Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в старшей группе
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)

Луканина Галина Александровна

Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_bukvarenok_star.gr2021-2022.docx43.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                      УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания Педагогического                                  Заведующий МДОУ № 9 «Елочка»

совета МДОУ №9 «Елочка»                                               _________________ О.А. Воробьева

от __________2021г. № ___        __________________________2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

кружка по речевому развитию в старшей группе

(подготовка к обучению грамоте)

"БУКВАРЁНОК"

Подготовила:

руководитель кружка учитель-логопед Луканина Г.А.

г. Лыткарино

2021 – 2022 учебный год

Информационная карта образовательной программы

дополнительного образования детей.

Направленность:

Социально-педагогическая

Вид образовательной деятельности:

Подготовка к обучению грамоте.

Название программы:

«Букваренок»

Сведения об авторе:

Учитель-логопед Луканина Галина Александровна

Аннотация программы:

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год (76 занятий)

Год разработки: 2021г.

Цель: формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения грамоте: фонематического восприятия, первоначальных навыков звукового и слогового анализа и синтеза, графо-моторных навыков, элементарных навыков письма и чтения.

Задачи:

  • формирование фонематического восприятия;
  • формирование операций звукового, слогового анализа и синтеза;
  • развитие оптико-пространственных ориентировок и графо-моторных навыков;
  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения (печатание букв, слогов, слов, коротких предложений);
  • формирование представлений о лексико-грамматической структуре предложения;
  • профилактика нарушений чтения и письма.

Ожидаемые результаты.

     В результате обучения по программе «Букваренок», в течение полного учебного года предполагается, что дети получают следующие основные знания и умения:

  • в результате освоения программы ребенок должен сформировать понятия: речь, предложение, слово, слог, буква, звук, гласный звук, согласный звук, ударение.
  • ребенок должен уметь: выделять слова в предложении, определять их количество; делить слова на слоги; выделять гласные и согласный звуки из состава слова (начало, середина, конец слова); проводить звуковой, слоговой и буквенный анализ и синтез слогов, слов (типа уха, сани, мышка, пижама), читать и печатать слоги, слова и короткие предложения; понимать и применять в речи все лексико-грамматический категории, согласно условным возрастным нормам.
  • ребенок должен владеть: приёмами самомассажа рук; правильным захватом карандаша.

Статус программы:

Разработана на основе:

-системы занятий по коррекции звукопроизношения и обучению чтению детей 5-6 лет, авторов Т.Ю.Бардышевой, Е,Н.Моносовой;

-пособия для подготовки детей 5-6 лет к обучению грамоте «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.» автора Н.Ю.Костылевой

Пояснительная записка.

     Подготовка к обучению грамоте (письму и чтению) – сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов.

     Базой для овладения письмом и чтением является достаточная сформированность компонентов устной речи, фонематического восприятия, звукопроизношения, компонентов лексико-грамматического строя.

     Наши занятия помогут воспитать внимание к звуковой стороне речи, сформировать фонематическое восприятие. Через систему увлекательных игр и упражнений дети получат представление о назначении речи, о строении русского языка.    

     На занятиях учитель-логопед в интересной и доступной форме познакомит детей со звуками и буквами родного языка, научит анализировать звучащее слово. Игровой характер многих заданий поможет детям быстрее и лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв и сделает этот процесс интересным и увлекательным.

      На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для формирования представлений и знаний о лексико-грамматической структуре предложения (составление предложений различных конструкций). Дети получат знания о строении языка, познакомятся с понятиями «предложение», «слово» и т.д.

     Разнообразные графические упражнения, выполняемые на занятиях, направлены как на подготовку руки к письму, так и на формирование зрительно-пространственных представлений.

    Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребёнок одновременно с успешной подготовкой к обучению грамоте научится логически мыслить; у него разовьётся речь, зрительное восприятие, внимание; он приобретёт графические навыки, а также получит хорошую возможность для профилактики нарушений письма и чтения.

     Логопедическая практика подтверждает – профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте!

Цель: формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения грамоте: фонематического восприятия, первоначальных навыков звукового и слогового анализа и синтеза, графо-моторных навыков, элементарных навыков письма и чтения.

