Главные вкладки

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста (проект) «Как хорошо уметь читать…»
    проект по логопедии

    Елена Владимировна Кукушкина

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23»

     

    Согласовано:                                                      Утверждаю:

    педагогическим советом                                   заведующая МДОУ «Детский сад №23»

    от «___» __________20___г.                              __________________________________

    Протокол №____________                                 от «___»__________20___г.

                                                                                  Принято заседанием педагогического совета

                                                                                  Протокол №_____________

                                                                                   «___» __________20___г.

     

     

     

     

     

    Социально-педагогическая направленность

     

     

     

     

    дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

    по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста

    (проект)

    «Как хорошо уметь читать…»

     

    Возраст детей 3-6 лет

    Срок реализации 3 года

     

     

     

                                                                         Автор-составитель:

                                                                                                Кукушкина Елена Владимировна,

                                                                                 учитель-логопед МДОУ

                                                                          «Детский сад №23».

                                                                 

                                                                   

     

     

     

     

    Ростов,2018

     

    Оглавление

    1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
    2. Учебно-тематический план …………………………………………………………..7
      1. Учебно-тематический план 1-го года обучения…………………………………….7
      2. Учебно-тематический план 2-го года обучения……………………………………..8
      3. Учебно-тематический план 3-го года обучения……………………………………..8
    3. Содержание…………………………………………………………………………….9
      1. Содержание 1-го года обучения………………………………………………………9
      2. Содержание 2-го года обучения……………………………………………………….17
      3. Содержание 3-го года обучения……………………………………………………….28
    4. Обеспечение……………………………………………………………………………36
      1. Методическое обеспечение……………………………………………………………..36
      2. Материально-техническое обеспечение………………………………………………37
    5. Мониторинг образовательных результатов……………………………………….38
      1. Мониторинг образовательных результатов 1-го года обучения………………..…38
      2. Мониторинг образовательных результатов 2-го года обучения…………………..38
      3. Мониторинг образовательных результатов 3-го года обучения…………………..38

    Список информационных источников……………………………………………………39

    Приложения ……………………

    Приложение 1……………………………………………………………………….

    Приложение2…………………………………………………………………

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Пояснительная записка

    "О муки чтения в раннем детстве, когда с головой

     погружаешься в механизм зубчатого сплетения букв,

    всем существом отдаваясь изучению машины

     из бесчисленных мельчайших колесиков!

     ...Именно тогда мы испытали первую головную боль от чтения

     и почти лишились чувств в густом тропическом лесу литературы"

    Рамон Гомес де ла Серна, 1983

     

    К настоящему времени появилось много дидактического материала и печатных пособий по раннему обучению чтению с помощью различных методик (методом целых слов, слоговым и буквенно-звуковым методами). Но, прежде всего, необходимо выяснить, когда, в каком возрасте обучение ребенка чтению будет целесообразнее и, главное, не принесет ему вреда.

    Никто не отрицает тот факт, что в раннем и младшем дошкольном возрасте способность ребенка усваивать информацию беспрецедентна, а желание получать ее велико, как никогда.

    В нейрофизиологических исследованиях установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. Однако следует учитывать, что интенсивность поступающей информации должна соотноситься с возрастом, физическим и психическим состоянием ребенка, так как всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы.

                Проблема раннего обучения чтению является актуальной на протяжении многих лет. Она имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания мира ребенком.

    Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознания буквы, ее связи со звуком, соединение букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое), правильностью, осмысленностью.

                Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше «положительных» эмоций, реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению благоприятно влияет на их речевое развитие. Во-первых, буква в отличие от звука имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразах. Во-вторых, развивается аналитико -синтетическая деятельность. В-третьих, уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования. В-четвертых, появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки, нейтрализуются возникающие из-за этого внутрисемейные конфликты.

                Начиная обучать ребенка чтению, необходимо сначала сформировать его психологическую готовность (повышение уверенности в себе, нормализация отношений со сверстниками, формирование адекватной самооценки).

                Сформировать графический образ буквы помогает выкладывание букв из палочек, обведение контура буквы пальцем, прорисовывание буквы в воздухе и на ладони.

                В процессе раннего обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, важно использовать книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, рисунки детей к текстам.

                Наиболее уязвимым звеном в развитии как устной, так и письменной речи (при чтении) у детей с речевыми нарушениями является нарушение просодической стороны речи (темпа, ритма, выразительности, интонации). Чтение этих детей отличается монотонностью, отсутствием пунктуационной интонации, логического ударения. Поэтому при раннем обучении чтению этих детей необходимо начинать с диалогов.

                Следует отметить, что при раннем обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в себе, собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах). Такие занятия с родителями доставят ему удовольствие и будут стимулировать дальнейшее обучение.

                Но не всегда раннее обучение чтению дает положительные результаты. Оно может навредить в том случае, если не учтены следующие требования:

    - индивидуальные возможности ребенка (физические, умственные, психологические, речевые);

    - количество и сложность материала (важно не перезагружать ребенка, материал должен соответствовать возрасту);

    - темп обучения. Несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения и снижает у детей уверенность в своих силах.

