Рабочая программа кружка по обучению грамоте и чтению
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Нуркаева Зульфия Камилевна

Целью программы является обучение грамоте детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет. Задачей программы можно считать овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_po_obucheniyu_chteniyu.docx48.83 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное             учреждение  Детский сад №169.

                                 

                                           

                  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА КРУЖКА ПО  ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ                                  

                         «Читай-ка»

                                                           

                                           

                                                              Составитель:

                                                            Нуркаева Зульфия Камилевна

                                           Уфа 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1 Пояснительная записка

 Перспективное планирование программного содержания

  1. Методическое обеспечение программы

Технические средства. Учебно-наглядный материал

и оборудование

  1. Список использованной литературы

                               

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» (далее Программа) разработана в соответствии:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

.

  • На основе программы  Нищевой Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Программа сформирована в соответствии с принципами дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • приобщение детей к социокультурным нормам;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

         Актуальность программы.  Обучение  грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

         Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный  ряд  новых  ассоциаций, который  основывается  на  уже  сформировавшейся  второй  сигнальной  системе, присоединяется  к  ней  и  развивает  её (Б.Г. Ананьев). Следовательно, основой  для обучения  грамоте  является  общеречевое  развитие  детей. Поэтому  при  подготовке  к  обучению  грамоте  важен  весь  процесс  речевого развития  детей  в  детском  саду.

         Многолетний  опыт работы  с детьми  дошкольного  возраста  позволяет  утверждать, что  около половины  школьников  испытывают  трудности  в  овладении  грамотой. Следуя  рекомендациям  психолога Л.С. Выготского – обучение грамоте  нужно  начинать  в период  становления  психических  функций  дошкольника Необходимо  вовремя  удовлетворять  познавательный  интерес  ребенка  и  направлять  его  желание  и  волю  на  овладение  важными  для  школьного  обучения   умениями: проводить  анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

       Обучение грамоте детей  дошкольного  возраста необходимо:

  • требования  начальной  школы  стали  выше  и  многие  родители  искренне заинтересованы  в  обучении  детей  грамоте;
  • появилось  много  трудностей  в обучении  детей  письму и  чтению в  школе;
  • не все дети  справляются  с  темпом,  предложенным  школьной  программой;
  • физиологическая  и  психологическая  готовность  к  школьному   обучению  формируется  задолго  до  поступления  в  школу  и  не  заканчивается  в  первом  классе;
  • занятия  по  обучению  грамоте  в  дошкольном  учреждении – это начальная  ступень  последующего  систематического  изучения  языка  в  школе.

       Психологи  и логопеды, занимающиеся  вопросами  обучения  грамоте, единодушно  подчеркивают, что  для  овладения  грамотой  необходимо, чтобы  ребенок  не  только  правильно  слышал  и  произносил  отдельные  слова  и звуки,  в  них  содержащиеся, но – и это  главное – имел  четкое  представление  о  звуковом  составе  языка  и  умел  бы  анализировать  его. Умение  слышать  каждый    отдельный  звук  в  слове,  четко  отделять  его  от  рядом  стоящего, знать,  из  каких  звуков  состоит  слово, то есть  умение  анализировать  звуковой  состав  слова, является  важнейшей  предпосылкой  для  правильного  обучения  грамоте.

Цель программы: обучение основам  коммуникации, обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, подготовка к овладению письмом и чтением детей дошкольного возраста.

Задачи программы.

  • Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.
  • Подготовка  в  ходе  дошкольного  обучения  личности,  заинтересованной  в  изучении  родного  языка.
  • Расширение  кругозора  детей,  развитие  представлений  об  окружающем  мире.
  • Обеспечение  качественной  подготовки  детей  к  обучению  в начальной  школе.
  • Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
  • Подготовка руки ребенка к письму.

Особенности программы.

Программа дополняет компонент образовательной области «Речевое развитие» основной образовательной программы дошкольного учреждения. На каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  • развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
  • развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
  • формирование графических навыков.

Способы и формы работы с детьми.

  • Дидактические игры.
  • Фонематические упражнения.
  • Работа с текстами.
  • Рисование.

Участники программы – дети 5 - 7 лет.

