Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Страна Знаний»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Павлова Елена Леонидовна

Павлова Е.Л

Цель: закрепление понятий «звук»«буква»«слово»«предложение», навыка звукового анализа, слогового анализа

Задачи:

Образовательные:

• закрепить умение определять местоположения звука в слове; упражнять в звуковом анализе слов;

• составлять предложения с помощью схемы

Развивающие:

• развивать фонематический слух и внимание; развивать речь детей, творческое воображение, образное мышление, произвольное внимание и память

 • развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

Воспитательные:

• воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

• поощрять активность и самостоятельность

 

Ход занятия: Организационный момент

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться - «Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

В Стране Знаний произошло ужасное событие:

злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоту и спрятал в своем замке, нам предстоит освободить Фею Грамоту. Злой волшебник Звукомор посылает нам новые испытания – задания. Я надеюсь что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту.

- Тогда соберем свои силы и знания, возьмем с собой хорошее настроение и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг.

 Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

Улыбнемся и пожелаем друг другу удачи и радостного настроения.

- Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

- Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. В этой стране существуют правила: не перебивать друг друга, отвечать правильно и полными ответами.

А это, кажется и первое задание:

 

1. Игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель: В этом мешочке спрятались шары с буквами.

 Воспитатель: Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.

Воспитатель: Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

Дети: Наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков.

 

Сейчас каждый достанет шар.На букву которая вам досталась придумать слово и отложить его в корзинку своего цвета. Ребята  , посмотрите что у нас получилось, мы поделили звуки на две группы . Какие?

Воспитатель: Какими бывают звуки?

Дети: Звуки бывают согласными и гласными.

Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?

Дети: Звуки которые тянутся, поются голосом.

Воспитатель: Каким цветом обозначаются все гласные звуки?

Дети: Красным

Воспитатель :- Как произносятся согласные звуки?

Дети: не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог.

Воспитатель: Каким цветом обозначаются согласные звуки?

Дети: Синим

Воспитатель: «Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать».

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, шипеть,

Но не хочется им петь».

2 «.Подели на слоги»

А вот и второе задание 

Злой волшебник Звукомор  посылку прислал.

А в ней картинки вам,

Названия картинок на слоги поделите,

И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!

Воспитатель: достает из посылки картинки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину, матрешку.

Воспитатель: вы помните задание Волшебника Звукомора? Мы с вами должны поделить слова на слоги разными способами.

Воспитатель: Сколько слогов в слове «Кукла»(2).

Воспитатель: А как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков)Воспитатель: Сколько в этом слове гласных звуков? (2).

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.

Воспитатель: Сколько в слове «мяч» слогов (1,

Воспитатель: Сколько гласных звуков? (тоже 1)

Воспитатель: Сколько в слове «машина» слогов(3)

Воспитатель: сколько гласных звуков? (тоже 3)

Воспитатель: Сколько в слове «матрешка» слогов(3)

Воспитатель: сколько гласных звуков? (тоже 3)

Воспитатель: Сколько в слове «кубик» слогов(2)

Воспитатель: сколько гласных звуков? (тоже 2)

Воспитатель: Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

 

3. «Составь предложение по схеме»

У Злового волшебника Звукомора

 

Помощников не счесть

Средь них один чудесный Гномик есть

Он карточку со схемами в подарок вам принес

Вы ж проявите свое умение

Составьте со словами предложения!

Воспитатель: Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)

Дети: Предложения состоят из слов. Предложение выражает законченную мысль и имеет особую интонацию.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель: – А теперь пришло время отдохнуть!

Гимнастика для глаз «Послушные глазки»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (открывают глаза,

взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву О, получается легко. (глазами рисуют букву О)

Вверх поднимем, глянем вниз, (глаза вверх, вниз)

Вправо – влево повернем. Заниматься вновь начнем.

Воспитатель: Вот этот Ученый Гном. Просит нас составить предложения по схемам со словами, которые мы делили на слоги! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений).

1. ___.

2. ___ ___.

3. ___ ___ ___.

4. ___ ___  ___   ___.

