Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук, слог, слово"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Стёпкина Наталия Алексеевна

Конспект занятия

по развитию речи и подготовке к обучению грамоте

«Звук, слог, слово.»

Цели и задачи

  • Закреплять представление о слове как единице языка.
  • Активизировать умение делить слова на слоги.
  • Формировать навыки звукового анализа слов.
  • Закреплять умение подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи и подготовке к обучению грамоте

«Звук, слог, слово.»

Цели и задачи

  • Закреплять представление о слове как единице языка.
  • Активизировать умение делить слова на слоги.
  • Формировать навыки звукового анализа слов.
  • Закреплять умение подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета.

Материалы: конверт с письмом от Королевы слов, задания для детей, картинки, изображающие одно-, дву- и трехсложные слова.

План проведения занятия

1. Организационный момент

 - Ребята, я сегодня получила письмо от Королевы слов. Давайте вместе почитаем, что же нам она пишет. Королева слов пишет, что наша речь состоит из слов. Всё, что нас окружает, мы можем назвать каким-то словом.  – Ребята, давайте поиграем в игру «Назови слово на осеннюю тематику». Молодцы, ребята, много слов назвали. А теперь я вам предлагаю посмотреть на экран и посмотреть, что же там изображено. Это парк. В нём гуляют дети. Что ещё мы видим вокруг? Беседка, скамейка, деревья – всё это слова. Слова обозначают названия предметов или людей. Слова могут обозначать действия: девочка сидит, мальчик катается, листья летят; или признаки: листья жёлтые, разноцветные, оранжевые, красные. Вот сколько слов мы назвали. (Слайд 2). Сейчас мы с вами выполним задания за столом. Рассаживайтесь на свои места, вспомните правила правильной посадки за столом и внимательно послушайте задания. (Слайд 3, 4)

-Ребята королева слов пишет, что слова бывают длинные и короткие. Вот послушайте – Лист- это короткое слово,(Слайд 5) дерево- это длинное слово.(Слайд 6) Слова состоят из слогов. Мы можем определить из скольких слогов состоит слово произнося слово медленно и прохлопывая на каждую часть. В слове лист один слог, поэтому мы прохлопали один раз, а в слове дерево три слога, поэтому мы прохлопали 3 раза. (Слайд 7) А сейчас я предлагаю вам выполнить задания за столом. (Слайд 8,9,10) Молодцы, быстро справились с заданиями

 Динамическая пауза игра с мячом «Назови похожие слова»

Я назову прилагательное, а вы подбираете синонимы: ненастный –

дождливый, хмурый, сумрачный, серый и т.п.).

Я вам предлагаю почитать, о чём ещё нам хочет рассказать Королева слов.

У каждого звука есть своё место. Под нашим словом лист есть пустые квадратики – домики. Когда мы их заполним у нас получится звуковая схема слова. Мы с вами уже знаем, что звуки бывают разные – гласные и согласные и обозначаются они по-разному. Гласные звуки можно пропеть и обозначаются они красным цветом. Согласные звуки пропеть сложно, они бывают твёрдые и мягкие. Согласные твёрдые звуки обозначаются синим цветом, а согласные мягкие- зелёным. (Слайд 11).

А теперь мы будем выполнять задания на листочках. (Слайд 12,13) Молодцы, ребята быстро выполнили задания.

 Игровая минутка – дидактическая игра «Деревья» (подбор антонимов)

Я начинаю предложение, а вы заканчиваете (У клена листья большие, а у березы … маленькие и т.п.).

 Подведение итогов занятия.

Ребята, мы сегодня получили письмо от Королевы слов и узнали, что существует много слов, они бывают длинными и короткими и состоят из звуков согласных и гласных. Вам понравилось выполнять задания Королевы слов?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к занятию по обучению грамоте на тему «Звук, слог, слово.»