Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Брюханова Ангелина Анатольевна

Составление описательного рассказа на тему "Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе

Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.

Цель: развитие умений детей составлять описательные рассказы о зимующих птицах по картинке с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

  • Обучающие: Уточнить и пополнить словарь детей по теме «Зимующие птицы»: учить употреблять в речи сложные прилагательные, использовать сравнения. Продолжать развивать положительные взаимоотношения между сверстниками (дружелюбие, взаимопомощь).
  • Развивающие: Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках зимующих птиц. Развивать творчество, фантазию детей. Развивать коммуникативные навыки детей: учить непринужденному общению, самостоятельности, активности, уверенности в своих силах. Развивать у детей умение логически и последовательно выстраивать рассказ в правильной словесной форме.
  • Воспитательные: Воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим людям и животным.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации о птицах; наблюдения на прогулке; чтение рассказов В.Бианки «Про птиц», «Синичкин календарь», Г. Снегирев «Птицы нашего леса», стихотворение В. Берестова «Сова и синица».

Оборудование: мяч; мольберт; сюжетная картина с изображением зимующих птиц: дятла, снегиря, синицы, сороки. карточки-схемы для составления описательного рассказа. силуэты зимующих птиц (для поощрения).

Ход занятия:            

  1. Вводно-мотивационная часть:

В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Эмоциональная настройка. 

Я очень рада видеть вас, ребята! У меня сегодня очень хорошее настроение, а у вас?

Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Почему настроение может быть плохим? (обидели, не получается постройка из конструктора, болит зуб и др.)

Что же можно сделать для того, чтобы улучшить настроение? (рассмешить, обнять друг друга, поделиться улыбкою, передать её по кругу и др.)

Упражнение «Подари улыбку другу»

А сейчас, когда у нас хорошее настроение, давайте подарим улыбку друг другу.

Дети поворачиваются к соседу, улыбаясь друг другу, передают колокольчик.

В: Ой, кто-то рукавичку обронил. А рукавичка-то оказывается не простая, в ней загадки.

В: Я буду загадывать загадки, а отгадки вы найдёте на дереве, если правильно отгадали, то птица повернется к нам (загадываю загадки о птицах, дети показывают с помощью указки отгадки – картинки, развешенные на дереве).

Я в тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…  (Воробей)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка)

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?(Ворона)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появиться опять.   (Снегирь)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Ходит важно,

Вперевалку.
И воркует, и клюет. 
(Голубь.)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.                    (сорока)

  1. Основная часть:

В: Как можно всех этих птиц назвать, одним словом? Правильно: зимующие.

- Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, не боятся голода, и остаются зимовать у нас)

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг и улетают на зиму

На добрый тёплый юг.

Другие – те народ иной

В мороз над лесом кружат

Для них разлука с родиной страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам, взъерошенным, не пристают снежинки,

Они и под порошами резвятся для разминки.

В: Давайте поиграем в игру «Образуй слово»

Если снегирь мало двигается, то он (малоподвижный)

Если у синицы чёрная голова, то она, какая? (черноголовая) ;

Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая) ;

Если у сороки чёрный хвост, то она какая? (чернохвостая) ;

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый);

Если у синицы жёлтая грудь, то она какая? (жёлтогрудая).

Если у вороны черный хвост, то она какая? (чернохвостая)

А сейчас ,ребята, давайте немного разомнемся.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень,
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто)

В: Ребята, пока мы играли, кто-то превратила птиц в снежные комки. Чтобы расколдовать, надо рассказать о них.

Рассказывать мы будем с помощью схемы (помещаю на доску схему).

Сначала нужно назвать птицу, сказать, где она живёт, назвать её размер, рассказать о внешнем виде птицы, чем любит лакомиться и какую пользу приносит.

В: Но задание будет сложным, некоторые картинки я закрою знаком вопроса.

Сейчас выйдет Соня Мельник и покажет, как правильно составлять рассказ по схеме.

А сейчас, Ребята, посмотрите на столах лежат картинки с временами года, вспомните в какое время года у вас день рождение и подойдите к соответствующей картинке.

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

В: Ребята, какие вы молодцы. Вы помогли расколдовать птиц.

  1. Заключительная часть:

В: Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают?

В: У нас на участке тоже есть кормушка. К нам прилетают различные птицы и мы подкармливаем их.

Ребята, посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц.

- Чем можно угостить птиц:

Воробья – хлебными крошками (положить в кормушку)

Снегиря – ягодами рябины, боярышника;

Синичка – любит сало;

Ворона, сорока – всеядные птицы.

- Кому не хватило угощения? (сове, дятлу) Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.

 (Рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало)

Мы повесим кормушку с угощениями на нашем участке и будем наблюдать за птицами.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


В. - Вы хорошо справились с заданием. Вам понравилось? А что понравилось больше всего?

- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?

Вы сегодня просто молодцы, хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться.  

 Ребята, посмотрите под елку. Под деревом ещё что-то лежит (поднимаю конверт с раскрасками). Я вам сейчас раздам раскраски, вы их аккуратно раскрасите, и мы сделаем альбом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе пересказ рассказа по сюжетной картине с использованием мнемотаблицы Тема: « Щенок Чапа» Составила и провела учитель-логопед Белова Т.Ю.

В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных и речевых особенностей старших дошкольников.   Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мысли...

Конспект открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Папины заботы» Рассказывание из опыта детей

Программное содержаниеУчить детей правильно рассказывать о своей семье.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.Продолжать учить анализировать слова, деля их на слоги, выделяя ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Сказка «У страха глаза велики».

Цель привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.Задачи:Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, с...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Педагогический замысел :Образовательная область: Речевое развитиеЗадачи:совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительног...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в Страну Красивой речи».

Цель: Закреплять умение детей работать с лэпбуками.Задачи:Образовательные:- формирование познавательной и речевой активности у детей.Развивающие: - Обогащать словарный запас;- развивать зрительно...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе.ТЕМА:«Перелетные птицы».

Конспект   открытого  занятия  по развитию речи в средней группеТЕМА:  «Перелетные птицы».ЦЕЛЬ: Расширение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы&ra...