Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

«Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?»

Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ?  А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 1

Начать свое выступление мне хотелось бы словами известного детского поэта Сергея Михалкова

«Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?»

Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ?  А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да!

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи является формирование читательской компетентности.

Слайд 3

С одной стороны, программа дошкольного учреждения не ставит задачу научить ребенка читать. Однако мы понимаем, что современные родители хотят, чтобы ребенок в 5-6 лет уже умел читать. Кроме этого педагоги начальной школы тоже хотят видеть в своем классе читающих детей.

В связи с этим в этом году в нашем дошкольном учреждении была введена дополнительная услуга «Скорочтение». Почему  возникла  потребность   в   обучении   скорочтению  именно  детей?  

Во-первых,   мы   живем   в   век   информационного    цунами,  когда    количество    информации    удваивается    каждые    два     года. И  очень  важно  уметь  грамотно  с  ней  работать,  «процеживать»,  «пропускать»   огромные   ее   объемы   через   себя,   вычленять нужное и отбрасывать «мусор». Поэтому  чем  раньше  овладеешь этим навыком — тем лучше.

Во-вторых, жизнь ребенка по  своей  насыщенности  и  нагрузке   ненамного    отличается    от    жизни    взрослого    человека. У  детей  ежедневно   в   расписании   большое   количество   уроков, не считая кружков  и  секций.  В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с  пониманием  и  последующим  запоминанием текстов существенно сэкономит время.

В-третьих,  вряд  ли  кто-нибудь  будет   оспаривать   тот   факт,   что  современные  дети  почти  не  читают.  

Слайд 4

По истечении этого года мы пришли к выводу, что у детей, посещавших эту услугу,     скорость   чтения   повысилась    в   среднем в  2-3   раза,   при   этом   улучшается   понимание   ими   прочитанного  материала.  Ну  а  самое  главное  —  детям  становится   интересно  читать,  а  книги  превращаются  в  незаменимый  атрибут  их  жизни.

Слайд 5

На начало года по опросу родителей мы выявили много детей, желающих посещать данную услугу. Но одно из условий – дети должны уметь читать хотя бы по слогам. Обследовав детей, мы увидели, что из всей группы читать умеют примерно 10-12 % детей. В связи с этим перед нами, педагогами, стоит первоочередная задача приобщать детей к чтению, начиная со старшей группы детского сада.

Слайд 6

В этом году, работая с детьми 5-6 лет, я начала апробировать всем известные два  метода  обучения чтению. Напомню вам о них.

«Зрительный  метод».   Ребенку   показывают   какие-то   картинки.  Например,  это  может  быть  картинка   с   изображением собаки  и  с  подписью   внизу   —   «собака».   Потихонечку   ребенок  начинает  соотносить  определенную  картинку   с   определенным словом. У нас в группе есть такая дидактическая игра, к ней прилагается еще набор букв. То есть дети имеют возможность не только работать с картинкой, но и составляют слово из букв.

«Звуковой   метод».   Этот метод я использую на организованной образовательной деятельности по обучению грамоте. Сначала   я учу детей выделять звуки в начале, середине и конце слова. Дети учатся разделять звуки на гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие. Далее я  объясняю, что есть буква  «а»,  которая  обозначает звук [а], есть буква  «бэ»,  обозначающая  звуки  [б] и [б”] и  так  далее. В  чем  особенность  этого  метода?  Например,  обучая  ребенка читать слово «мама», он сначала выделяет звуки «м», «а», «м», «а».  Далее  я работаю   над тем, чтобы он научился соотносить слоги, т.  е.  чтобы  ребенок понимал,  что  «ма»  —  это  не  раздельные  элементы,   а   единый   слог «ма».

Также в группе у нас есть набор больших букв в форме пазлов. По желанию дети в свободное время могут из них составлять слоги и читать их или уже целые слова. Есть дети, которым трудно справится самостоятельно, поэтому помощь педагога необходима в индивидуальной работе.

Кроме этого, родители нашей группы приносят раскраски, в том числе связанные с изучением букв русского алфавита. Дети не только развивают мелкую моторику рук, но и запоминают зрительный образ букв.

Слайд 7

Для полноценного формирования читательской грамотности детей также необходимо привлекать родителей. Одна из главных  причин,  по  которой  дети   не  любят  читать,  это  пример их родителей. В детской педагогике и психологии есть один неопровержимый постулат. «Дети очень редко делают  то,  что  им говорят делать, но  они  всегда  делают  то,  что  делают  их  родители». Поэтому когда родители, сидя перед  экраном  телевизора,  вручают   ребенку   книгу   и   повелительным    тоном    отправляют  его  читать,  понятно,  что  ребенок   читать   не   будет.   Родители своим примером должны показывать, что читать  книги  —  это  классно. И здесь наша главная задача как педагогов, объяснить им это.

Слайд 8

И в заключении мне хотелось бы напомнить, что мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста» Выполнила Шевякова Ольга Ивановна

Слайд 3

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты. Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Слайд 4

Алгоритм формирования читательской грамотности

Слайд 5

Приемы критического мышления для формирования читательской грамотности дошкольников

Слайд 6

Рекомендации педагогам по формированию читательской грамотности у дошкольников – необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали; – в беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок; – содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста; – следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях), они не вызывают работу мысли и чувств детей

Слайд 7

Читайте детям!

Слайд 8

« Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В игре раскрывается перед детьми мир и раскрываются творческие способности личности » В. А. Сухомлинский Творческих успехов! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Для формирования читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей: «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей: «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»....

Коррекционно-развивающие задания по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Отправим СМС в сказку.

Корреционно-развивающие задания учат дошкольников разных возрастных групп узнавать главных героев, оценивать и анализировать их поступки, способствуют формированию умений применять знания текста в усл...

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с помощью применения многофункциональных пособий

Двадцать первый век – это век компьютерных технологий. Век, в котором господствует телевидение, компьютерные игры. Современные дети предпочитают проводить много времени с гаджетами, отодвигая кн...

Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке

         Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...

Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Книга в гостях у ребят". Цель: вызывать желание и интерес дошкольников к чтению книг.За...