5. ___ ___ ___   ___  ___  .

Воспитатель: Но для начала скажите, пожалуйста ребята, что означает каждая полоска в предложении?

Дети: Это слово.

Воспитатель: А что означает этот элемент в предложении?

Дети: Это начало предложения, и оно пишется с большой буквы.

Воспитатель: Что ставим, мы в конце предложения?

Дети: Точку, вопросительный знак, восклицательный знак.

Воспитатель: Ну а теперь начнем составлять предложения.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!

Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.

Физкультминутка

Вот Грамматики зарядка, выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь, руками коленей коснитесь.

Сели - встали, сели - встали. Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.

Воспитатель: Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать путешествие.

 

4. «Помогите мне найти свой домик». Вот еще одно задание от Звукомора(Садимся за столы)

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.

- Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).

- «ЗИМА» - давайте разберём это слово.

- Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)

- А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)

- Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М).

- Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).

Звук З – согласный, звонкий, мягкий.

Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.

- Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)

- Какие это звуки? (и, а).

- Какой гласный находится в середине слова? (И)

- Где находится звук «а»? (в конце слова)

- Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).

- Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).

Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

В группу заходит Фея Грамота.

Фея Грамота: А вот и я! Спасибо, ребята, за освобождение. Мне было очень приятно с вами работать. Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Мне очень понравилось, что вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями. Я желаю вам здоровья и хорошей учебы в школе. На память я подарю вам небольшие подарки. (раздает блокнотики и ручки ) Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»

 Всего вам доброго!

Дети рассматривают подарки.

Воспитатель: Какие замечательные подарки подарила вам Фея Грамота. А вам понравилось наше путешествие?

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу.

Итог занятия.

Воспитатель: Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?

А вам понравилось наше путешествие? Кому понравилось - поднимите веселый смайлик, а кому было скучно поднимите грусный смайлик.

Дети поднимают смайлики и объясняют, что конкретно им понравилось или не понравилось.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_rmo.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Страна Знаний»

Цель: закрепление понятий «звук»«буква»«слово»«предложение», навыка звукового анализа, слогового анализа

Задачи:

Образовательные: 

• закрепить умение определять местоположения звука в слове; упражнять в звуковом анализе слов;

• составлять предложения с помощью схемы

Развивающие:

• развивать фонематический слух и внимание; развивать речь детей, творческое воображение, образное мышление, произвольное внимание и память

 • развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

Воспитательные:

• воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

поощрять активность и самостоятельность

Ход занятия: Организационный момент

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться - «Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

В Стране Знаний произошло ужасное событие:

злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоту и спрятал в своем замке, нам предстоит освободить Фею Грамоту. Злой волшебник Звукомор посылает нам новые испытания – задания. Я надеюсь что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту.

- Тогда соберем свои силы и знания, возьмем с собой хорошее настроение и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг.

 Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

Улыбнемся и пожелаем друг другу удачи и радостного настроения.

- Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

- Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. В этой стране существуют правила: не перебивать друг друга, отвечать правильно и полными ответами.

А это, кажется и первое задание:

1. Игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель: В этом мешочке спрятались шары с буквами.

 Воспитатель: Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.

Воспитатель: Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

Дети: Наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков.

Сейчас каждый достанет шар.На букву которая вам досталась придумать слово и отложить его в корзинку своего цвета. Ребята  , посмотрите что у нас получилось, мы поделили звуки на две группы . Какие?

Воспитатель: Какими бывают звуки?

Дети: Звуки бывают согласными и гласными.

Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?

Дети: Звуки которые тянутся, поются голосом.

Воспитатель: Каким цветом обозначаются все гласные звуки?

Дети: Красным

Воспитатель :- Как произносятся согласные звуки? 

Дети: не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог.

Воспитатель: Каким цветом обозначаются согласные звуки?

Дети: Синим

Воспитатель: «Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать».

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, шипеть,

Но не хочется им петь».

2 «.Подели на слоги»

А вот и второе задание 

Злой волшебник Звукомор  посылку прислал.

А в ней картинки вам,

Названия картинок на слоги поделите,

И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!

