Консультация для родителей "Обучение детей звуковому анализу слов"
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Головина Наталья Анатольевна

консультация для родителей с игровыми заданиями для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_obuchayut_detey_zvukovomu_analizu_slov.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Обучение детей звуковому анализу слова»

Как обучают детей звуковому анализу слов?

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При подготовке к обучению грамоте исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..." Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твѐрдые и мягкие), определение места звука в слове. Уважаемые родители, помните:

 1. Звук – мы слышим и произносим.

 2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

 Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы. Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Согласные звуки бывают мягкими и твѐрдыми. Всегда твѐрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твѐрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелѐным.

Примерные игровые задания.

 Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелѐный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твѐрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелѐный (Снег, зима, лыжи и др.).

 Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

 Выложить схему слова КОТ.

 - Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

 - Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твѐрдый).

 -Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

 -Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

 - Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

 - Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

 - Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т])

. - Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твѐрдый, глухой).

 - Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

 - Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

 - Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

 - Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

 - Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

 - Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

 Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

 Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят еѐ название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаѐт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике подготовки к обучения грамоте детей дошкольного возраста предусматривается называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

 Для того, чтобы ребѐнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

 - «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

 - Выкладывание букв из счѐтных палочек, из верѐвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

 - Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Используемая литература

 1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство пресс, 2005.

2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005. По материалам публикации Зяблицкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова».

Основная задача работы по подготовке к обучению грамоте – это формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимае...

Консультация для родителей воспитанников " Как обучают детей звуковому анализу слов"

При обучении, как письму,так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовател...

Консультация для родителей. «Как обучают детей звуковому анализу слов».

       Консультация для родителей.«Как обучают детей звуковому анализу слов».Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом...

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Как обучают детей звуковому анализу слов».

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы«Как обучают детей звуковомуанализу слов»....

Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»...

Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...