Срок реализации программы- 1 год

 Реализует программу:

Педагог дополнительного образования (подготовка детей к обучению элементам грамоты) – Нуркаева Зульфия Камилевна

Режим занятий – 2 раз в неделю во второй половине дня ( 5 - 6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут).

          В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление,  сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.

Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

В программе большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.

В течение занятия предусмотрены физкультминутки,  артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики.

Учитывая природные способности ребенка, на занятиях создаются определенные условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка.

 Использование рабочей тетради имеет большое значение, так как:

- позволяет широко применять наглядный метод обучения и практические задания (проблемно-поисковый метод);

- обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко - буквенных, графических средств;

- создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;

- способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи;

- формирует навык самоконтроля и самооценки;

- способствует формировании. Умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную педагогом;

- позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку;

- снимает трудности подбора дидактического материала для педагога.

В процессе реализации программы необходимо добиться:

-изменения общего эмоционального состояния детей (дети становятся активными уверенными в своих действиях, у них появляется познавательный учебный интерес);

-предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счёт игрового обучающего материала;

-отслеживания динамики положительных изменений;

- своевременного закрепления достигнутых результатов.

Ожидаемый результат

  1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения:
  • умение ориентироваться в содержании этого общения,
  • выполнять поручения,
  • умение пользоваться нормами и правилами речевого этикета сообразно ситуации.

      2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной  действительности.

3. Сформированность орфоэпической правильности речи.

4.  Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

  •     наличие у него представления о модели и процессе моделирования
  •     способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
  • В старшей группе особое место занимает совершенствование  фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
  • подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
  • составлению из слогов слов, из слов – предложений
  • знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
  • К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте  подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

Формы работы

  • Работа проводится фронтально всей группой с использованием интерактивной доски, игровых технологий.

                      Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

  • Артикуляционная / речевая гимнастика
  • Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
  • Новый материал:
  • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
  • буква, её образ и графическое написание
  • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
  • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
  • Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  • Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  • Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

Работа с родителями

Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

Формы подведения итогов:

«Наши результаты»: сентябрь, май.

Открытые занятия – ноябрь, апрель.

Перспективное планирование программного содержания

На 2020-2021 учебный год

    Тематическое планирование занятий по обучению чтению.

месяц

тема

Содержание работы

Сентябрь  

1

2

3

4

5

6

7

8

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика

Звук а и буква А

Звук у и буква У.

Составление и чтение слияний АУ и УА.

Повторение и закрепление пройденного.

Звук о и буква О.

Звук и и буква И.

Оценить состояние произносительной стороны речи и уровень развития фонематических процессов  у каждого ребенка.

Ознакомление с

артикуляцией звука а. Формирование умения узнавать звук а в ряду гласных звуков. Знакомство с буквой А. Конструирование и печатание буквы А.

Ознакомление с артикуляцией звука у. Формирование умения узнавать звук у в ряду других гласных звуков. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы У.

Формирование умения читать слияния АУ и УА.

Формирование умения различать звуки а, у в ряду других звуков. Закрепление знания букв А, У. Печатание и чтение слияний АУ, УА. Закрепление навыка узнавания букв А, У в словах.

Ознакомление с артикуляцией звука о. Формирование умения узнавать звук о в ряду гласных звуков. Знакомство с буквой О. Конструирование и печатание буквы О. Формирование умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ.

Ознакомление с артикуляцией  звука и в ряду гласных звуков. Знакомство с буквой И. Конструирование и печатание буквы И. Формирование умения узнавать букву и в словах.

Октябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.

Звук т и буква Т.

Повторение и закрепление пройденного.

Звук п и буква П.

Повторение и закрепление пройденного.

Звук н и буква Н.

Звук м и буква М.

Повторение и закрепление пройденного.

Формирование умения составления и чтения слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.

Ознакомление с артикуляцией звука т. Формирование умения  подбирать слова, заканчивающиеся звуком т. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука т. Формирование умения делить двусложные слова (тата, тото) на слоги. Знакомство с буквой Т. Конструирование и печатание буквы Т. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Т. Узнавание буквы Т в словах.

Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ слогов из двух звуков

Ознакомление с артикуляцией звука п. Формирование умения выделять конечный и начальный звук п. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком п. Деление двусложных слов (папа) на слоги. Знакомство с буквой П. Конструирование и печатание буквы П. Чтение прямых и обратных слогов с буквой П.

