Конспект ООД Звук С и буква С
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Хайдарова Гульнара Фаритовна

ООД знакомит детей более глубоко со звуком С и буквой С. Так же в презентации можно увидеть предметы посуды,где этот звук встречается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звук [С]. Буква С.

Цель: Познакомить детей со звуком [C] и буквой С на лексическом материале по теме «Посуда».

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- учить детей характеризовать звук [C] по акустическим и артикуляционным признакам;

- активизировать и уточнять словарный запас по лексической теме «Посуда»;

- упражнять детей в правильном произнесении звука [C] в слогах, словах и в предложениях; в определении места звука [C] в словах; упражнять детей в словообразовании прилагательных от существительных (относительные); в согласовании числительных с существительным; в образовании существительных в винительном падеже.

Коррекционно - развивающие:

- развивать фонематические процессы;

 - развивать мышление, память, общую и мелкую моторику;

 - развивать навык звуко-буквенного анализа слов;

Коррекционно - воспитательные: 

- воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и в речь окружающих;

- формировать навык сотрудничества на занятии.

Средства реализации:  звуковые линейки, зеркала; символы звуков ,; буква «С»; предметные картинки с изображением посуды; квадратики для звукового анализа слов, карточки для определения места звука в слове, магнитная буква «С».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».


Ход ООД.

1.Организационный момент.

- Сядет тот, чьё имя начинается со звука [а]…

Наши глазки внимательно смотрят,

Наши ушки внимательно слушают,

Наши ручки не мешают,

А работе помогают.

II. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и с буквой. А с каким звуком мы познакомимся, догадайтесь.

И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё ... Сковорода
(Автор: Людмила Шмидт)

У кого ответа нет -
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна …  Кастрюля

Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.     (Термос)

- Какой звук я выделяю в этих словах голосом? (звук [С])

- Догадались, с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся?

- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [С] и буквой эС.

III. Характеристика звука [С] по акустическим и артикуляционным признакам.

- Чтобы правильно произнести звук [С]:

- губы в улыбке;

- зубы сближены;

- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;

- холодный воздух идет по центру языка.

- Произнесите все звук [С].

- Губы что делают?

 - А зубы?

- Где находится язык?

- Как проходит воздушная струя? Встречает преграду или нет?

- Значит звук [C] …..(согласный)

 - Голос есть или нет? (глухой)

 - В словах термос, кастрюля, сковорода звук [С] твердый или мягкий?

 - И так звук [C] какой?

,

- Правую руку на стол и загибаем пальцы: звук [C] – согласный, глухой, твердый.

IV. Развитие фонематического восприятия.

- Хлопните в ладоши, если услышите твердый звук [C]:

С, С, К, Д, М, С; КА, СА, МО, ТА, СУ, ЧА, УС, СЫ, ЛА, НА; КОТ, СОК, МАК, СОМ, БАС, РУКА, НОСОК, ТРАВА, КНИГА, КУСОК.

- Молодцы!

V. Произношение звука [C] в слогах.

 - Прослушайте ряды слогов, запомните и повторите.

СА-СА-СО                         АС-АС-ОС                              СКА-СКУ-СКО

СУ-СЫ-СА                        УС-ЫС-АС                             СТА-СТО-СТУ

СЫ-СЫ-СО                       ЯС-АС-ЯС                               СМА-СМУ-СМЫ

- Молодцы!

V. Произношение звука [C] в словах.

1. - Сегодня мы с вами пойдем покупать посуду. В каком магазине она продается?

- Почему так назвали этот магазин?

- Давайте посмотрим, что в этом магазине продают:  (выставляются картинки)

ЛОЖКА, СТАКАН, СОЛОНКА, ПОДНОС, СКОВОРОДА, КАСТРЮЛЯ, ЧАЙНИК, СУХАРНИЦА, СОУСНИК, МАСЛЕНКА, ВИЛКА, САЛАТНИЦА, СУПНИЦА, МИСКА, САЛФЕТНИЦА, САМОВАР, ТЕРМОС.

-  Одним словом – это … ПОСУДА

- Мы с вами будем покупать только ту посуду, в названии которой есть звук [C].

- Где находится звук [C] в слове?

- У вас у каждого на столе лежат картинки с изображением посуды. Найдите, где спрятался звук [C]?

2. - Смотрите, сколько много посуды и сделана она из разного материала.

