Программа "АБВГДейка"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)

Жмудь Светлана Анатольевна

программа по дополнительному образованию по обучению грамоте для детей 5-6 лет

https://disk.yandex.ru/d/wYNnpAh9jA4EDA

https://disk.yandex.ru/i/9Y4RjFX8MvCt7A

https://disk.yandex.ru/i/hgKTRyQigTGtDA

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_abvgdeyka.docx38.6 КБ
PDF icon retsenziya.pdf951.43 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                            "Центр развития ребенка - детский сад с.Бакчара"                                              

 Рассмотрена и одобрена                                                                                                   «Утверждаю»

на заседании педагогического                                                                               Заведующая МДОУ

совета №   2    от                                                                                                     «Детский сад №44»

«14__» ___04______ 2020 г                                                                              ___________Н.А. Лаврикова

                                                                                                                    Протокол №   65  от

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«АБВГДейка»

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                 

   Составитель:  Жмудь Светлана Анатольевна

                                    учитель-логопед

                                                                                                                                                                                                                   с. Бакчар. 2020 г.

   

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных  методик.

  Направленность: познавательно-речевая или социально-педагогическая

 Новизна программы. Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, современных технический средств: мультимедийный проектор, ноутбук, телевизор, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

Актуальность программы. 

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются:

  • Возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
  • Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
  • В последнее десятилетие увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму в школе такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому возникла необходимость в создании дополнительной образовательной программы «АБВГДЕЙ-КА» по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

 Отличительные особенности программы  - использование элементов  различных  современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие  у детей интеллектуальных и коммуникативных  способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Речевое и языковое развитие ребенка   плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.  Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.

Реализация программы «АБВГДей-ка» позволяет организовать работу по нескольким  направлениям: Подготовка к обучению грамоты, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму.

Педагогическая целесообразность программы.

Программа разработана с учетом основных принципов:

  • последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  • доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  • наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  • индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
  • результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
  • межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

 Цель программы. –  развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного, жизненного и познавательного опыта ребёнка. Содержание программы направлено на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей

. Задачи программы:

  • Обучающие: знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
  • знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
  • научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
  • научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
  • научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
  • научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
  • Познакомить с печатными буквами

Развивающие:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие графических навыков.
  • Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
  • Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
  • . Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста
  • Для детей старшего дошкольного возраста характерно формирование и развитие следующих качеств:
  • •  формирование и развитие способности адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки,
  • •  формирование представлений об изменениях признаков, их количества, появляется способность оперировать «в уме», мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий,
  • •  формирование первичного целостного образа, отражающего основные его закономерности,
  • •  формирование готовности к обучению в школе: мотивационная, познавательная, волевая, коммуникативная.
  • Набор в группу производится в начале учебного года  на свободной основе из числа детей  посещающих структурное подразделение МБДОУ "ЦРР-детский сад с.Бакчара" 

Группа

Старшая (5-6 лет)

Кол-во занятий в неделю

1(2)

Кол-во занятий

в  месяц

4 (5)

Продолжительность занятия

25-30 мин

Продолжительность обучения

1 год

Кол-во часов в неделю

1 час

Кол-во часов в месяц

4 часа

Кол-во часов в год

34 часов

3.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки, пальчиковые игры и малоподвижные игры.

В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:

  • изучение нового материала;
  • закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей;
  • проверочные занятия (в конце полугодия);
  • комплексные.

Занятия по обучению грамоте структурно выглядят так:

  • организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей);
  • постановка цели занятия;
  • организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии;
  • анализ деятельности детей;
  • подведение итогов занятия.
  1. Приемы и методы организации.

В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО, ИКТ);

- практический (игра, упражнения).

В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.

Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.

  • Дидактический материал. 

Дидактические игры:

  1. «Кто внимательный?»                                  
  2. «Кто больше»
  3.  «Слоговое лото»
  4. «Дополни слог, слово»
  5. "Подари подарок"- различение звуков
  6. «Узнай звук»
  7. «Слоговой аукцион»
  8. «Найди слово в слове»
  9. «4  лишний»
  10. «Схема-слово»
  11. «Слушай хлопки»
  12. «Что общего»
  13.  «Кто так говорит, делает?»
  14.  «Назови одним словом»
  15. «Волшебный мешочек»
  16. «Лабиринт»
  17. «Один – много»
  18. «Подари шары клоуну» -звуки, буквы
  19. «Звуковая цепочка»
  20. «Чего не стало»
  21. « «Рифмы»
  22. «Чей голосок?»
  23. «Подбери пару»
  24. «Кто что подарил?»
  25. «Наоборот»
  26. «Сигнальщики»
  27. «Рассыпанное слово»
  28. «Узнай по описанию»
  29.  «Синий – зелёный»
  30. «Расшифруй слово»
  31. «Повтори, не ошибись!»
  32.  «Заколдованные слова»
  33. «Найди букву»
  34.  «Назови ласково»
  35. «Измени слово»
  36.  «Придумай слово»
  37. «Доскажи словечко»
  38. «Звук заблудился»
  39. «Закончи слово, предложение»
  40. «Анаграммы»
  41.  «Читаем сами»
  42.   «На какую букву»
  43.  «Мамины помощники»
  44.  «Сказки»
  45.  «Обобщающие понятия»
  46.  «Что к чему?»
  47.  «Кто где живёт?»
  48.  «Наоборот» и др.

