Квест-игра «В поисках пропавшей Азбуки». Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Божева Татьяна Михайловна

В статье представлен конспект обобщающего занятия по обучению элементарной грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ, проведенного в форме подгрупповой квест-игры.

Квест-игры являются альтернативой  традиционной форме проведения коррекционных занятий. Суть их организации заключается в том, что участники, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Выполнив одно из них, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и познавательного интереса детей.

В процессе данного игрового занятия с детьми были уточнены представления о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; закреплены умения детей выделять первый и последний согласный звук в слове, дети упражнялись в делении слов на слоги,  чтении прямых слогов и подборе слов с заданным слогом; составлении предложений по иллюстративно-графической схеме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_propavshaya_azbuka.docx960.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте

детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ

Квест-игра «В поисках пропавшей Азбуки»

учитель-логопед  Божева Татьяна Михайловна

МБДОУ ДС № 43 г. Озерска Челябинской обл.

Образовательная область:  речевое развитие

Цель:  систематизация и актуализация ранее полученных знаний, умений и применение навыков детей по элементарной грамоте.

Задачи:

Уточнить и обобщить представления детей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; закреплять умение детей выделять первый и последний согласный звук в слове; совершенствовать навык чтения прямых слогов;  упражнять в делении слов на слоги, составлении предложений по иллюстративно-графической схеме.

Совершенствовать познавательные процессы (зрительное, слуховое восприятие и внимание, память, мышление), способствовать формированию навыков самоконтроля за автоматизируемыми звуками, грамматически правильным оформлением речевого высказывания.

Создавать условия для воспитания познавательного интереса, активности на занятии; умения слушать взрослого и товарищей, следовать правилам игры, желания и умения работать в коллективе.

Форма проведения: подгрупповая квест-игра

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Планируемые результаты:  дети используют навыки речевого общения, демонстрируют усвоенные речевые средства (лексические, грамматические, фонетические) в соответствии с индивидуальными речевыми возможностями, имеют необходимые умения и навыки для решения несложных задач, поставленных педагогом; проявляют интерес и активность в совместной деятельности, навыки самостоятельности, взаимодействия и сотрудничества.

Оборудование: аудиозапись «письма» феи Грамоты, фонограмма детской песни (музыкальное сопровождение игры), разрезные буквы, демонстрационные карточки «Из чего состоит наша речь?», «Звуки и буквы», «Составь слово по первым буквам»; сигнальные карточки синего и красного цвета, демонстрационные буквы, слоги; предметные картинки; дидактическая игра «Рыболов» (определение первого звука в слове);  дидактическая игра «Слоговые домики» (деление слов на слоги); пособие «Ромашка» с изображением иллюстративно-графических схем предложений; мяч, три обруча, звуковая книга Азбука, магнитная доска.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. 

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня у нас необычное занятие. Нас ждет увлекательное путешествие, интересные задания и занимательные игры. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу. 
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.  Доброе утро!

  1. Проблемная ситуация

– Ребята, сегодня мне на телефон пришло необычное голосовое сообщение. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Феи Грамоты)

«Мои дорогие друзья! Я Фея Грамоты. Хотела пригласить вас в гости, чтобы познакомить с новыми буквами и звуками. Но случилась беда. Злая колдунья похитила мою волшебную Азбуку. И теперь дети нашей страны не смогут научиться читать. Помогите, пожалуйста, найти Азбуку. А путь вам укажут мои подсказки».

  1. Основная часть

– Ну что, ребята, поможем?

– Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, вспомним:

  • Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.)   – детям демонстрируется карточка-подсказка
  • Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
  • Какие звуки мы называем гласными? (состоят только из голоса, воздушная струя не встречает преград; тянутся, поются) Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным)
  • Какие звуки мы называем согласными? (при их образовании воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык) Каким цветом обозначаем согласные звуки? (Синим)

Игра «Кто внимательный».

– Я буду называть звуки. Если вы услышите гласный звук, вам надо поднять красную сигнальную карточку, если  согласный – синюю (а, и, м, у, п, к, о, т…)  

– Вспомните, чем отличается буква от звука?

  • (Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим) – детям демонстрируется карточка-подсказка.

– Молодцы, предлагаю выполнить следующее задание, вам нужно будет починить сломанную букву.

Игра «Сломанные буквы» 

Детям предлагаются конверты, в каждом из которых детали двух разрезных букв (красного и синего цвета). Педагог предлагает детям объединиться парами, договориться, кто какую букву будет собирать, и выполнить задание.

Один из вас будет собирать букву, которая обозначает гласный звук, другой – согласный. Тот, кто справится с заданием, получит готовую букву.      

– Молодцы, попробуем теперь составить из этих букв слово.

Игра «Прочитай по первым буквам»

– На  доске прикреплен листок, на котором в определённом порядке расположены картинки. Вам необходимо произнести названия этих картинок, найти первый звук в словах и прикрепить соответствующую этому звуку букву.   Прочитаем, какое слово получилось? (ут-ка)

– УТКА – это наша первая подсказка.  Где плавает утка?   (В пруду, на озере). Давайте посмотрим, есть ли в нашей волшебной стране озеро или пруд? Отправляемся к нему.

Игра «Рыболов» (определение первого звука в слове)

– Посмотрите, какие необычные рыбы плавают в этом пруду (у них на спинках картинки). На доске есть ведра с буквами (М, П, Т, К) и удочки. Я, кажется, поняла, что нужно сделать, чтобы получить вторую подсказку от Феи. Предлагаю вам взять по удочке, выловить из пруда рыбку, назвать картинку, определить первый звук в слове, и отправить рыбку в ведро с буквой (дети самостоятельно выполняют задание).

