Анализ графических упражнений в прописях для детей дошкольного возраста.
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

Большое внимание в методике при обучении первоначальному письму уделяется созданию условий, при которых бы происходило органическое соединение слуховых, артикуляционных, зрительных, двигательных и звукодвигательных компонентов. Это позволит сформировать у обучающегося графический навык, который является основой для развития письменной речи в дальнейшем по мере овладения закономерностями родного языка. Значит, в период обучения ребенка письму педагог должен заботиться о выработке элементарного графического навыка как сложного речерукодвигательного действия.

 

Таким образом, ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». В связи с этим поясним производные от этого понятия термины .

 

Итак, задачами работы по формированию правильного почерка, по различным образовательным программам для ДОУ ,является формирование четкого, красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания бук, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

 

На занятиях в детском саду также проводятся упражнения по предупреждению и исправлению недочетов графического характера:

 

​  разные пробелы между буквами и словами на строке,

 

​  нарушения параллельности одинаково направленных штрихов,

 

​ нарушение соразмерности пропорций букв,

 

​ нарушение линейности письма,

 

​ искажения форм букв или их отдельных элементов и т.д.

 

Программы также рекомендует прописывать воспитателю рисунки в тетрадях старших дошкольников, что позволит учесть их индивидуальные особенности и наиболее правильно сформулировать графическое письмо.

 

Работа по отработке графических навыков содействует правильному, эстетическому воспитанию дошкольников, воспитывая у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы .

 

Конечная задача обучения письму заключается в том, чтобы воспитанник мог:

 

1)«перевести» звук в букву (имеется в виду фонетико-графическое написание);

 

2)писать правильно и четко буквы, и их отдельные элементы, заштриховывать рисунки, списывать с книги и с доски .

 

В настоящее время имеется целый ряд прописей, специально изданных для данного возраста и учитывающих специфику поэтапности формирования навыка.

 

Проанализируем прописи таких авторов, как И.А.Лыкова , С.П.Усачева , коллективные пособия авторов под рук. С.Е.Гавриной ,методическую рукописную разработку «Быстрый карандаш» и альбом для раскрашивания «Буквы» по следующим критериям:

 

1) дидактические задачи и цели;

 

2) особенности зрительного ряда и специфика графического материала; 3) типология графических упражнений;

 

4) наличие текстового сопроводительного материала;

 

5) наличие методических указаний для педагогов и родителей.

 

Кроме того, содержание пособий мы будем оценивать не с толчки зрения ориентации их на традиционно выделяемые возрастные группы детей , а на уровни (ступени) развития необходимых навыков работы с графическим материалом и индивидуальной готовности ребенка к обучению письму.

 

Охарактеризуем первую ступень готовности.

 

ПОЗИТИВ. У ребенка имеются первоначальные представления о форме, размере и цвете разных предметов и их графических аналогов. НЕДОСТАТОК. Вместе с тем еще

 

1)​ Нет базовых знаний о звукобуквенном составе русского языка.

 

1)​ У таких детей могут быть недочеты в развитии мелкой моторики рук и общей двигательной моторики.

 

1)​ Могут отсутствовать навыки работы с разными типами графических инструментов.

 

1)​ Возможно, частично отсутствуют представления о разных типах рабочих строк и рабочего поля тетради.

 

Для этого уровня готовности к обучению грамоте можно рекомендовать пособие «Быстрый карандаш», авторы которого ставят следующие обучающие задачи комплексной направленности:

 

1)​ подготовка руки к письму;

 

1)​ 2) развитие зрительной памяти и внимания;

 

1)​ 3) ознакомление с рабочим полем в клетку;

 

1)​  4) развитие зрительно-пространственного восприятия;

 

1)​ 5) ознакомление с элементарными графическими элементами.

