«Развитие речи дошкольников. Период интуитивного чтения» по методу Марии Монтессори
методическая разработка по обучению грамоте

Лебедева Ольга Ивановна

«Развитие речи дошкольников. Период интуитивного чтения»

 по методу Марии Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovoe_razvitie_rechi_intuit.chten_-.docx523.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи дошкольников. Период интуитивного чтения»

Добрый день, уважаемые коллеги.

      Хочу представить Вам свой опыт применения приемов и материалов педагогики Марии Монтессори в развитии речи дошкольников в течение всего периода  становления речевой грамоты ребенка в дошкольный период.

      В своей группе, на практике, я сочетаю в работе с детьми основы двух образовательных программ: программу детского сада, написанную на основе программы «Вдохновение» и программу на основе образовательной программы под ред. Е.А. Хилтунен «Детский сад по системе Монтессори».

      В педагогике Монтессори период, пока ребенок осваивает осознанное письмо и чтение, называется периодом ИНТУИТИВНОГО ЧТЕНИЯ.

      В Монтессори – практике ребенок сначала учится писать, а потом читать. Мария Монтессори заметила, что процесс чтения интеллектуально более сложен для ребенка. Чтобы уметь писать, надо научиться слышать отдельные звуки в слове; знать, какой буквой какой звук обозначается; суметь выстроить из букв слово; а затем его надо записать. Здесь нет смысловых трудностей: когда мы пишем, мы заранее знаем, что именно мы хотим написать. Всем перечисленным операциям можно ребенка последовательно обучить с помощью специальных материалов. И только последняя – моторная – часть акта письма оказывается традиционно сложной для детей. Но в Монтессори – группе очень много делается для подготовки руки к письму.

                                     Материалы по обучению письму

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ РАМКИ И ВКЛАДЫШИ ДЛЯ ШТРИХОВКИ.

C:\Users\User\Downloads\WhatsApp Image 2022-11-20 at 20.23.35.jpeg

        Этот материал используется детьми на протяжении всего их нахождения в дошкольной группе. Его задачи – подготовка руки к письму, обучение ребенка умению пользоваться карандашом, развитие сенсомоторной координации. Ребенок учится проводить линии задуманной формы, держаться при этом в заданных границах. Это все понадобится ему, когда он будет писать буквы.

Материал

10 квадратных металлических рамок розового цвета, 14см х 14 см. В каждой есть отверстие в форме одной из геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, трапеция, треугольник, пятиугольник, круг, эллипс, овал, криволинейный треугольник, цветок из четырех полукругов. В отверстие вставлен металлический вкладыш синего цвета. В центре вкладыша есть небольшая ручка-кнопка, за которую его можно вынимать.

Цель

Прямая: обвести отверстие в рамке и вкладыш, заштриховать.

Косвенная: подготовка руки к письму, умение держать карандаш.

Упражнение «Рамки и вкладыши» ПРОДЕЛАТЬ!

Это упражнение тренирует руки малыша, он учится заштриховывать фигурки, обводить их, учит понятию границ. Также оно отлично готовит руку к письму.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ КОРОБОЧКИ

. C:\Users\User\Downloads\228910a9-8d1e-44db-a9ea-90ac7881368b.JPG

Материал, направленный на развитие у ребенка фонематического слуха. Ребенок учится слышать отдельные звуки в словах, определять их последовательность – с этого начинается процесс письма, его интеллектуальная составляющая. После того, как слова для маленького ребенка наполнились смыслом, они стали звучать как единое целое. И услышать снова в слове отдельные звуки – задача непростая.

Кто-то осваивает материал очень быстро, а кому-то нужны месяцы и даже годы для заметного продвижения.

Материал

Коробочки с мелкими предметами, в названии которых есть определенный звук. В каждой коробочке должно быть не меньше двух предметов на каждую позицию звука: в начале слова, в середине и в конце. Ящичек с тремя отделениями для сортировки предметов по позиции одинакового звука.

Цель

Прямая: рассортировать предметы в соответствии с позицией общего звука в их названии: в начале слова. в середине или в конце.

Косвенная: научиться слышать отдельные звуки в слове, их порядок. Подготовка к письму.