Закрепление знания пройденных букв и умения читать слоги и слова с ними. Формирование навыка звукового анализа и синтеза открытых и закрытых слогов. Совершенствование навыка конструирования и трансформирования пройденных букв из различных материалов.

Ознакомление с артикуляцией звука н. Формирование умения конечный и начальный звук н. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком н. Деление двусложных слов (Нина, Ната, ноты) на слоги. Буква Н. Конструирование и печатание буквы Н Чтение прямых и обратных слогов с буквой Н.

Ознакомление с артикуляцией звука м. Формирование умения выделять конечный и начальный звук м. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком м. Формирование умения делить двусложные слова (мама, Тома, Тима, пимы) на слоги. Знакомство с буквой М. Конструирование и печатание буквы М. Чтение прямых и обратных слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Формирование понятия о предложении.

Различение звуков н – м в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Синтез и анализ слогов из звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв. Закрепление знания правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы».

Ноябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Звук к и буква К.

Повторение и закрепление пройденного.

Повторение и закрепление пройденного.

Повторение и закрепление пройденного.

Звук б и буква Б.

Звук д и буква Д.

Повторение и закрепление пройденного.

Звук г и буква Г.

Ознакомление с артикуляцией звука к. Выделение конечного и начального звука к. Подбор слов, начинающихся и заканчивающихся звуком к. Деление двусложных слов ( маки, мука, кати) на слоги. Буква К. Конструирование и печатание буквы К. Чтение прямых и обратных слогов с буквой К. Чтение односложных и двусложных слов с буквой К.

Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков. Формирование умения определять место заданного звука в слове, различать правильно и неправильно написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.

Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков. Совершенствование умения определять место заданного звука в слове. Формирование навыков звуко-буквенного анализа (умения вставлять недостающую букву в слово). Совершенствование умения правильно и неправильно написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений  с пройденными буквами.

Совершенствование навыка выделения начальных и конечных звуков из слов. Закрепление знания пройденных букв, умения читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

Ознакомление с артикуляцией звука б. Формирование понятий о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слов. Конструирование и печатание буквы Б. Чтение слогов со звуком б. Узнавание буквы Б в словах.

Ознакомление с артикуляцией звука д. Закрепление понятий о твердости-мягкости согласных звуков. Звуковой анализ. Конструирование и печатание буквы Д. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Д. Чтение односложных и двусложных слов с буквой Д.

Упражнение в выделении начальных звуков из слов и соотнесении их с соответствующими буквами. Чтение слов и предложений с пройденными буквами.

Ознакомление с артикуляцией звука г. Закрепление понятий о твердости-мягкости, о глухости-звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков. Подбор слов, начинающихся со звука г. Определение места звука г в словах. Буква Г. Конструирование и печатание буквы Г. Чтение слогов, слов с буквой Г. Формирование понятия о предложении.

Декабрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Повторение и закрепление пройденного.

Повторение и закрепление пройденного

Звук ф и буква Ф.

Звук в и буква В.

Повторение и закрепление пройденного

Звук х и буква Х.

Повторение и закрепление пройденного.

Звук ы и буква Ы.

Упражнения в различении звуков г-г*, к-г. Узнавание буквы Г в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Упражнение в звуковом анализе слогов со звуком г.

Упражнения в различении звуков г-г*, к-г. Узнавание буквы Г в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Упражнение в чтении предложений с пройденными буквами.

Ознакомление с артикуляцией звука ф. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков.  Подбор слов, начинающихся со звука ф. Звуковой анализ слов. Буква Ф. Конструирование и печатание буквы Ф. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах.

Ознакомление с артикуляцией звука в. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Подбор слов, начинающихся со звуков в. Звуковой анализ слов. Буква В. Конструирование и печатание буквы. Чтение прямых и обратных слогов с буквой В. Чтение слов с буквой В. Узнавание буквы В в словах.

Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. Упражнение в узнавании букв в условиях наложения.  Упражнение в определении места звуков в словах. Формирование навыка решения кроссворда.

Ознакомление с артикуляцией звука х. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Выделение звука х из слов. Подбор слов, начинающихся со звука х. Буква Х. Конструирование и печатание буквы. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Х.