Задачи:

  • формирование фонематического восприятия;
  • формирование операций звукового, слогового анализа и синтеза;
  • развитие оптико-пространственных ориентировок и графо-моторных навыков;
  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения (печатание букв, слогов, слов, коротких предложений);
  • формирование представлений о лексико-грамматической структуре предложения;
  • профилактика нарушений чтения и письма.

Реализация программы опирается на использование ведущих принципов логопедической науки:

  • принципе системного подхода;
  • онтогенетическом принципе;
  • принципе особого подбора речевого материала;

Сроки реализации и режим занятий.

     Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся 5-6 лет. Общая продолжительность обучения составляет 76 занятий. План учебных занятий строится из расчета 2 занятия в неделю по 25 минут. В течение занятий происходит смена видов деятельности.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по программе «Грамотейка», в течение полного учебного года предполагается, что дети получают следующие основные знания и умения:

  • в результате освоения программы ребенок должен сформировать понятия: речь, предложение, слово, слог, буква, звук, гласный звук, согласный звук, ударение.
  • ребенок должен уметь: выделять слова в предложении, определять их количество; делить слова на слоги; выделять гласные и согласный звуки из состава слова (начало, середина, конец слова); проводить звуковой, слоговой и буквенный анализ и синтез слогов, слов (типа уха, сани, мышка, пижама), читать и печатать слоги, слова и короткие предложения; понимать и применять в речи все лексико-грамматический категории, согласно условным возрастным нормам.
  • ребенок должен владеть: приёмами самомассажа рук; правильным захватом карандаша.

Календарно-тематический план

№ п/п

Период

Месяц

Неделя

Тема занятия

Кол-во зан

1

1-ый период обучения

Сентябрь

1

Понятие «речь», «предложение», «слово».

1

2

2

«Слова-предметы» (живое-неживое), «слова-действия».

1

3

2

«Слова-признаки», «слова-помощники»

(предлоги)

1

4

3

Речевые и неречевые звуки. Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

5

3

Звук [а], буква А.

1

6

4

Звук [у], буква У.

1

7

4

Дифференциация А-У

1

8

5

Звук [и], буква И.

1

9

5

Звук [ы], буква Ы.

1

10

Октябрь

1

Звук [о], буква О.

1

11

2

Звук [э], буква Э.

1

12

2

Дифференциация О-Э

1

12

3

Понятие "слог". Ударение.

1

14

3-4

Согласные звуки.Звуки [п] [п`]. Буква П.

2

15

4-5

Звуки [м] [м`]. Буква М.

2

16

Ноябрь

5-1

Звуки [б] [б`]. Буква Б.

2

17

1-2

Звуки [т] [т`]. Буква Т.

2

18

2-3

Звуки [д] [д`]. Буква Д. Дифференциация т-д.

2

19

4

Звуки [н] [н`].Буква Н. Дифференциация м-н.

2

20

Декабрь

5-1

Звуки [в] [в`]. Буква В.

2

21

2

Звуки [ф] [ф`]. Буква Ф.

2

22

3

Звуки [к] [к`]. Буква К.

2

23

4

Звуки [г] [г`]. Буква Г.

2

24

5

Звуки [х] [х`]. Буква Х. Дифференциация к-х.

2

25

2-ой период обучения

Январь

3

Звуки [й]. Буква Й.

2

26

4

Буква Я.

2

27

5

Буква Е.

2

28

Февраль

1

Звуки [с] [с`]. Буква С.

2

29

2

Дифференциация по твердости-мягкости

2

30

3

Звуки [з] [з`]. Буква З.

2

31

4

Дифференциация по твердости-мягкости

2

32

Март

1

Звуки [ц]. Буква Ц.

2

33

2

Дифференциация с-з-ц.

2

34

3

Звуки [р] [р`]. Буква Р.

2

35

4

Звуки [л] [л`]. Буква Л. Дифференциация р-л.

2

36

Апрель

1

Буква Ё.

2

37

2

Буква Ю.

2

38

3

Звук [ш].Буква Ш. Правописание ШИ.

2

39

4

Дифференциация с-ш.

2

40

5

Звук [ж]. Буква Ж. Правописание ЖИ.

2

41

Май

2

Дифференциация з-ж.

