Технологическая карта: "слоговой анализ одно-, двух-, трехсложных слов"
материал по обучению грамоте (старшая группа)

Голубева Ирина Викторовна
Технологическая карта: "слоговой анализ одно-, двух-, трехсложных слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТ

Пояснительная записка

Возрастная группа старшая общеразвивающая

План проведения совместной деятельности в формате федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Название непрерывная образовательной деятельности (далее – НОД)  - для педагога: слоговой анализ одно-, двух-, трехсложных слов

Ведущая технология: развивающее обучение

Тема: Радужное путешествие (название НОД для детей)

Цель: формирование навыков фонематического анализа.

Задачи:

Воспитательные:

1. Способствовать проявлению детьми интереса к последующей образовательной деятельности.

2. Способствовать выбору воспитанниками понравившегося задания.

3. Организовывать ситуацию, в которой необходимо проявить умение договариваться со сверстниками.

Развивающие:

1.Развивать фонематический слух.

2. Развивать операции классификации, обобщения.

3. Развивать произвольную память.

Обучающие:

1. Формировать навык деления слова на слоги.

2.  Тренировать в определении количества слогов в слове (анализ одно-, двух- и трехсложных слов).

3. Закрепить понятия: «слог» и «слово».

4. Закрепить представления о спектре радуги.

5. Совершенствовать умение подбирать слова, по заданному признаку (обозначающие предметы определенного цвета).

Планируемые результаты:

Целевые ориентиры

Образовательные результаты

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности

Ребенок может вспомнить последовательность заданий.

ребенок активно взаимодействует со сверстниками. Способен договариваться

Ребенок умеет договариваться со сверстниками.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах.

у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Ребенок может разделить слова на слоги. Ребенок может определить количество слогов в слове (анализ одно-, двух- и трехсложных слов). Ребенок умеет классифицировать двух- и трехсложные слова.

Ребенок может определить лишнее слово по слоговому признаку.

Ребенок классифицирует понятия «слог» и «слово».

Ребенок может определить количество слогов в слове.

Ребенок проявляет любознательность

Ребенок проявляет интерес к последующей образовательной деятельности. Ребенок может сделать выбор понравившегося задания.

Ребенок обладает начальными знаниями о природном мире

Ребенок имеет представление о спектре радуги. Ребенок может придумать слова, обозначающие предметы определенного цвета.

Содержание образовательной деятельности: 

Этап технологии

Этап совместной деятельности

Временные затраты

Деятельность обучающихся

Задания на этапах совместной деятельности

Образовательные результаты

Вводно-мотивационный этап

Мотивационный компонент

Дети анализируют и делают вывод о теме (сюжете) образовательной деятельности.

Дети принимают решение:  выполнять задания.

Проблемная ситуация «Цветные конверты»

Мотивационная задача: Собрать спектр радуги, для этого нужно получить волшебную краску за выполнение заданий.

Ребенок имеет представление о спектре радуги.

Ребенок проявляет интерес к последующей образовательной деятельности.

Самостоятельная деятельность

Основная часть

Преобразующая деятельность

Дети узнают правило определения слогов в слове.

Дети выбирают слово с заданным количеством слогов из предложенных вариантов

Дети классифицируют слова по признаку, обсуждают какой вариант правильный и принимают решение о передвижении кубика.

Дети  анализируют слова по слоговому составу и ищут лишнее слово.

Дети выполняют движения в соответствии с заданием

Дети определяют количество слогов в слове и соединяют с соответствующей цифрой.

Дети придумывают слова, обозначающие предметы фиолетового цвета, и определяют количество слогов в слове.

Уровень *** самостоятельно.

Уровень** выбирают из разноцветных слов.

Уровень* выбирают из фиолетовых слов.

Задание «Красный конверт»

1) Правило определения слогов в слове.

2) Упражнение «Сколько слогов в слове» Отгадай загадку. Ответ.

 Бант Рот Небо Роза Шар

(что общего у всех изображений)

Задание «Оранжевый конверт»

1) «Закончи предложение словом с … слогами»

«У меня есть игрушечный оранжевый… «1» (дом, слон, робот - найди верный вариант).

 «Я хочу рисовать оранжевым… «2» (мелком, карандашом, фломастером - найди верный вариант).

«У меня вкусный, оранжевый… «3» (апельсин, банан, торт – найди верный вариант).

«Мне подарили оранжевый… «2» (блокнот, шарф, карандаш - найди верный вариант).

Задание «Желтый конверт» (коллективное)

Собери из кубиков дома: двусложный, трехсложный.

(ромашка, банан, карандаш, книга, пластилин).

Сколько кубиков в двухсложном домике, сколько в трехсложном? Почему?

Задание «Зеленый конверт» (индивидуально)

«Зачеркни лишнюю картинку»

Горох – трава – лист

Бабочка - шар –капуста

Арбуз – огурец – ведро

Зонт – шапка – сапог

ФИЗКУЛЬМИНУТКА: задание «Голубой конверт»

Выполняете наклоны влево, если я называю слова, вправо, если слоги.

Дом, ди, кит, стекло, ма, ложка, зи.

Задание «Синий конверт»

Соедини картинку с цифрой.

1-2-3  

Зонт - кружка – лопата

Стол - шарик – сапоги

Стул - ваза – подушка

Шарф - часы – бабочка.

Задание «Фиолетовый конверт»

Придумай «фиолетовое» слово и раздели на слоги.

Уровень *** самостоятельно.

Уровень** выбор из разноцветных слов.

Уровень* выбери из фиолетовых слов.

Ребенок может разделить слова на слоги.

Ребенок может определить количество слогов в слове (анализ одно-, двух- и трехсложных слов).

Ребенок умеет классифицировать двух- и трехсложные слова. Ребенок умеет договариваться со сверстниками.

Ребенок может определить лишнее слово по слоговому признаку.

Ребенок классифицирует понятия «слог» и «слово».

Ребенок может определить количество слогов в слове.

Ребенок может придумать слова, обозначающие предметы определенного цвета.

Ребенок может определить количество слогов в слове.

Контроль и коррекция результата

Рефлексия

Дети вспоминают последовательность заданий, рисуют радугу кинетическим песком и выбирают понравившееся задание(я) (отмечают его (их) звездой (звездами)).

Рисуем радугу кинетическим песком.

Цвет отдаем тому, кто первый вспомнил задание.

Прикрепляем звезды к понравившемуся цвету-заданию.

Ребенок может сделать выбор понравившегося задания.

Ребенок может вспомнить последовательность заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картинный материал для формирования слоговой структуры трехсложных слов из открытых слогов (2 класс по А.К. Марковой)

Картинный материал для формирования слоговой структуры трехсложных слов из открытых слогов (2 класс по А.К. Марковой)...

Игры по формированию и развитию звукослоговой структуры трехсложных слов.

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи системный характер.При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее ко...

Конспект подгруппового интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по формированию произношения трехсложных слов

Цель: учить произносить трехсложные слова (2 класса по А.К.Марковой) опираясь на длительный речевой выдох и  используя условия для двигательной активности....

Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

Данная презентация может быть использована в коррекционной работе логопеда с детьми с ОНР....