Обзор разных технологий обучения грамоте дошкольников
материал по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Тимоховская Дарья Сергеевна

Здесь вы найдете ответы на следующие вопросы: "Почему нужна подготовка к обучению грамоте?", "Для чего ребенку необходима подготовка к обучению грамоте?", "Какие технологии обучения грамоте существуют?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовил воспитатель: Тимоховская Д.С.

Обзор разных технологий обучения грамоте дошкольников

Почему нужна подготовка к обучению грамоте?

 «Слово и его звуковое строение, - писал Л.С. Выготский, - воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств». Экспериментально доказано, что осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения письму и чтению (обучения грамоте). Однако, многие дети к моменту поступления в школу свободно выделяют в словах только первый звук. Особые трудности возникают при последовательном выделении звуков из слова. Развитое речевое (фонематическое) восприятие необходимо не только для обучения грамоте, но и для выработки многих разговорных и орфографических навыков.

Для чего ребенку необходима подготовка к обучению грамоте?

Для того, чтобы ребенок:

  • не пропускал буквы, когда будет писать диктанты в школе;
  • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  • для развития познавательного отношения к речи, уточнения и расширения словарного запаса.

В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине задачи обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.

Обучение грамоте предполагает:

  • знакомство с печатными и прописными буквами;
  • формирование навыков чтения и письма.

Формирование обоих навыков довольно сложный процесс, и споры о методах преподавания элементарной грамоты ведутся до сих пор. В современной педагогике есть следующая классификация методов обучения:

  • буквенный;

Буквенный или буквослагательный метод основывался на механическом заучивании букв, названий, слогов и слов. Вначале дети изучали алфавит и запоминали названия букв. Затем складывали буквы и заучивали наизусть получившиеся слоги, количество последних было не менее 400. Затем начиналось обучение чтению по слогам - каждая буква называлась, и затем слово зачитывались целиком. Обучение завершалось чтением целиком, без называния букв. Главные недостатки этого метода - отсутствие опоры на звуки с живой речью и оторванность письма от чтения.

  • слоговый;

Слоговый метод подразумевал сначала изучение букв, затем заучивание слогов и только потом чтение слов из знакомых слогов. Слоговый метод не требовал называния букв и облегчал процесс обучения чтению, так как слог читался слитно. После того как дети обучались читать двусложные слова, они переходили к заучиванию трёхбуквенных слогов и упражнялись в чтении знакомых слогов. Завершало данный процесс обучения чтение небольших текстов.

  • звуковой;

Его принцип состоял в том, что обучение чтению проходило аналитическим путем: слова делились на слоги, а слоги на звуки (в речи) и буквы (на письме). Из буквенного метода в звуковой перешли заучивание слогов, начертание слов, сочетание букв и многократное чтение слов. Другой формой такого метода обучения является синтетический звуковой метод, предполагающий изначальное изучение звуков. После чего следует складывание звуков в слоги и в слова.

  • чтение целых слов.

В 20-х годах классификация методов обучения пополнилась новым способом - методом целых слов. Он предполагал обучение чтению через целые слова, без буквенно-звукового разбора в начале формирования навыков. За первые 2-3 месяца учёбы дети посредством картинок и начертания заучивают 150 слов. После этого при помощи разрезной азбуки слово разбивается на буквы, и учитель называет каждую из них. Ряд существенных недостатков:

  • отсутствие связи между буквами и звуками;
  • угадывание слов и искажение текста вместо его чтения;
  • пропуск букв на письме

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)

Сущность технологии Н.А. Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Н.А. Зайцев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции.

Обучение к чтению ведется с использованием четырех компонентов:

  • Кубики с буквами и со слогами;
  • Два листа таблицы;
  • Аудио записи;

Кубики различаются:

  • По 12 цветовым признакам (цвет, сочетание цветов, однобуквенные склады с буквами трех цветов);
  • По объему;
  • По звучанию наполнителя («звучащие кубики»);
  • По вибрации наполнителя;
  • По весу;
  • По сочетанию признаков.

По Н.А. Зайцеву, склад - это согласный плюс гласный, где каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая гласная со знаками Ь и Ъ. Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, глухости, твердости и мягкости.

