

• учить составлять предложения с заданными словами;

• упражнять в проведении звукового анализа слова сани;

• активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье;

• развивать мелкую моторику пальчиковыми играми.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

 Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».

Игра «Как назвать весну?».

Лексическое упражнение «Составление из слов предложений».

 Звуковой анализ слова «сани».

Физкультминутка «Раз - подняться, потянуться...».

Лексическое упражнение «Подумай и скажи».

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.

Игровое упражнение «Ела - ела дуб, поломала зуб!».

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова. – Москва. ТЦ Сфера, 2019. Стр. – 103


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе Вид ОД: «Математика» Помораева

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей  группеВид ОД: «Математика»Литература:  Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина...

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе Вид ОД: «Обучение грамоте»

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группеВид ОД: «Обучение грамоте»Литература:  Журова№ занятияСодержаниеДата1Ознакомление со звучащим слово...

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе.

перспективно-тематическое планирование образовательная деятельность в старшей группе на сентябрь-ноябрь....