Образовательный проект: «Учимся, играя»
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)

Коробицына Екатерина Николаевна

Цель: Создание условий для повышения уровня фонематического восприятия детей старшей группы посредством интерактивных игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_sad.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североонежская средняя школа»

филиал дошкольного образования

детский сад «Ёлочка»

Образовательный проект:

 «Учимся, играя»

Автор: Коробицына Екатерина Николаевна

воспитатель

п. Североонежск

2018 г

Актуальность:

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Речевое развитие» является формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольного учреждения. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности школы и детского сада. Вопрос подготовки дошкольников к школе приобретает все большее значение. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены.

Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

На сегодняшний день, используя традиционные методы и формы организации работы по обучению грамоте не всегда можно добиться желаемых результатов. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребёнка уходит активная речь.

  В связи с реформами образования в нашей стране происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. К ним относятся  интерактивные технологии.

Таким образом, особую актуальность приобретает использование  интерактивных технологий  как средства обучения грамоте дошкольников.

Вид проекта: игровой, групповой (среди детей одной группы), долгосрочный.

Место проведения: п. Североонежск МБОУ «Североонежская школа»

 филиал дошкольного образования детский сад «Елочка».

Сроки проведения: сентябрь  2018 – май 2020 г.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.

Форма проведения: дневная.

Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей, пополнение уголка речевого развития.

Средства реализации проекта: интерактивные игры.

Постановка проблемы: у детей старшей группы «Клюковка» низкий уровень развития фонематического восприятия.

Обоснование проблемы:

Педагоги/ Родители

Дети

РППС

В образовательном процессе недостаточно уделяется внимания работе с детьми по развитию фонематического восприятия, не используются современные формы работы.

Низкий уровень компетентности по данному вопросу среди педагогов.

Низкий уровень компетентности по данному вопросу среди родителей.

Дети испытывают трудности при осуществлении звукового анализа слов.

Отсутствие пособий и материалов в группе ДОУ.

Отсутствие методической литературы.

Цель: Создание условий для повышения уровня фонематического восприятия детей старшей группы «Клюковка»

Для достижения цели определены следующие задачи проекта:

Педагоги и родители

Дети

РППС

Внедрить в образовательный процесс современные формы работы с детьми по развитию фонематического восприятия.

Повысить уровень компетентности педагогов в данном вопросе

Заинтересовать родителей, донести до них значимость интерактивных игр в работе по обучению грамоте.

Повысить уровень фонематического восприятия детей 5 – 7 лет посредством интерактивных игр

Создать условия для активной самостоятельной деятельности детей в реализации проекта «Учимся, играя»

В основу проекта легли следующие принципы:

  1. Принцип научности – проект ориентирован на развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребёнка и ориентацию педагогов на учёт индивидуальных особенностей детей, что соответствует научной «Концепции дошкольного воспитания;
  2.  Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний, с учетом накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы;
  3.  Принцип интегративности – сотрудничество с семьей;
  4. Принцип наглядности – для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий и игр;
  5. Принцип деятельностного подхода. Дети самостоятельно открывают для себя что – то новое, а педагог  лишь направляет эту деятельность  и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Проект направлен на развитие фонематического восприятия детей старшей группы, разработан с учётом ФГОС ДО, принятым 17.10.2013, основными принципами которого являются личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, реализацию образовательной программы в форме творческой активности, обеспечивающей речевое развитие ребенка.

Методы работы: словесные, наглядные, практические.

Поэтапная реализация проекта:

Первый этап (организационный) – постановка целей и задач, определение  направлений образовательной деятельности,  предварительная работа с педагогами, детьми и их  родителями,  составление перспективного плана, создание информационно – методического материала, консультаций для педагогов и родителей.

Второй этап – реализация проекта в совместной деятельности воспитателя с детьми, интерактивных играх.

Третий этап (заключительный) – итоговая диагностика детей и оценка результатов.

Содержание деятельности:

Педагоги и родители

Дети

ПРПС

Консультации

Демонстрация игр педагогам

Мастер – класс для родителей

Интерактивные игры

Изготовление пособий для игр.

Разработка картотеки интерактивных игр по обучению грамоте

Календарный план (первый год обучения):

Месяц

Действия по реализации проекта

Ответственные

Сентябрь

Анализ и подбор литературы, диагностика детей группы, разработка картотеки интерактивных игр, составление перспективного плана работы, подготовка консультации для родителей.

Коробицына Е.Н.

воспитатель

Октябрь

Интерактивная технология «Цепочка» - «Составь предложение», «Клубочек».

