Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»,
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

           Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте.

          Творческая работа представляет собой подборку конкретных практических рекомендаций (приемов и подходов) и игр, которые помогут педагогам, работающим с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Данный материал совместим с любыми программами по подготовке детей к обучению грамоте. В результате такой работы у детей развивается слуховое внимание, восприятие; формируются правильные фонематические представления, способность к языковому анализу и синтезу, самоконтроль; прививается интерес к изучению языка.

Форма проведения: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

«Моя система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду». Часть 1 - «Добукварный период».

Сколько бы ни спорили: нужно ли научить детей читать до школы или нет, я убеждена на опыте, что делать это непременно нужно, и вот почему.

Не все дети справляются с требованиями и темпом, предложенными школьной программой. Многие дети испытывают трудности в обучении чтению и письму именно в последние годы; и не всегда в детских садах и школах можно полностью рассчитывать на помощь логопеда ввиду его загруженности. Родители, понимая это, искренне заинтересованы в обучении детей чтению. И некоторые берутся за это сами, не зная, как это сделать правильно. Не имея педагогического образования, они могут научить детей читать побуквенно, что только усложнит обучение в школе чтению и письму.

Но даже научить читатьдо школы – не самоцель. Самое главное – заложить фундамент будущей грамотности ребенка, предупредить нарушение письменной речи.

Прежде, чем научиться читать, ребенок должен слышать: из каких звуков состоят слова. Это очень трудоемкая работа, и важно начать ее своевременно и не упустить сензитивный, т.е. наиболее эффективный для использования возможностей ребенка период – период «звуковой одаренности» (3-5 лет), когда ребенок особенно чувствителен именно к звуковой стороне речи. К поступлению в школу (к 7 годам) этот феномен утрачивается, если целенаправленная работа не проводилась. А еще в возрасте 5 - 7 лету детей наблюдается устойчивый познавательный интерес, чем также нужно воспользоваться. Если ребенок при произношении искажает звуки и вообще плохо говорит, рекомендую родителям записать его к логопеду, т.к. без «постановки языка» ребенок не сможет в дальнейшем грамотно писать: как диктуем, так и пишем.

В настоящее время можно увидеть множество методических пособий по обучению детей грамоте в детском саду. К сожалению, достойных, грамотно составленных найти среди них тяжело. Из всех мною пересмотренных, я хочу вам порекомендовать следующую литературу.

1)                 Марина Анатольевна Полякова «Как научить ребенка читать и писать». Хотя именно эта книга не является методическим пособием – здесь нет готовых разработок занятий с детьми – тем не менее, она очень ценная, т.к. в ней подробно объяснены теоретические основы курса, много советов, богатый практический материал. Рассчитана она на родителей (а значит, доступная для понимания), воспитателей, учителей и даже логопедов (гарантия научности и продуманности).

2)                 Наталья Сергеевна Варенцова «Обучение дошкольников грамоте. 3-7 лет». Данное методическое пособие написано в соответствии с ГОСами. Оно же рекомендовано программой «От рождения до школы» в качестве основного.

3)                 Майя Давыдовна Маханева «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет», «Обучение грамоте детей 5-7 лет». Кстати, тоже по ФГОСам. К ней идет замечательная тетрадь для детей 5-7 лет «Я учу звуки и буквы». (Авторы: Н. А. Гоголева, Л.В. Цыбирева под редакцией М. Д. Маханевой). Мы в этих тетрадях работаем с детьми; а кроме того, в тетрадях Н. Ю. Костылевой «200 занимательных упражнений с буквами и звуками (5-6 лет)». В них дети занимаются с удовольствием, а не по принуждению, т.к. им интересно в них работать. Да и устный материал стараюсь давать в форме игровых упражнений, что также не «напрягает» детей и способствует поддержанию у них устойчивого интереса. Конечно, объем здесь огромен, и на занятии всего не охватить. Поэтому приходится заниматься индивидуально в свободное время. Давать детям тетрадь домой для работы с родителями мы не практикуем – все делаем в группе.

В первой части своего мастер-класса я поделюсь, какую работу провела в добукварный период.

Прежде, чем начать знакомить детей с буквами, мы провели 3 этапа работы.