                                                         

ШЕРОХОВАТЫЕ БУКВЫ.

C:\Users\User\Downloads\WhatsApp Image 2022-11-20 at 20.23.34 (1).jpeg

После того, как ребенок научился разделять звучащее слово на отдельные звуки, ему нужно научиться обозначать каждый звук графическим символом. Для этого служат шероховатые буквы.

Ребенок может не только видеть, но и ощупывать их. Ощупывание помогает ребенку рассмотреть такой сложный по форме графический объект, каким является буква. С этим материалом начинают работать достаточно маленькие дети. У многих из них зрительное восприятие развито недостаточно хорошо для того, чтобы глаз без помощи пальчиков отследил форму буквы. Когда ребенок обводит букву, глаз повторяет движения пальчиков. Это одна из причин того, почему первые буквы, с которыми знакомится ребенок в Монтессори -группе – письменные. Их легче обводить!

Материал

Деревянные или картонные таблички с наклеенными буквами из песчаной бумаги.

Буквы письменного шрифта, строчные, без наклона. Толщина линий букв – 2 см.

Высота букв, не имеющих надстрочных и подстрочных элементов- 6 см. Согласные буквы наклеены на синие таблички, гласные – на красные, твердый и мягкий знаки – на белые.

Цель

Прямая: Знакомство с графическими символами для обозначения звуков речи.

Косвенная: Подготовка к письму.

Упражнение «Шершавые буквы»

Это упражнение помогает тактильно выучить алфавит и научится соотносить букву и ее звук.

           

   

   ПРОПИСЫВАНИЕ ОБРАЗОВ БУКВ НА МАНКЕ

Упражнение «Письмо на манке»                       C:\Users\User\Downloads\WhatsApp Image 2022-11-20 at 20.23.35 (1).jpeg

Это упражнение развивает мелкую моторику и тренирует руку к дальнейшему письму. Нам потребуются наши тактильные буквы, и тарелка либо поднос с манкой, а также палочка.

Ребенок может поставить рядом поднос с манкой. Сначала обводит пальчиками букву, а затем также пытается нарисовать на манке пальчиками. Когда получится пальцами, то можно попробовать палочкой.

ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ.

C:\Users\User\Downloads\WhatsApp Image 2022-11-20 at 20.23.30.jpeg

Если ребенок уже умеет выделять последовательно звуки в слове, знает какое-то количество букв (обычно 7-8 часто употребляемых), то он уже готов к составлению

слов из подвижного алфавита.

Материал

Буквы, вырезанные из пластика, соответствующие по форме и размерам шероховатым буквам. Согласные - синие, гласные – красные. Буквы лежат в лотках с ячейками, в каждой ячейке – по несколько экземпляров одной буквы.

Цель  Научиться составлять слова из букв. Подготовка к письму.

Упражнение «Слова и картинки»

C:\Users\User\Downloads\ac6190d6-02ab-4a4a-aa92-25038d175927.JPG

Основная цель этого упражнения научить ребенка сравнивать слово, которым предмет называется и его изображение, а также развить навык интуитивного чтения.

Для этого вам потребуется несколько наборов с карточками: в первом будут картинки, во втором слова, соответствующие картинкам из первого набора, а в третьем наборе картинка и слово будут объединены.

Ребенок раскладывает перед собой картинки и пытается подобрать к ним подходящие слова. А карточками из третьего набора он сам сможет себя проверить. После этого ребенок выкладывает слово из подвижного алфавита и записывает его карандашом на бумаге.

   

   

Плюсы

дети начинают читать быстро без деления слов на отдельные слоги

ребенок учится читать про себя, развивается логика, ребенок учится аналитике

развивается интеллект и мелкая моторика.

Период интуитивного чтения

Письмо и чтение всегда идут рядом. Одно без другого немыслимо. Если ваш ребенок научился сам составлять простые слова из букв, знает как они называются, может написать их, то и прочитать он их сможет. Сначала он прочитает свои “каракули”, ну а потом дело дойдет и до печатного текста.

