«Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте»
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цедринская Юлия Николаевна

Материал будет полезен и молодым и опытным педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy_v_podgotovke_kobucheniyu_gramote.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте»  

Особое значение для подготовки детей к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного учреждения. Готовность ребенка к освоению грамоты  аналитико-синтетическим методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу - к умению услышать в слове определенные звуки, слова в предложении и  понять, что они расположены в определенной последовательности.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой стороне языка, обучение их звуковому и слоговому анализу и синтезу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик, ознакомлении детей с буквами и ориентировка в словесном составе предложения

  При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «гласный звук», «согласный звук», «Твердый», «Мягкий», «буква». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. малыш в основном оперирует образами, а не понятиями.

Для решения этой проблемы целесообразно при подготовке детей к усвоению грамоты использовать разнообразные игровые приемы.  

Использование игровых методов и приемов позволяет решить сразу несколько задач :

  1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе освоения грамоты;
  1. Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  1. Повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  1. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  1. Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
  1. Увеличить объем индивидуального коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные виды деятельности детей.

Изучив и обобщив литературу по использованию игровых приемов, пришла к выводу, что все игровые приемы можно разделить на несколько групп:

  1. Использование в занятии игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между занятиями или этапами одного занятия вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания, просит детей о помощи. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух,  Утенок Утя ( при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).
  1. Создание игровой ситуации. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по городу, путешествие в Москву на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом  нередко сюжетная линия проходит через все этапы занятия. Занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса обучения.
  1. Использование наглядного занимательного материала: на этапе  ознакомления детей с понятиями гласный звук, согласный звук, твердый, мягкий можно применять различные игровые пособия: Например, Цветные Деревья. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.
  1. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.  При ознакомлении со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У - гудит паровоз,  А - плачет Аленка, Р - рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами  окружающего мира. Так вы увидели прием «Лодка по морю плыла, букву на себе везла»
  1. Использование дидактических игр и игровых упражнений. Наибольшее значение в ДОУ, несомненно, имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. А повторы действий способствуют формированию умений и навыков. Дидактическая игра должна соответствовать индивидуальным особенностям детей, в них должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.

Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта. Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре реализуется значительно быстрее и прочнее.

Таким образом, в соответствии с основной задачей подготовки дошкольников к усвоению грамоты, рассмотрим материал по использованию игровых приемов при формировании фонематического анализа и синтеза слов, слогового анализа.

           Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза.

Фонематический анализ и синтез - это  способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков.

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, от положения в слове, а так же от произносительных особенностей звукового ряда.

Ударные гласные узнаются значительно лучше, чем безударные. Они выделяются значительно легче из начала слова, чем из конца и середины.

Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. Щелевые легче выделяются из начала слова, а взрывные - из конца.

Исходя из этого последовательность  овладения звуковым анализом будет следующая :

  •   Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.
  •   Выделение ударного гласного в начале слова.
  •   Анализ звукового ряда из 2 - 3 гласных.
  •  Выделение глухого согласного в конце слова, анализ обратного слога.
  •  Определение гласного после согласного в середине слова.
  •  Выделение первого согласного в слове.
  •  Полный звуковой анализ и синтез 3-х звукового слова типа МАК.
  •  Выделение гласного звука в конце слова.
  •  Полный звуковой анализ двусложного слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать принцип поэтапного формирования умственных действий. Составление предварительного представление о задании (ориентировочная основа будущего действия),

  1. Освоение действия с предметами, это формирование фонематического анализа с опорой на внешние действия: схемы, пустые клеточки, фишки.
  1. Выполнение действий в плане громкой речи. После освоения действий звукового анализа  со схемами, задания выполняются без предметов, но проговаривая слово вслух.
  1. Перенос действий во внутренний план. Проговаривание слова в плане шепотной речи, постепенный переход во внутренний план.
  1. Окончательное становление внутреннего действия.

На этапе выделения звука из ряда звуков, слогов и слов можно использовать следующие игровые приемы

по типу "Услышишь звук - подай сигнал":

«Берегись автомобиля»

Услышав звук (Р), ребенок показывает красный кружок.

«Светофор», «Чуткие ушки»

Ребенок поднимает соответствующий звуку кружок.

«Кораблик в тумане»

Услышав звук Л, ребенок зажигает фонарик, показывая дорогу кораблю.

«Горшок каши»

Услышав, что каша кипит (звук Ш), ребенок звонит в колокольчик.

«Поймай комара»

Услышав звук З, ребенок хлопает в ладоши.

«Поймай жука»

Услышав звук Ж, дети хлопают в ладоши.