1)                 Подготовительный. Сначала дети учились различать неречевые звуки, тем самым тренируя слуховое восприятие и память – это еще в младшем возрасте. Затем перешли к речевым звукам. Постепенно подошли к понятию звука как единицы речи. Дифференциации звуков как таковой еще нет, но пропедевтику этой работы проводить уже начала. Здесь же познакомились со слогами и с ударным слогом.

2)                 Знакомство с гласными звуками. Добивались, чтобы дети слышали гласные и не пропускали их. Их мы выделяли из ряда других звуков, из слогов, слов. Тогда же начали простейший звуковой анализ слов.

3)                 Знакомство с согласными, их характеристиками (твердость – мягкость, звонкость – глухость). Особо: планомерная работа по дифференциации согласных по акустическим признакам (все парные по звонкости – глухости согласные) и по артикуляционным признакам, когда органы речи при их произнесении находятся в одинаковом положении, например: [ч’] - [т‘]; [ц] - [с].

А работала я следующим образом.

Слоги. Ударение.

При делении на слоги на начальном этапе (отхлопывали) использовала только слова, оканчивающиеся на гласную, т.к. обычно дети последний звук, если он согласный, да еще сонорный, выделяют в отдельный слог («сто-л», что в корне неправильно). В дальнейшем, когда все 6 гласных звуков  изучили, и дети стали составлять схемы слов, отмечая на них место гласных, мы стали браться за деление слов, оканчивающихся на согласную. Но здесь деление слов на слоги целесообразно проводить тогда, когда гласные звуки уже определены, отмечены в схеме и сосчитаны. Побуждаю детей включать самоконтроль: 1 гласная – 1 слог; гласной нет – и слога тоже. Так, определив количество слогов, и выяснив, какая гласная стоит в каждом слоге, они прохлопывают ритм слова, чтобы понять границы слогов и поставить разделительные линии. Виды заданий на деление слов на слоги разнообразны. Это и игра в «Короткие и длинные слова», и «Корова и слово» (приложение А) и ряд других. Есть они и в наших тетрадях.

Перед изучением темы: «Ударение» дети должны практически усвоить, что ритмы обычно не монотонны: один выделяется большей силой. С этой целью я сначала провожу упражнение «Ритмические хлопки», где дети с закрытыми (непременно, чтобы исключить зрительный контроль) глазами прохлопывают за взрослым короткий ритм, акцентируя на определенном ударе. Далее попросить ребенка повторить цепочку слогов за взрослым с интонационным выделением одного слога: Па-па-па, ма-Ма-ма, ду-ду-Ду. В дальнейшем, когда дети будут ставить значок ударения в схемах слов (пользуемся приемом «зовем слово»), они должны пальчиком под руководством взрослых вести вдоль схемы слова с проговариванием. На месте ударной гласной палец останавливается, а сам гласный произносится с большей силой.

Звуковое восприятие.

Часто бывает так: когда ребенок научился различать звуки, к этому моменту он научился и их произносить. И тогда помощь логопеда ему не потребуется. Итак, до знакомства с конкретными звуками развиваем звуковое восприятие. Здесь же начала обучать детей элементарной дифференциации звуков.

·                    «Доскажи словечко».

Дополнить слово:

а) слогом («бу-каш-…», «во-ро-…». При этом каждый слог отхлопывается.

б) звуком (Мальчик держал в руке каранда…, а девочка – ша…. В комнате стояли шка…, крова…, сто…). На месте пропущенного звука – щелчок.(Ведь хлопок нам заменяет слог). Спросить: какой звук вы добавили? Можно здесь же попросить повторить предложение по памяти.

в) словом (Маленький мальчик прыгает, как …. Как у нашей елки зеленые ….)

·                    «Чистоговорки».

(Жа-жа-жа – есть иголки у ….).

А дальше самим придумать рифму к словам.

·                    «Рифмовщик» (Ночь - …, врач - …)

Часто на просьбу назвать в каком-либо слове первый звук, дети называют первый слог этого слова или называют букву («пэ»). Это происходит потому, что ребенку трудно бывает отделить первый звук от другого, особенно в паре: согласный + гласный. Для этого я практикую следующие упражнения:

·                    Просигналь и повтори, только, если я произнесу один звук: [Ф], [И], [ЭХ], [ТЭ], ]. А чтобы дети не считали звуки по артикуляции воспитателя, либо они закрывают глаза, либо воспитатель сам прикрывает чем-то свой рот при произнесении. А когда будут изучены гласные буквы, предложить записать буквы и первые слова («ау») – это их первые диктанты.