Интерактивная технология «Работа в парах» - Слоговой поезд»

Коробицына Е.Н.

воспитатель

Ноябрь

Интерактивная технология «Работа в парах» - «Найди место звука в слове» (перфокарты)

Интерактивная технология «Работа в малых группах» - «Цепочка слов»

Интерактивная технология «Цепочка» - «Чудесный мешочек»

Коробицына Е.Н.

воспитатель

Декабрь

Интерактивная технология «Работа в парах» - «Кубик»

Интерактивная технология «Работа в малых группах» - «Общий звук»

Интерактивная технология «Цепочка» - «Подбери словечко»

Коробицына Е.Н.

воспитатель

Январь

Интерактивная технология «Работа в парах» - «Звуковой домик»

Интерактивная технология «Работа в малых группах» - «Найди ошибку»

Интерактивная технология «Цепочка» - «Гласный - согласный»

Коробицына Е.Н.

воспитатель

Февраль

Интерактивная технология «Работа в парах» - «Найди пару», «Найди звук»

Интерактивная технология «Работа в малых группах» - «Вспомни слово»

Коробицына Е.Н.

воспитатель

Март

Интерактивная технология «Работа в малых группах» - «Цветочки - лепесточки»

Интерактивная технология «Работа в парах» - «Третий лишний», «Твердый, мягкий» (перфокарты), «Подбери звуковую схему»

Коробицына Е.Н.

воспитатель

Апрель

Интерактивная технология «Работа в парах» - «Подбери картинку к слогу» (перфокарты) Интерактивная технология «Работа в малых группах» - «Подбери предложение со знаком…»

Коробицына Е.Н.

воспитатель

Май

Интерактивная технология «Работа в парах» - «Найди место звука в слове» (перфокарты) Интерактивная технология «Работа в малых группах» - «Звуки заблудились»

Коробицына Е.Н.

воспитатель

Ресурсы проекта:

Кадры: воспитатель, родители.

Оборудование, материалы: мультимедийное оборудование, музыкальная колонка, дидактические пособия по обучению грамоте.

Персонал проекта:

ФИО, должность, квалификация

Функции, выполняемые в проекте

Коробицына Екатерина Николаевна, воспитатель

Организация и проведение интерактивных игр, совместной деятельности с детьми, разработка картотеки интерактивных игр, изготовление пособий для игр

Родители

Помощь в пополнении ПРПС, участие в мастер - классе

Продукт: альбом  фотографий «Как мы играли – грамоту изучали»

Планируемые результаты:

У детей старшей группы «Клюковка» повысился уровень развития фонематического восприятия.

Критерии эффективности:

  1. У старших дошкольников развит единый ритм и темп общегрупповой работы, в которой необходимо согласование действий и сопровождающей их речи;

2. Сформировано представление о звуке, букве, слоге слове, предложении;

3. Ребенок умеет делить слова на слоги и осуществляет звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);

4. Определяет место звука в слове;

5. Дает характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий – глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком;

6. Понимает и использует в речи термин «предложение», составляет предложение из 3- 4 слов, делит предложения на слова, называя их по порядку, определяет интонационно предложение и завершает его . !  ? знаками;

7. Придумывает предложения с заданным количеством слов, вычленяет количество и последовательность слов в предложении;

8. Умеет работать в тетради в клетку;

9. Уровень компетентности педагогов и родителей в данном вопросе повысился, педагоги заинтересовались использованием в своей деятельности интерактивных технологий;

10. Обогащение РППС в группе, способствующей, развитию фонематического слуха детей;

11. Включение родителей в процесс образовательного взаимодействия в рамках темы.

Перечень рабочей и отчетной документации:

  1. Паспорт проекта;
  2. Конспекты мероприятий;
  3. Результаты диагностик.

Список литературы:

  1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 1999. – 272 с.
  2. Педагогическое проектирование. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект», - Томск, 2011
  3. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012
  4. «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал / авт.-сост.   О. М.   Ельцова. -  Волгоград:   Учитель,   2009. - 335 с.

Методика выявления уровня фонематического восприятия детей старшей группы «Клюковка» (первый год обучения)

1. Уровень сформированности представлений о звуке, слоге, слове, предложении:

Инструкция: Если я назову звук – топни, слог – хлопни; слово – топни, предложение – хлопни.

А) Выполняет задание безошибочно;

Б) Допускает 1 – 2 ошибки;

В) Допускает более 3 ошибок.

2. Составь любое предложение по данной схеме:

А) Выполняет задание безошибочно, вычленяя количество слов в нем;

Б) Допускает 1 – 2 ошибки;

В) Допускает более 3 ошибок.