- Из чего сделана посуда? (из фаянса, металла, стали, стекла, хрусталя, пластмассы).

- Это салатница сделана из хрусталя. Она … (хрустальная)

- Из стекла?...(стеклянная)

- Из металла?...(металлическая)

- Из пластмассы?...(пластмассовая)

- Из стали? …(стальная)

- Из керамики? … (керамическая)

- Молодцы!

ФИЗМИНУТКА

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись:

Через правое плечо, через левое еще,

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

3. А теперь мы с вами поговорим о назначении разной посуды.

- Во что мы положим соль? (в солонку)

- В чем мы будем хранить масло? (в масленке)

- Во что положим салат? (в салатницу)

- Суп нальем в …. (в супницу)

- Сухари положим в … (сухарницу), а сахар в … (в сахарницу).

Игра «Один - пять»

- Давайте с вами сосчитаем кастрюли и стаканы.

Физминутка «Посуда»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже Развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали —

Так мы маме помогали.

                                        Н. Нищева

VIII. Произношение звука [C] в предложении.

- Закончите предложение:

- Салат положим в … салатницу.

- Сахар положим в … сахарницу.

- Масло положим в … масленку.

- Суп нальем в … супницу.

- Что мы наливаем в супницу? (суп)

IX. Звуковой анализ слова СУП.

ООО

- Назовите первый звук в слове…

- второй звук…

- третий звук …

- Сколько согласных звуков?

- Гласных?

- Давайте определим сколько слогов в слове? (один)

- Какой по счету звук [C]?

- Сколько всего звуков в этом слове?

X. Знакомство с буквой эС.

- Мы сегодня с вами произносили много разных звуков. А теперь давайте же познакомимся с новой буквой. Звук [C] обозначается буквой «С».

Букву С нам надо знать,

Чтобы слово прочитать,

Смех, смекалка, самолёт,

Буква С зовет в полет.

– На что похожа буква «С»?

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

- Где находится буква «С» в слове СУП?

XI. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня с вами познакомились?

- Дайте характеристику звуку [C].

- С какой буквой вы познакомились?

 - Супница, ложка, салатница, тарелка одним словом – это…

Посуда – это ЛОЖКИ, ТАРЕЛКИ и МАСЛЕНКИ,

САМОВАРЫ, ЧАЙНИКИ, ВИЛКИ и СОЛОНКИ,

СКОВОРОДЫ, ХЛЕБНИЦЫ, ЧАШКИ и СТАКАНЫ.

Можно ли к посуде отнести бананы?

- Молодцы! Вы все хорошо работали.


Литература

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодаления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2005. – 160 с. + цв.  вкл. 48 с.

ISBN 5-89814-161-8

  1. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007, - 80с.

ISBN 978-89814-383-1

  1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999.- 216с.

ISBN 5-691-00159-0

  1. Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки/сост. Т.В.Пятница. – Изд. 2-е – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 315 [1] с. – (Библиотека логопеда).

ISBN 978-5-222-16820-2

  1. Сборник загадок: Пособие для учителей/Сост. М.Т.Карпенко. –М.: Просвещение,1988. – 80 с.

ISBN 5-09-000498-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Звуки "П", "Пь". Буква П.

Конспект занятия для детей  седьмого  года жизни с ЗПР....

Конспект занятия "Звуки М, М. Буква М"

Цели:1. Чёткое произнесение звуков  в слогах, словах, фразах.2 .Развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов.3. Развитие внимания и памяти, мышления и фонематического сл...

Конспект "Дифференциация звуков С-З. Буквы С,З. Приставочные глаголы."

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Дифференциация звуков С-З. Буквы С, З. Приставочные глаголы" с использов...

Конспект НОД " Звуки Д, Дь, буква Д"

Предстадлен конспект НОД по обучению грамоте...

Конспект НОД Звуки К,Кь.Буква К в подготовительной группе для детей ОНР IIIур. речевого развития

Конспект открытого НОД по обучению грамоте с использование ИКТ  звуки К,Кь.Буква К"Поможем Крошу"...

Конспект занятия "Звуки а, у. Буквы А,У". Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Конспект занятия "Звуки а, у. Буквы А,У" с использованием мультимедийной презентации. Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Конспект НОД Звуки М МЬ. Буква М.

Конспект НОД Звуки М МЬ Буква М...