Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуки [А], [О], [У]» (закрепление пройденного материала)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Карелина Любовь Николаевна

Данный материал будет полезен для воспитателей детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_obucheniyu_gramote.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида№ 101».

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

 «Звуки [А], [О], [У]» (закрепление пройденного материала)

Подготовил воспитатель 1КК

 Карелина Л.Н.

Воронеж, 2021г.

Цель. Обобщение и систематизирование полученных знаний о гласных звуках [а][о][у], их артикулирование и звучание.

Задачи.

Образовательные:

- закреплять понятие «гласный звук»;

- закрепить умение чётко артикулировать гласные звуки [а][о][у];

- закрепить умение определять звук, стоящий в начале слова;

- закрепить зрительные образы символов гласных звуков;

 - подбор слов (картинок) с заданным гласным звуком в начальной позиции.

Развивающие:

- развивать фонематический слух;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

 - развивать общую и мелкую моторику;

- формировать плавный выдох.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес к занятиям;

- воспитывать умение работать в течение всего занятия;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, вслушиваться в речь воспитателя.

Оборудование. Магнитная доска, карточки - буквы (А,О, У),символы гласных звуков (по числу детей), картинки для артикуляционной гимнастики, картинки, которые начинаются с гласных звуков, куклы бибабо «сова», домики звуков( красные коробочки с символами букв и «портретами звуков», бумажные варежки по кол-ву детей ( цветные плоские карточки) со снежинками из бумажных салфеток на ниточке, раскраска «Дерево звуков» (по числу детей).

Ход занятия

1.Организационный момент. Сообщение темы занятия. Дети стоят полукругом.

Воспитатель. Доброе утро! Я очень рада видеть вас на занятии. Я улыбаюсь вам, улыбнитесь и вы мне, ребята!  Сегодня к нам в гости прилетела Мудрая Сова. Вместе с нами поиграет. Говорит она: «Угадай- ка, если знаешь, назови буквы эти, посмотри. Сова картинки нам принесла. Итак, вопрос!

Мудрая Сова «загадывает» загадки, дети отгадывают.

Демонстрация картинок – отгадок. (А О У)

1.Эта буква высока и стройна,

   Очень похожа на арку она. ( А)

2.Океан шумит волнами,

   Остров прямо перед нами,

   Облака висят над пальмами,

  Обезьяны ходят стаями. (О)

3.Две антенны на макушке,

   А сама сидит в избушке,

   На себе её везёт,

   Очень медленно ползёт. (Улитка)

    Я нашёл сучок в лесу,

    Он похож на букву …( У)

Воспитатель. Молодцы! Справились с заданием! Спасибо тебе, Мудрая Сова, оставайся у нас, отдохни.  

Дети переходят для дальнейшей работы за столы.

Воспитатель. А мы с вами, дети, поиграем. Присаживайтесь за столы. Мы поговорим о звуках, ведь звуки – целая наука! Вы смогли их узнать, а теперь посмотрите на доску. Здесь мы видим буквы, которые и обозначают определённый звук. Назовём их (дети хором называют буквы, на которые указывает педагог). Правильно: это буквы А,О ,У.

Выполнение артикуляционной гимнастики.  

Воспитатель. Язычок ваш не устал? Нет, тогда, пожалуй, попросим его исполнить песенку. Для этого подберём «портреты звуков» к каждой букве. Итак, угадайте, какой звук я беззвучно произношу (педагог беззвучно изображает артикуляцию звуков А О У и демонстрирует соответствующую карточку – портрет, размещая её на доске под соответствующей звуку буквой). Какая песенка получилась? Пропоём её. (Вместе с детьми хором воспитатель пропевает звуки: А О У). Прекрасно у вас получается. Нет преграды для воздушной струи? Нет. Значит, эти звуки, какие - гласные или согласные? Правильно, эти звуки гласные! Поэтому портреты их красные. Произносятся гласные звуки только голосом. Мы порепетировали, а сейчас каждый из вас исполнит свою песенку звуков. Я разложу вам «портреты звуков», из них вам нужно выложить песенку. Итак, по порядку, слушаем исполнение каждого ребёнка (дети раскладывают «портреты звуков» на столе в линию из 3-х карточек, потом по очереди произносят протяжно получившееся сочетание). Красиво получилось! А звуки отправляются в свои домики (педагог подходит к каждому ребёнку с коробочкой, на которой есть символы звука: изображение печатное буквы, «портрет звука», дети раскладывают карточки по местам, закрепляя их артикуляцию)

Воспитатель. Предлагаю всем вместе навести порядок у звуков. Ведь звуков сколько? А букв? А портретов звуков? Правильно - три. А картинок одна стопочка, а должно быть три. Разберём их по местам. Посмотрим на картинки, назовём первый звук в названии и положим картинку в одну из трёх стопочек (1-А, 2-О, 3-У) педагог демонстрирует картинки и раскладывает их по стопкам после того, как дети угадают первый звук в каждом слове). Проводится игра «Наведи порядок». Хорошо! Навели порядок у наших звуков!

Дыхательная гимнастика «Сдуй с варежки снежинку».

Воспитатель. Мудрая Сова принесла вам варежки, да не простые, а с секретом, ведь на улице не лето, а зима. На снежинки дуть пора. Словно вьюга завываем и снежинки мы сдуваем. Плечи мы не напрягаем, воздух сильно вбираем и весь полностью выдыхая, щёчки при этом не надуваем). (Воспитатель даёт каждому ребёнку варежку, озвучивая при этом цвет варежки задавая вопрос и требуя полного ответа: «У тебя варежка какого цвета?»)

Воспитатель. Звуки с буквами к нам сегодня пришли и порядок навели. Скажите, ребята, что вам в занятии понравилось? (дети дают полный ответ). Прислушайтесь, я слышу шорох…Это Мудрая Сова приготовила вам сюрприз. Раскраски. Они непростые, на них звуки гласные и дерево прекрасное. Называется раскраска «Дерево звуков». Сегодня вы аккуратно будете раскрашивать карандашами это волшебное дерево, на котором звуки гласные, поэтому карандаши вам пригодятся, какого цвета? Правильно красные! А так как сейчас зима, и нет уже листьев, то дерево, укрытое снегом какого цвета? Правильно - белое. Вот закончилась игра! Прозвенеть колокольчику пора! (педагог звонит в колокольчик). Мудрой Сове пора возвращаться домой. Спасибо! До новых встреч! Прилетай к нам еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе ""Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ""

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа)Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.Программное содержание.Образовательные зада...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Речевые игры и упражнения. Гласные звуки"

Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, э, ы). Задачи: Развивающая: • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза; • Развивать мелку...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР. Тема: Звук «О»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР.Тема: Звук «О»Цель:1. Познакомить детей со звуком «О» и его символом.2. Учить правильно произ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР. Тема: Звук «О»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР.Тема: Звук «О»Цель:1. Познакомить детей со звуком «О» и его символом.2. Учить правильно произ...