Дидактический  и раздаточный материалы:

  • подвижная азбука (наборное полотно с буквами);
  • магнитная азбука (демонстрационная);
  • касса букв и слогов (раздаточный материал);
  • рабочие тетради дошкольника  "От А до Я", (раздаточный материал);
  • индивидуальные планшеты с клеточным пространством, маркеры, тряпочки;
  • карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом;
  • плакаты «Алфавит»;
  • таблицы со слогами и словами;
  • слоговые часы
  • наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи.
  • Азбука, буквы -человечки, логопедические улитки со звуками и предметами на ней, стендовые буквы с картинками  (наглядно -демонстрационный материал).  
  • Колесникова Е.В., От А до Я: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. - М.: Издательство «Ювента», 2007 – 64 с.: ил. (на каждого ребенка).
  • Колесникова Е.В., развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». - М.: Издательство «Ювента», 2009 – 80 с.: ил.
  • карточки букв с картинками и на обороте стихотворная форма на этот звук
  • Ручки, карандаши, фломастеры.

Наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурочки, мягкие пазлы букв, лото "Азбука" , магнитный конструктор  с буквами, бросовый материал.

  • Техническое оснащение занятий.
  • комната светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиН;
  • демонстрационная магнитная доска ; фланелеграф
  • компьютер, принтер. ламинатор, проектор, интерактивная доска
  • шкафы. стулья -тумбы для хранения дидактических и методических пособий;

4. Планируемые результаты программы 

Знать: 

  • все звуки и буквы русского языка;
  • понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • что в слове один слог – главный, ударный;
  • классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

Уметь: 

  • выделять слова в предложении, определять их место;
  • проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;
  •  выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
  • делить слова на слоги, предложения на слова, считать слоги в слове, слова в предложении
  • составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений; предметной, сюжетной, серии картинок, восстанавливать ход событий
  • по  картинкам, составляя рассказ или сказку
  • пересказывать небольшие тексты;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
  • уметь видеть клетку, передавать символ, знак, предмет по образцу и словесному указанию на планшете, в тетради в клетку

Владеть: 

  • понятиями: звук, буква, слог, слово;предложение
  • терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;

                       связной, грамматически и фонетически правильной

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

  1. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки  Н. В Дурова. – М. : Просвещение, 2000. – 132 с
  2. Колесникова, Е. В. От звука к букве / Е. В. Колесникова. – М. : Просвещение, 2008. – 144 с.
  3. Тумакова, Г. А. Учите играя / Г. А. Тумакова, А. И Максакова. –  М. : Просвещение, 2003. – 84 с.
  4. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Методика развития речи детей дошкольного возраста / 
                       : Владос, 2002. – 128 с.  
  5. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ

             «Сфера», 2006. – 112 с.

  1. ФальковичТ. А. Развитие речи, подготовка к освоению письма / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : Просвещение, 2007. – 93 с.
  2. Шумаева, Д. Г. Как хорошо уметь читать / Д. К. Шумаева. – С.П., 2008. – 138 с.

Список литературы для детей и родителей

  1. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи дошкольников. Пособие для логопеда / Н. Г

             Андреева. –  М.«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2006. – 94 с.

  1. Нищева, Н. В. Играйка-грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для обучения дошкольников грамоте:

             Учебно-методическое пособие / Н.В Нищева. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

  1. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи ребенка / Т. А. Ткаченко. – М. : Эксмо, 2006. – 175 с.

4.         Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста / Т. Б Филичева, Г. В Чиркина. -  М. : 2002. – 147 с.

                                                    8. Приложения.

Критерии достижения цели программы.

  • системность диагностики познавательного роста обучающихся в области изучения русского языка
  • изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.);
  • система оценки обученности детей и система контроля за знаниями и умениями.(графические отметки успеха – неуспеха, символы победы, отличия в проводимом конкурсе, викторине – флаг, цветок, игрушка);
  • эффективность обучения по программе. Обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, знаком со средством выразительности);
  • повышение уровня воспитанности;
  • интерес к занятиям;
  • мотивация на дальнейшее обучение;

Уровни усвоения программы.

Низкий – Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.

Средний – Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков.

Высокий – В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове)

12. Форма подведения итогов:

  • диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков в форме опроса, игры, викторины конкурса;
  • организация практической деятельности с учётом программного содержания учебного года обучения и индивидуальных особенностей детей;
  • анкетирование родителей и педагога с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине

Предварительный просмотр: