Главные вкладки

    Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева
    рабочая программа по развитию речи на тему

    Скиданова Ирина Петровна

    Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №4 «Лесовичок»

    Рабочая программа

    кружка по обучению чтению

    «Буковка»

    ОО «КОММУНИКАЦИЯ»

    в рамках дополнительного образования

    ПРИНЯТО:                                                                             УТВЕРЖДАЮ:

    На педагогическом совете                                                    Заведующая

    Протокол №                                                                            Дацюк Г.П._______

    Пояснительная записка.

    Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего  вида.   Программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 6 лет. Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком осознанного чтения. В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому  грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений. В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской грамотности. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки в письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом. Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности,  в процесс которой  входит  способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.

    Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует  формированию навыков языкового  анализа и синтеза,  обогащению  словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.  Чтение выступает одним из  способов получения информации и возможности использовать её.

    Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует  успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного  чтения зависит успешность обучения в школе. «Перед знакомством с конкретными, опробованными приёмами работы с кубиками и таблицами, совершенно необходимо осветить одно положение, определяющее СТРАТЕГИЮ обучения.  ПУТЬ К ЧТЕНИЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПИСЬМО.  Не сегодня и не только в нашей стране подмечено, да не всеми понято. Письмо почему-то многими преподавателями понимается как шкрябание, да еще непременно ручкой, и непременно в тетради.  А машинопись? А на компьютере? Не за горами день, когда компьютер с голоса будет печатать. Весь мир над этим работает.  Существует определение письма как превращения звуков в знаки. Чтение отсюда — превращение знаков в звуки» Н.А.Зайцев «Письмо. Чтение. Счет» 

    С помощью программы кружка «Буковка» я надеюсь, что дети освоят навык чтения по складам; предупредить трудности в овладении речью у детей старшего возраста, помочь им сформировать правильный грамматический строй речи, поработать над лексическим словарным запасом, ритмикой и мелодикой речи, т.е. сформировать просодический компонент. Все мои усилия  будут направлены на предупреждение на раннем этапе тех трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения.

    Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты...:

    • Закон Российской Федерации от      «Об образовании».  
    • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях»,  СанПиН 2.4.1.2660-10

    Особенностью программы является использование технологии Н.А.Зайцева для обучения детей дошкольного возраста, цель, которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

     Программа рассчитана на 1 год обучения.

    Цель: формирование навыка осознанного грамотного чтения на принципе чтения по складам. (Это исконно русская единица чтения. Так на Руси издавна учили детей. Складовой принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой)

    Задачи:

    • Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
    • Совершенствовать грамматический строй речи.
    • Развивать связную речь.
    • Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
    • Развивать психологические процессы.
    • Развивать графомоторные навыки.
    • Формировать  навык самоконтроля.
    • Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

    Методика Зайцева построена на принципе чтения по складам. Это исконно русская единица чтения. Так на Руси издавна учили детей. Складовой принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой. Обучение старших дошкольников чтению строится с учётом следующих принципов: научности, систематичности  и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности,  осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.

      В содержание программы заложена возможность  реализации следующих психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического мониторинга, информационно-коммуникационных технологий.

    Организация процесса обучения.

    Освоение навыка чтения по складам происходит постепенно, в два этапа

    Первый этап: восприятие и узнавание складов. Сначала у ребенка формируются визуальный и звуковой образы складов в так называемом режиме «неполного узнавания». Ребенок двигается от таблицы к таблице и вслед за взрослым показывает, повторяет, прочитывает тот или иной склад. С помощью взрослого или по его указанию малыш выбирает нужные склады на кубиках для составления слов, а потом озвучивает написанное.

    Результат: у ребенка возникает чувство, что склад, который он видит, ему уже знаком.

    Второй этап: воспроизведение складов. Ребенок все более уверенно и самостоятельно находит и произносит склад за складом.

    Результат: ребенок полностью овладевает навыком складового чтения .

    Эффективность  работы определяется четкой организацией детей в

    период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

    Основная форма организации работы с детьми :

    • организация приятной атмосферы занятия
    • организация учебной среды – размещение пособий
    • ритмизация деятельности ребенка и многократное повторение материала.

    Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

     20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет),

     25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).

    Учебный план

    форма проведения

    количество занятий в год

    количество занятий в неделю

    Обучение чтению

    подгрупповая

    32

    1. занятие

    Форма построения занятий:

    • Организационный момент.
    • Классификация кубиков.
    • Озвучивание кубиков и таблиц.
    • Поиск.
    • Письмо и чтение слов.