Совершенствование навыка звукового анализа  слов. Упражнение в узнавании букв в условиях наложения.  Упражнение в определении места звуков в словах.

Ознакомление с артикуляцией звука ы. Упражнение в узнавании звука ы в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в различении звуков ы-и в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги. Ознакомление с буквой Ы. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование навыка печатания буквы Ы, слогов и слов с ней. Формирование навыка звукового анализа трехзвучных слов.

Январь

1

2

3

4

5

6

7

8

Звук с и буква С.

Повторение и закрепление пройденного.

Звук з и буква З.

Звук ш и буква Ш.

Повторение и закрепление пройденного.

Звук ж и буква Ж.

Повторение и закрепление пройденного.

Повторение и закрепление пройденного.

Ознакомление с артикуляцией звука с. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Выделение звука с из слов. Подбор слов, начинающихся со звука с. Звуковой анализ слов. Упражнение на определение места звука с в словах. Печатание и конструирование буквы С. Чтение прямых и обратных слогов с буквой С. Упражнение в деление слов на слоги.

Упражнение в чтение слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Упражнение в делении слов на слоги.  Упражнение в определении места заданного звука в слове. Упражнение в составлении и чтении слов из данных слогов. Упражнение в составлении предложений из данных слов.

Ознакомление с артикуляцией звука з Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Выделение звука з из слов. Подбор слов, начинающихся со звука з. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква З. Конструирование и печатание буквы З. Чтение слогов, слов, предложений  с буквой З. Закрепление понятия о предложении.

Ознакомление с артикуляцией звука ш. За Выделение звука ш из слов. Подбор слов, начинающихся со звука ш. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква Ш. Конструирование и печатание буквы Ш. Чтение слогов, слов, предложений  с буквой Ш.

Упражнения в составлении и чтении слов с буквой Ш. Различение звуков с-ш в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в звуковом анализе трехзвучных слов.

Ознакомление с артикуляцией звука ж. За Выделение звука ж из слов. Подбор слов, начинающихся со звука ж. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква Ж. Конструирование и печатание буквы Ж. Чтение слогов, слов, предложений  с буквой Ж. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

Дифференциация звуков з-ж в словах. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами.

Дифференциация звуков ш-с, ж-з в словах. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв, чтения слов с пройденными буквами.

Февраль

1

2

3

4

5

6

7

8

Звук э и буква Э.

Звук j и буква Й.

Буква Е.

Буква Ё.

Буква Ю.

Буква Я.

Повторение и закрепление пройденного.

Звук ц и буква Ц.

Ознакомление с артикуляцией звука э. За Выделение звука э из слов. Подбор слов, начинающихся со звука э. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква Э. Конструирование и печатание буквы Э. Чтение слогов, слов, предложений  с буквой Э.

Ознакомление с артикуляцией звука j. Закрепление понятий о твердости-мягкости. глухости-звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звука j в ряду звуков, слов, в предложениях. Ознакомление с буквой Й. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

Ознакомление с новой буквой. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

Ознакомление с буквой Ё. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

Ознакомление с буквой Ю. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

Ознакомление с буквой Я. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Упражнение в узнавании пройденных букв в условиях наложения и «зашумления». Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

Ознакомление с артикуляцией звука ц. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, предложений.  Определять его место в слове. Различать его со звуками с-т. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ц. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв.

Март

1

2

3

4

5

6

7

8

Звук ч и буква Ч.

Повторение и закрепление пройденного.

Звук щ и буква Щ.

Повторение и закрепление пройденного.

Звук л и буква Л.

Звук р и буква Р.

Повторение и закрепление пройденного.

Повторение и закрепление пройденного.

Ознакомление с артикуляцией звука ч. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, предложений.  Определять его место в слове. Различать его со звуками с-т. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ч. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв.

Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Упражнение в узнавании пройденных букв в условиях наложения и «зашумления». Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

Ознакомление с артикуляцией звука щ. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, предложений.  Определять его место в слове. Различать его со звуками с*. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Щ. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

Ознакомление с артикуляцией звука л. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков л-л* в ряду звуков, слогов, слов, предложений. Ознакомление с буквой Л. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение слов и предложений с ней.

