Школа Развития: Хочу читать. 5-6 лет
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Шаравьева Оксана Александровна

В основу данной программы заложен принцип системно - деятельностного подхода, личностно-ориентированного обучения. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Разнообразные игры не только помогают  приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Мулянская средняя школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Школы развития

по курсу «Хочу читать»

для детей 5-7 лет

Оксана Александровна Шаравьева

учитель начальных классов

п. Мулянка, 2019 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Ломоносовская школа» В.А.Егупова, издательство «Эксмо», М.: 2014

Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию).

Цель курса -   Создание педагогических и социально- психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе

Задачи курса:

1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно - речевое развитие и пр.);

2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

Общая характеристика курса:

В основу данной программы заложен принцип системно - деятельностного подхода, личностно-ориентированного обучения. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Разнообразные игры не только помогают  приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические умозаключения.

Структура программы:

  • Продолжительность обучения: 24 недели.
  • Срок реализации 1 год.
  • Занятия проходят  1 раз в неделю.
  • Продолжительность занятия -  25 минут.
  • Начало занятий – октябрь 2019 года.  Окончание занятий – апрель 2020 года.

Ожидаемый результат по курсу  «Хочу читать»:

  • правильно произносить все звуки;
  • отчётливо и ясно произносить слова;
  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определённым звуком;
  • определять место звука в слове;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; составлять рассказы, сказки по картинке, по серии картин;
  • соблюдать элементарные гигиенические правила;
  • ориентироваться на странице тетради.

Учебно – методический комплект:

  • «Хочу читать» в 2-х частях В.А. Егупова

Методическое обеспечение

Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования строится с учётом его самоценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребёнка.

В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

  • учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход;
  • систематичность и последовательность;
  • вариативность занятий;
  • наглядность.

Программа «Школа развития» «Хочу читать» построена с учётом особенностей детей старшего дошкольного возраста. Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. Значение игровой деятельности влияет на развитие содержательной стороны интеллекта ребёнка, его произвольного внимания и памяти, развития речи, на формирование доброжелательных отношений в коллективе, на воспитание способности справедливо оценивать свои поступки и поступки играющих. Подчёркивается важность обучения детей правилам и нормам поведения в совместной игре. Программа предполагает использование широкого спектра игр: сюжетно – ролевых, театрализованных, подвижных, дидактических. На занятиях дети совершают познание окружающего мира в увлекательной форме, при этом, на самом деле, они учатся вычленять проблему, анализировать путь решения задач, искать разные подходы к выполнению заданий, осознавать причины возможных неудач.

Именно в старшем дошкольном возрасте закладывается основа формирующейся личности.

Поэтому необходимо стремиться организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • возбуждению ума ребенка к активной творческой деятельности благодаря большому количеству внешних впечатлений, активизирующих работу мозга;
  • учету характерных особенностей развития ребенка для создания необходимых условий для формирования нужных психических черт и качеств личности;
  • созданию необходимого уровня организации познавательной деятельности, что является важным фактором развития познавательных процессов личности ребенка;
  • созданию вокруг ребенка 5—6 лет положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей его творческий потенциал;
  • вовлечению ребенка в такие формы деятельности, которые соответствуют его возрасту, являются привлекательными для него, способствуют развитию произвольности как одной из важнейших предпосылок учебной (функциональной) готовности.

Планирование по курсу «Обучение чтению и развитие речи» (Хочу читать)

№ п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

Занятие

Дата

1

Гласные звуки и буквы

Слова, состоящие из гласных.

1

Занятие1

Занятие 2

2

Звонкие согласные звуки и буквы.

1

Занятие3

3

Глухие согласные.

1

Занятие 4

4

Слова, состоящие из гласной и согласной

Упражнения на закрепление.

1

Занятие 5

Занятие 6

5

Слоги-слияния с гласной а.

1

Занятие 7

6

Слоги-слияния с гласной о.

1

Занятие 8

7

Слоги-слияния с гласной у.

1

Занятие 9

8

Слоги-слияния с гласной ы.

1

Занятие 10

9

Слоги-слияния с гласной и.

1

Занятие 11

10

Слоги-слияния с гласной ю.

1

Занятие 12

11

Слоги-слияния с гласной я.

1

Занятие 13

12

Слоги-слияния с гласной е.

1

Занятие 14

13

Слоги-слияния с гласной ё.

1

Занятие 15

14

Твердые и мягкие согласные.

1

Занятие 16

15

Односложные и двусложные слова

1

Занятие 17

Занятие 18

16

Слова со стечением согласных.

1

Занятие 19

17

Мягкий знак.

1

Занятие 1

18

Мягкий знак в середине слова

1

Занятие 2

19

Мягкий разделительный знак

1

Занятие 3

20

Твердый разделительный знак.

1

Занятие 4

21

Предложение.

Виды предложений.

1

Занятие 5

Занятие 6

22

Текст. Вопросы к тексту.

1

Занятие 7

Занятие 8

23

Слог.

1

Занятие 9

Занятие 10

24

Итоговое занятие. Тестирование

1

Итого:

24


Литература для родителей:

  1. Безруких М. Чему и как учить до школы? / М. Безруких //Обруч. – 2001. - №2
  2. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы/ Под ред. Л. Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2001.
  3. Галахова Т. Пять компонентов готовности к школе. / Т. Галахова // Обруч. – 2000. - №2
  4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. /Н. И. Гуткина. // - М. 2000.
  5. Кашина И. Готов ли родитель к школе? / И. Кашина // Обруч. – 1998. - № 4.
  6. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. /Е. Е. Кравцова // - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
  7. Матросова Н. Чтобы жить в согласии с природой. / Н. Матросова // Обруч. – 1997. - №1
  8. Толстой Л.Н. Азбука; Новая азбука. / Авт. –сост.: В.Г. Горецкий, Г.В. Карпюк, - 2-е изд., доп. // - М.: Просвещение, 1987.

Литература для учителя

  1. Арапова – Пискарева Н. О проблемах преемственности, подготовки к школе и раннего обучения / Н. Арапова – Пискарева // Дошкольное воспитание. – 2004. - №5
  2. Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. / А. В. Белошистая // Начальная школа. – 2002. - №7.
  3. Дорофеева Г.А. Технологическая карта работы учителя с первоклассниками в период их адаптации к школьному обучению. /Г.А. Дорофеева // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. - №2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подсказка для родителей "Хочу читать"

Стендовая информация для родителей детей подготовительной к школе группе. Приобщение детей к процессу чтения....

Хочу читать

Статья...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Хочу читать»

Данная программа предполагает обеспечение у детей 4-5 лет готовности к обучению чтению и подготовку к обучению грамоте....

модифицированная программа по обучению чтения в подготовительной группе "Хочу читать"

Чтение- один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс который входит способность воспринимать информацию, понимать информацию передаваемую тем или иным способом, воспроизводить ее....

консультация для родителей «Я не хочу идти в школу, не хочу учиться»

Советы родителям как преодолеть стрх ребенка перед поступлением в школу...

Презентация по обучению грамоте модифицированной программе "Хочу читать!"

Презентация по обучению грамоте  модифицированной программе "Хочу читать!"...

Скоро в школу. Хочу читать и писать

Данная консультация поможет родителям и молодым педагогам оценить уровень подготовки ребенка к школе...