Конспекты НОД. Звуковой анализ слова.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Кончина Яна Витальевна

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы. Звуковой анализ слова «Жуки».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz_slova.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения центра развития ребёнка «Детский сад» №160 «Крепыш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы. Звуковой анализ слова «Жуки».

                                                                                Выполнила: Кончина Яна

Студентка БГПК ОДО 284 гр.

                                                Проверили:

    Консультирует: Рязанова Е. Е.

Барнаул 2021.

Цель: упражнять детей в выполнении звукового анализа нового слова.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять детей в звуковом анализе и синтезе
  • Дифференцировать звуки по их качественной характеристике
  • Вычленять словесное ударение
  • Закрепление представления о смыслоразличительной роли звука.
  • Умение придумывать слова изменяя один звук слова.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи, фонематический представлений
  • Развитие зрительного и слухового внимания
  • Развитие логического мышления.

Воспитательные:

  • Воспитывать самоконтроль
  • Воспитание доброжелательности, самостоятельности
  • Воспитывать интерес к занятию.

Материал:

Демонстрационный: доска, указка, 4 - звуковая схема, фишки красного, синего, зеленого, черного цветов.

Раздаточный: 4 звуковые схемы, указки, фишки красного, синего, зеленого, черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, «Рабочая тетрадь».

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Встаньте в круг. Давайте немного поиграем. Я называю вам слова, а вы должны поделить их на слоги и назвать только 2 слог в слове (лампа, каша, песок, горох, палец, глаза, мыло, паста).

- Молодцы, ребята!

- У вас хорошее настроение? (ответы детей)

- Слушайте меня внимательно, выполняйте всё старательно.

2. Сообщение темы занятия

В:- Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять звуковой анализ нового слова. Все помнят, что такое звуковой анализ слова?

В: Послушайте стих и скажите, о ком идёт речь.

Жук-усач

У тропинки возле дач -

Вот, смотрите сами -

На травинке жук-усач

Шевелит усами.

Будто стрелками часы

Водят постепенно.

Может, это не усы -

Радиоантенны?

Может быть, из-за реки,

Через лес и скалы,

Шлют ему друзья-жуки

Радиосигналы?

Может, рад усатый жук

Чьей-то телеграмме:

"Прилетай к нам, милый друг,

Пообедай с нами!.."

(Е. Фейерабенд)

В: Правильно ребята, в здесь говорится о жуке. Значит, мы будем делать звуковой анализ слова жук.

- Молодцы!              

3. Звуковой анализ слова:

В: - Ребята, посмотрите на доску. На доске видим схему нашего слова. Давайте вы мне поможете сделать звуковой анализ этого слова?

У вас на столах лежат схемы, такие как у меня на доске, возьмите каждый себе схему и положите перед собой. Давайте же приступим к заданию.

В: - Назовите первый звук в слове «жуки»?

 - Первый звук в слове «жуки» звук [Ж]

В:- Назовите, какой это звук?

- Он согласный, твердый.

В: - Какой фишкой мы обозначаем согласный звук в схеме?

- Согласный звук мы обозначаем синей фишкой.

В: Значит какую фишку нам нужно взять для звука Ж? А куда на схеме мы её поставим?

- Синею. На первый квадратик.

В: - Второй звук в слове «жуки» звук [У].

В: - Назовите, какой это звук?

- Он гласный, безударный.

В: - Какой фишкой мы обозначаем гласный звук в схеме?

- Гласный звук мы обозначаем красной фишкой.

В: Значит какую фишку нам нужно взять для звука [У]? А куда на схеме мы её поставим?

-Красную. На второй квадратик, после синей фишки.

В: - Какой следующий звук в слове «жуки»?

- Следующий звук в слове «жуки» звук [К].

В: - Какой он?

- Он согласный, мягкий, глухой.

В: - Какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук в схеме?

- Мягкий, согласный звук мы обозначаем, зелёной фишкой.

В: Значит какую фишку нам нужно взять для звука [К]? А куда на схеме мы её поставим?

-Зелёную. На третий квадратик, после красного квадратика.

В: - Последний звук в слове «жуки» звук [И].

      - Какой он?

- Он гласный, ударный.

В: - Какой фишкой мы обозначаем гласный звук в схеме?

- Гласный звук мы обозначаем красной фишкой.

В: Значит какую фишку нам нужно взять для звука [И]? А куда на схеме мы её поставим?

-Красную. На последний квадратик.

В: - Сколько звуков в слове «жуки»?

- В слове «жуки» 4 звука.

В: -Сколько гласных звуков?(2) Сколько согласных звуков?(2).

В: - Сколько слогов в слове «жуки»?

- В слове «жуки» 2 слога.

В: - Ребята, теперь определим где в слове стоит ударение, давайте произнесём это слово «жукИ»

В: - Где у нас стоит ударение? На каком слоге? На каком звуке?

- Правильно! Ударение стоит на втором слоге.

- Уберите ударный гласный, теперь уберите безударный гласный звук, второй согласный.

В: - Какой звук остался?

- [Ж]

- Молодцы!

В: А сейчас я вам расскажу «секрет» про звук [Ж]. Он всегда твердый и не имеет мягкой пары.

4. Динамическая пауза.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу,

Вниз опустили,

Кисти встряхнули –

Листья роняют росу.

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – тоже покажем,

Крылья сложили назад.

В: Присаживаемся на места. Ребята А сейчас я вам прочитаю стишок, а котором «заблудился звук». А вы слушайте внимательно и найдите его:

Врач напомнил дяде Мите:

                                            - Не забудьте об одном:

                                            Обязательно примите

                   Десять «цапель» перед сном. (Капель).

В: Какой же звук заблудился? В каком слове?

-Правильно звук [З] заблудился.

В: А какой звук должен был быть место него?

-Правильно звук [К].

В: Молодцы ребята. Вы очень хорошо стравились с заданием. Помогли мне.

А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Цепочка слов» от слова «Лес»

6. «Цепочка слов»

- Ребята, я называю вам слово, а вы по последней его букве должны придумать следующее слово. И так далее по цепочке.

- Первое слово ЖУКИ – Индюк – Крыло….

(- Ребята, я называю вам слово «Лес», а вы должны заменить один звук из, чтобы получилось совсем другое слово. Например: ЛЕС- ЛИС.)

7. Работа в тетради.

- У вас на столе лежат тетради, откройте их и запишите звуковой анализ слова «жуки» самостоятельно. (Дети выполняют)

- Всем спасибо! 

8. Итог занятия.

- Молодцы, ребята!

- Ребята, скажите, с чем мы сегодня познакомились?

- Что вам больше всего понравилось?

- Какое задание было для вас самым сложным?

- Молодцы! С заданиями справились отлично.

- Ребята! Вы сегодня очень хорошо отвечали на все вопросы.

- Все молодцы! Занятие окончено!

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "Звуковой анализ слова".

Данный план-конспект занятия "Звуковой анализ слова" предназначен для педагогов дополнительного образования по программе "АБВГДЕйка"(обучение грамоте) для дошкольников 6 лет....

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Конспект НОД "Звуковой анализ слова"

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, обобщать знания о звуковом составе слова...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...