3. Определение количества слогов в слове:

А) Выполняет задание безошибочно;

Б) Допускает 1 – 2 ошибки;

В) Допускает более 3 ошибок.

4. Определение места звука в слове:

Инструкция: Где находится звук р в слове рука, моржи, катер.

А) Выполняет задание безошибочно;

Б) Допускает 1 ошибку;

В) Допускает более 2 ошибок.

Инструкция: Назови слова, где есть звук ш в начале, середине и конце слова.

А) Выполняет задание безошибочно;

Б) Допускает 1 ошибку;

В) Допускает более 2 ошибок.

5. Определение последовательности звука в слове:

Инструкция: Назови 1,2,3 звуки в слове суп.

А) Выполняет задание безошибочно;

Б) Допускает 1 – 2 ошибки;

В) Допускает более 3 ошибок.

6. Определение звуков в слове по порядку:

(Рыба, мухи, котик, жабы)

А) Выполняет задание безошибочно;

Б) Допускает 1 – 2 ошибки;

В) Допускает более 3 ошибок.

7. Воспроизведение слов, услышанных по отдельным звукам:

(рога, роса, грот, каска)

А) Допускает 1 ошибку;

Б) Допускает  2 ошибки;

В) Допускает более 3 ошибок.

8. Охарактеризуй звук (гл. – согл., тв. – мяг.):

(дом, нос, лист, мишка)

А) Допускает 1 ошибку;

Б) Допускает  2 ошибки;

В) Допускает более 3 ошибок.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под букву А, он получает 3 балла; если ответы соответствуют букве Б – 2 балла; если ответы соответствуют букве В, ребенок получает 1 балл. В конце проверки производится подсчет баллов: высокий уровень – от 23 до 27 баллов; средний уровень – от 16 до 22 баллов; низкий уровень – от 8 до 15 баллов.

Картотека интерактивных игр по обучению грамоте (первый год обучения)

«Клубочек» (цепочка)

Цель: формирование навыков звукового анализа.

Материал: клубок ниток.

Ход: Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: «По дорожке (имя) шла/шёл, клубок ниточек нашла/нашёл, вы слова на (заданный звук) скажите, нашу нитку не порвите». Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше. Если ребенок затрудняется ответить, то присаживается подумать ответ.

«Составь предложение» (цепочка)

Цель: формирование умения составлять предложения по заданной схеме.

Материал: кубик, на гранях которого расположены схемы предложений из 2, 3, 4 и более слов.

Ход: Дети передают друг другу кубик по кругу. Получив кубик, ребенок крутит его в руках до слов остальных детей «стоп». Тот, у кого в руках кубик должен составить предложение по схеме с заданным количеством слов и передать его дальше.

«Слоговой поезд» (работа в парах)

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги.

Материал: паровоз с вагонами. На первом вагоне схема 1 слога, на втором из 2 слогов, на третьем из 3 слогов, предметные картинки.

Ход: Дети получают по вагону и селят картинки в него в соответствии с количеством слогов. Затем меняются друг с другом для самопроверки.

«Найди место звука в слове» (перфодоски, работа в парах)

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Материал: перфодоски на которых слева изображены предметы, а справа – схемы расположения места звука в словах.

Ход: Дети получают перфодоски и определяют место звука в слове. С помощью резинок они  соединяют картинку с заданным звуком с подходящей схемой, затем меняются друг с другом для самопроверки.

«Цепочка слов» (работа в малых группах)

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука

в словах.

Материал: карточки с предметными картинками.

Ход: играют группы по 4 – 6 детей. У каждой группы по 10 карточек. Первую картинку выкладывает педагог для каждой группы. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

«Чудесный мешочек» (цепочка)

 Цель: упражнять детей в определении первого звука в словах.

Материал: мешочек с мелкими предметами.

        Ход: Дети стоят по кругу, в руках у них находится резинка, по которой «ездит мешочек». Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет  первый  звук в слове.

«Кубик» (работа в парах)

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданное количество слогов (звуков).

Материал: кубик с определенным количеством точек на гранях.

Ход: Дети сидят парами и поочередно бросают кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких слогов (звуков) ребёнок придумывает слово.

«Общий звук» (работа в малых группах)

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход: Ведущий называет по очереди каждой команде комбинацию слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Дети должны определить общий звук. За правильный ответ команда получает фишку.

«Найди, похожие» (перфодоски, работа в парах)

Цель: развивать умение различать и подбирать на слух сходные по звучанию слова.

Материал: перфодоски с парами картинок со схожими по звучанию словами.

