ООД по обучению грамоте "Звук [й], буква Й. "(подготовительная группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Корабельникова Нелли

Материал знакомит дошкольников со звуком й и буквой Й

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovitelnaya_gruppa_no14_g.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительная группа

Занятие по основам обучения грамоте  

«Звук [ј] и буква Йй»

Программное содержание: Уточнять артикуляцию звука[ ј];

Упражнять детей в подборе притяжательных местоимений  мой, моя, моё, мои;

Закреплять умение определять место и последовательность звуков в слове;

Знакомить с буквой Йй, закреплять образ буквы.

Оборудование: Набор картинок, панно букв, тетради в клетку, тетради «Учимся, играя», простые и цветные карандаши.

Словарная работа: КАРАВАЙ.

Ход занятия.

  1. Выделение звука [ј] в словах, характеристика звука [ј] и его артикуляция.

А.  Игра «Доскажи словечко».

Цель: выделение и звука [ј] в слове и определение его позиции.

 Воспитатель читает стихотворение, а дети говорят последнее слово.

    Что мы пели, угадай?                              Что за месяц, угадай?

    Кара… (вай).                                             Месяц  …(май).

    Что нам пели, угадай?                              Что в стакане, угадай?                

     Баю.. (бай).                                                Сладкий … (чай).

-Какой звук мы слышим в конце всех этих слов? Давайте ещё произнесём этот звук.

Б. Артикуляция звука [ј].

  Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Голосовые связки вибрируют. Воздушная струя выходит толчкообразно.

В. Характеристика звука [ј].

Звук ј – согласный, всегда мягкий.

2. Определение позиции звука [ј].

А. – Сегодня рыжий лисёнок – дежурный по занятиям. Он должен подобрать и выставить на доске картинки со звуком [ј], потому что именно этот звук сегодня будут изучать ученики лесной школы.

   Рыжий лисёнок выставил на доске картинки. Тут пришёл его друг Зайка. Посмотрел и говорит: «Ты ошибся. В двух картинках этого звука нет».

-  Как вы думаете, ребята, в названии каких картинок нет звука[ј]?

Педагог вместе с детьми произносит и разбирает каждое слово: чайник, попугаи, лейка, чайка, зайка, майка, караваи, йогурт, скамейка.  

  Как изменить слова попугаи, караваи, чтобы в них слышался звук [ј]? (Поставить в единственном числе: попугай, каравай.)

- Таким образом, звук [ј ] может встречаться в начале, середине и конце слов.

Б. Работа в тетради «Учимся, играя», с.24.

Какие слова изображены на картинках? Давайте покажем кружком на схеме, на каком месте стоит звук [ј] в каждом слове.  

3. Знакомство с буквой Йй.

А. - В лесной школе все ученики хорошо знают, что каждому звуку соответствует буква. И все с нетерпением ждут, когда же Учёный Соловей познакомит их с новой буквой. Вот настало время, и учитель показал букву Йй (воспитатель открывает букву Й на буквенном панно).

Букву «Й» зовут И кратким.

«Й» - почти как «И» в тетрадке.

Чтобы «Й» не спутать с «И» -

Сверху галочку впиши.

( В. Степанов)

 - Рассмотрите букву Й и раскрасьте её любым цветом.

-Красным карандашом обведите все буквы И, зелёным все буквы Й, изображённые в задании №3.

Б.  Чтение слов и слогов:

ОЙ-ОЙ-МОЙ                  АЙ-АЙ-МАЙ

В. Рассмотрите картинки в задании №5. Давайте подберём к словам, изображённым на картинках, слова мой и мои. Слова, к которым подходит слово мой, обведите зелёным карандашом, а слово мои – красным карандашом.

Г.  Написание буквы Й.

  Воспитатель показывает на доске, как правильно писать букву Й, обращает внимание детей на «галочку» сверху. Дети пишут буквы Йй в тетрадях в клетку.

4. Выводы:

  • Звук[ ј] – согласный, всегда мягкий.
  • Звук [ј ]может стоять в начале, середине и конце слова.
  • Буква Й похожа на букву И, отличается от неё только «галочкой» сверху, которую нельзя забывать писать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)

НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук и буква «К» (подготовительная группа)

Программное содержание:Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.Продолжать знакомство ребенка...

Конспект НОД по обучению грамоте по теме: «Звук-Л, буква-Л» (подготовительная группа)

Цель: познакомить со звуком и буквой Л, л; научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности. Задачи: -познакомить с буквой  и  со звуком Л, л; -автомат...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки М-Мь и буква М» подготовительная группа

Цель занятия: чёткое произношение и характеристика звуков [M} -  [Mь ]...

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Звук [ Р ], Буква Р (подготовительная группа)

Цель-развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка....

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук А, буква А.» (подготовительная группа)

уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонематического вос...