Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки зимнего леса"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "Звуки зимнего леса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_og_les.docx121.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №2 «Золотой ключик»

                                                                                         Конспект занятия

Образовательная область: речевое развитие

Вид образовательной деятельности: обучение грамоте

Тема: «Звуки зимнего леса»

группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

                                                                                                                                                                      Подготовила: воспитатель

Проскурнова Н. Г.

                                                                            п. Энергетик, 2021 год

 

Конспект занятия

Тема: «Звуки зимнего леса»

Образовательная область  «Речевое развитие»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Звуки зимнего леса»

2.

Доминирующая

образовательная область

Образовательная область «Речевое развитие»

3.

Виды деятельности детей

игровая, коммуникативная, познавательно–исследовательская.

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Словесные: разъяснение, беседа, рассказ, пример.

Наглядные: показ, демонстрация, иллюстрация.

Практические: игра, упражнение.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: занимательные и игровые ситуации; ситуация успеха.

4.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Игровой метод, наглядный, проблемная ситуация

5.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

6.

Возрастная группа

Старшая группа  (5-6 лет)

7.

Цель

Развитие речи детей через совершенствование навыка звукового анализа слова

8.

Задачи

Планируемые результаты

 

8.1

1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком.

Проводят звуковой анализ слов, различают гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, называют слова с заданным звуком.

8.2

2. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в  беседе, понятно для слушателей отвечать на  вопросы и задавать их.

Участвуют в  беседе, понятно для слушателей отвечают на  вопросы и задают их.

8.3

3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к животным и птицам леса. 

Эмоционально откликаются на выполнение задания, выражаю бережное отношение к животным и птицам леса.

9.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

В самостоятельном звуковом анализе слова

Использование символов

10

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Картина «Зимний лес», картина-схема слова ВОЛК, красные, синие, зеленые фишки, письмо, сундучок.

11

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассказы воспитателя о жизни диких животных, чтение русских народных сказок, стихов, загадок про диких животных, использование карточек с четырьмя клетками для разбора слов, фишки.

                                                                                     

                                                                                       Ход занятия

Этап

Содержание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Дети входят, здороваются

Воспитатель: Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц - полукругом.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашем почтовом ящике очутился конверт с письмом.

Как вы думаете, от кого оно?

О хозяйке этого письма отгадайте загадку: «Белым пледом лес укрыт,

                                                                       И медведь в берлоге спит.

                                                                       Снег, как белая кайма.

                                                                       Кто хозяйничал?»  (зима)

Зима прислала нам письмо, в снежинках, звёздочках оно…

Так начинается письмо:

«Я не была у вас давно…,

Пора нам встретиться друзья.

Вам без меня прожить нельзя».

Воспитатель: Мы тоже давно не были у зимы в гостях. Предлагаю отправиться в зимний лес.

1.3

Целеполагание

Воспитатель: Лес - это дом для животных и птиц. Ребята, как нужно вести себя в лесу?

 (правила поведения в лесу)

В путешествии мы будем:

«Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть,

Думать  и отвечать,

Все звуки замечать»

Воспитатель:  Что мы будем сегодня делать, Глеб? Что ты сегодня будешь делать, Дима?

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель: Вокруг себя повернись и в лесу очутись! (дети проходят, садятся за столы).

                                     (Перед ними на экране телевизора картина «Зимний лес»)

Вот мы и в зимнем лесу. Всё покрыто снегом. Пусто в лесу, не видно ни зверей, ни птиц. Только зима поёт в лесу разными звуками.

  1. Артикуляция гласных звуков

Зима хочет поиграть с вами. Я буду показывать карточки - символы гласных звуков, а вы их озвучивать все вместе, хором.

Ветер со снежинками играет - у-у-у,

Ветки с дерева срывает – и-и-и,

Снежинки по ветру летят – о-о-о,

Прямо под ноги ребят – а-а-а.

