Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа «Обучение чтению» детей дошкольного возраста
    рабочая программа

    Ерхова Зоя Станиславовна

    Предварительный просмотр:

    Дополнительная образовательная программа  «Обучение чтению» детей средней группы.

    Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

    Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

    Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.

    Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

    Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

    - читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

    - читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

    - чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

    - многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

    - чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

    Исходя из изложенных выше позиций, было разработано содержание курса занятий рассчитанный на двухлетний срок обучения (1-й год обучения - для детей 4-5 лет; 2-й год обучения для детей 5-6 лет) чтению в игровой форме.

    Цель программы: обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

    Задачи 1-й год обучения (4-5 лет):

    - подготовка к обучению чтению: обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

    - учим буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

    - запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога

    К концу первого года обучения дети должны уметь:

    • читать слоги:
    • сочетание двух гласных;
    • сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
    • сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
    • односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
    • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
    • двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
    • понимать прочитанное.

    Принципы построения программы:

    - учет индивидуальных особенностей и возможностей детей

    - доброжелательный климат

    - недопустимость менторской позиции и порицания

    - положительная оценка любого достижения ребенка

    - проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста

    - занимательность

    - наглядность

    Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т.д.)

    Формы и режим занятий.

    Основной формой работы с детьми являются (занятия), продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

    - 1-й год обучения - 2 раза в неделю по 20 мин

    В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

    Содержание программы:

    Учебно-тематический план первого года обучения

     

    сроки

    тема

    задачи

    количество часов

    I квартал

    Подготовка к обучению чтению

    Диагностика слуховой и зрительной дифференцированности восприятия (различительной чувствительности) и аналитичности восприятия (способности к анализу). Развитие фонематического слуха. Выделение и распознавание звуков. Проговаривание чистоговорок и скороговорок для развития артикуляционного аппарата. Звукоподражание. Знакомство с алфавитом и элементами, из которых состоят печатные буквы. Конструирование букв и их запоминание. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

     

     

     

    12

    сентябрь

    формирование зрительного восприятия

     

    формирование представления о собственном теле на примере собственного тела учить различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади.

    4

    октябрь

    развитие зрительной и зрительно-моторной памяти

     

    учить порядок следования времен года, месяцев, дней недели, выкладывать последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;

    складывать разрезные картинки и изображения из кубиков

    составлять рассказ на основе последовательных картинок.

    4

    ноябрь

    играем с неречевыми звуками

    развитие тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений

     

    2

    звуковой период обучения

     

    показать, что речь «строится» из звуков

    выделение в словах определенных звуков: звукоподражание, главный звук, первый звук

    1

    учить придумывать слова на заданный звук, развивать фантазию, развивать речь, выделять в словах определенные звуки.

    1

    II квартал IIIквартал

     

    Буквенный период обучения

     

    продолжить работу по формированию фонетического слуха знакомить с алфавитным обозначением букв, учить читать слоги и слова с изученными буквами, развивать навыки чтения, развивать речь

    учить детей применять знания и умения, полученные на занятиях

     

    24

    декабрь

     

     

     

     

    «Живые звуки»

    А, У, О, И, Й

    познакомить детей с гласными звуками

    формировать понятие «гласный звук»,

    развивать слуховое внимание,

    развивать и корригировать фонематический слух

    закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

    4

    январь

     

    «Живые звуки»

    Э, Ы

     

    закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

    формировать понятие «гласный звук»,

    развивать слуховое внимание,

    развивать и корригировать фонематический слух

    2

    звуки и буквы-соединения букв, в слоги «буквы дружат»

    М, Н,

     

    познакомить детей с согласными звуками

    формировать понятие   «согласными звук»

    развивать слуховое внимание,

    развивать и корригировать фонематический слух

    закрепить зрительные образы согласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

    2

    февраль

    звуки и буквы

    М, Н, Т, К

    различать на слух твердые (строгие) и мягкие (ласковые) согласные звуки

    выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами.

    4

    март

    отработка навыка чтения слов с открытыми слогами

    звуки и буквы

    Т, К

     

    закрепить зрительные образы согласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

    упражнять в подборе картинок к заданному звуку.

    развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику

    2

    звуки и буквы

    Б, П

     

    учить определять твердость или мягкость согласного звука

    упражнять в подборе слов к заданному звуку

    формировать умение выполнять игровые задания творческого характера

    2

     

    апрель

    большая и маленькая буква

    звуки и буквы

    Б, П

     

    формировать понятие «согласными звук»

    отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами

    развитие графических навыков (штриховки, графическое письмо)

    чтение обратных и прямых слогов, односложных и двухсложных слов

    2

    звуки и буквы

    Л, Р

     

    закрепить практическим путем знания о том, что звуки, буквы бывают гласными и согласными, гласные образуют слог – в слове

    развитие тонкой моторики

    2

     

    май

    закрытый слог

    звуки и буквы

    Л, Р

     

    закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами

    выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами

    2

     2.2. Условия реализации программы

    для обучающихся детей:

    ♦ цифровые ряды для каждого ребенка (9 прямоугольников из разноцветного картона размерами 10 х 5см);

    ♦ схемы слов (зеленые полоски), слогов (черные квадратики) и звуков (красные, синие, зеленые кружки) для каждого;

    ♦ звуковые линейки для каждого ребенка в группе;

    ♦ наборы карточек-лото по различным темам.

    Материально-техническое обеспечение программы

    Средства обучения:

    Обязательное оборудование составляет:

    ♦ магнитная доска, магнитные буквы и цифры;

    ♦ фланелеграф;

    ♦ наборное полотно;

    ♦ печатные буквы большого формата;

    ♦ разрезные азбуки;

    ♦ зрительные символы на фронтальной стене помещения для проведения зрительной гимнастики (это могут быть 4 яркие предметные картинки большого формата или 4 игрушки, расположенные у левого и правого края фронтальной стены, у верхнего и нижнего ее края, зрительные символы время от времени меняются);

    ♦ ковер на полу для проведения ряда упражнений и заданий в положении «Сидя на пятках», в позе «Лотоса»;

    • Дидактический материал: плакаты, буквы, слоги, пазлы, фишки, картинки, подбор художественной литературы, игр на каждую букву алфавита, рабочие тетради, счетные палочки, пластилин, фломастеры, карандаши.

    Методическое обеспечение

    Для осуществления реализации целей учебной программы разработаны методико-дидактические материалы, способствующие эффективному усвоению данной Программы воспитанниками, в том числе с учетом особенностей детей с ОВЗ (в случае осуществления комбинированного обучения).

    Дидактические игры по развитию речевой грамоты.

    Методические разработки занятий по обучению детей дошкольного возраста грамоте.

    Методические рекомендации по проведению занятий обучения грамоте с детьми 5-6 лет (для воспитателя).

    Кадровое обеспечение программы

    В реализации Учебной программы принимают участие педагоги, обладающие необходимой компетенцией (наличие необходимого образования, навыков и опыта работ).

    Разработанный учебно – методический план предусматривает:

    - сотрудничество воспитателя с педагогом – диффектологом, психологом и родителями ребенка;

    - стимулирование полноценного взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками;

    - обеспечение необходимых методический требований (место расположения относительно ребенка с ОВЗ, требования к речи взрослого, наличие наглядного дидактического материала, контроль понимания ребенком заданий и инструкций по их выполнению и т.д.);

    - организация рабочего пространства ребенка. Необходимо учитывать возможности ребенка, избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения занятий.

    Разработанные темы позволяют проводить занятия с применением современных компьютерных технологий и мультимидийных систем, находящихся в распоряжении дошкольного учреждения.

    2.3. Формы аттестации

    Подведение итогов по результатам освоения материала
    данной программы проходит в форме итогового контроля в конце года.

    Проверка и мониторинг результатов освоения программы детьми осуществляется путем проведения опросов и анкетирования в игровой форме.

    Список рекомендуемой литературы:

    1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.

    2. 18 знаменитых азбук в одной книге. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

    3. От рождения до школы- примерная общеразвивающая программа дошкольного образования изд.испр. и доп М: мозаика-синтез. 2015

    4. Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение. 1991.

    5. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М.: Школа- Пресс, 1998

    6. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

    7.Букварь. Н.С.Жукова 2014

    8.Как научить ребенка читать. Доман Г. М: Аквариум 1998.

    9.Азбука для дошкольников. Журова Л.Е.М: Вентана-Граф,2006

    10.Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7лет Е. В. Колесникова Изд.Ювента.