– Ребята, посмотрите, в пруду остался один краб. В своей клешне он держит воздушный шар.  Можно ли поместить эту картинку в одно из наших ведер?  Почему?  (Это лишнее слово).

– Значит, ШАР – это  наша следующая подсказка. Посмотрите, не появился ли в группе какой-нибудь незнакомый воздушный шарик?   Нашли! Посмотрим, что же за задание нас ожидает. На нем схема с синей фишкой в конце. Кто из вас догадался, что мы будем делать? (Определять последний звук в слове).            

Игра с мячом «Назови последний звук»

Дети встают в круг. Педагог бросает ребенку мяч, называя слово. Ребенок, поймавший мяч, «возвращает» последний звук в слове (дом, сок, суп, компот, бык, рот, живот, мак, совок, сом, укроп, халат, мальчик)

– А теперь посмотрите, в корзинке под воздушным шаром находятся какие-то бумажные комочки.

Педагог разворачивает один из них; не обнаружив на нем никакого изображения, он предлагает детям развернуть все скомканные листы бумаги и найти подсказку  (на одном из них дети находят контурные изображения 1, 2 и 3-х этажных домов)

Ребята, если в доме один этаж, как называется такой дом? (одноэтажный). Если два этажа? (двухэтажный). А если три? (трехэтажный дом)  Догадались, какие домики нам нужно найти? (Слоговые домики)

Игра «Слоговые домики»

– Ребята, что мы должны сделать, чтобы правильно расселить жильцов в эти дома? (Разделить слова на слоги). Правильно, каждый из вас по очереди называет картинку, делит слово на слоги и помещает картинку в обруч возле своего домика. (Слова с одним слогом живут в одноэтажном доме, с двумя слогами – в двухэтажном, с тремя слогами – в трехэтажном доме)

– Молодцы, делить на слоги вы умеете, а теперь посмотрим, сможете ли вы подобрать слово-картинку к первому слогу?

Игра «Найди пару»

На ковре по кругу расположены карточки с прямыми слогами, в центе – предметные картинки. Дети под музыку двигаются по кругу. Как только музыка останавливается, каждый встает у близлежащего слога, читает его и подбирает к нему картинку, название которой начинается на этот слог:  (ма – машина, ка – капуста,  са – самолёт,   пу – пушка,   ту – туча,  па – палатка, су – сумка, та – тарелка, му – муха и пр.)   

– Посмотрите, одна картинка осталась. Что это? (ромашка)

РОМАШКА – это наша следующая подсказка. Отправляемся на поиски ромашки.

Игра «Ромашка»  

Детям по очереди предлагается взять один из лепестков ромашки, на обратной стороне которого изображена иллюстративно-графическая схема предложения, и составить предложение с помощью опорных картинок.

В серединке цветка (на обороте) дети замечают изображение коробки.

– КОРОБКА – это следующая подсказка от Феи. Я думаю, там и надо искать пропавшую Азбуку. Ребята, посмотрите вокруг, не появилась ли в группе какая-нибудь незнакомая вам коробка?  Нашли. Педагог достает звуковую Азбуку.

– Азбуку то мы нашли, но она не работает, буквы в ней заколдованы. Нужно их расколдовать.

Игра «Живые буквы»

Дети спокойно перемещаются по группе под речевое сопровождение, как только слышат название буквы (М, П, К, Т), изображают ее начертание с помощью языка своего тела (К, Т – единолично, М, П – объединяясь в пары).

Мы гуляли, мы гуляли,

Букву П (К, М, Т) изображали.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Сейчас посмотрим, смогли ли вы расколдовать Азбуку?  По-моему, все в порядке, Азбука снова зазвучала.

  1. Рефлексия

Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием Феи Грамоты?  Удалось ли нам расколдовать Азбуку?  Все ли у вас получилось?

Какое задание было для вас самым трудным?  Почему?

Какое задание больше всего понравилось?  Почему?

Педагог отмечает индивидуальные достижения детей (Мне понравилось, как Лера сегодня составляла предложения по схеме. А Вита быстрее всех собрала разрезную букву и помогла Ярославу. Никита очень старался следить за звуками. И пр.)

– Мне кажется, снова пришло голосовое сообщение. Точно, от Феи Грамоты.   Давайте послушаем. «Ребята, у вас все получилось. Вы нашли и расколдовали мою волшебную Азбуку.  Теперь дети нашей страны научатся читать и писать. Большое вам спасибо за помощь!  А в благодарность я приготовила вам подарки»  (Детям вручаются раскраски «Волшебные буквы»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Логопедическое занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ.

Цель:  развивать творческое воображение, мышление, познакомить детей с буквой Г, звуками  [Г]  и [Г\']....

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В конспекте представлены дидактические упражнения по закреплению знаний, полученных дтьми старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению грамоте....

Цикл занятий по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной приставки Mimio

Данный цикл занятий разработан для детей старшего дошкольного возраста. Использование Mimio-игр позволяет повысить интерес ребенка к выполнению заданий, ведь в них ребенок имеет уникальную возможность...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Путешествие по Звукограду»

Цель: совершенствовать фонетический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).Задачи:Образовательные:- Совершенствовать умение детей в дифференциац...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 – 6 ЛЕТ) по теме: «Звук и буква «Б»

Цель – знакомство с согласным звуком БЗадачиОбразовательные познакомить со звуками [б], [б’], буквой Б.уточнить артикуляцию звука [б];научить давать характеристику звуку Б;познакомить с гр...