C:\Users\User\Desktop\18decda5e16df33621951f6aea6c0884.jpg

  1. Встреча с Звуковичками

 C:\Users\User\Desktop\5906.jpg C:\Users\User\Desktop\img2.jpg

Воспитатель:  Ребята, первыми нас встречают в лесу гномики - звуковички.

- Как их зовут? (Ау, Тим, Том)

- Ау любит звуки, которые можно спеть, крикнуть, потянуть, сказать тихо.

- Как их ещё называют? (Гласные) Почему? (когда мы их произносим - во рту ничего не мешает).

- Какого цвета у него шапочка? Красная. Мы обозначаем гласные звуки красным цветом.

- Как зовут двух других братцев? (Том и Тим). Их называют согласные звуки.

- Почему их так называют? (это звуки, которые что-то мешает произносить (губы, зубы, язык)

- Какие согласные любит Том? (твёрдые, как лёд)

- Какого цвета у него шапочка? Синяя. Мы обозначаем твёрдые согласные звуки синим цветом.

- Какие согласные любит Тим? (мягкие, как трава)

- Какого цвета у него шапочка? Зелёная. Мы обозначаем твёрдые согласные звуки зелёным цветом. 

  1. Игра «Кто внимательный?»

Давайте поиграем. Приготовьте три фишки - красную, синюю и зелёную. Я буду называть звуки, а вы поднимать фишки. Если я назову гласный звук, вы поднимете … какую фишку?»; если я назову мягкий согласный звук, поднимете … какую фишку?» - «Зелёную» - «А если твёрдый согласный звук, вы поднимете…» - Синюю фишку. Воспитатель называет вперемежку 8-10 звуков.

                                                                               

2.2

Открытие (сообщение и приятие) нового знания

                                               

                                                       (На доске схема слова ВОЛК)

Воспитатель:     Слово для разбора мы узнаем, если отгадаем загадку:

         На овчарку он похож,

                          Что ни зуб - то острый нож!

                          Он бежит, оскалив пасть,

                          На овцу готов напасть.

  1. Звуковой анализ слова ВОЛК

У доски поочерёдно разбирают четверо детей.

Воспитатель: - Сколько звуков в слове ВОЛК?

                       - Сколько гласных звуков? Назовите их.

                       - Сколько в слове слогов?

                       - Сколько согласных звуков? Назовите согласные звуки.

 

  1. Физминутка

Мы пришли в зимний лес – (ходьба на месте)

Сколько тут вокруг чудес! – (разводят руки в стороны)

Справа берёзка в шубке стоит – (руки отводят в указанную сторону и смотрят)

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся – (кружатся)

И на землю красиво ложатся (фонарики)

  1. Игра «Живые звуки»
  1. Вызвать звуки «о», «л», «к», «в» (берут карточки с доски)
  2. Подозвать 1-й, 3-й, 2-й, 4-й
  3. Ставят карточки на место: 1-й тв. согл., гласный, 2-й тв. согл., 3-й тв. согл.
  1. Дети убирают фишки со схем на столах: «к», «о», «л», «в». Один ребёнок у доски
  2. Игра «Назови слова»

Воспитатель: Вспомните и назовите слова - названия диких животных и птиц, обитателей леса, в которых есть звук «С» или «С » (сова, барсук, лиса, снегирь, синица, лось).

Воспитатель:  Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Кроме гномиков и волка мы никого не встретили, нам пора возвращаться в сад.

Вокруг себя повернись и в лесу очутись!

Воспитатель:  Зима благодарит вас за интерес к этому времени года, активную работу на занятии. 

Дарит на память фото диких зверей и птиц.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Ребята, что вам больше всего запомнилось  в сегодняшнем путешествии?

Ребята, а ведь здорово, что мы можем наблюдать все прелести зимы ваочую, видеть первых снег, зимнюю метель и стужу? Представляете, на земле существуют люди, которые никогда не видели снега и снежинок и не лепили снежную бабу.