    11.Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Е. В. Колесникова Изд.Ювента.



    Предварительный просмотр:

                 

    Дополнительная образовательная программа  «Обучение чтению»

    Старший возраст

                                                             

    Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации дети получают дополнительную информацию по развитию речи, что немаловажно для полноценного развития ребенка. Значимость программы заключается в разработке и реализации программы по стимулированию речевой грамоты у детей, индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья). Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно и бегло читать они не смогут овладеть грамотным письмом. Программа дополнительного образования по обучению дошкольников чтению направлена на обучение детей чтению, с целью подготовить их к самостоятельной работе с текстом и привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. С 4-х лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте появляется интерес к буквам. Поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению детей чтению, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

    Программа  предполагает осуществление инклюзивного образования. Для детей с ОВЗ (воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья) создаются специальные условия, учитывающие их разноуровневую подготовку, обучение строится на следующих принципах:

    - принцип индивидуального подхода;

    - принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;

    - принцип социального взаимодействия;

    - принцип междисциплинарного подхода;

    - принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

    - принцип партнерского взаимодействия с семьей;

    - принцип динамической развития образовательной модели детского сада.

    Отличительные особенности

    В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:

    1. программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. 2015г.;

    2. программы «Обучение дошкольников грамоте». Л. Е. Журова и др. - М.: Школа- Пресс, 1998;

    3. программы «Азбука для дошкольников». Журова Л.Е.М :Вентана-Граф, 2006.

    Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АБВГДейка» от уже существующих в этой области заключаются в том, что образовательная область развитие речи дополняется материалом по обучению дошкольников чтению. Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе. Ребенок, который начал читать, имеет преимущество перед своими сверстниками не умеющим читать:

    - читая - малыш развивает свою речь;

    - читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

    - многократно прочитанное одно и то же слово (ребенок зрительно запоминает его начертание), помогает в будущем правильно писать;

    - чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

    Адресат программы

    Программа предназначена для работы с детьми от 4до 7 лет, а также для детей, отстающих в развитии (ОВЗ) и инвалидов.

    Количество детей в группе - 20 человек.

    Объем и срок освоения программы - 3 года – 72часа.

    Условия набора учащихся:
    Для обучения принимаются все желающие.

    Вид: общеразвивающий.

    Направленность: Социально-педагогическая

    Формы и режим занятий:
    Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью - 20 минут, первый год обучения, - 25 минут, второй год обучения, 30 минут третий год обучения.

    Формы занятий - групповая;
    Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.
    Формы организации деятельности детей на занятии: 
    индивидуальная, групповая,
    работа по подгруппам.

    Санитарно-гигиенические требования

    Занятия проводятся в групповой комнате, соответствующей требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Где имеется хорошее освещение и помещение периодически проветриваться. В наличии имеется раздевалка.

    Возрастные особенности детей раннего возраста

    Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
    Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
    Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
    Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

    1.2. Цели и задачи

    Подготовительный этап обучения

    Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой.

    Задачи:

    Первый год обучения:

    обучающие задачи:

    - формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы);

    - правильное произношение всех звуков родного языка;

    - развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука).

    Развивающие задачи:

    1. развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти; фонематического слуха и восприятия;

    2. развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

    3. развитие навыков плавного слогового чтения;

    4. развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.

    Воспитательные задачи:

    1.формирование мотивации к обучению;

    2.к сохранению своего здоровья;

    3. желание помочь другому (животному или сказочному персонажу);

    4. выработка у детей волевых качеств.

    Основной этап обучения

    Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения.

    Второй год обучения:

    Обучающие задачи: 

    Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.

    Развитие звукобуквенного анализа слова.

    Обучение чтению.

    Развивающие задачи:

    1. Развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти; фонематического слуха и восприятия:

    2. Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

    3. Развитие навыков плавного слогового чтения.

    4. Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.

    Воспитательные задачи:

    1. Формирование мотивации к обучению,

    2. Формирование мотивации к сохранению своего здоровья,

    3. Формирование желания помочь другому (животному или сказочному персонажу),

    4. Выработка у детей волевых качеств.

    ГЛАВА III КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

    Месяц

    Тема занятия

    Цель занятия

    Навыки чтения

    сентябрь

    «Знакомство со звуками»

    развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

    Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации    к занятиям

    «Встреча Звука и Буквы»

    совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

    «Звук и буква «А»»

    знакомство дошкольников с буквой «А»

    развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

    «Звук и буква «У»»

    формирование у детей стойких представлений о букве «У».

