Игровые приёмы при подготовке дошкольников обучению грамоте.
статья по обучению грамоте (старшая группа)

Современные родители хотят видеть своего ребенка умным, ода­ренным, способным покорить воображение близких, знако­мых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже диктует свои условия: «Ребе­нок должен читать, и читать хорошо». Как же подготовить до­школьника к  овладению  навыка­ми чтения и письма?

Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произноси­тельные и графические обра­зы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одно­временно принимают участие разные психические способно­сти ребенка:

  • слуховое восприятие (рече­вой слух), внимание и память помогают различать звуки речи, удерживать в памяти их последовательность.
  • зрительное, пространствен­ное восприятие помогает ребен­ку узнать и отличить буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определить направление слева направо, сверху вниз.
  • зрительное внимание, па­мять способны удерживать в поле зрения ребенка необхо­димый объем зрительного ма­териала, запоминать начерта­ния и порядок следования букв друг за другом.
  • кинестетическое (мышеч­ное) восприятие необходимо для формирования произноси­тельных образов звуков, при проговаривании текста про себя во время письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizitka.docx107.12 КБ

Предварительный просмотр:

Современные родители хотят видеть своего ребенка умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже диктует свои условия: «Ребенок должен читать, и читать хорошо». Как же подготовить дошкольника к  овладению  навыками чтения и письма?

Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка:

  • слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память помогают различать звуки речи, удерживать в памяти их последовательность.
  • зрительное, пространственное восприятие помогает ребенку узнать и отличить буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определить направление слева направо, сверху вниз.
  • зрительное внимание, память способны удерживать в поле зрения ребенка необходимый объем зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
  • кинестетическое (мышечное) восприятие необходимо для формирования произносительных образов звуков, при проговаривании текста про себя во время письма.

В дошкольном возрасте формируется способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой, что позволяет ребенку:

  • услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
  • соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
  • правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит «про себя»;
  • написать букву и правильно прочитать.

При освоении языкового анализа и синтеза ребенок должен уметь: выделять заданный звук из потока звуков, в слоге и слове, слог из слова, слово из предложения; соединять звуки в слог; составлять из слогов слово, из слов предложения.

Игра «Звуковые дорожки»

Цели: Развитие фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, автоматизация звуков в словах, развитие мелкой моторики и координации движения рук.

Оборудование: звуковые линейки, наборы цветных крышек.

Ход игры: Дети вычленяют звуки из слова, анализируют качественные характеристики этих звуков (гласные, твердые и мягкие согласные) и накручивают крышку нужного цвета на соответствующее горлышко на звуковой линейке.

Для овладения правильным чтением ребенок должен запомнить графический образ буквы. Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных упражнений.

Игра «Пальчиковая азбука» — это система изображений букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций,

мелкой моторики; конструктивного праксиса.

Задачи:  изобразить букву с помощь пальцев рук.

Описание: рассмотреть,  какие пальцы принимают участие в построении буквы, прочитать ребенку стихотворение, заменяющее инструкцию и предложить построить букву по стихотворному описанию, затем  проверить правильность построения буквы по рисунку, стихотворному описанию или инструкции.

Задание: Буква а

Построй по инструкции

Указательные пальцы направлены вверх и соединены под углом.

Правая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяет середину указательных; безымянный и мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на безымянном.

Левая рука. Средний, безымянный, мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на среднем.

Построй по стихотворению

Пальцы указательные

Ставим под углом.

Средний — перекладиной

Ровно ляжет в нем.

Игра «Найди букву».

Задачи: развивать зрительное внимание; упражнять в выделении буквы в зашумленном, заштрихованном варианте.

Описание: на листе бумаги находится изображение буквы, на фоне различных штрихов и линий различной конфигурации.

Задание: найти заданную букву, назвать ее и рассказать, из каких элементов она состоит.

Игра «Буква сломалась».

Задачи: развивать умение проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.

Описание: работа с плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.

Задание: из различных частей правильно сложить буквы. (На начальном этапе одновременно предлагается 2— 3 буквы, разделенные на две части. Затем количество букв и частей, на которые они разделены, постепенно увеличивается.)

Игра «Объемные буквы».

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов в пространстве; развивать тактильные ощущения.

Описание: работа с объемными буквами русского алфавита.

Задание: с закрытыми глазами обследовать букву и правильно назвать ее.

Игра «Узнай на ощупь».

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости; развивать тактильные ощущения.

Описание: работа с буквами, слегка выдающимися над плоскостью («шершавыми» буквами).

Задание: с закрытыми глазами обвести пальцем по контуру букву и назвать ее.

Игра «Выложи букву и придумай с ней слово»

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение производить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа со счетными палочками и шнурками разного цвета.

Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв лучше выложить из палочек, а какие из шнурков). На начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух.

Игра «Веселые буквы».

Задачи: на практике закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости, развивать мелкую моторику.

Описание: работа с манной крупой, насыпанной плотным слоем на поднос.

Задание: начертить печатную заданную букву пальцем по крупе.

Игра «Будь внимательный».

Задача: развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.

Описание: работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.

Задание: найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета (на первом этапе предлагается одна буква и один цвет карандаша, далее предлагаются две буквы и два цветных карандаша и т.д.).

Игра  «Шахматная доска».

Задачи: упражнять в ориентировке на листе в клетку; закреплять понятия «вправо — влево», «вверх — вниз».

Описание: работа на листе бумаги в крупную клетку, размеченном по принципу шахматной доски.

Задание: провести фишку по «шахматному» листу от одной точки до другой, выполняя пошаговую инструкцию взрослого

Игра «Придумай сказку про букву».

Задачи: развивать творческие способности у детей приемами театрализованной деятельности и сказкотерапии.

Описание:  изготовление букв своими руками, придумывание сказок и историй о них.

Найди такую же букву

Задачи: развивать внимание и совершенствовать умение сравнивать зрительные образы букв.

Описание: работа с магнитной азбукой.

Задание: по примеру взрослого найти и прикрепить к магнитной доске ту или иную букву русского алфавита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

Конспект игрового комплекса по подготовке к обучению грамоте .

Конспект по подготовке к обучению грамате в средней группе....

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

«Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте»

Материал будет полезен и молодым и опытным педагогам...

Использование игровых приёмов в подготовке дошкольников к обучению грамоте

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой стороне языка, обучение их звуковому и слоговому анализу и синтезу слова, т. е. определе...

Использование игровых приёмов в работе по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Игры со слогами и словами»

Игра – это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт у...