Проект "Учимся - играя, играя - познаем"
проект (младшая группа)

Сидякова Людмила Константиновна

Проек длительностью 5 месяцев с детьми второй группы раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchimsya_igraya.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка» Козловского муниципального округа Чувашской Республики

Проект

«Учимся – играя,   играя – познаем»

с детьми II  группы раннего возраста «Ромашки».

                                                                                    Разработали: Сидякова Л.К. воспитатель

Сандревская И.В.- воспитатель

                                                                                                         Черепанова Л.В.-логопед

Козловка 2023

Проект «Учимся – играя,   играя – познаем»

с детьми II  группы раннего возраста «Ромашки».

Вид проекта: познавательный

Тип проекта: долгосрочный (январь - май)

Цель: создание условий для формирования целостной картины мира у детей через игровую деятельность.

Задачи проекта:

1.Раскрыть сущность и особенности предметно - отобразительной игры детей младшего возраста; учить внимательно рассматривать игрушки, обогащать словарный запас, развивать навыки фразовой и связной речи, побуждать к высказываниям;

2.Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием; учить детей использовать слова - названия для более глубокого восприятия различных качеств предмета;

3.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».

4.Воспитывать желание беречь игрушку и заботиться о ней

Актуальность проекта

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации

Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализировала возрастные особенности детей данного возраста: им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.

Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть: во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых,  ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); в-третьих, процессуальная (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

В своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации;

Развитие голосовых реакций и собственно речевой активности. Важным разделом логопедической работы является стимуляция голосовых реакций, звуковой и собственно речевой активности ребенка. Необходимо не просто стимулировать, но и активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и речевые высказывания (слова и фразы). Для этого нужно создавать педагогические условия, обеспечивающие поэтапное развитие и совершенствование лексической стороны речи, а также усвоение грамматических категорий.

Для повышения эффективности работы используются игры, создаются игровые ситуации, где отрабатываемый лексико-грамматический материал включается не только в речевую практику детей, но и во все виды их деятельности.

  • Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.
  • Первая группа- это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.
  • Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.
  • Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.
  • В группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения.
  • Кроме собственно игр следует сказать о так называемой не игровой деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающем на прогулке.
  • Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных «программой воспитания и обучении в д /с» в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.

В понятие «творческая игра» входят сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляются с особой полнотой.

Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста, ей присущи все основные черты игры в наибольшей полноте. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры.

В сюжете используется два вида действий: оперативные и изобразительные «как будто», соответствующие действиям взятой роли.

Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы: общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослым; частный мотив – интерес к событиям, действиям с предметами, стремление к совместной деятельности, желание стать субъектом своей деятельности.

С возрастом игры меняются, возрастает богатство сюжетов. Условно все сюжетные игры можно разделить на три группы в зависимости от сюжета: бытовые игры, игры на тему труда, игры с общественной тематикой.

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том главенствующие значение отводится среди них сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. Учитывая её особую значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное формирование у умственно отсталого ребенка сложенного механизма сюжетно- ролевой игры.

Таким образом, раздел «Игра» включает три направления: обучение сюжетно - ролевым играм, подвижным и дидактическим. Занятия по первому направлению проводит дефектолог и воспитатель, а по двум другим - в основном (на специальных занятиях) воспитателям.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Можно выделить следующие виды дидактических игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре, вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых действий.

Все игры детей развиваются под руководством взрослых, воспитателя. Воспитатели и родители знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.

Таким образом, детские игры – это особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности и имеющий свое специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий.

Ожидаемый  результат: 
- усвоение существительного с обобщающим понятием «игрушки»; понимание игровых зон в группе;
- проявление интереса к экспериментированию и игровым действиям с различными игрушками;
- овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек, игровыми умениями;
- бережное отношение к игрушкам;
- развитие речевой активности детей в различных видах деятельности;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах значения игры и игрушек в жизни ребенка.

Развитие интегративных качеств детей 
- Любознательный, активный;
- Эмоционально отзывчивый;
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Основные формы реализации проекта :

Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;

  • Чтение и обсуждение художественной литературы;
  • Создание педагогических ситуаций;
  • Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
  • Продуктивная деятельность;
  • Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
  • Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
  • Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям

Участники проекта
Дети  II  группы раннего возраста, воспитатели, логопед и родители.


                                  Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап

- Составить картотеку игр  (подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых) и физкультминуток.
- Подобрать литературу по теме:
«Учимся – играя,   играя – познаем»
- Разработать цикл занятий с детьми.
- Подобрать материал для совместной образовательной деятельности с детьми (игры, стихотворения).
- Пополнить предметно-развивающую среду в группе.