    «Сочетание «АУ»»

    развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний

    Чтение сочетания «АУ»

    «Сочетание «УА»»

    Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза

    Синтез звуков [У] и [А]

    октябрь

    «Звук и буква «О»»

    знакомство со звуком и буквой «О», совершенствование артикуляционной моторики

    развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

    «Звук и буква «И»»

    совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи

    «Сочетание «ИА»»

    развитие умений звуко - слогового анализа и синтеза, совершенствование тонкой моторики пальцев рук

    Синтез звуков [И] и [А]

    «Звук и буква «Ы»»

    познакомить дошкольников с буквой «Ы»

    Развитие фонематического восприятия; закрепление верно произношения звуков

    «Звук и буква «Э»

    сформировать представления у  детей о звуке и букве «Э»

    «Звуки [М] и [М'], буква «М»»

    научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М»

    Чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм

    Чтение слов:  ум, мама, мимо, му-му

    ноябрь

    «Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

    сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б»

    Чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би

    Чтение слов:  бум, бом, бам, бим

    «Звуки [П] и [П'], буква «П»»

    сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением

    Чтение слогов:  ап, оп, уп, ып, эп, ип.

    Чтение слов:  папа, пума, пимы

    «Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»»

    познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф' ], с обозначаемой их буквой «Ф».

    Чтении слогов:  фа, фо, фу, фы, фэ, фи

    Чтение слов:  Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы

    «Звуки [В] и [В'], буква «В»»

    научить  дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В»

    Синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви

    Синтез слов:  ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам

    «Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

    познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом

    Чтение слогов:  ат, от, ут, ыт, эт, ит

    Чтение слов: : боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти

    «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

    обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д».

    Чтение слогов:  да, до, ду, ды, дэ, ди

    Чтение слов:  дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди

    декабрь

    «Звук [Н], [Н']  и буква «Н»»

    познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н»

    Синтез слогов:  ан, он, ун, ын, эн, ин

    Синтез слов:  Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман

    «Звуки [К] и [К'], буква «К»»

    сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К»

    Чтение слогов: ак, ук, ок, ык, эк, ик

    Чтение слов:  Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника

    «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

    научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г»

    Синтез слогов:  га, го, гу, гы, гэ, ги

    Синтез слов:  гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам

    «Звуки [Х] и [Х'], буква «X»»

    познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х»

    Чтение слогов:  ах, ох, ух, эх, ых, их

    Чтение слов:  хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот

    «Звуки [С] и [С'], буква «С»»

    сформировать представления детей о звуках [С] и [С'], об их графическом символе - букве «С»

    Синтез слогов:  са, со, су, сы, сэ, си

    Чтение слов:  совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси

    «Звуки [З] и [З'], буква «3»

    познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З»

    Чтение слогов:  за, зу зо, зы, зэ, зи

    Чтение слов:  зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина, мимоза, Зина

    январь

    «Звук  и буква «Ш»»

    сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш»

    Синтез слогов:  ша, шу, шо, шэ, ши

    Чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши

    «Звук и буква «Ж»»

    сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж».

    Чтение слогов:  жа, жу, жо, жи, жэ

    Синтез слов:  жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди

    «Звук и буква «Ч»»

    научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук

    Чтение слогов:  ач, оч, уч, эч, ич

    Чтение слов:  чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок

    февраль

    «Звук и буква «Ц»»

    познакомить детей со звуком и буквой «Ц»

    Синтез слогов:  ац, оц, уц, эц, ыц, иц

    Синтез слов:  овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица

    «Звук и буква «Щ»»

    научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ»

    Чтение слогов:  ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ

    Чтение слов:  щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу

    «Звуки [Л] и [Л'],  буква «Л»»

    познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л»

    Чтение слогов:  ал, ул, ол, эл, ыл, ил

    Чтение слов:  лак, ламалапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка, ландыш

    «Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»»

    обучить дошкольников  синтезу слоговых сочетаний, содержащих  звуки [Р] и [Р']

    Синтез слогов:  ра, ро, ру, ры, рэ, ри

    Синтез слов:  руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск

    «Звук и буква «Й»»

    познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й»

    Чтение слогов:  ай, ой, уй, эй, ый, ий

    Чтение слов:  дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка

    март

    Буква «Е»

    познакомить детей со звуком и буквой «Е»

    Буква для чтения: «Е»

    Слова для чтения: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес.