 

1)​ Среди собственно графических упражнений можно выделить такие: раскрашивание, обведение по контуру , штриховка в заданном направлении, творческое рисование, прописывание прямых и ломаных линий. Кроме того, в данном пособии много интересных словесно-логических и общеразвивающих заданий: отгадывание загадок, сочинение сказок и рассказов по образцу, инсценирование с жестово-мимическими элементами, вырезание из бумаги, слуховые и графические диктанты и некот. др.

 

1)​ Для этой же ступени готовности можно рекомендовать комплект «Прописи для дошколят» автора И.А.Лыковой. Эти «Прописи» рассчитаны на несколько уровней сложности всего 4 рабочих тетради) и рекомендуются автором для детей 3-5 лет. Выполнены они в форме развивающих игровых заданий с занимательным сюжетом и интересными персонажами и историями о них. Предполагается, что текст к заданиям должен читать педагог, а дети выполняют только графические задания.

 

Среди графических элементов, представленных на страницах данного учебного комплекса, встречаются следующие виды: прямые и наклонные линии, волнистые линии, разные виды штриховки, графические дорожки, копирование графических элементов и др. Можно отметить, что многие графические элементы пропедевтически подготавливают ребенка к восприятию элементов букв русского алфавита

 

.Недочет Вместе с тем, по нашему мнению, недостатком данных прописей является заданное цветовое решение страниц пособия, что ограничивает как творческое воображение самих детей, так и обучающие возможности самого педагога.

 

Вторую ступень готовности к обучению письму можно охарактеризовать так.

 

1)​ У ребенка сформированы первоначальные представления о разных видах графических элементов.

 

1)​ Есть навык работы в разных типах рабочего поля поле в клетку, в горизонтальную линейку, неразлинованное поле).

 

1)​ Могут отсутствовать базовые знания о соотношении звука и буквенного эквивалента.

 

1)​ Достаточно развита общая двигательная и мелкая моторика, а также сила тонуса мышц руки.

 

Для этой ступени готовности можно рекомендовать обучающие материалы авторов С.Е.ГавринойИ.Л.КутявинойИ.Г.Топорковой и С.В.Щербининой. Коллективом этих педагогов подготовлены и изданы такие учебные пособия: «Занимательные прописи для дошкольников», «Готовим руку к письму», «Учимся писать». Эти три пособия отличаются, прежде всего, графическим оформлением страниц. Кратко проанализируем их содержание.

 

«Готовим руку к письму». В аннотации авторы пишут, что данная рабочая тетрадь представляет собою первый этап подготовки ребенка к письму. Причем, подчеркивается важность развития кисти руки и указывается, что « развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом» .

 

Несомненным положительным качеством данных прописей является то, что страницы не содержат дублирующих заданий, хотя на каждой странице выдерживается определенная закономерность расположения графического материала.

 

Так страница зрительно разделена на четыре поля:

 

верхняя часть – графические дорожки,

 

средняя – задания на штриховку,

 

в нижней части есть поле в клетку и неразлинованная часть для творческого раскрашивания.

 

НЕДОЧЕТ Пожалуй, единственным недочетом данных прописей следует признать опять-таки графику некоторых заданий (особенно на последних страницах), где детям предлагается дорисовать или самостоятельно воспроизвести достаточно сложные в графическом исполнении элементы. На практике только одна треть детей полностью справляется с подобными заданиями. У остальных детей эти задания вызывают затруднения, что снижает мотивационную установку, и желание работать на следующих страницах зачастую пропадает.

 

«Занимательные прописи» и пособие «Учимся писать» структурно и содержательно похожи и включают в себя материал, рассчитанный, как указывают сами авторы, для второго этапа обучения письму.

 

В данных пособиях следующие особенности :

 

1)​ меньше заданий на штриховку, обведение по контуру и раскрашивание,

 

1)​ но больше графических упражнений, направленных на последующее ознакомление с элементами букв русского алфавита.

 

1)​  При этом страницы графически оформлены иначе, чем в предыдущем пособии.

 

1)​ В целом сохраняется тенденция к представлению дробного зрительного ряда, но усложняется качество рабочих полей в пределах одной страницы.

 

1)​ Так в «Занимательных прописях» три рабочих поля :

 

•​  верхнее - косая широкая линейка,

 

•​ средняя часть – неразлинованное поле для творческих графических заданий,

 

•​ нижнее поле –в клетку.

 

В пособии «Учимся писать» страница еще более усложнена. Всего 5 сегментов для работы :

 

•​ поле в клетку, поле в косую линейку,

 

•​ средняя часть для графических дорожек

 

•​ и два сегмента с неразлинованным, открытым полем для разных типов графических заданий.

 

НЕДОЧЕТ Нецелесообразно использовать поле в косую линейку в дошкольном обучении – это задача начальной школы. Кроме того, несмотря на то что задания в этих прописях действительно интересны , разнообразны и расположены по степени возрастания сложности , но не сопровождены текстовым материалом. Или , например, авторы дают такие рекомендации в аннотации : «Если ребенок не справился с упражнением, помогите ему, объясните задание еще раз» - но описания самих заданий в данном учебном пособии нет. Видимо, авторы изначально предполагают, что по данным прописям будут работать хорошо подготовленные педагоги , самостоятельно разрабатывающие содержание занятий по обучению грамоте.

 

1.​ Третья ступень готовности к обучению навыкам письма предполагает наличие у детей сформированных первоначальных графических навыков

 

1.​  адекватных представлений о разных типах рабочих строк.

 

1.​ У детей должна быть хорошо развита зрительно-пространственная координация, общая двигательная и мелкая моторика.

 

1.​  Обязательно наличие начальных сведений о звукобуквенном составе родного языка.

 

1.​ Кроме того, следует обязательно откорректировать (если имеются) речепроизносительные недочеты, чтобы исключить в дальнейшем дисграфию и другие трудности письма.

 

Для работы с детьми на данном этапе можно рекомендовать прописи «Приключения компьютерной мышки» автора С.П.Усачевой и альбом для раскрашивания «Буквы».

 

Прописи автора С.П.Усачевой отличаются от других пособий прежде всего

 

1.​ наличием текстового художественного развивающего материала это авторская приключенческая история).

 

1.​ Кроме собственно графических заданий:

 

•​ обведение по точкам,

 

•​ дописывание графических элементов,

 

•​ разные виды штриховки и др., представлены задания на чтение,

 

•​ прописывание букв печатного алфавита и целых слов,

 

•​ много логических лингвистических задач.

 

Каждая страница разбита на пять составляющих:

 

1)сюжетный фрагмент приключенческой истории,

 

2)два графических задания на поле в крупную горизонтальную линейку одно из них связано с обучением написанию букв печатного алфавита),

 

3) словесно-логическое задание

 

4) и несколько слов для чтения, прочитать которые ребенок сможет, если вставит соответствующую букву.

 

ВЫВОД. Работа в данных прописях не вызывает у детей старшего дошкольного возраста практически никаких затруднений, так как у них уже достаточно неплохо сформированы элементарные навыки письма и чтения на предыдущих этапах обучения. А данные прописи помогают уточнить и закрепить ранее полученные знания.

 

Педагогам-практикам, несомненно, будет небезынтересно познакомиться с методикой обучения правильному написанию печатного варианта букв русского алфавита, которая представлена в пособии «Буквы». Пожалуй, на сегодня это единственная методически верно построенная и технически выверенная система печатной графики букв.

 

•​ Буквы на страницах представлены в трех вариантах: жирный шрифт, пунктирный шрифт

 

•​ указана последовательность начертания элементов буквы

 

•​ – применяется указательная стрелка и нумерация действий,

 

•​ а также пунктиром выполненный образец буквы для копирования в горизонтальной строке.

 

•​ В этом пособии есть и сопроводительный иллюстративный материал, (но он не отличается особой оригинальностью и предназначен в основном для раскрашивания).

 

К сожалению, ни в одном из анализируемых пособий не оговариваются способы и приемы использования пишущих инструментов – в этом направлении вообще нет единого подхода или каких-либо общих рекомендаций. С нашей точки зрения, на разных ступенях обучения следует использовать разные пишущие инструменты.

