Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе (из опыта работы)
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)

Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе (из опыта работы)

Вишнякова Анися Саитваталовна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №20» г. Нижний Новгород.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе (из опыта работы)

Вишнякова Анися Саитваталовна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №20» г. Нижний Новгород.

В настоящее время система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Организация воспитания, обучения дошкольников с ЗПР регламентирована рядом нормативных документов: федеральным законом об образовании в РФ, письмом Минобрнауки России. Сейчас были приняты новые ФГОС ДО, которые направлены на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Для успешной реализации этих требований мы должны обеспечить разностороннее развитие ребенка, с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. А также обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи.

Как показывает практика, в настоящее время неуклонно растет количество детей с проблемами в развитии. Эти дети составляют группу риска по школьной неуспеваемости. Значительную часть этих неуспевающих школьников составляют дети с задержкой психического развития. Как известно, дети с ЗПР характеризуются незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом. В чем же это проявляется? У таких детей быстрая истощаемость, недостаточная познавательная активность. незрелая эмоциональная сфера, не сформирована произвольная регуляция поведения, нет мотивации к учению. Нарушение речи этих детей носят системный характер, и несформированность фонематического с слуха приводят к трудностям в овладении письменной речи.

Известные исследователи считают, что фонематическое  восприятие у детей формируется в процессе специального обучения, поэтому хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе непосредственной образовательной деятельности. Все это обуславливает создание специальных условий и коррекционных мероприятий, направленных на преодоление имеющихся трудностей. А в подготовительной к школе группе основной целью работы специалиста становится подготовка детей к дальнейшему обучению в школе и оказание всей необходимой помощи их родителям.

Моя работа, как учителя-дефектолога, работающего с детьми с ЗПР в подготовительной школе группе складывается из различных направлений, но сегодня я хочу рассказать о том, как я организую деятельность с детьми по разделу Программы «Подготовка к обучению грамоте». Свою рабочую программу я составила на основании программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» авторов Г.М. Капустиной, С.Г Шевченко, Р.Д. Тригер.

Я определила цель работы: подготовка детей с ЗПР подготовительной группы к обучению грамоте с использованием разнообразных средств, методов и приемов. Для решения которой я поставила следующие задачи:

Развитие фонематического слуха.

Формирование представлений о звуке, букве, ее образе.

Развитие навыка звукового анализа и синтеза.

Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

Профилактика переутомления путем использования физминуток, пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз.

Хорошо известно, что развитый фонематический слух составляет базу для овладения чтением и письмом. Обучение идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха.

В соответствии с требованиями ФГОС До для обеспечения максимальной реализации поставленных задач мы организовали предметно - развивающую среду так, чтобы дети могли комфортно чувствовать себя, модифицируем традиционные материалы так, чтобы они отвечали индивидуальным интересам и потребностям детей. В своей работе наряду с готовыми (покупными) пособиями, мы используем пособия собственного изготовления (пособия для дыхания, коробочки-шумелки для слухового развития, крупу для развития м- моторики и много др. Созданная нами среда используется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.

Поскольку в старшей группе наши дети уже усвоили некоторые гласные и согласные звуки и буквы, мне предстояло продолжить работу по ознакомлению детей со звуками и буквами, алфавита, совершенствованию слухового восприятия. Свою работу я строю из 3-х этапов.

На 1-м этапе стоят следующие задачи:

Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

Уточнение артикуляции гласных и выделение гласного звука из начала слов.

Анализ и синтез обратных слогов.

В течении 1-го периода дети знакомятся с гласными звуками, утрированно их произносят, выделяя из слов. Затем дети составляют обратные слоги, выделяют ударные гласные из положения после согласного. После этих упражнений дети овладевают анализом и синтезом прямого слога Ма.

Итогом 1-го периода является полный звуковой анализ 1-сложных слов типа суп.

На 2-м этапе обучения стоят следующие задачи.

Дифференциация звуков.

Анализ и синтез. Выделение согласного и определение его позиции.

Полный анализ слова.

Усиленная направленность на дифференциацию звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости.

На 3-м этапе продолжается работа по делению слов на слоги, составлению слов и предложений из букв разрезной азбуки, полный звуко-слоговой анализ слов.

С целью оптимизации процесса развития речи ребенка нами широко используются возможности ИКТ

На базе нашего детского сада собрана большая медиатека, использование которой вызывает стойкий интерес у детей, повышает мотивацию к обучению.

Это и тренажер для речевой реабилитации и коррекции произношения. Это и тематические словари «Одежда» «Посуда», «Мебель», «Транспорт» и др., построенные по фонематическому принципу

Поскольку семья для ребенка -ближайшее социокультурное пространство, участие семьи является обязательным условием обеспечения качества образования. Мы выстраиваем партнерские отношения с родителями, чтобы обеспечить максимальную коррекционную поддержку детям. Делаем их активными участниками процесса, способствуем развитию умения работать индивидуально и в партнерстве, чтобы удовлетворить их потребности в коррекционной работе. «Школа для родителей» дает нам возможность в непринужденной, «домашней» обстановке обучить родителей навыкам работы с детьми. Показать им, как грамотно «поиграть» с малышом, как построить диалог, на что обратить внимание.

Тематика индивидуальных консультаций определяется в зависимости от имеющихся у ребенка проблем. Можно пригласить на беседу и коллег, и родителей.

Очень удобны в работе визуальные средства информации: стенды, папки-передвижки, информационные листы. С ними можно ознакомиться в удобное время. Информация может быть адресована и педагогам, и родителям.

Для осуществления преемственность в работе с педагогами и воспитателями, хорошо проводить «Педагогические встречи», где на профессиональном языке мы можем обсуждать решение поставленных перед нами задач.

Сравнительный анализ проведенной совместной работы учителя-дефектолога и родителей позволяет говорить об эффективности такой работы.

.

Таким образом, последовательная системная работа по обучению грамоте способствует успешной подготовке детей с задержкой психического развития к обучению в школе.

Литература.

  • Архипова Е.Ф «Стертая дизартрия у детей». М., АСТ « Астрель», 2006.
  • Борякова Н.Ю. « Ступеньки развития». М., 2000
  • Каше Г.А. « Подготовка к школе детей с недостатками речи ». М., 1985
  • Лалаева Р.И. «Нарушения речи и их коррекция  у детей с задержкой психического развития» ». М., «Владос», 2004.
  • Ткаченко Т.А « Если дошкольник плохо говорит» . С.-П., « Детство-пресс»,  1999
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.» Коррекция нарушений речи «.М., 2010
  • Шевченко С.Г. «Готовимся к школе». Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР,  М., «»Школьная пресса», 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития

Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в базе обучения грамоте. Работа по формированию у детей с ЗПР звуковой стороны речи и ознакомлению с основами ...

Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной группе.

   Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в корре...

Перспективное планирование по физическому развитию детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование по физическому развитию детей с задержкой психического развития в подготовительной  к школе группе в таблице...

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе в таблице...

Художественно – эстетическое развитие детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе

Художественно – эстетическое развитие детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группеОбразовательная область "Художественно-эстетическое развитие"Приобщение к...

Речевое развитие детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе

Речевое развитие детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе.Примерный список литературы для чтения детям...