    По окончании обучения дети должны уметь:

    1. Вид деятельности – ПИСЬМОЧТЕНИЕ – последовательное выкладывание (или показ) складов и их озвучивание.

    • Уметь легко ориентироваться в кубиках.
    • Легко отыскивать нужную букву.
    • Уметь составлять и разбирать различные слова по образцам.
    • Дописывать кубиками слова, которые начал составлять взрослый, и прочитывать их.
    • Дописывать по таблице слова, которые начал составлять (показывать указкой) взрослый: показывать своим пальчиком или указкой, одновременно прочитывая их.
    1. Вид деятельности – ПОИСК. Этот вид деятельности можно назвать настоящим «стимулятором» для восприятия, внимания и памяти малыша. Он призван закрепить представления ребенка о видах кубиков и порядке расположения складов на кубиках и в таблицах. Поиск — основной вид деятельности на этапе усвоения и закрепления системы складов. Ребенок сможет осуществлять:  
    • Поиск объекта (кубика, группы складов, склада) по заданным свойствам:
      Примеры: 
      «Найди среди кубиков железный кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» и принеси его». 
      «Найди серую строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в этой таблице» («Таблица №1»). 
      «Найди и покажи в слове «БАБУШКА» серый склад «БА». 
    • Поиск места объекта по заданным ориентирам
      Примеры: 
      «Найди среди кубиков кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», он находится первым в дорожке из кубиков (среди больших железных кубиков, верхним в башенке из кубиков и т. д.) и принеси его». 
      «Найди на кубике «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» склад «БЭ». Поверни к себе кубик и посмотри на верхнюю грань». 
      «Найди и покажи в слове «БАБУШКА» склад «БА», он находится впереди (крайним слева, первым по счету)». 
      «Найди строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в таблице. Это самая первая строчка сверху (первая слева верхняя строчка)». 
      «Найди склад «БА» в таблице. Он находится сразу под «Б» («Таблица №1»). Он находится рядом с «Б» в самой верхней строчке (в одном из самых первых столбиков наверху)» («Таблица №2»). 
    1. Вид деятельности - ОЗВУЧИВАНИЕ или пропевание складов — ведущий вид деятельности на начальном этапе обучения чтению. Озвучивание складов проходит по кубикам и по таблицам и занимает совсем немного времени. Пропевание — прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью «шлифуется» произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не заметны. Запоминание складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных повторений.

    Ребенок может:

    • Озвучивать кубики. (Озвучить любой кубик (по своему выбору).  Озвучить кубик, на который указал взрослый (большой деревянный, маленький железный двойной и т. д.).
    • Озвучивать таблицы.
    • Озвучивать склады последовательно столбиками, двигаясь слева направо: сначала все верхние столбики сверху вниз, потом все нижние столбики сверху вниз («Таблица № 1»), по отдельным столбикам сверху вниз («Таблица № 2»).
    • Озвучивать столбики с парными согласными по «Таблице № 1» сверху вниз: верхний столбик, потом нижний столбик и т. д.
    • Озвучивать склады по таблицам строчками: последовательно сверху вниз.
    • Озвучивать склады в любом другом порядке, последовательно или выборочно, на разные мотивы знакомых детских песенок.

    Ребенок может действовать вместе со взрослым или самостоятельно, под наблюдением взрослого.  

    1. Вид деятельности - КЛАССИФИКАЦИЯ — это распределение кубиков на отдельные группы. Ребенок умеет классифицировать:
    • По размеру.
    • По цвету.
    • По цвету и звучанию.
    • По размеру, цвету и звучанию.
    • По гласным буквам.
    • По согласным буквам.

    Владеет основными этапами классификации: 

    • Выбор кубика из числа других кубиков.

    Выбираем нужный кубик из двух-трех, а потом из пяти-шести других кубиков.

    Выбираем нужный кубик из всей россыпи кубиков.

    • Сотрудничество со взрослым.

    Ребенок действует вместе со взрослым.

    Ребенок действует самостоятельно, по словесному указанию взрослого.

    • Основные варианты деления больших групп кубиков.

    Из двух кучек — шесть: большие и большие двойные кубики + маленькие и маленькие двойные кубики = серые (железные), коричневые (деревянные) и желтые (золотые) кубики.

    Из трех кучек — шесть: коричневые (деревянные) кубики + серые (железные) кубики + все желтые (золотые) = большие и маленькие кубики. В «серой» и «коричневой» кучках вместе с большими кубиками будут находиться и большие двойные кубики, а вместе с маленькими — маленькие двойные.

    Важным достоинством этой методики является то, что все происходит в движении, ненавязчиво.