·                    «Правильное слово».

Взрослый преднамеренно заменяет одну букву в слове. Дети, услышав правильный вариант, сигнализируют. (Например: «лобака», «мобака», «собака», «фобака», «табака», «хобака», «собака»).

·                    «Буква заблудилась».

Ребенок находит и исправляет ошибки. (Майку бросила хозяйка.

- Где обедал, Воробей?

- В зоопарке у дверей.)

·                    «Собери вместе звуки, сложи слово» (синтез). Это уже трудное задание. На этом этапе стоит брать лишь азы – самые легкие случаи.

Воспитатель изолированно называет звуки, закрывая рот листом; интонационно выделяет гласный. Сначала берутся слова (слоги), состоящие из 2-х звуков, затем – из 3-х; и только когда дети с этим смогут справляться, (а это уже на более поздних этапах) - из 4-х звуков (сначала без стечения согласных – 2 пары открытых слогов, типа «мама», а затем – со стечением, например: «крот», «морс»), а также из 5 звуков, где идет чередование согласных букв с гласными («баран», «акула»).

Гласные звуки.

Обычно, когда выявляют: является ли звук гласным, указывают такие его характеристики: произносятся голосом, во рту нет преграды, могут пропеваться. Все это хорошо, но недостаточно – поняла я, когда дети пытались пропеть сонорные согласные звуки (например, [Р], [Л] и их мягкие пары). И тогда я поняла, какую еще распознавательную характеристику мне следует добавить - возможность выкрикнуть звук. Так, ни [Р], ни [Л] (как и их мягкие пары) не выкрикиваются.

·                    Вычленение гласного из слога из короткого односложного слова.

·                    Определить: в каких словах присутствует /нет/ звук(-а) […]?

·                    Выделить первый /последний/ звук в слове.

·                    Какой одинаковый звук есть в словах …?

Всякий раз просим детей придумать свой пример с данным звуком.

·                    Определяем место звука в слове (в начале, в середине или в конце).

·                    «Гласные «разбежались».

Для этого задания подобрать слова следующей звуковой структуры: согласный – гласный – согласный ([М’…Ч‘];  [Т…К]). Воспитатель произносит согласные звуки, как они идут, на месте гласного – щелчок пальцами. (Ведь хлопок относим к слогу). Дети называют слово и говорят, какую гласную они вставили.

·                    «Разложи слово на звуки» (анализ).

На каждый звук дети рисуют кружочки, закрашивают место гласного звука. Последовательность сложности структуры, как при синтезе. Затем слова (неодносложные) делим на слоги и ставим ударение. Не забываем соотнести количество гласных и количество слогов.

·                    Упражнение в соотнесении звуковой схемы и картинки.

Согласные звуки.

Как правило, дети долго путаются, определяя, какой согласный перед ними: звонкий или глухой?Рекомендую взять навооружению следующую технологию, которую я когда-то давно прочла в журнале. Твердый согласный произносится громче, губы не растягиваются в улыбке – «сердимся». (Будем его считать старшим братом – строгий). Мягкий же (младший) произносится тише, и мы улыбаемся. Ассоциации: гранитный камень и трава.

·                    «Волшебник».

- Ты волшебник. Преврати твердые согласные в мягкие и наоборот.

 Назови младшего / старшего / брата (по твердости – мягкости).

Игра с мячом. Дети стоят в кругу. Воспитатель кидает мяч поочередно каждому ребенку, называя при этом какой-либо

а) согласный звук ([Д’], [Л], [Б], [Х‘]).. Ребенок, которому кинули мяч, должен назвать «брата» этого звука, возвращая мяч воспитателю;

б) открытый слог (согласный + гласный). Например: ла-…, зэ-…; би-…, тё-… .

Всегда следим за своей речью и речью детей, чтобы глухие согласные изолированно произносились именно тихо, несмотря на их интонационное выделение, если таковое необходимо.Теперь работа по дифференциации согласных становится регулярной. С этой целью я провожу такие игровые упражнения.

·                    «Выбери картинку»

Воспитатель поочередно называет слово со схожим звучанием, а ребенок показывает картинку. (Мишка – миска – мышка; розы – рожи, уточка – удочка).

·                    «Найди «лишний» слог»

(Му-му-ну-му,  ля-ля-ля-ря,  то-тё-то-то).

·                    «Выбери такой же слог».

Воспитатель говорит, на какой слог дети должны откликнуться; дети сигнализируют, когда его услышат. (Например, «ся»: ся, зя, са, тя, ца, ся).

·                    «Измени первый звук в слове заменив на звонкий парный согласный на глухой и наоборот». Например: дочка - … (точка), кости - … (гости).

Для удобства я составила картотеку этих игр и игровых упражнений, а также заданий для последовательной и планомерной работы с детьми. Тут же отмечаю степень усвоенности (полностью – частично – пока не усвоено) ими каждого.

 

Результатом всей этой работы добукварного периода явилось то, что к тому времени, когда мы с ребятами подошли к изучению букв, у них уже сформировалось фонематическое восприятие, дети научились производить звуковой анализ слов; стали сливать вместе отдельно произносимые звуки в слоги и простые слова. Таким образом, дети стали готовы к овладению чтением и письмом.На примере нашей группы я могу судить о том, что данная система работы позволяет достигать поставленных целей в обучении дошкольников грамоте.

            Итак, в чем же ценность данной работы?Данный материал позволяет развить у детей слуховое внимание, восприятие; формирует правильные фонематические представления, способность к языковому анализу и синтезу, самоконтроль; прививает интерес к изучению языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya-rabota.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»,

Елчиева Пакиза Маариф кызы, воспитатель в ГБДОУ № 51

Г. Санкт- Петербург

           Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте.

          Творческая работа представляет собой подборку конкретных практических рекомендаций (приемов и подходов) и игр, которые помогут педагогам, работающим с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Данный материал совместим с любыми программами по подготовке детей к обучению грамоте. В результате такой работы у детей развивается слуховое внимание, восприятие; формируются правильные фонематические представления, способность к языковому анализу и синтезу, самоконтроль; прививается интерес к изучению языка.

Форма проведения: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

«Моя система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду». Часть 1 - «Добукварный период».

Сколько бы ни спорили: нужно ли научить детей читать до школы или нет, я убеждена на опыте, что делать это непременно нужно, и вот почему.

Не все дети справляются с требованиями и темпом, предложенными школьной программой. Многие дети испытывают трудности в обучении чтению и письму именно в последние годы; и не всегда в детских садах и школах можно полностью рассчитывать на помощь логопеда ввиду его загруженности. Родители, понимая это, искренне заинтересованы в обучении детей чтению. И некоторые берутся за это сами, не зная, как это сделать правильно. Не имея педагогического образования, они могут научить детей читать побуквенно, что только усложнит обучение в школе чтению и письму.

Но даже научить читатьдо школы – не самоцель. Самое главное – заложить фундамент будущей грамотности ребенка, предупредить нарушение письменной речи.

Прежде, чем научиться читать, ребенок должен слышать: из каких звуков состоят слова. Это очень трудоемкая работа, и важно начать ее своевременно и не упустить сензитивный, т.е. наиболее эффективный для использования возможностей ребенка период – период «звуковой одаренности» (3-5 лет), когда ребенок особенно чувствителен именно к звуковой стороне речи. К поступлению в школу (к 7 годам) этот феномен утрачивается, если целенаправленная работа не проводилась. А еще в возрасте 5 - 7 лету детей наблюдается устойчивый познавательный интерес, чем также нужно воспользоваться. Если ребенок при произношении искажает звуки и вообще плохо говорит, рекомендую родителям записать его к логопеду, т.к. без «постановки языка» ребенок не сможет в дальнейшем грамотно писать: как диктуем, так и пишем.

В настоящее время можно увидеть множество методических пособий по обучению детей грамоте в детском саду. К сожалению, достойных, грамотно составленных найти среди них тяжело. Из всех мною пересмотренных, я хочу вам порекомендовать следующую литературу.

