Консультация для воспитателей: «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Попадык Елена Леонидовна

Консультация для воспитателей: «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.dlya_vosp.formirovanie_chit_gram.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны,

читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были еще умнее,

читайте им еще больше сказок».

Альберт Эйнштейн

Все детские сады работают по ФГОС. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".

А как  известно, книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека. Но, к сожалению,  современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов. Но родители должны помнить, что чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению. А развитие речи ребёнка - важное условие подготовки к обучению в школе.

Проблема в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях.

Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений. Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Цель: Создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников.

     Задачи:

- Организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению.

- Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.

- Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

- Прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детской литературы

- Постоянно развивать интерес детей к чтению, расширять круг чтения старшего дошкольника.

Одним из этапов моей работы было пополнение предметно-развивающей среды. Для формирования у детей интереса к произведениям художественной литературы, оформила книжный уголок (библиотеку), в который внесла в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.

В книжном уголке присутствуют разные виды книг. Для развлечения и забавы детей: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки малышки. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом искусства — классический тип книги. Предметно-развивающую среду старалась сделать интегративной.

Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью плоскостного, объёмного, БИ-БА-БО, настольного, пальчикового театров использовала наборы готовых игрушек к сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко» (рус. нар.), «Рукавичка» (укр. нар) и др. Для драматизации литературных произведений с изготовила элементы костюмов сказочных героев, маски.

Чтобы дети могли различать литературные жанры мы изготовили дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.

Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекала средства других видов искусства, в том числе музыкального. В в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогало мне привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках. Организовано ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций.

Также каждая тема недели отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. В течение всего учебного года с детьми проводятся экскурсии в библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки.

Проводим с детьми литературные викторины, досуги, где дети с радостью берут на себя роли героев сказок .

В режимных моментах, на прогулке во время наблюдений я использую художественное слово. Один раз в неделю у нас работает мастерская по ремонту книг, где дети с удовольствием подклеивают потрёпанные книги.

Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращаю внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями. С целью установления контактов с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей. Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:

- эмоциональную отзывчивость;

- активность и объективность читательского воображения;

- умение пересказывать;

- аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;

- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Для формирования читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей: "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста".

Воспитывать финансовую грамотность нужно буквально с пеленок – с того момента, когда ребенок в магазине впервые начнет вас о чем-то просить. Он должен понимать, что деньги возникают не по ...

Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Мы дружны с печатным словом,Если б не было егоНи о старом, ни о новомМы не знали б ничего!Ты представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?»Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам кн...

Мастер-класс для воспитателей. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Давай детям столько денег, чтобы они делали что-то,а не столько, чтобы они не делали ничего.Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возника...

Коррекционно-развивающие задания по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Отправим СМС в сказку.

Корреционно-развивающие задания учат дошкольников разных возрастных групп узнавать главных героев, оценивать и анализировать их поступки, способствуют формированию умений применять знания текста в усл...

Самообразование воспитателя "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения эк...

Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Книга в гостях у ребят". Цель: вызывать желание и интерес дошкольников к чтению книг.За...