Кому всё было легко и понятно, покажите пять пальцев руки, а у кого были затруднения-кулачок.

3.2.

Работа по теме по окончанию занятия

Предлагается работа в центре изо, «оживить» фотографии обитателей зимнего леса.

            Самоанализ занятия по обучению грамоте в старшей группе №10 «Сказка»

                                          «Звуки зимнего леса»        

 Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звуки зимнего леса» соответствовало длительности допустимому объему образовательной нагрузки (25 минут), соблюдению температурного и светового режимов, удовлетворению двигательной активности детей (физкультминутка «Мы пришли в зимний лес», смена видов деятельности).

Цель:  Развитие речи детей через совершенствование навыка звукового анализа слова.

Образовательные задачи: закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком.

Развивающие: продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в  беседе, понятно для слушателей отвечать на  вопросы и задавать их.

Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к животным и птицам леса.

 Оборудование:  красные, синие, зеленые фишки, письмо, сундучок, указки

Демонстрационный материал: картина «Зимний лес», картина-схема слова ВОЛК.

Воспитателями была проведена предварительная работа с детьми: чтение рассказов о жизни диких животных, русских народных сказок, стихов, загадок про диких животных, использование на занятиях карточек с четырьмя клетками для разбора слов, фишек.

Отбор содержания занятия осуществлялся с учетом принципа интеграции образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

           Педагогом на занятии были использованы разнообразные методы и приемы, такие как, словесные: (разъяснение, беседа, рассказ, пример), наглядные (показ, демонстрация, иллюстрация), практические (игра, упражнение) соответствовали возрасту детей и служили активизации детей на занятии.

                    Логичность изложения содержания образования основана на поэтапном построении занятия, взаимосвязи этапов и  четкости перехода от одного этапа к другому. Сюжет занятия построен в  виде игровой ситуации «Путешествие в зимний лес».

         При планировании занятия учитывался принцип доступности содержания образования для воспитанников: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны  с учетом возрастных особенностей группы детей и их индивидуальных возможностей.

          На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Воспитанникам было предложено отправиться в путешествие в зимний лес, дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.

          Главная задача основного этапа занятия: закрепление умения проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком.

          В структуру занятия включены загадки, игры, упражнения, задания на закрепление пройденного материала.

          Физминутка «Мы пришли в зимний лес» была направлена на развитие умения координировать речь с движением и на развитие интонационной выразительности речи.

          На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, что больше всего запомнилось  в путешествии,  

         Участие каждого ребенка было отмечено похвалой, положительной оценкой. В конце занятия дети получили в подарок раскраски.

Использование приема «Кулачок-ладошка, побудило детей к самооценке и самоконтролю.

Речь воспитателя на занятии была эмоциональная, выразительная, четкая и лаконичная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"

Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...

Конспект открытого логопедического занятия "Волшебное путешествие по зимнему лесу"

Конспект открытого логопедического занятияпо формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР III ур р. р. в подготовительной к школе группепо теме: «Волшебное пут...

Конспект открытого занятия на тему: «ЧУДЕСА ЗИМНЕГО ЛЕСА»

Уточнить и  расширить знания о характерных признаках зимы, активизировать словарь по теме «Зима».Упражнять детей  в образовании существительных родительного падежа и  составлении просто...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гость из весеннего леса"

Конспект подойдет для повторения пройденного материала по теме "Обучение грамоте" для  детей среднего и старшего возраста...

Конспект занятия «Дикие животные в зимнем лесу»

Конспект занятия  «Дикие животные в зимнем лесу»Цели- Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж) зимой.- О...

Конспект занятия . Тема: «Прогулка по зимнему лесу»

Учить детей складывать квадрат приемом сгибания, складывания;продолжать закреплять умение детей читать схемы, чертежи.добиваться согласованности своих действий;развивать художественный вкус, творчески...

Конспект занятия: "Путешествие Эльзы в зимнем лесу"

Индивидуальное логопедическое занятие, автоматизация звука [ль]...