  1. Марина Анатольевна Полякова «Как научить ребенка читать и писать». Хотя именно эта книга не является методическим пособием – здесь нет готовых разработок занятий с детьми – тем не менее, она очень ценная, т.к. в ней подробно объяснены теоретические основы курса, много советов, богатый практический материал. Рассчитана она на родителей (а значит, доступная для понимания), воспитателей, учителей и даже логопедов (гарантия научности и продуманности).
  2. Наталья Сергеевна Варенцова «Обучение дошкольников грамоте. 3-7 лет». Данное методическое пособие написано в соответствии с ГОСами. Оно же рекомендовано программой «От рождения до школы» в качестве основного.
  3. Майя Давыдовна Маханева «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет», «Обучение грамоте детей 5-7 лет». Кстати, тоже по ФГОСам. К ней идет замечательная тетрадь для детей 5-7 лет «Я учу звуки и буквы». (Авторы: Н. А. Гоголева, Л.В. Цыбирева под редакцией М. Д. Маханевой). Мы в этих тетрадях работаем с детьми; а кроме того, в тетрадях Н. Ю. Костылевой «200 занимательных упражнений с буквами и звуками (5-6 лет)». В них дети занимаются с удовольствием, а не по принуждению, т.к. им интересно в них работать. Да и устный материал стараюсь давать в форме игровых упражнений, что также не «напрягает» детей и способствует поддержанию у них устойчивого интереса. Конечно, объем здесь огромен, и на занятии всего не охватить. Поэтому приходится заниматься индивидуально в свободное время. Давать детям тетрадь домой для работы с родителями мы не практикуем – все делаем в группе.

В первой части своего мастер-класса я поделюсь, какую работу провела в добукварный период.

Прежде, чем начать знакомить детей с буквами, мы провели 3 этапа работы.

  1. Подготовительный. Сначала дети учились различать неречевые звуки, тем самым тренируя слуховое восприятие и память – это еще в младшем возрасте. Затем перешли к речевым звукам. Постепенно подошли к понятию звука как единицы речи. Дифференциации звуков как таковой еще нет, но пропедевтику этой работы проводить уже начала. Здесь же познакомились со слогами и с ударным слогом.
  2. Знакомство с гласными звуками. Добивались, чтобы дети слышали гласные и не пропускали их. Их мы выделяли из ряда других звуков, из слогов, слов. Тогда же начали простейший звуковой анализ слов.
  3. Знакомство с согласными, их характеристиками (твердость – мягкость, звонкость – глухость). Особо: планомерная работа по дифференциации согласных по акустическим признакам (все парные по звонкости – глухости согласные) и по артикуляционным признакам, когда органы речи при их произнесении находятся в одинаковом положении, например: [ч’] - [т‘]; [ц] - [с].

А работала я следующим образом.

Слоги. Ударение.

При делении на слоги на начальном этапе (отхлопывали) использовала только слова, оканчивающиеся на гласную, т.к. обычно дети последний звук, если он согласный, да еще сонорный, выделяют в отдельный слог («сто-л», что в корне неправильно). В дальнейшем, когда все 6 гласных звуков  изучили, и дети стали составлять схемы слов, отмечая на них место гласных, мы стали браться за деление слов, оканчивающихся на согласную. Но здесь деление слов на слоги целесообразно проводить тогда, когда гласные звуки уже определены, отмечены в схеме и сосчитаны. Побуждаю детей включать самоконтроль: 1 гласная – 1 слог; гласной нет – и слога тоже. Так, определив количество слогов, и выяснив, какая гласная стоит в каждом слоге, они прохлопывают ритм слова, чтобы понять границы слогов и поставить разделительные линии. Виды заданий на деление слов на слоги разнообразны. Это и игра в «Короткие и длинные слова», и «Корова и слово» (приложение А) и ряд других. Есть они и в наших тетрадях.