    «Игра только тогда и там, где есть ТВОЙ ВЫБОР, ТВОЙ ПОИСК, ТВОЯ БОРЬБА. Игра мобилизует ТВОИ возможности, инициативу, учит сотрудничать, когда выступаешь за команду, тактике, стратегии. Используются ТВОИ индивидуальные качества — вот тебе, бабушка, и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ обучения. Без выбора, поиска, борьбы нет игры». Н.А. Зайцев «Письмо. Чтение. Счет». 

    • формирование правильной осанки;
    • высокий уровень общей двигательной активности;
    • улучшение дикции;
    • правильная фиксация взора;
    • активное раскрепощение индивидуальных способностей.

                         Тематическое планирование

    Тема занятия

    Количество занятий

    Как тебя зовут? Как зовут твою маму?(Осваивание складов. Прописывание имен указкой по таблице. Выкладывание имени из кубиков Озвучить выбранный кубик.(Попевка1)

    1

    Моя любимая еда.(Попевка1.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Какие разные слова (Попевка1.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Идем в поход. (Попевка1.Работа с указкой и кубиками)

    1

    «Большие - маленькие».Классификация кубиков. (Попевка1.Работа с указкой и кубиками)

    1

    «Дерево-Железо-Золото»Классификация кубиков. (Попевка2.Работа с указкой и кубиками)

    1

    «Поезда». Классификация кубиков. (Попевка2.Работа с указкой и кубиками)

    1

    «Обед». (Попевка2.Работа с указкой и кубиками)

    1

    «Путешествие в зоопарк» (Попевка2.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Спортивные соревнования (Попевка2.Работа с указкой и кубиками. Эстафеты.)

    1

    «Морское путешествие»(Попевка3.Работа с указкой и кубиками)

    1

    «Загадки-отгадки» - с отгадками на два кубика (Попевка3.Работа с указкой и кубиками)

    1

    «Загадки-отгадки» - с отгадками на три кубика (Попевка3.Работа с указкой и кубиками)

    1

    «Загадки-отгадки» - с отгадками на четыре кубика (Попевка3.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Слова со складом ЖИ (Попевка3.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Слова со складом ШИ (Попевка4.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Слова со складом ЖЕ (Попевка4.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Слова со складом ШЕ (Попевка4.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Слова со складом ЦЕ (Попевка4.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Слова со складом ЧА. (Попевка4.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Слова со складом ЩА (Попевка5.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Слова со складом ЧУ (Попевка5.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Слова со складом  ЩУ(Попевка5.Работа с указкой и кубиками)

    1

    «Кто знает, где…» (Попевка5.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Складовые картинки «Дорожные знаки для детей и взрослых» (Попевка5.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Складовые картинки «Кто вокруг меня живет?» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Складовые картинки «Что вокруг меня растет?» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Складовые картинки «Продуктовый магазин» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками)

    1

    Складовые картинки «Детский мир» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками)

    1

    30-31

    «Живое слово» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками)

    2

    32

    Открытое занятие «Чему мы научились за год»

    1

    Тестовый лист диагностики навыка чтения

    Летом.

    Наступило тёплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают её в ведёрко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из неё варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем.

    6

    8

    7

    9

    5

    Вопросы для оценки понимания прочитанного:

    1. Какая ягода поспела в саду?
    2. Кто собирал смородину в ведёрко?
    3. Куда девочка положила смородину?
    4. Что мама сварит из ягод?
    5. Что будут делать дети зимой в холода?

    Скорость чтения   _________ слов        

    Способ чтения: слоговое, целыми словами.

    Правильность чтения: без ошибок, с ошибками (указать вид ошибок).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение чтению детей дошкольного возраста

    Этот материал поможет родителям начать обучать раннему чтению детей дошкольного возраста. Организовать этот процесс в интересной игровой форме....

    ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

    Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

    Рабочая программа кружка по обучению чтению в подготовительной группе детского сада "АБВГДейка"

    Образовательная программа  кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве»....

    Рабочая программа кружка "Волшебная линия" для детей старшего возраста

    Содержание программы кружка направлено на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму. Программа кружка разработана с учетом возрастных, психологических о...

    Рабочая программа кружка по моделированию для детей среднего возраста «Волшебные превращения».

    Данный материал предназначен для детей среднего дошкольного возраста....

    Дополнительная образовательная программа «Обучение чтению» детей дошкольного возраста

    Дополнительная образовательная программа  «Обучение чтению» детей дошкольного возраста....


     

    Комментарии

    Скиданова Ирина Петровна

    http://youtu.be/VE4tjJAzcq0 Ссылка на видео одного из занятий кружка "Буковка"