Весь «Складовый запас» ювелирно расположен по полочкам на кубиках, и на столь же важных настенных таблицах. Каждому кубику соответствует столбик или строчка на таблицах. Кубики и таблицы сделаны по складовому принципу - согласный плюс гласный. Все склады разделены на столбцы, которые читаются (поются) по определенной системе, сверху - вниз, например, ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П. также расположены все остальные склады. Чтение (пение) могут происходить и в горизонтальной плоскости, слева - направо, сверху - снизу, посередине на мотивы разных детских мелодий.

Система работы по данной методике может быть разделена на следующие этапы:

  • Первоначальный этап(подготовительный)

 идёт работа по привлечению внимания к кубикам и таблицам. Во избежание нарушения осанки дети работают с таблицами стоя, с поднятой головой и длинной указкой. Под таблицами делается полка, где ставятся кубики. Там же дети составляют слова из кубиков.

  • Основной

ставятся такие цели: учить складывать слова из кубиков, читать их, чувствовать длину слов, ставить все кубики рядом, не допуская разрывов между складами, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква». Благодаря тому, что у кубиков множество признаков (они резко отличаются по цвету, звуку, весу, размеру, графике) дети быстро запоминают склады. А в работе с таблицами пользуются приемами пропевания и ритмического проговаривания складов, что является мощным средством воздействия на память.

  • Практический

целью является: научить детей выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, а также научить начертанию букв на бумаге. Дети пишут карандашом, фломастером. Также пишут печатными буквами в тетради в клетку, так развивается мелкая моторика. Идет постоянная работа по приучению и подготовке руки к письму в тетради и по выработке правильной посадки при письме. Используются один из приемов развития мелкой моторики - пальчиковые игры. Они оказывают заметное влияние на развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Обучение чтению по методике Глена Домана

Работая с детьми, страдающими нарушениями умственной деятельности, Доман попробовал учить их читать. Обычные методики обучения чтению ничего не дали. И Гленн Доман придумал свою методику. Суть ее состояла в том, что детям показывали карточки с написанными на них крупным шрифтом словами, сопровождая показ громким произнесением этих слов.

Материальная основа методики – карточки. Это прямоугольные куски картона, размером 10 х 50см, на карточках пишутся слова. Высота букв 7,5 см, цвет ярко-красный, шрифт без засечек, например, «МАМА», буквы прописные (заглавные). Слово должно располагаться в центре карточки. Слова на карточках можно писать вручную, например, толстым фломастером.

Методика состоит из пяти основных этапов:

Этап первый -  слова:

Покажите малышу карточку со словом «МАМА» и отчетливо произнесите фразу: «Это означает “мама”». Держите карточку на расстоянии примерно 35–40см от лица ребенка. Демонстрация займет около 2 секунд. Не комментируйте произнесенное, не просите ребенка повторить слово за вами. Далее продемонстрируйте малышу карточку со словом «ПАПА» и любыми тремя словами из первых 15-ти.

Этап второй - сочетания слов:

По мере приближения к завершению первого этапа, следующие (после первых 35) карточки будут содержать не отдельные слова, а их сочетания. Например, если в числе первых 35 было слово «яблоко», можно изготовить карточку с сочетанием «зеленое яблоко». Дальше можно будет ввести в обиход слова, связанные между собой определенными отношениями. Например, антонимы: «длинный/короткий», «верхний/нижний», «черный/белый». На этом этапе можно дополнить демонстрации слов показом картинок, иллюстрирующих эти слова.  Например, «высокий» и «низкий» – понятия для маленького человечка довольно абстрактные. А «Высокое дерево» и «низкое дерево» он видит каждый день.

Этап третий – простые предложения:

К началу этого этапа малыш выучил около 75 слов, и некоторое количество сочетаний.

Составьте и нанесите карточки пять простых предложений. Демонстрируйте их ребенку в течение трех-пяти дней. Постепенную замену начните, вынув два старых предложения и вложив новые. Обычно дети усваивают их очень быстро.