    Буква «Ё»

    познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё»

    Буква для чтения: «Ё»

    Чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.

    Буквы «Я»

    сформировать представления у детей о звуке и букве «Я»

    Буква: «Я»

    Чтение слов:  Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно,

    няня, ястреб.

    апрель

    Буква «Ю»

    научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук.

    Буква для чтения: «Ю»

    Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта.

    «Буквы [Ь] и [Ъ]»

    сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ]

    Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь

    Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела

    май

    Повторение. Закрепление.

    Обобщающие занятия

    закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения

    Чтение слов и коротких фраз.

    2.2. Условия реализации программы

    для обучающихся детей:

    ♦ цифровые ряды для каждого ребенка (9 прямоугольников из разноцветного картона размерами 10 х 5см);

    ♦ схемы слов (зеленые полоски), слогов (черные квадратики) и звуков (красные, синие, зеленые кружки) для каждого;

    ♦ звуковые линейки для каждого ребенка в группе;

    ♦ наборы карточек-лото по различным темам.

    Материально-техническое обеспечение программы

    Средства обучения:

    Обязательное оборудование составляет:

    ♦ магнитная доска, магнитные буквы и цифры;

    ♦ фланелеграф;

    ♦ наборное полотно;

    ♦ печатные буквы большого формата;

    ♦ разрезные азбуки;

    ♦ зрительные символы на фронтальной стене помещения для проведения зрительной гимнастики (это могут быть 4 яркие предметные картинки большого формата или 4 игрушки, расположенные у левого и правого края фронтальной стены, у верхнего и нижнего ее края, зрительные символы время от времени меняются);

    ♦ ковер на полу для проведения ряда упражнений и заданий в положении «Сидя на пятках», в позе «Лотоса»;

    • Дидактический материал: плакаты, буквы, слоги, пазлы, фишки, картинки, подбор художественной литературы, игр на каждую букву алфавита, рабочие тетради, счетные палочки, пластилин, фломастеры, карандаши.

    Методическое обеспечение

    Для осуществления реализации целей учебной программы разработаны методико-дидактические материалы, способствующие эффективному усвоению данной Программы воспитанниками, в том числе с учетом особенностей детей с ОВЗ (в случае осуществления комбинированного обучения).

    Дидактические игры по развитию речевой грамоты.

    Методические разработки занятий по обучению детей дошкольного возраста грамоте.

    Методические рекомендации по проведению занятий обучения грамоте с детьми 5-6 лет (для воспитателя).

    Кадровое обеспечение программы

    В реализации Учебной программы принимают участие педагоги, обладающие необходимой компетенцией (наличие необходимого образования, навыков и опыта работ).

    Разработанный учебно – методический план предусматривает:

    - сотрудничество воспитателя с педагогом – диффектологом, психологом и родителями ребенка;

    - стимулирование полноценного взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками;

    - обеспечение необходимых методический требований (место расположения относительно ребенка с ОВЗ, требования к речи взрослого, наличие наглядного дидактического материала, контроль понимания ребенком заданий и инструкций по их выполнению и т.д.);

    - организация рабочего пространства ребенка. Необходимо учитывать возможности ребенка, избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения занятий.

    Разработанные темы позволяют проводить занятия с применением современных компьютерных технологий и мультимидийных систем, находящихся в распоряжении дошкольного учреждения.

    2.3. Формы аттестации

    Подведение итогов по результатам освоения материала
    данной программы проходит в форме итогового контроля в конце года.

    Проверка и мониторинг результатов освоения программы детьми осуществляется путем проведения опросов и анкетирования в игровой форме.

    Список рекомендуемой литературы:

    1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.

    2. 18 знаменитых азбук в одной книге. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

    3. От рождения до школы- примерная общеразвивающая программа дошкольного образования изд.испр. и доп М: мозаика-синтез. 2015

    4. Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение. 1991.

    5. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М.: Школа- Пресс, 1998

    6. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

    7.Букварь. Н.С.Жукова 2014

    8.Как научить ребенка читать. Доман Г. М: Аквариум 1998.