Ознакомление с артикуляцией звука р. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков р-р** в ряду звуков, слогов, слов, предложений. Ознакомление с буквой Р. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение слов и предложений с ней.

Упражнения в различении звуков р-р*, л-л* в словах. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами.

Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

Апрель

1

2

3

4

5

6

7

8

Буква Ь.

Буква Ъ.

Повторение и закрепление пройденного.

Тренировка в употреблении букв Ь, Ъ, Й.

Чтение текстов. Закрепление навыка чтения.

Чтение текстов. Закрепление навыка чтения.

Закрепление чтения слов с буквой Й.

Повторение и закрепление пройденного.

Ознакомление с буквой Ь. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

Ознакомление с буквой Ъ. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов, анализа предложений. Совершенствование навыков печатания слов и предложений. Совершенствование навыков чтения слов, предложений, разгадывания ребусов и решения кроссвордов.

Закрепить изученные буквы Ь, Ъ, Й и совершенствовать в чтении слогов, составлять слова по звуковой модели. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, внимание и память. Развивать навык слогового  и слитного чтения. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к грамматике.

Закрепить изученные буквы. Упражнять в чтении слов, предложений, текстов. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление. Побуждать интерес к слову, интерес к чтению. Воспитывать бережное отношение к принадлежностям.

Закрепить изученные буквы. Упражнять в чтении слов, предложений, текстов. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление.  Формировать морально-волевые качества: доброжелательность, сотрудничество, взаимовыручку, воспитывать самостоятельность.

Закрепление буквы Й, продолжать учить соотносить звук и букву и ее графический образ. Формировать навык слитного чтения слов, упражнять в образовании формы единственного числа существительных от множественного. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, внимание, развивать навык слогового чтения. Воспитывать усидчивость, толерантность при взаимодействии в играх.

Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

Май

1

2

3

4

5

6

Чтение текстов. Закрепление навыка чтения.

Повторение и закрепление пройденного.

Повторение и закрепление пройденного.

Знакомство с алфавитом.

Алфавит. Закрепление. Чтение стихов.

Открытое занятие «Путешествие в страну АБВГД-ейка» 

Закрепить изученные буквы. Упражнять в чтении слов, предложений, текстов. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление. Побуждать интерес к слову, интерес к чтению. Воспитывать бережное отношение к принадлежностям.

Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений.

Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

Формирование представлений о русском алфавите. Знакомство с правильным произношением букв в русском алфавите.

Формирование представлений о русском алфавите. Знакомство с правильным произношением букв в русском алфавите.

Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных. Закрепить представление о начертании печатных букв, показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способами. Создавать у детей радостное настроение

Технические средства. Учебно-наглядный материал и оборудование

Технические средства обучения:

Интерактивное оборудование

Учебно-наглядный материал и оборудование: Учебно – методический комплекс Нищева Н.В.

1. Комплект методических пособий к программе  «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».

- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».

2. Рабочие тетради для детей:

-  «От А до Я»;

-  «Я начинаю читать».

3. Дополнительный материал:

«Запоминаю буквы»;

«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;

«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;

«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;

«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»

«Я уже читаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа кружка по обучению грамоте "Букваренок" для детей старшего дошкольного возраста

Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего  вида.   Программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 6 лет. Обу...

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Для детей 5-7 лет Срок реализации 2 года Возраст обучающихся от 5 до 7 лет

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха призносительной стороны речи, что служит основой овла...

Рабочая программа кружка по обучению чтению в подготовительной группе детского сада "АБВГДейка"

Образовательная программа  кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве»....

Презентация кружка по обучению грамоте и чтению "Читай-ка"

Основная цель моего кружка по обучению чтению - это совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения; закрепление умения проводить звуковой анализ, умение делить слова на слоги, определят...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «Говорим правильно»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  «Говорим правильно» расчитана на 3 года обучения: средняя, старшая и подготовительныя к школе группа....

Рабочая программа кружка по обучению грамоте детей 5-7 лет «От звука к букве»

Цели программы кружкаЦель программы: обучение грамоте детей 5-7 лет;- подготовка дошкольников к обучению в школе, знакомство с буквами, как знаками записи известных им звуков;- речевое развитие детей ...