Этап четвертый – распространенные предложения:

В построении сложных предложений Гленн Доман рекомендует идти от простого к сложному, и составлять сложные фразы из простых, постепенно добавляя в них слова, усложняющие предложение и раскрывающие смысл. Например, предложение «Дима ест» можно постепенно усложнить, добавив в него дополнение: «Дима ест кашу».

Вы двигаетесь дальше в освоении учебного материала, демонстрируя ребенку и читая вслух составленные вами сложные предложения и тексты из книги. Здесь наступает важный момент: скорее всего, ребенок начнет узнавать в показываемых ему материалах слова, а то и предложения и пытаться читать их вслух. Это хороший признак, не препятствуйте этому. Но сами не просите его об этом.

Этап пятый – книги:

На этом этапе малыш перейдет к работе с реальными печатными изданиями, набранными печатным текстом и содержащими множество слов.

Вот правила, которых вам необходимо придерживаться, выбирая книгу, по которой вы будете работать с малышом:

•объем текста 50–100 слов;

•слова и предложения должны быть уже знакомы ребенку;

•на каждой странице должно быть не больше одного предложения;

•высота букв шрифта не ниже 1 см;

•текст на страницах должен быть отделен от иллюстраций, и предшествовать им.

Как научить ребенка читать по системе Монтессори

Карточки с буквами

Шершавые буквы Монтессори на гладких карточках помогают детям выучить алфавит, опираясь не только на визуальное восприятие, но и на тактильные ощущения.

Сядьте рядом с ребенком, держа карточку с буквой (например, «К») на маленьком коврике. Проводя пальцем по букве, скажите: «Это „К“. Можешь повторить? „К“». Большинство детей могут повторить. Затем предложите ребенку обвести пальцем букву и произнести соответствующий ей звук. Когда ребенок обводит букву, у него формируются три отчетливых впечатления: зрительное от формы буквы, тактильное от последовательности ее «написания» и слуховое от того, как произносится соответствующий ей звук.

Далее можно придумывать слова, начинающиеся с этого звука: «К, кот, каша...» Это первый этап урока из трех этапов. Затем покажите другую букву (допустим, «О») и проделайте все то же самое.

Перейдите ко второму этапу урока. «Можешь показать мне букву „К“? Можешь показать букву „О“?». Если ребенок ошибается, вернитесь к первому этапу.

Наконец, третий этап. Положите перед ребенком изученные буквы, например, «К», «О», «Т», и он по очереди их назовет: «К-О-Т». Ребенок только что прочел свое первое слово!

Важно начинать с самых простых и коротких слов, которые пишутся так, как мы их слышим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

технологии обучения грамоте дошкольников Тимоховская Д.С.

Слайд 2

«Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств». Л.С. Выготский Почему нужна подготовка к обучению грамоте? Для того, чтобы ребенок: не пропускал буквы, когда будет писать диктанты в школе; умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы; для развития познавательного отношения к речи, уточнения и расширения словарного запаса. Для чего ребенку необходима подготовка к обучению грамоте?

Слайд 3

знакомство с печатными и прописными буквами; формирование навыков чтения и письма. Обучение грамоте предполагает: буквенный; слоговый; звуковой; чтение целых слов. М етоды обучения:

Слайд 4

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)

Слайд 5

Первоначальный этап (подготовительный) Основной Практический Система работы по данной методике может быть разделена на следующие этапы:

Слайд 6

Обучение чтению по методике Глена Домана

Слайд 7

с лова сочетания слов простые предложения распространенные предложения книги Методика состоит из пяти основных этапов:

Слайд 8

Как научить ребенка читать по системе М. Монтессори

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

Обучение грамоте дошкольников.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе. Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взр...

План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...

Использование Лего-технологии при подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОВЗ.

В материале подобраны игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с использованием конструктора Лего....

Доклад на тему "Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста"

Вопрос подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение и становятся особенно актуальными в наше время, когда изменилось содержание начального обучения. Актуальность дан...

Выступление из опыта работы с презентацией авторского дидактического материал «ФЭМП и обучение грамоте дошкольников через использование игровых технологий в образовательном процессе и самостоятельной деятельности детей»

Так как игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.  Игровое обучение...