    9.Азбука для дошкольников. Журова Л.Е.М: Вентана-Граф,2006

    10.Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7лет Е. В. Колесникова Изд.Ювента.

    11.Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Е. В. Колесникова Изд.Ювента.



    Предварительный просмотр:

    Дополнительная образовательная программа  «Обучение чтению»

    для детей 6 - 7 лет

                                                             
    Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации дети получают дополнительную информацию по развитию речи, что немаловажно для полноценного развития ребенка. Значимость программы заключается в разработке и реализации программы по стимулированию речевой грамоты у детей, индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья). Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно и бегло читать они не смогут овладеть грамотным письмом. Программа дополнительного образования по обучению дошкольников чтению направлена на обучение детей чтению, с целью подготовить их к самостоятельной работе с текстом и привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. С 4-х лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте появляется интерес к буквам. Поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению детей чтению, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

    Программа  предполагает осуществление инклюзивного образования. Для детей с ОВЗ (воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья) создаются специальные условия, учитывающие их разноуровневую подготовку, обучение строится на следующих принципах:

    - принцип индивидуального подхода;

    - принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;

    - принцип социального взаимодействия;

    - принцип междисциплинарного подхода;

    - принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

    - принцип партнерского взаимодействия с семьей;

    - принцип динамической развития образовательной модели детского сада.

    Отличительные особенности

    В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:

    1. программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. 2015г.;

    2. программы «Обучение дошкольников грамоте». Л. Е. Журова и др. - М.: Школа- Пресс, 1998;

    3. программы «Азбука для дошкольников». Журова Л.Е.М :Вентана-Граф, 2006.

    Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АБВГДейка» от уже существующих в этой области заключаются в том, что образовательная область развитие речи дополняется материалом по обучению дошкольников чтению. Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе. Ребенок, который начал читать, имеет преимущество перед своими сверстниками не умеющим читать:

    - читая - малыш развивает свою речь;

    - читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

    - многократно прочитанное одно и то же слово (ребенок зрительно запоминает его начертание), помогает в будущем правильно писать;

    - чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

    Адресат программы

    Программа предназначена для работы с детьми от 4до 7 лет, а также для детей, отстающих в развитии (ОВЗ) и инвалидов.

    Количество детей в группе - 20 человек.

    Объем и срок освоения программы - 3 года – 72часа.

    Условия набора учащихся:
    Для обучения принимаются все желающие.

    Вид: общеразвивающий.

    Направленность: Социально-педагогическая

    Формы и режим занятий:
    Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью - 20 минут, первый год обучения, - 25 минут, второй год обучения, 30 минут третий год обучения.

    Формы занятий - групповая;
    Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.
    Формы организации деятельности детей на занятии: 
    индивидуальная, групповая,
    работа по подгруппам.

    Санитарно-гигиенические требования

    Занятия проводятся в групповой комнате, соответствующей требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Где имеется хорошее освещение и помещение периодически проветриваться. В наличии имеется раздевалка.

    Возрастные особенности детей раннего возраста

    Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
    Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
    Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
    Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

    1.2. Цели и задачи

    Подготовительный этап обучения

    Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой.

    Задачи:

    Первый год обучения:

    обучающие задачи:

    - формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы);

    - правильное произношение всех звуков родного языка;

    - развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука).

    Развивающие задачи:

    1. развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти; фонематического слуха и восприятия;

    2. развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

    3. развитие навыков плавного слогового чтения;

    4. развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.

    Воспитательные задачи:

    1.формирование мотивации к обучению;

    2.к сохранению своего здоровья;

    3. желание помочь другому (животному или сказочному персонажу);

    4. выработка у детей волевых качеств.

    Основной этап обучения

    Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения.

    Второй год обучения:

    Обучающие задачи: 

    Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.

    Развитие звукобуквенного анализа слова.

    Обучение чтению.

    Развивающие задачи:

    1. Развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти; фонематического слуха и восприятия:

    2. Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

    3. Развитие навыков плавного слогового чтения.

    4. Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.

    Воспитательные задачи:

    1. Формирование мотивации к обучению,

    2. Формирование мотивации к сохранению своего здоровья,

    3. Формирование желания помочь другому (животному или сказочному персонажу),

    4. Выработка у детей волевых качеств.