1

42

3

Звуки [ч]. Буква Ч. Правописание ЧА-ЧУ.

2

43

4

Звуки [щ]. Буква Щ. Правописание ЩА-ЩУ.

2

44

5

Буква Ь.

1

45

5

Буква Ъ.

1

46

6

Закрепление пройденного материала.

2

ИТОГО

76 занятий

Содержание

1-ый период обучения

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Направления работы:

1. Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

  • развивать слуховое и зрительное внимание, память;
  • закреплять навыки четкого произношения звуков;
  • формировать понятия: «звук», «речевые и неречевые звуки», «гласные /согласные звуки», «твердый/мягкий», «звонкий/глухой согласный звук», «слог», «слово» ;
  • формировать умение выделять звуки из начала, середины и конца слов;
  • формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • упражнять в произношении слов сложной слоговой структура;
  • формировать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

2. Формирование навыков чтения и письма:

  • познакомить с буквами по темам;
  • учить анализировать их оптико-пространственные и графические признаки;
  • формировать графические навыки;
  • формировать навыки буквенного анализа и синтеза;
  • познакомить с правилами орфографии: правило написания предложения, заглавная буква в именах собственных;
  • учить читать и писать слоги, слова, предложения.

3. Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:

  • развивать артикуляторную моторику;
  • формировать осознание собственного тела и ориентировки в схеме тела;
  • формировать общую моторику и координацию движений;
  • формировать мелкую моторику.

            4. Формирование словаря, грамматического строя речи и связной речи в процессе выполнения упражнений по темам занятий:

  • расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов;
  • формировать понятия «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», «предлог»;
  • активизировать процессы словообразования и словоизменения;
  • формировать умение подбирать синонимы и антонимы;
  • формировать умение образовывать сравнительную степень прилагательных;
  • учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги;
  • формировать умение понимать и объяснять значения слов.
  • упражнять в конструировании предложений по опорным словам, заданной графической схеме, в распространении предложений за счет введения однородных членов;
  • совершенствовать навыки пересказа текстов.

2-ой период обучения

Январь, февраль, март, апрель, май.

Направления работы:

  1. Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
  • продолжать работу, которая проводилась в первом периоде;
  • продолжать формировать умение определять ударный гласный звук в словах и обозначать его.

           2. Формирование навыков чтения и письма:

  • продолжать работу, которая проводилась в первом периоде;
  • познакомить с правилами орфографии: правописание ЖИ— ЩИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, правописание заглавной буквы в названиях городов и улиц;
  • совершенствовать графо-моторные навыки.

3.  Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики.

  • продолжать работу, которая проводилась в первом период.

4. Формирование словаря, грамматического строя речи и связной речи в процессе выполнения упражнений по темам занятий:

  • закреплять навыки согласования прилагательных в роде, числе и падеже;
  • закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде и падеже;
  • учить понимать многозначность слов.
  • продолжать работу, которая проводилась в первом периоде;

Список литературы

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.  От звука к букве. Коррекция звукопроизношения и обучение чтению детей 5-6 лет. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013г. – 136с.

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.  Логопедические занятия в детском саду.          –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013г. – 240с.

Костылёва Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет. –Москва: АСТ: Астрель,2014.-110с.

Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет, М.: «Издательство Гном и Д», 2002г.

Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.— 112 с: ил

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. / Худ. И. Н. Ржевцева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 48 с. + вкладка 32 с.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприя-тия  и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет.

Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет построена с учетом возрастных особенностей детей. Рассчитана на два года обучения, начиная со старшей группы. Программа направлена на овладение ...

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...

Рабочая учебная программа по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "АБВГДйка"

Развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе: научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу; при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жиз...

модифицированная парциальная программа по обучению грамоте в старшей группе

Пояснительная запискаСовременная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольно...

Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Е.О.Астафьева, рабочая тетрадь №1, стр.9-10 («Аа»)

Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Е.О.Астафьева, рабочая тетрадь №1, стр.9-10 («Аа»)...

Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Е.О.Астафьева, рабочая тетрадь №1, стр.24-25 («Кк»)

Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Е.О.Астафьева, рабочая тетрадь №1, стр.24-25 («Кк»)...