 

•​ Для первого уровня готовности можно предлагать как фломастеры особенно для детей с ослабленным мышечным тонусом), так и простые и цветные карандаши.

 

•​ Детям, находящимся на второй ступени развития графического навыка, следует чаще предлагать простой карандаш, чтобы у них была возможность исправить недочеты и графические ошибки.

 

•​ Для третьего уровня можно вводить шариковую ручку (особенно на этапе автоматизации навыка написания печатных букв на страницах прописей).

 

На наш взгляд, сегодня не существует целостной системы подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте. И поэтому дети, обучающиеся по разным образовательным программам и методикам, получают в результате разные по своей систематичности и полноте представления о графической системе родного языка.

 

Вместе с тем, наиболее эффективными следует признать такие педагогические технологии, которые в целом учитывают как возрастные возможности детей дошкольного возраста, так и индивидуальные особенности их развития. В целом в выигрышном положении оказывается та обучающая система, в которой развивающий потенциал программного материала сочетается с творческим подходом к организации обучающей деятельности. Именно такая направленность обеспечивает адекватное развитие всех сторон личности ребенка и способствует формированию у него необходимых графических, а в дальнейшем и каллиграфических умений.

 

Так, авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой одной из главных целей обучения выдвигает положение об обучении детей графическим навыкам и письму, где главенствующую позицию занимают упражнения, помогающие правильно сформировать графический почерк . Рабочая тетрадь «От А до Я» - приложение к книге «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет, которая входит в авторскую программу «От звука к букве». Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся со звуками и буквами , слогами, словами и предложениями, овладеют первоначальными навыками чтения. Включение ребенка в самостоятельное решение проблемных игровых заданий в тетради является эффективным средством подготовки к обучению в школе.

 

Обучение детей графически правильному письму осуществляется уже в подготовительной группе детского сада и продолжается на протяжения обучения детей в начальной школе. Дети в «Прописях» учатся отрывному и безотрывному письму, построенному на сознании ими следующих моментов: все буквы алфавита составлены из небольшого набора элементов, которые пишутся сверху, с середины и снизу стороны. Эти элементы соединяют в букве также верхние, средние или нижние соединения в зависимости от следующего элемента. По этому же принципу буквы соединяются в слова.

 

. Теоретической основой при обучении письму в этой системе являются следующие положения:

 

1.​ Графический навык — автоматизированный способ действия письма. Он представляет собой технику начертания букв и их комплексов на бумаге. Но в основе - это сложное речевое действие, которое реализуется через взаимосвязанную деятельность четырех компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного и рукодвигательного.

 

2.​ Зрительный образ буквы, формирующийся в памяти ученика, выполняет роль связующего звена между речевыми (слухо-артикуляционными) компонентами и соответствующими движениями руки при воспроизведении букв и их комплексов на бумаге.

 

3.​ В процессе обучения младших школьников первоначальному письму зрительный образ буквы имеет первостепенное значение. Поэтому формирование в памяти ребенка зрительного представления о форме буквенного знака должно происходить в процессе специально организованной деятельности.

 

4.Процесс первичного воспроизведения букв осуществляется

на основе сформированных у первоклассника зрительных представлений о форме графических знаков и с учетом закономерности движения руки при письме.

 

5.Совокупность письменных букв, изучаемых первоклассником в период овладения грамотой, должна иметь определенную структуру. Это позволяет реализовать активную поисковую деятельность ученика при практическом воссоздании (конструировании) форм изучаемых графических знаков [44. С. 245 - 246].

 

Таким образом, письмо в педагогической технологии Е.В. Колесниковой представляет собой действие по построению графической (буквенной) модели, отображающей особенности звуковой формы слова. Поскольку русская графика, как правило, представляет возможность построения нескольких буквенных моделей слова, письмо приобретает характер орфографического действия, заключающегося в