Воспитатель: достает из посылки картинки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину, матрешку.

Воспитатель: вы помните задание Волшебника Звукомора? Мы с вами должны поделить слова на слоги разными способами.

Воспитатель: Сколько слогов в слове «Кукла»(2).

Воспитатель: А как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков)Воспитатель: Сколько в этом слове гласных звуков? (2).

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.

Воспитатель: Сколько в слове «мяч» слогов (1,

Воспитатель: Сколько гласных звуков? (тоже 1)

Воспитатель: Сколько в слове «машина» слогов(3)

Воспитатель: сколько гласных звуков? (тоже 3)

Воспитатель: Сколько в слове «матрешка» слогов(3)

Воспитатель: сколько гласных звуков? (тоже 3)

Воспитатель: Сколько в слове «кубик» слогов(2)

Воспитатель: сколько гласных звуков? (тоже 2)

Воспитатель: Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

3. «Составь предложение по схеме»

У Злового волшебника Звукомора

Помощников не счесть

Средь них один чудесный Гномик есть

Он карточку со схемами в подарок вам принес

Вы ж проявите свое умение

Составьте со словами предложения!

Воспитатель: Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)

Дети: Предложения состоят из слов. Предложение выражает законченную мысль и имеет особую интонацию.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель: – А теперь пришло время отдохнуть!

Гимнастика для глаз «Послушные глазки»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (открывают глаза,

взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву О, получается легко. (глазами рисуют букву О)

Вверх поднимем, глянем вниз, (глаза вверх, вниз)

Вправо – влево повернем. Заниматься вновь начнем.

Воспитатель: Вот этот Ученый Гном. Просит нас составить предложения по схемам со словами, которые мы делили на слоги! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений).

1. ___.

2. ___ ___.

3. ___ ___ ___.

4. ___ ___  ___   ___.

5. ___ ___ ___   ___  ___  .

Воспитатель: Но для начала скажите, пожалуйста ребята, что означает каждая полоска в предложении?

Дети: Это слово.

Воспитатель: А что означает этот элемент в предложении?

Дети: Это начало предложения, и оно пишется с большой буквы.

Воспитатель: Что ставим, мы в конце предложения?

Дети: Точку, вопросительный знак, восклицательный знак.

Воспитатель: Ну а теперь начнем составлять предложения.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!

Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.

Физкультминутка

Вот Грамматики зарядка, выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь, руками коленей коснитесь.

Сели - встали, сели - встали. Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.

Воспитатель: Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать путешествие.

4. «Помогите мне найти свой домик». Вот еще одно задание от Звукомора(Садимся за столы)

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.

- Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).

- «ЗИМА» - давайте разберём это слово.

- Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)

- А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)

- Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М).

- Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).

Звук З – согласный, звонкий, мягкий.

Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.

- Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)

- Какие это звуки? (и, а).

- Какой гласный находится в середине слова? (И)

- Где находится звук «а»? (в конце слова)

- Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).

- Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).

Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».

- Молодцы, ребята, справились с заданием. 

В группу заходит Фея Грамота.

Фея Грамота: А вот и я! Спасибо, ребята, за освобождение. Мне было очень приятно с вами работать. Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Мне очень понравилось, что вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями. Я желаю вам здоровья и хорошей учебы в школе. На память я подарю вам небольшие подарки. (раздает блокнотики и ручки ) Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»

 Всего вам доброго!

Дети рассматривают подарки.

Воспитатель: Какие замечательные подарки подарила вам Фея Грамота. А вам понравилось наше путешествие?

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу.

Итог занятия.

Воспитатель: Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?

А вам понравилось наше путешествие? Кому понравилось - поднимите веселый смайлик, а кому было скучно поднимите грусный смайлик.

Дети поднимают смайлики и объясняют, что конкретно им понравилось или не понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Знаний»

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, ж...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Знаний»

закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание...

Использование игрового пособия "Дерево знаний". Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Поиск клада грамотеев».

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО- многофункциональное игровое пособие по развитию речи "Дерево знаний". Конспект занятия по обу...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Знаний»

закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в шк...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Знаний»

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к об...