Перед изучением темы: «Ударение» дети должны практически усвоить, что ритмы обычно не монотонны: один выделяется большей силой. С этой целью я сначала провожу упражнение «Ритмические хлопки», где дети с закрытыми (непременно, чтобы исключить зрительный контроль) глазами прохлопывают за взрослым короткий ритм, акцентируя на определенном ударе. Далее попросить ребенка повторить цепочку слогов за взрослым с интонационным выделением одного слога: Па-па-па, ма-Ма-ма, ду-ду-Ду. В дальнейшем, когда дети будут ставить значок ударения в схемах слов (пользуемся приемом «зовем слово»), они должны пальчиком под руководством взрослых вести вдоль схемы слова с проговариванием. На месте ударной гласной палец останавливается, а сам гласный произносится с большей силой.

Звуковое восприятие.

Часто бывает так: когда ребенок научился различать звуки, к этому моменту он научился и их произносить. И тогда помощь логопеда ему не потребуется. Итак, до знакомства с конкретными звуками развиваем звуковое восприятие. Здесь же начала обучать детей элементарной дифференциации звуков.

  • «Доскажи словечко».

Дополнить слово:

а) слогом («бу-каш-…», «во-ро-…». При этом каждый слог отхлопывается.

б) звуком (Мальчик держал в руке каранда…, а девочка – ша…. В комнате стояли шка…, крова…, сто…). На месте пропущенного звука – щелчок.(Ведь хлопок нам заменяет слог). Спросить: какой звук вы добавили? Можно здесь же попросить повторить предложение по памяти.

в) словом (Маленький мальчик прыгает, как …. Как у нашей елки зеленые ….)

  • «Чистоговорки».

(Жа-жа-жа – есть иголки у ….).

А дальше самим придумать рифму к словам.

  • «Рифмовщик» (Ночь - …, врач - …)

Часто на просьбу назвать в каком-либо слове первый звук, дети называют первый слог этого слова или называют букву («пэ»). Это происходит потому, что ребенку трудно бывает отделить первый звук от другого, особенно в паре: согласный + гласный. Для этого я практикую следующие упражнения:

  • Просигналь и повтори, только, если я произнесу один звук: [Ф], [И], [ЭХ], [ТЭ], ]. А чтобы дети не считали звуки по артикуляции воспитателя, либо они закрывают глаза, либо воспитатель сам прикрывает чем-то свой рот при произнесении. А когда будут изучены гласные буквы, предложить записать буквы и первые слова («ау») – это их первые диктанты.
  • «Правильное слово».

Взрослый преднамеренно заменяет одну букву в слове. Дети, услышав правильный вариант, сигнализируют. (Например: «лобака», «мобака», «собака», «фобака», «табака», «хобака», «собака»).

  • «Буква заблудилась».

Ребенок находит и исправляет ошибки. (Майку бросила хозяйка.

- Где обедал, Воробей?

- В зоопарке у дверей.)

  • «Собери вместе звуки, сложи слово» (синтез). Это уже трудное задание. На этом этапе стоит брать лишь азы – самые легкие случаи.

Воспитатель изолированно называет звуки, закрывая рот листом; интонационно выделяет гласный. Сначала берутся слова (слоги), состоящие из 2-х звуков, затем – из 3-х; и только когда дети с этим смогут справляться, (а это уже на более поздних этапах) - из 4-х звуков (сначала без стечения согласных – 2 пары открытых слогов, типа «мама», а затем – со стечением, например: «крот», «морс»), а также из 5 звуков, где идет чередование согласных букв с гласными («баран», «акула»).

Гласные звуки.

Обычно, когда выявляют: является ли звук гласным, указывают такие его характеристики: произносятся голосом, во рту нет преграды, могут пропеваться. Все это хорошо, но недостаточно – поняла я, когда дети пытались пропеть сонорные согласные звуки (например, [Р], [Л] и их мягкие пары). И тогда я поняла, какую еще распознавательную характеристику мне следует добавить - возможность выкрикнуть звук. Так, ни [Р], ни [Л] (как и их мягкие пары) не выкрикиваются.

  • Вычленение гласного из слога из короткого односложного слова.
  • Определить: в каких словах присутствует /нет/ звук(-а) […]?
  • Выделить первый /последний/ звук в слове.
  • Какой одинаковый звук есть в словах …?

Всякий раз просим детей придумать свой пример с данным звуком.

  • Определяем место звука в слове (в начале, в середине или в конце).
  • «Гласные «разбежались».