    1.3. Содержание программы


    п/п

    Месяц

    Число

    Время
    пров.
    занятия

    Форма
    занятия

    Кол-во
    часов

    Тема
    занятия

    Место
    проведения

    Форма
    контроля

    Слоговая структура слова

    1

    С
    е
    н
    т
    я
    б
    р
    ь
    2017

    01.09

    10.30-10.55

    г
    р
    у
    п
    п
    о
    в
    а
    я

    1

    Чтение прямого открытого слога

    группа

    текущий

    08.09

    Запоминаем слоги

    15.09

    Гласный звук И, буква И

    22.09

    Согласный звук В (Вь), буква В

    29.09

    Согласный звук 3 (ЗЬ), буква 3

    2

    О
    к
    т
    я
    б
    р
    ь
    2017

    06.10

    10.30-10.55

    г
    р
    у
    п
    п
    о
    в
    а
    я

    1

    Дифференциация звуков С—3

    группа

    текущий

    13.10

    Согласный звук Ж, буква Ж

    20.10

    Дифференциация Ш—Ж

    27.10

    Согласный звук Б (Бь), буква Б

    3

    Н
    о
    я
    б
    р
    ь
    2017

    03.11

    10.30-10.55

    г
    р
    у
    п
    п
    о
    в
    а
    я

    1

    Согласный звук Г(Гь). буква Г

    группа

    текущий

    10.11

    Дифференциация звуков Г—К

    17.11

    Звук Й, буква Й.....

    24.11

    Дифференциация звуков и букв И и Й.

    4

    Д
    е
    к
    а
    б
    р
    ь
    2017

    01.12

    10.30-10.55

    г
    р
    у
    п
    п
    о
    в
    а
    я

    1

    Буква Е

    группа

    текущий

    08.12

    Закрепление знаний о букве Е

    15.12

    Буква Ь

    22.12

    Буква Ь в конце и середине слова

    29.12

    Буква Я

    5

    Я
    н
    в
    а
    р
    ь
    2018

    12.01

    10.30-10.55

    г
    р
    у
    п
    п
    о
    в
    а
    я

    1

    Закрепление знаний о букве Я

    группа

    промежуточный

    19.01

    Буква Ю

    26.01

    Буква Ю

    6

    Ф
    е
    в
    р
    а
    л
    ь
    2018

    02.02

    10.30-10.55

    г
    р
    у
    п
    п
    о
    в
    а
    я

    1

    Буква Ё

    группа

    текущий

    09.02

    Буква Э

    16.02

    Согласный звук Ц, буква Ц

    7

    М
    а
    р
    т
    2018

    02.03

    10.30-10.55

    г
    р
    у
    п
    п
    о
    в
    а
    я

    1

    Закрепление знаний о глухом согласном звуке Ц, букве Ц

    группа

    текущий

    16.03

    Согласный звук Ф(Фь), буква Ф

    23.03

    Согласный звук Ч, буква Ч

    30.03

    Согласный звук Щ (Щь), буква Щ

    8

    А
    п
    р
    е
    л
    ь
    2018

    06.04

    10.30-10.55

    г
    р
    у
    п
    п
    о
    в
    а
    я

    1

    Закрепление знаний о звуках и буквах, слове и слогах, о составе предложения.

    группа

    текущий

    13.04

    Классификация известных и неизвестных букв

    20.04

    Работа по сюжетным картинкам

    27.04

    Чтение названий известных детских авторов

    9

    М
    а
    й
    2018

    04.05

    10.30-10.55

    г
    р
    у
    п
    п
    о
    в
    а
    я

    1

    Читаем короткие тексты звуки и буквы

    группа

    итоговый

    11.05

    Учим "читать" знаки препинания

    18.05

    От словосочетания к предложению

    25.05

    Диагностика

    2.2. Условия реализации программы

    для обучающихся детей:

    ♦ цифровые ряды для каждого ребенка (9 прямоугольников из разноцветного картона размерами 10 х 5см);

    ♦ схемы слов (зеленые полоски), слогов (черные квадратики) и звуков (красные, синие, зеленые кружки) для каждого;

    ♦ звуковые линейки для каждого ребенка в группе;

    ♦ наборы карточек-лото по различным темам.