«Поймай звук в ладошки»

«Подними символ»

«Умная машина», «Умный паровоз», «Умный самолет»

Эти транспортные средства перевозят пассажиров или грузы с определенным звуком в названии. Дети должны отобрать соответствующие картинки.

Выделение первого и последнего звука в словах

«Магазин»

Заплатить первым или последним звуком в названии покупки.

«Поймай слово за хвост»

«Я начну, а ты закончи»

«Звукоед» 

Звукоед съел первый (последний) звук в слове, назови какой.

…адуга, …акета, …убаха.

Определение места звука в слове.

 «Соберем вещи»

В одну сумку положим вещи, в названии которых звук находится в начале слова, в другую - в середине и в третью - в конце.

 «Разложи вещи»

Уберем одежду в комод, в соответствии с местом расположения звука в слове: в верхний ящик, в средний и в нижний.

Рубашка, сарафан, свитер.

«Новоселье в зоопарке»

Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением звука в слове:

Лошадь, волк, осел.

Рысь, корова, бобер.

«Подбери картинки к схеме»

Использование раздаточных карточек

Звуковой анализ и синтез  

«Живые звуки»

Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности

«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам»

Педагог называет детям слово, а дети называют звуки

 «Позовем звуки домой»

Первый звук, второй и третий…

«Подбери схему к картинке»

Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.

«Подбери картинку к схеме»

Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.

«Кубик»

Каждый из детей бросают кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.

«Слово рассыпалось», «Поймай звуки»

Педагог называет, «бросает» звуки, а дети составляют слово и называют его.

 «Прочитай» слово по первым звукам картинок»

Педагог  предлагает детям ряд картинок, определив первый звук в названии картинок можно составить слово.

«Цепочка звуков»

Дети стоят в кругу. Педагог называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки по порядку,  ребенок назвавший последний звук в слове поднимает мяч и отдает ведущему.

«Волшебные часы»

«Слово рассыпалось»

Педагог называет звуки в разбивку. Дети составляют слово из предложенных звуков.

Слоговой анализ

 «Слогоцветик»

Дети собирают цветок, в соответствии с количеством слогов в слове.

«Магазин»

Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов названии этого предмета.

«Поезд»

Рассадить пассажиров  в соответствии с количеством слогов в слове.

«Собираем урожай»

В одну корзину положим овощи, в названии которых два слога, а в другую - три слога. Свеклу, салат, морковь, горох,  а в другую - баклажан, картошка, помидор.

«Картинки-половинки»

Перед ребенком на столе лежат разрезанные на половину картинки, с изображением предметов с названиями состоящими из 2 слогов. Педагог называет первый слог и показывает на картинку, ребенок находит вторую половинку и произносит второй слог. Ребенок повторяет слово, показывая на каждую часть, называя количество слогов.

В процессе работы над звуками происходит формирование звукобуквенных связей и  закрепляется графический образ буквы. Происходит знакомство с буквами, первоначальные навыки чтения.

«Подними букву»

Эту игру используют для закрепления звукобуквенных связей.

Услышав слово с соответствующим звуком, дети поднимают букву.

 «Сложи букву»

Конструирование буквы из элементов, из различных материалов, составление разрезного изображения. Для закрепления зрительного образа составление буквы можно предложить по образцу и по памяти.

«Чудесный мешочек»

Используются пластмассовые буквы. Дети узнают их на ощупь.

«Отгадай по описанию»

Две палочки, наверху перекладина. (П)

Три палочки, внизу перекладина, справа хвостик. - Щ

Палочка в середине - по бокам полуовалы - Ф.

Палочка - посередине вверху перекладина - Т

«Слово рассыпалось»

Дети оставляют слово из предложенных букв разрезной азбуки: Р, К, А.

«Замени букву»

Преобразование слов.

МАК - БАК - ЛАК - ЛУК - СУК - СОК

«Волшебные тучки»

«Путешествие по морю»

Дети учатся сливать слоги, сначала обратные, затем прямые.

«Разложи предметы по величине»

При составлении слов из букв, дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой. Детям предлагаются плоскостные фигуры, на которых располагаются буквы. Разложив их по величине, можно будет прочитать слово.

«Путаница»

Дети выделяют начальные звуки в названиях предложенных картинок, вписать буквы в соответствующие клетки и прочитать полученное слово.

Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

Педагог, работающий в таком сложном направлении как подготовка к обучению грамоте, должен заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых приемов в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

Конспект игрового комплекса по подготовке к обучению грамоте .

Конспект по подготовке к обучению грамате в средней группе....

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте....

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями.

Особое значение для подготовки детей с нарушениями речи к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного учреждения.Основной задачей в процессе обучения грамоте является...