    - психологическая готовность самого ребенка к обучению.

                Поэтому к раннему обучению чтению следует подходить очень серьезно: главное – не навредить!

    Цель: обучение детей 3-6 лет чтению.

    Задачи:

    • Развивать познавательных функций (наглядно-образного мышления, мыслительные операций;
    • Развивать зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировка в форме, величине и цвете (сенсорное развитие);
    • развивать мелкую моторику рук;
    • развивать психических функций, связанных с речевой деятельностью.
    • учить ориентироваться в пространстве.
    • формировать способность к наблюдательности;
    • - формировать у детей 6  лет навыки звуко - буквенного анализа;
    • - расширять словарный запас, обогащать активный словарь;
    • - прививать интерес к чтению, развивать интерес к русскому языку;
    • - развивать мелкую моторику рук;
    • - развитие коммуникативных способностей на основе общения.

     

    Программа составлена для детей 3-6 лет. Учебная программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 15 минут.

    При реализации программы используются следующие принципы:

    1. Принцип психологической комфортности включает в себя, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов педагогического процесса, во-вторых, создание в группе позитивного микроклимата, в-третьих, опору на мотивацию успешности.
    2. Принцип ориентации на зону ближайшего развития включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения знаний, обеспечения доступного для него уровня трудности материала, построения индивидуального маршрута развития.
    3. Принцип вариативности предполагает различные формы взаимодействия семьи, педагога, ребенка, использование различных средств, методов, приемов, технологий.
    4. Принцип доступности обеспечивает соответствие программного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей, подачу материала в понятной форме.
    5. Принцип дифференциации предполагает учет индивидуальных, психофизических, возрастных особенностей.
    6. Принцип преемственности – построение работы от простого к сложному.
    7. Принцип интегративности, реализуемый в объединении всех видов детской деятельности при решении поставленных задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma.docx19.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23»

    Согласовано:                                                      Утверждаю:

    педагогическим советом                                   заведующая МДОУ «Детский сад №23»

    от «___» __________20___г.                              __________________________________

    Протокол №____________                                 от «___»__________20___г.

                                                                                  Принято заседанием педагогического совета

                                                                                  Протокол №_____________

                                                                                   «___» __________20___г.

    Социально-педагогическая направленность

    дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

    по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста

    (проект)

    «Как хорошо уметь читать…»

    «Читаю легко»

    Возраст детей 3-6 лет

    Срок реализации 3 года

                                                                         Автор-составитель:

                                                                                                Кукушкина Елена Владимировна,

                                                                                 учитель-логопед МДОУ

                                                                          «Детский сад №23».

                                                                 

                                                                   

    Ростов,2018

    Оглавление

    1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
    2. Учебно-тематический план …………………………………………………………..7
    1. Учебно-тематический план 1-го года обучения…………………………………….7
    2. Учебно-тематический план 2-го года обучения……………………………………..8
    3. Учебно-тематический план 3-го года обучения……………………………………..8
    1. Содержание…………………………………………………………………………….9
    1. Содержание 1-го года обучения………………………………………………………9
    2. Содержание 2-го года обучения……………………………………………………….17
    3. Содержание 3-го года обучения……………………………………………………….28
    1. Обеспечение……………………………………………………………………………36
    1. Методическое обеспечение……………………………………………………………..36
    2. Материально-техническое обеспечение………………………………………………37
    1. Мониторинг образовательных результатов……………………………………….38
    1. Мониторинг образовательных результатов 1-го года обучения………………..…38
    2. Мониторинг образовательных результатов 2-го года обучения…………………..38
    3. Мониторинг образовательных результатов 3-го года обучения…………………..38

    Список информационных источников……………………………………………………39

    Приложения ……………………

    Приложение 1……………………………………………………………………….

    Приложение2…………………………………………………………………

    1. Пояснительная записка

    "О муки чтения в раннем детстве, когда с головой

     погружаешься в механизм зубчатого сплетения букв,

    всем существом отдаваясь изучению машины

     из бесчисленных мельчайших колесиков!

     ...Именно тогда мы испытали первую головную боль от чтения

     и почти лишились чувств в густом тропическом лесу литературы"

    Рамон Гомес де ла Серна, 1983

    К настоящему времени появилось много дидактического материала и печатных пособий по раннему обучению чтению с помощью различных методик (методом целых слов, слоговым и буквенно-звуковым методами). Но, прежде всего, необходимо выяснить, когда, в каком возрасте обучение ребенка чтению будет целесообразнее и, главное, не принесет ему вреда.

    Никто не отрицает тот факт, что в раннем и младшем дошкольном возрасте способность ребенка усваивать информацию беспрецедентна, а желание получать ее велико, как никогда.

    В нейрофизиологических исследованиях установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. Однако следует учитывать, что интенсивность поступающей информации должна соотноситься с возрастом, физическим и психическим состоянием ребенка, так как всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы.