  1. Основной этап

Виды детской деятельности

Сроки

Мероприятия

Игровая деятельность

Январь - май

Игры с мячом: «Сбей кеглю»,

«Догони мяч», «Поймай мяч»,

Подвижные игры: «Спрячь куклу Машу», «Найди куклу», « Мой веселый звонкий мяч», «Ловишки», «У медведя во бору»

Сюжетно-ролевые игры:  «Моя семья», «У Мишки в гостях», « У Маши болят зубы»

Дидактические игры: «Половинки», «Найди пару», «Собери картинку», «Найди одинокого снеговика», «Что пропало?», « Чудесный мешочек», « Кто, что ест?», «Чья тень?”

Познавательная деятельность

Январь - май

Рассматривание сюжетных  картинок по теме « Игрушки»

Коммуникативная деятельность

Январь - май

Беседа по теме « Моя любимая игрушка»

Беседа « Береги игрушки»

Восприятие художественной литературы

Январь - май

Чтение стихотворений :А. Барто из цикла

« Игрушки» , Е. Чарушина, З. Александрова; С. Михалкова «Трезор»; чтение рассказа Л.Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь»

Конструирование

Январь - май

Игры с конструктором Лего, кубиками. «Построй башню», « Заборчик для собачки». «Построим ворота и домик». Цель: учить делать постройки по показу или образцу (домик) из строительного материала.

Изобразительная деятельность

в теч. года

Рисование : «Разноцветные мячи», «Колеса для машины», « Бусы для куклы».

Лепка: «Мячи», «Колбок»

Музыкальная деятельность

Январь - май

Музыкальные игры: «Мишенька», «С куклой», «Паровозик», «Флажок», « Веселый бубен»

Двигательная активность

Январь - май

Игровые упражнения: « Попади в круг», « Доползи до погремушки», « Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль»

Физкультминутки: «Мишка по лесу гулял»

Самообслуживание

Январь - май

Игра-поручение « Кто быстрее соберет игрушки?», «Принеси мне игрушку (по описанию)»


Взаимодействие с логопедом:

- Обследование речевого развития детей раннего возраста

- Профилактика речевых нарушений у детей

- Мониторинг, закрепления звуков: А, О, Э, П, Б, М  (май)

Взаимодействие с родителями:
- Анкетирование родителей на тему: «Роль игрушки в развитии ребенка». 
- Оформление альбома «Играем дома». 
-  Выставка с участием родителей: «Собака и кошка – мои лучшие друзья».
- Родительское собрание на тему «Роль игрушки в развитии ребенка». 
- Папка передвижка «Игры детей раннего возраста». 
- Фотовыставка для родителей: «Любимые игрушки малышей». 
- Консультации для родителей « Игровая деятельность детей от перехода раннего возраста к дошкольному детству»

  1. Заключительный этап.
  • Фотоколлаж группы « Играя, развиваемся» - апрель
  • Итоговое развлечение в 1 младшей группе на тему: «Любимые игрушки» - май

Оценка результатов и отчетность

Таким образом, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Для ребенка игра - способ самореализации и самовыражения. У каждого малыша свой мир игры, и, попадая в общество сверстников, он открывает для себя «миры» других детей.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Литература

  1. Буктакова, В.М. Игры для детского сада пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2016. – 168с.
  2. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  3. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника Москва, 2015. – 256 с.
  4. Абрамян Л. А. Игра дошкольника. /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 2015.
  5. Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. [Текст]// Дошкольное воспитание. – 2013. - №5.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. - М.: «Карапуз - Дидактика», 2007. – 144с., 24 л.вкл.
  7. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду . Пособие для воспитателя. — Издательство: «Линка-Пресс», 2015.- 96 с.
  8. Нагель О. П., Репринцева Г. А. Организация предметно-пространственной развивающей среды детского сада с позиций системно-деятельностного подхода. // 2013 – №12( 2). – с. 145-150.
  9. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6
  10. Жуковская, Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх. // Дошкольное воспитание. – 2014. - №10.
  11. Зворыгина, Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 2016. №5. С. - 31-40.

Источник

nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Театрализованная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждае...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

«Учимся играя, играя познаем»

Игра-ведущий вид деятельности....

Родительское собрание с элементами практикума «Учимся – играя, играя – познаем»

Задачи:1.Показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка;2.Ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях;3. Изучить игры на развитие внимания, личностных качеств р...

Развлекательно- образовательный терренкур для детей подготовительной группы «Познаем и играем, играем и познаем».

Все чаще перед воспитателями встают вопросы: Как обогатить прогулку? Как вынести часть образовательной детельности на улицу? Решать все эти вопросы призваны образовательные терренкуры- специально разр...

Проект на тему: "Развиваемся играя, играя познаем"

Проект на тему: "Развиваемся играя, играя познаем"...


 

Комментарии

Шошорина Нина Геннадьевна

Замечательный проект. Возьму себе на заметку.