Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звук [Д], буква Д»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Д],[Д’]. Буква «Д».
Образовательные задачи:
-Познакомить со звуками [д] и [д’], буквой Дд.
-Формировать умения различать звуки [д] и [д’]
-Закреплять умение определять первый звук в слове;
Развивающие задачи:
-Развивать фонематический слух и восприятие, графомоторные навыки, координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать навыки сотрудничества на занятии.
-Воспитывать желание помогать герою и друг другу.
Оборудование: Конверт-письмо с картинками; синии круги по числу детей; магнитная доска, контейнеры с цветными карандашами, палочками Кюизенера, буква Д для раскрашивания на каждого ребёнка.
Методы и приемы: Вопросы к детям, рассматривание, называние детьми букв, игровой прием, худ. слово, хоровое и индивидуальное произнесение звука, работа с раздаточным материалом; чтение слогов, индивидуальная помощь.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
1. Артикуляционная гимнастика
-Отлично, ребята! Мы с вами размяли на зарядке наши руки и ноги. Сейчас я предлагаю вам размять наши губки и язычки. Давайте сделаем несколько упражнений, чтобы разбудить их.
Как мы улыбаемся, когда у нас хорошее настроение? А как расстраиваемся, когда нам стало грустно? Сначала улыбаемся как можно шире, а затем сильно расстраиваемся, опускаем уголки губ вниз. (5 повторений)
- Все сегодня почистили зубки? Покажете мне, как правильно чистить зубки? (сжимаем зубки и «чистим» воображаемой щёткой)
-Зубки почистили, теперь пора дать язычку потренироваться. Давайте покачаем язычком вверх-вниз, вправо-влево (показываю на своём примере, прижимая язык поочерёдно к верхней и нижней губе, к правому и левому уголку губ)
- Молодцы. Проверим как вы подготовили свои губы и язычки, повторяйте за мной чистоговорки:
ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой;
АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай;
Та-та-та- – осень это красота;
Де-де-де – лужи с дождиком везде;
Ду-ду-ду – фрукты собирай в саду;
АД – АД – АД - вот фруктовый сад;
ДА- ДА- ДА- в банке чистая вода;
ЗА-ЗА-ЗА- у мамы добрые глаза.
2. Основная часть:
Проблемная ситуация: пришло письмо от кого не могу понять. Помогите мне пожалуйста (читаю)
- письмо от «ОМОВЁНОКА», кто же это такой? (предположения детей)
- в слове потерялся первый звук. (Дети догадываются, что это Домовёнок.)
Достаю из конверта картинки подсказки, где встречается звук [Д], показываю детям, они произносят. (дом, дорога, дверь, дыня, дятел)
-Какой первый звук вы слышите в этих словах? Ответ детей: Звук [Д].
Воспитатель: Оказывается Домовёнок потерял первый звук своего слова и просит помочь найти его. И рассказать ему всё об этом звуке, и помочь составить слово правильно. Поможем ребята? (да)
-Давайте произнесем этот звук все вместе.
-Что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [д]?
- Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, кончик языка ударяется о бугорки за верхними зубами и отскакивает от них. Значит, во
рту есть преграда из языка.
-Как вы думаете, звук [д] — гласный или согласный? (Дети- согласный.)
-Верно. Его нельзя петь, открыв рот.
- Дети проверьте пожалуйста звук [д] звонкий? (ответы детей)
-Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (Дети- синим)
-Правильно.
Поэтому возьмите в руки по одному синему кружку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [д].
Для игры используется следующий материал: т, д, б, п, д, г, д, к, н, д; да,
бу, то, ды, ду, го, ну, до; дом, кот, нос, вода, думать, дышать, петь, веселый,
воздушный, погода.
- Молодцы! Вы были очень внимательными.
Физкультминутка «Осень»
Ветер северный подул: «С-с-с-с-с» (Взмахи руками. На выдохе произнесение звука «с».)
Все листочки с веток сдул. (Плавный полуприсед.)
Полетели, закружились… (Движения по тексту.)
И на землю опустились. (Приседание.)
Дождик стал по ним стучать
«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Сидя на корточках «барабанить» пальцами по ковру/полу.)
Град по ним заколотил, (Встать. Руки на пояс. Потопать ногами на месте.)
Листья насквозь все пробил. (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.)
Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках.)
Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками.)
3.Дифференциация звуков [д] и [д’]
Воспитатель: Звук [Д] необычный звук, он может звучать твёрдо ДДД, может звучать мягко ДЬ,ДЬ,ДЬ. Показываю картинку с дятлами.
БОЛЬШОЙ ДЯТЕЛ ДОЛБИТ ДЕРЕВО - ДДДДДД.
МАЛЕНЬКИЙ ДЯТЕЛ ДОЛБИТ ДЕРЕВО – ДЬДЬДЬДЬДЬ.
Звук Д — согласный, твердый, звонкий.
Звук Дь — согласный, мягкий, звонкий.
-Давайте проверим как вы поняли, когда звук звучит мягко, когда твёрдо.
-Вставайте возле столов, я показываю вам картинку, где звуки спрятались. Хлопните в ладоши, если услышите звук д, поднимите руку, если в слове будет звук Дь.
- Молодцы! Вы старались.
4. Знакомство с буквой Д.
-Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем.)
- Звуки [Д], [Дь] обозначаются буквой Д (показываю букву)
- На что похожа буква Д? Ответы детей: На дом.
Воспитатель:
Буква Д как будто дом,
Но всего с одним окном.
-Посмотрите, у Вас на столах лежат палочки, составьте из них букву Д.
- Молодцы. У всех получилось собрать букву Д из палочек?
Итоги:
Воспитатель: Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились?
Что Вам понравилось? Что было сложно?
Дети, вы не позабыли про нашего «Омовёнка»? Какой звук потерялся в этом слове? Этот звук мягкий или твёрдый?
Давайте раскрасим для Домовёнка его букву и вложим в конверт. И одну букву приклеим на конверт. Дети раскрашивают буквы и вкладывают в конверт.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква "В"
Цели: научить детей определять место звука в слове, расширять словарный запас, слоговой анализ и синтез, понятие «предлог»....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуки [А], [О], [У]» (закрепление пройденного материала)
Данный материал будет полезен для воспитателей детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»
конспект по обучению грамоте...

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»
Обучающие цели: познакомить с гласным звуком А, особенностями его артикуляции; упражнять в чётком произношении и интонационном выделении звука А в словах, в умении давать характеристику звука; познако...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Буква Оо, звук [о]».
Знакомство со звуком о и буквой Оо...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква У"
Данный конспект поможет воспитателю подготовительной группы интересно и плодотворно провести занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. С помощью конспекта вы с детьми закреп...
