Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звук [Д], буква Д»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Наталья Дмитриевна Кирикова

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Д],[Д’]. Буква «Д».

Образовательные задачи:

-Познакомить со звуками [д] и [д’], буквой Дд.

-Формировать умения различать звуки [д] и [д’]

-Закреплять умение определять первый звук в слове;

Развивающие задачи:

-Развивать фонематический слух и восприятие, графомоторные навыки, координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать навыки сотрудничества на занятии.

-Воспитывать желание помогать герою и друг другу.

Оборудование: Конверт-письмо с картинками; синии круги по числу детей; магнитная доска, контейнеры с цветными карандашами, палочками Кюизенера, буква Д для раскрашивания на каждого ребёнка.

Методы и приемы: Вопросы к детям, рассматривание, называние детьми букв, игровой прием, худ. слово, хоровое и индивидуальное произнесение звука, работа с раздаточным материалом; чтение слогов, индивидуальная помощь.

Ход занятия:

  Организационный момент:

- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.

  Крепко за руки возьмёмся

  И друг другу улыбнёмся,

  Если каждый улыбнется

  Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО, ребята!

1.  Артикуляционная гимнастика

-Отлично, ребята! Мы с вами размяли на зарядке наши руки и ноги.  Сейчас я предлагаю вам размять наши губки и язычки. Давайте сделаем несколько упражнений, чтобы разбудить их.

Как мы улыбаемся, когда у нас хорошее настроение? А как расстраиваемся, когда нам стало грустно? Сначала улыбаемся как можно шире, а затем сильно расстраиваемся, опускаем уголки губ вниз. (5 повторений)

- Все сегодня почистили зубки? Покажете мне, как правильно чистить зубки? (сжимаем зубки и «чистим» воображаемой щёткой)

-Зубки почистили, теперь пора дать язычку потренироваться. Давайте покачаем язычком вверх-вниз, вправо-влево (показываю на своём примере, прижимая язык поочерёдно к верхней и нижней губе, к правому и левому уголку губ)

- Молодцы. Проверим как вы подготовили свои губы и язычки, повторяйте за мной чистоговорки:

ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой;

АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай;

Та-та-та- – осень это красота;

Де-де-де – лужи с дождиком везде;

Ду-ду-ду – фрукты собирай в саду;

АД – АД – АД - вот фруктовый сад;

ДА- ДА- ДА- в банке чистая вода;

ЗА-ЗА-ЗА- у мамы добрые глаза.

2. Основная часть:

Проблемная ситуация: пришло письмо от кого не могу понять. Помогите мне пожалуйста (читаю)

- письмо от «ОМОВЁНОКА», кто же это такой? (предположения детей)

- в слове потерялся первый звук. (Дети догадываются, что это Домовёнок.)

Достаю из конверта картинки подсказки, где встречается звук [Д], показываю детям, они произносят. (дом, дорога, дверь, дыня, дятел)

-Какой первый звук вы слышите в этих словах? Ответ детей: Звук [Д].

Воспитатель: Оказывается Домовёнок потерял первый звук своего слова и просит помочь найти его. И рассказать ему всё об этом звуке, и помочь составить слово правильно. Поможем ребята? (да)

-Давайте произнесем этот звук все вместе.

-Что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [д]?

- Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, кончик языка ударяется о бугорки за верхними зубами и отскакивает от них. Значит, во

рту есть преграда из языка.

-Как вы думаете, звук [д] — гласный или согласный? (Дети- согласный.)

-Верно. Его нельзя петь, открыв рот.

- Дети проверьте пожалуйста звук [д] звонкий? (ответы детей)

-Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (Дети- синим)

-Правильно.

Поэтому возьмите в руки по одному синему кружку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [д].

Для игры используется следующий материал: т, д, б, п, д, г, д, к, н, д; да,

бу, то, ды, ду, го, ну, до; дом, кот, нос, вода, думать, дышать, петь, веселый,

воздушный, погода.

- Молодцы! Вы были очень внимательными.

Физкультминутка «Осень»

Ветер северный подул: «С-с-с-с-с» (Взмахи руками. На выдохе произнесение звука «с».)

Все листочки с веток сдул. (Плавный полуприсед.)

Полетели, закружились… (Движения по тексту.)

И на землю опустились. (Приседание.)

Дождик стал по ним стучать

«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Сидя на корточках «барабанить» пальцами по ковру/полу.)

Град по ним заколотил, (Встать. Руки на пояс. Потопать ногами на месте.)

Листья насквозь все пробил. (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.)

Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках.)

Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками.)

3.Дифференциация звуков [д] и [д’]

Воспитатель: Звук [Д] необычный звук, он может звучать твёрдо ДДД, может звучать мягко ДЬ,ДЬ,ДЬ. Показываю картинку с дятлами.

БОЛЬШОЙ ДЯТЕЛ ДОЛБИТ ДЕРЕВО - ДДДДДД.

МАЛЕНЬКИЙ ДЯТЕЛ ДОЛБИТ ДЕРЕВО – ДЬДЬДЬДЬДЬ.

Звук Д — согласный, твердый, звонкий.

Звук Дь — согласный, мягкий, звонкий.

-Давайте проверим как вы поняли, когда звук звучит мягко, когда твёрдо.

-Вставайте возле столов, я показываю вам картинку, где звуки спрятались.  Хлопните в ладоши, если услышите звук д, поднимите руку, если в слове будет звук Дь.

- Молодцы! Вы старались.

4. Знакомство с буквой Д.

-Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, буквы мы   пишем и читаем.)

- Звуки [Д], [Дь] обозначаются буквой Д (показываю букву)

- На что похожа буква Д? Ответы детей: На дом.

 Воспитатель:

Буква Д как будто дом,

Но всего с одним окном.

-Посмотрите, у Вас на столах лежат палочки, составьте из них букву Д.

- Молодцы. У всех получилось собрать букву Д из палочек?

 

Итоги:

Воспитатель: Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились?

Что Вам понравилось? Что было сложно?

Дети, вы не позабыли про нашего «Омовёнка»?  Какой звук потерялся в этом слове? Этот звук мягкий или твёрдый?

Давайте раскрасим для Домовёнка его букву и вложим в конверт. И одну букву приклеим на конверт. Дети раскрашивают буквы и вкладывают в конверт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_po_gramote.docx2.35 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква "В"

Цели: научить детей определять место звука в слове, расширять словарный запас, слоговой анализ и синтез, понятие «предлог»....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуки [А], [О], [У]» (закрепление пройденного материала)

Данный материал будет полезен для воспитателей детей старшего дошкольного возраста....

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»

Обучающие цели: познакомить с гласным звуком А, особенностями его артикуляции; упражнять в чётком произношении и интонационном выделении звука А в словах, в умении давать характеристику звука; познако...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква У"

Данный конспект поможет воспитателю подготовительной группы интересно и плодотворно провести занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. С помощью конспекта вы с детьми закреп...