Ход: Дети играют парами. При помощи резинок соединяют слова с пары карточек между собой схожие по звучанию. Затем переворачивают доску и проверяют друг друга.

«Звуковой домик» (работа в парах)

Цель: упражнять в звуковом анализе слов.

Материал: домики с окошками под определенный звук, набор предметных картинок.

Ход: Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].

«Найди ошибку» (работа в малых группах)

Цель: упражнять детей в группировке слов начинающихся с одного и того же звука.

Материал: предметные картинки.

Ход: педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука) За каждый правильный ответ группа детей получает фишку.

«Гласный – согласный» (цепочка)

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков.

Материал: картинки с изображением звуков.

Ход: Дети стоят в кругу, передавая друг другу коробочку со звуками нейтрального цвета. Ребенок достает карточку со звуком,  определяет какой он, объясняет выбор.

 «Найди пару» (работа в парах)

 Цель: развитие фонематического слуха детей.

Материал: предметные картинки.

Ход: Дети получают набор предметных картинок. На столе разложен еще один набор таких картинок. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце).

«Вспомни слово» (работа в малых группах)

Цель: упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

 Ход: Дети делятся на несколько групп, затем поочередно называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей, у которой будет больше фишек.

«Цветочки – лепесточки» (работа в парах)

Цель: упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

 Материал: кружки трех цветов, жетоны.

Ход: Дети сидят парами. Ребенок называет звук (гласный, согласный, твердый или мягкий согласный).  Товарищ по игре поднимает кружок нужного цвета (синего, зеленого или красного). Далее дети меняются ролями. За каждый правильный ответ ребенок получает жетон.

«Третий лишний» (работа в группах)

Цель: упражнять детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: предметные картинки.

Ход: Группа детей получает карточки с изображением трех предметов. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия и называют, какая картинка лишняя и почему (сено, сало, сом).

«Твердый – мягкий» (работа в парах)

Цель: развитие фонематического восприятия (дифференциация твердых и мягких звуков)

Материал: перфодоски, на которых изображен звук твердый и мягкий, картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.

Ход: дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку с помощью резинки соединяют с синим звуком. Если первый звук мягкий согласный, картинку соединяют с зеленым звуком. Далее дети меняются досками для проверки друг друга.

 «Подбери звуковую схему» (работа в парах)

Цель: совершенствование навыков звукового анализа.

Материал: перфодоски, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа этих слов.

Ход: дети соединяют резинкой каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета, далее меняются досками для самопроверки.

 «Подбери картинку к слогу» (работа в группах)

Цель: совершенствование навыков слогового анализа.

Материал: круг, разделенный на сегменты с кармашком для слогов, наборы картинок.

Ход: Каждой группе детей предлагается по одному кругу с заданным слогом и наборы картинок. Детям необходимо прикрепить с помощью прищепок подходящие картинки. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

«Подбери предложение со знаком…» (цепочка)

Игра проводится аналогично игре «Составь предложение» (добавляются восклицательный и вопросительные знаки в конце предложения).

«Звуки заблудились» (работа в группах)

Цель: развитие фонематического синтеза, формировать умение в составлении слов из звуков.

Материал: фишки – звуки.

Ход: детям раздаются фишки со звуками. Задача – собрать звуки в слово. Группа, собравшая больше слов получает жетон.

Картотека интерактивных игр по обучению грамоте (второй год обучения)

«Найди братца» (работа в группах)

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

«Нужные знаки» (работа в группах)

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Материал: карточки с изображением ! и ? знаками.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

«Звуковой светофор»

Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.

Ход игры: Выбирается водящий («светофор»), он становится в центре площадки и называет любой звук. Остальные дети называют слова на заданный водящим звук (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются перебежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего.

«Какое слово хотел написать художник?» (работа в парах)

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.

Ход игры: Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём.

«Пирамида» (цепочка)

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; упражнять в счете гласных в слове; развивать мышление, речь.

Материал: схематический рисунок пирамиды, в основании которой 4 квадрата, выше 3 квадрата, ещё выше  2, затем  1; картинки с предметами на разное количество слогов.

Ход игры: Детям раздаются картинки, воспитатель просит разложить их по квадратам пирамиды так, чтобы количество слогов в слове совпадало с количеством квадратов в рядах пирамиды.

«Кубик» (цепочка)

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: кубик, грани которого обклеены бумагой трёх цветов: красного, синего и зелёного (по две грани каждого цвета).