            Проблема раннего обучения чтению является актуальной на протяжении многих лет. Она имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания мира ребенком.

    Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознания буквы, ее связи со звуком, соединение букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое), правильностью, осмысленностью.

            Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше «положительных» эмоций, реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению благоприятно влияет на их речевое развитие. Во-первых, буква в отличие от звука имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразах. Во-вторых, развивается аналитико -синтетическая деятельность. В-третьих, уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования. В-четвертых, появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки, нейтрализуются возникающие из-за этого внутрисемейные конфликты.

            Начиная обучать ребенка чтению, необходимо сначала сформировать его психологическую готовность (повышение уверенности в себе, нормализация отношений со сверстниками, формирование адекватной самооценки).

            Сформировать графический образ буквы помогает выкладывание букв из палочек, обведение контура буквы пальцем, прорисовывание буквы в воздухе и на ладони.

            В процессе раннего обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, важно использовать книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, рисунки детей к текстам.

            Наиболее уязвимым звеном в развитии как устной, так и письменной речи (при чтении) у детей с речевыми нарушениями является нарушение просодической стороны речи (темпа, ритма, выразительности, интонации). Чтение этих детей отличается монотонностью, отсутствием пунктуационной интонации, логического ударения. Поэтому при раннем обучении чтению этих детей необходимо начинать с диалогов.

            Следует отметить, что при раннем обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в себе, собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах). Такие занятия с родителями доставят ему удовольствие и будут стимулировать дальнейшее обучение.

            Но не всегда раннее обучение чтению дает положительные результаты. Оно может навредить в том случае, если не учтены следующие требования:

    - индивидуальные возможности ребенка (физические, умственные, психологические, речевые);

    - количество и сложность материала (важно не перезагружать ребенка, материал должен соответствовать возрасту);

    - темп обучения. Несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения и снижает у детей уверенность в своих силах.

    - психологическая готовность самого ребенка к обучению.

            Поэтому к раннему обучению чтению следует подходить очень серьезно: главное – не навредить!

    Цель: обучение детей 3-4 лет чтению.

    Задачи:

    • Развивать познавательных функций (наглядно-образного мышления, мыслительные операций;
    • Развивать зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировка в форме, величине и цвете (сенсорное развитие);
    • развивать мелкую моторику рук;
    • развивать психических функций, связанных с речевой деятельностью.
    • учить ориентироваться в пространстве.
    • формировать способность к наблюдательности;
    • - формировать у детей 6 -7 лет навыки звуко - буквенного анализа;
    • - расширять словарный запас, обогащать активный словарь;
    • - прививать интерес к чтению, развивать интерес к русскому языку;
    • - развивать мелкую моторику рук;
    • - развитие коммуникативных способностей на основе общения.

    Программа составлена для детей 3-7 лет. Учебная программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 15 минут.

    При реализации программы используются следующие принципы:

    1. Принцип психологической комфортности включает в себя, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов педагогического процесса, во-вторых, создание в группе позитивного микроклимата, в-третьих, опору на мотивацию успешности.
    2. Принцип ориентации на зону ближайшего развития включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения знаний, обеспечения доступного для него уровня трудности материала, построения индивидуального маршрута развития.
    3. Принцип вариативности предполагает различные формы взаимодействия семьи, педагога, ребенка, использование различных средств, методов, приемов, технологий.
    4. Принцип доступности обеспечивает соответствие программного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей, подачу материала в понятной форме.
    5. Принцип дифференциации предполагает учет индивидуальных, психофизических, возрастных особенностей.
    6. Принцип преемственности – построение работы от простого к сложному.
    7. Принцип интегративности, реализуемый в объединении всех видов детской деятельности при решении поставленных задач.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО» Возраст детей: 6-7 лет

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная ладья» модифицирована и адаптирована для детей 6-7 лет на основе дополнительной образовательной программы «АЗБУКА ...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» Возраст детей: 5-7 лет

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Белая ладья» разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологи...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы - волшебники» для детей второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) художественной направленности срок реализации: 1 год

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы волшебники» имеет художественную направленность и призвана решить проблему художественного развития и формирования художест...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа раннего развития "Вместе с мамой"

    Программа нацелена на всестороннее развитие детей раннего возраста, их социализацию и адаптацию к дошкольному учреждению. Программа даёт возможность получить психологическую, просветительскую и практи...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

    Дополнительная общеобразовательная программа "Букварёнок" по обучению чтению.

    Данная программа направлена на подготовку детей 5-6 лет к успешному освоению чтения.За основу взята методика и букварь Н.С.Жуковой. Новизна данного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциати...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Раннее обучение слоговому чтению" Возраст обучающихся: 5-6 лет

    Цель программы: создание условий для развития у учащихся постоянного сознательного интереса к чтению художественной литературы и овладению первыми навыками самостоятельного чтения. Задачи програм...