Для этого задания подобрать слова следующей звуковой структуры: согласный – гласный – согласный ([М’…Ч‘];  [Т…К]). Воспитатель произносит согласные звуки, как они идут, на месте гласного – щелчок пальцами. (Ведь хлопок относим к слогу). Дети называют слово и говорят, какую гласную они вставили.

  • «Разложи слово на звуки» (анализ).

На каждый звук дети рисуют кружочки, закрашивают место гласного звука. Последовательность сложности структуры, как при синтезе. Затем слова (неодносложные) делим на слоги и ставим ударение. Не забываем соотнести количество гласных и количество слогов.

  • Упражнение в соотнесении звуковой схемы и картинки.

Согласные звуки.

Как правило, дети долго путаются, определяя, какой согласный перед ними: звонкий или глухой?Рекомендую взять навооружению следующую технологию, которую я когда-то давно прочла в журнале. Твердый согласный произносится громче, губы не растягиваются в улыбке – «сердимся». (Будем его считать старшим братом – строгий). Мягкий же (младший) произносится тише, и мы улыбаемся. Ассоциации: гранитный камень и трава.

  • «Волшебник».

- Ты волшебник. Преврати твердые согласные в мягкие и наоборот.

 Назови младшего / старшего / брата (по твердости – мягкости).

Игра с мячом. Дети стоят в кругу. Воспитатель кидает мяч поочередно каждому ребенку, называя при этом какой-либо

а) согласный звук ([Д’], [Л], [Б], [Х‘]).. Ребенок, которому кинули мяч, должен назвать «брата» этого звука, возвращая мяч воспитателю;

б) открытый слог (согласный + гласный). Например: ла-…, зэ-…; би-…, тё-… .

Всегда следим за своей речью и речью детей, чтобы глухие согласные изолированно произносились именно тихо, несмотря на их интонационное выделение, если таковое необходимо.Теперь работа по дифференциации согласных становится регулярной. С этой целью я провожу такие игровые упражнения.

  • «Выбери картинку»

Воспитатель поочередно называет слово со схожим звучанием, а ребенок показывает картинку. (Мишка – миска – мышка; розы – рожи, уточка – удочка).

  • «Найди «лишний» слог»

(Му-му-ну-му,  ля-ля-ля-ря,  то-тё-то-то).

  • «Выбери такой же слог».

Воспитатель говорит, на какой слог дети должны откликнуться; дети сигнализируют, когда его услышат. (Например, «ся»: ся, зя, са, тя, ца, ся).

  • «Измени первый звук в слове заменив на звонкий парный согласный на глухой и наоборот». Например: дочка - … (точка), кости - … (гости).

Для удобства я составила картотеку этих игр и игровых упражнений, а также заданий для последовательной и планомерной работы с детьми. Тут же отмечаю степень усвоенности (полностью – частично – пока не усвоено) ими каждого.

Результатом всей этой работы добукварного периода явилось то, что к тому времени, когда мы с ребятами подошли к изучению букв, у них уже сформировалось фонематическое восприятие, дети научились производить звуковой анализ слов; стали сливать вместе отдельно произносимые звуки в слоги и простые слова. Таким образом, дети стали готовы к овладению чтением и письмом.На примере нашей группы я могу судить о том, что данная система работы позволяет достигать поставленных целей в обучении дошкольников грамоте.

            Итак, в чем же ценность данной работы?Данный материал позволяет развить у детей слуховое внимание, восприятие; формирует правильные фонематические представления, способность к языковому анализу и синтезу, самоконтроль; прививает интерес к изучению языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Работа с родителями - Консультация:"Занятия по обучению грамоте в детском саду"

Выступление на родительком собрании о работе по обучению грамоте в детском саду....

«Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте.          Творческая...

Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду - постановка проблемы

Бывает так, что речевой слух у ребенка не нарушен (звуки речи он воспринимает без искажения), но при этом никак не может научиться читать: не узнает букву (путает со схожей), читает медленно, додумыва...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

         Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....

Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

Аннотация Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 4 -7 лет к обучению грамоте. Творческая работа представляет собой подборк...

Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду

Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 4 -7 лет к обучению грамоте. Творческая работа представляет собой подборку конкрет...