Ход игры: Ведущий предлагает детям бросить кубик. Тот цвет, который окажется на верхней части грани, будет, значим в игре. Разные варианты игры:

дети называют характеристику звуков. Например, выпал синий цвет на грани кубика - «Согласный твёрдый»);

пробуют назвать сам звук - [р] или [к];

называют слова с заданной характеристикой звука. «Синий - согласный твёрдый, например: [р] - рак или [к] - кот».

«Мамина сумка» (работа в парах)

Цель: закреплять умение детей подбирать слова с заданным звуком.

Ход: Ребенок спрашивает, какие продукты принесла мама из магазина, если покупала только такие, в названиях которых слышится звук М? Второй ребенок называет все слова на заданный звук (масло, молоко, мороженое, макароны, маргарин, мясо, манка).

«Наоборот» (цепочка)

Цель: развитие умения  дифференцировать звонкие и глухие согласные,

Ход игры: Педагог называет звонкий согласный - ребенок называет парный глухой,  и наоборот.

          За каждый неправильный ответ отнимается очко.

«Верно - неверно» (цепочка)

Цель: закреплять знания детей о характеристике звуков; учить внимательно, слушать утверждения и самостоятельно делать вывод, аргументируя свой выбор; развивать мыслительные операции, речь.

Ход игры: Детям предлагается послушать утверждения и сделать самостоятельно выбор, т.е. согласиться или опровергнуть утверждение: «Да, это верно!» или «Нет, это не верно!» Например:

 слово «кот» начинается с гласного звука;

 в слове «лиса» два слога;

 слово «рысь» начинается с твёрдого согласного звука;

 гласный звук обозначается синей фишкой;

 согласный мягкий обозначается зелёной фишкой;

 звук [о] согласный, его нельзя пропеть;

 слово «малина» состоит из трёх слогов;

 слово «часы» начинается с согласного звука [ш].

«Помогите Незнайке» (работа в малых группах)

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Материал: три коробки с наклеенными кружками красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных предметов.

Ход игры: Воспитатель говорит, что в гости пришёл Незнайка и принёс коробки с наклеенными на них кружками красного, синего и зелёного цвета и картинки с изображением разных предметов. Но он никак не может разложить предметы по коробкам, т.к. плохо знает буквы и звуки. Помогите Незнайке разложить картинки так, чтобы в коробку с красным кружком попали картинки, начинающиеся на гласный звук, с синим кружком - на согласный твёрдый, с зелёным - на согласный мягкий.

«Разложи по обручам» (работа в парах)

Цель: закреплять знания детей о характеристике звуков; развивать мыслительные операции, речь.

Материал: три обруча красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных букв.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить буквы по обручам: в красный обруч положить буквы, которые обозначают только один гласный звук (А, И, О, У, Ы, Э); в синий класть буквы, обозначающие только согласный твёрдый (Ж, Ш, Ц); в зелёный - только согласные мягкие (Й, Ч, Щ); на пересечении синего и зелёного обруча - буквы, которые одновременно могут обозначать согласные твёрдые и мягкие; на пере-сечении зелёного и красного обруча - гласные (Е, Ё, Ю, Я, И).

«Найди братца» (цепочка)

Цель: развитие фонематического восприятия (дифференциация твердых и мягких звуков)

Ход: педагог называет ребенку большого братца (твердый согласный), ребенок должен назвать маленького (мягкий согласный звук).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий образовательный проект "Учим с интересом"

Краткое содержание проекта:В ходе работы над проектом дети заучивают наизусть произведение К.И. Чуковского "Телефон" при помощи дидактических игр,бесед, упражнений, художественного творчества, работы ...

Дополнительная образовательная программа "Учимся,играя"в подготовительной к школе группе

Актуальность данной программы состоит в том, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связно...

Методическая разработка. Образовательный проект "Учимся быть чистыми, опрятными, аккуратными" для реализации с детьми второй группы раннего возраста

Данный материал представляет собой план работы по реализации образовательного проекта "Учимся быть чистыми. опрятными, акку-ратными". Приложение содержит фотоматериалы, сделанные в ходе рабо...

Социально-образовательный проект "Учимся, играя!"

На основе многолетнего положительного опыта развития и социализации детей дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе, педагогическим коллективом студии развивающего обучения МБУДО ЦДОД раз...

Организационная образовательная деятельность «Учимся, играя»

В последние годы значительно возросло количество обращений родителей на нарушение речи детей в возрасте 2-3лет. Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи логопеда, психолога, дефек...

Образовательная программа: "Учимся играя"

     Обеспеченить условия для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации...

Проект "Учимся - играя, играя - познаем"

Проек длительностью 5 месяцев с детьми второй группы раннего возраста....