    Материально-техническое обеспечение программы

    Средства обучения:

    Обязательное оборудование составляет:

    ♦ магнитная доска, магнитные буквы и цифры;

    ♦ фланелеграф;

    ♦ наборное полотно;

    ♦ печатные буквы большого формата;

    ♦ разрезные азбуки;

    ♦ зрительные символы на фронтальной стене помещения для проведения зрительной гимнастики (это могут быть 4 яркие предметные картинки большого формата или 4 игрушки, расположенные у левого и правого края фронтальной стены, у верхнего и нижнего ее края, зрительные символы время от времени меняются);

    ♦ ковер на полу для проведения ряда упражнений и заданий в положении «Сидя на пятках», в позе «Лотоса»;

    • Дидактический материал: плакаты, буквы, слоги, пазлы, фишки, картинки, подбор художественной литературы, игр на каждую букву алфавита, рабочие тетради, счетные палочки, пластилин, фломастеры, карандаши.

    Методическое обеспечение

    Для осуществления реализации целей учебной программы разработаны методико-дидактические материалы, способствующие эффективному усвоению данной Программы воспитанниками, в том числе с учетом особенностей детей с ОВЗ (в случае осуществления комбинированного обучения).

    Дидактические игры по развитию речевой грамоты.

    Методические разработки занятий по обучению детей дошкольного возраста грамоте.

    Методические рекомендации по проведению занятий обучения грамоте с детьми 5-6 лет (для воспитателя).

    Кадровое обеспечение программы

    В реализации Учебной программы принимают участие педагоги, обладающие необходимой компетенцией (наличие необходимого образования, навыков и опыта работ).

    Разработанный учебно – методический план предусматривает:

    - сотрудничество воспитателя с педагогом – диффектологом, психологом и родителями ребенка;

    - стимулирование полноценного взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками;

    - обеспечение необходимых методический требований (место расположения относительно ребенка с ОВЗ, требования к речи взрослого, наличие наглядного дидактического материала, контроль понимания ребенком заданий и инструкций по их выполнению и т.д.);

    - организация рабочего пространства ребенка. Необходимо учитывать возможности ребенка, избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения занятий.

    Разработанные темы позволяют проводить занятия с применением современных компьютерных технологий и мультимидийных систем, находящихся в распоряжении дошкольного учреждения.

    2.3. Формы аттестации

    Подведение итогов по результатам освоения материала
    данной программы проходит в форме итогового контроля в конце года.

    Проверка и мониторинг результатов освоения программы детьми осуществляется путем проведения опросов и анкетирования в игровой форме.

    Список рекомендуемой литературы:

    1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.

    2. 18 знаменитых азбук в одной книге. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

    3. От рождения до школы- примерная общеразвивающая программа дошкольного образования изд.испр. и доп М: мозаика-синтез. 2015

    4. Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение. 1991.

    5. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М.: Школа- Пресс, 1998

    6. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

    7.Букварь. Н.С.Жукова 2014

    8.Как научить ребенка читать. Доман Г. М: Аквариум 1998.

    9.Азбука для дошкольников. Журова Л.Е.М: Вентана-Граф,2006

    10.Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7лет Е. В. Колесникова Изд.Ювента.

    11.Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Е. В. Колесникова Изд.Ювента.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста "Волшебный мир оригами"

    Представлены: паспорт программы, пояснительная записка,календарно-тематическое планирование, мониторинг освоения програмного материала, требования к уровню подготовки....

    Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста "ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ" (с использованием фитнес-технологии - фитбол-гимнастика)

    Особенностью данного курса является использование на занятиях одного из таких  снарядов: удивительные чудо-мячи – фитболы. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ОСНОВАМ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА С ОПОРОЙ НА ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ »

          Дополнительная образовательная программа для детского сада . Студия изобразительного творчества " Умелые ручки"....

    Дополнительная образовательная программа «Обучение моделированию художественных произведений детей старшего дошкольного возраста»

    В настоящее время предлагается множество методических пособий, в которых представлены занятия с и использованием готовых моделей,  схем и условных обозначений.  Они рассчитаны на усвоение ча...

    Дополнительная образовательная программа «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ».

    Дополнительная образовательная программа  «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ»....

    Дополнительная образовательная программа «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ».

    Дополнительная образовательная программа   «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ». Срок реализации 1 год...

    Дополнительная общеобразовательная Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста правилам дорожного движения «Азбука юного пешехода»

    Развитие общества неразрывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация  имеет и негативные последствия, главн...