 Вот как можно схематически представить логическую нить, связывающую развитие органов чувств малыша и его мышление. Сначала – некое впечатление, воздействующее на органы чувств (например, зрительное). Затем внутреннее ощущение, рождающее представление. Затем – ассоциация по поводу этого представления. Затем – запоминание его в сознании. И, наконец, – анализ и синтез, то есть, собственно, процесс мышления. На основании этой схемы можно определить место так называемого интуитивного детского чтения в процессе развития мышления.
-Детское интуитивное чтение заключается в зрительном распознавании все усложняющихся образов, рождающемся в их сопоставлении. Оно не имеет прямого отношения к обучению детей осмысленному чтению печатного текста. Интуитивное чтение протекает на фоне утончения зрительного чувства ребенка, в момент активного пополнения его словарного запаса в возрасте примерно от 2-х до 4-х лет и предшествует освоению письма и чтения постепенного, осмысленного. Окончанием периода интуитивного чтения можно считать освоение букв, попытки складывать из них слова, переводя звук в букву в возрасте 4 – 5,5 лет. Метод Монтессори предлагает детям упражняться для этого с шершавыми буквами и затем с подвижным алфавитом и карточками, написанными курсивом.
-Ошибкой было бы использовать дидактические материалы, помогающие детям «читать» интуитивно, как средство обучения настоящему или «постепенному», как говорил Лев Николаевич Толстой, осмысленному чтению. Это всего лишь один из этапов языкового развития. Картинка на классических карточках Монтессори для интуитивного чтения – есть «звучащее» слово, которое ребенок сравнивает с его письменным образом. А написанное на карточке слово – не что иное, как сильно уменьшенный, по сравнению с большим подвижным алфавитом, склад букв. Не даром слово на карточке в классическом варианте написано письменным шрифтом. Наблюдения за маленькими детьми помогли составить небольшую коллекцию дидактических материалов, развивающих мышление ребенка с помощью языка в доазбучный период. Именно их мы называем материалами для развития интуитивного чтения, так как целью работы с ними является, прежде всего, развитие языковой интуиции.
-Предлагаемые материалы использовались в работе детей 2,5 – 4-х лет по мере взросления. Таким образом, удалось выстроить логику их спонтанного освоения.
▪1. Волшебный мешочек

C:\Users\User\Downloads\WhatsApp Image 2022-11-20 at 20.23.34.jpeg
-Игра в волшебный мешочек знакома детям по упражнениям в утончении тактильного чувства. М. Монтессори описывает подобные упражнения с фигурками Равиццы.
-В России игрушки Равиццы назывались бирюльками. Их обычно вырезали из мягкого дерева, березы или сосны, и делали их объемными. Раскрашивали не всегда. Разные российские губернии славились особой формой бирюлек и специфическим их набором. Их клали в полотняный мешочек с завязкой.
-С бирюльками дети играли по-разному, но одной из любимых игр всегда была именно такая, как и с фигурками Равиццы. Их складывали в «волшебный» мешочек, ребенок опускал в него ручку, ощупывал бирюльки, и по просьбе взрослого доставал одну из них. Игра усложнялась, если игрушек в мешочке становилось все больше. Бирюльки незаметно воспитывали в ребенке внимание, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие.
-Волшебный мешочек может быть прекрасным материалом для развития мышления и речи, если, собирая его, выполнить специальные условия.
-Ребенок вместе с наставницей приносят волшебный мешочек на стол. Наставница или ребенок развязывают тесемку, и ребенок достает из мешочка первую игрушку.
. – Что это? – спрашивает наставница.
– Это гриб, – говорит ребенок.
Если предмет назван правильно, работа продолжается. Если же малыш не знает этого слова, наставница запомнит его, чтобы позднее провести трехступенчатый урок. Ребенок достает из мешочка следующую игрушку, называет ее, (например, «ёлка») и ставит в ряд с первой.
-Затем игрушку достает наставница. Она специально нащупывает в мешочке парный предмет (например, гриб) и выставляет его напротив такого же гриба на столе, чтобы показать ребенку дальнейший ход работы. Малыш самостоятельно продолжает вынимать из мешочка игрушки, называть их, сравнивать и выстраивать парами на столе. Контроль ошибок – визуальный. В сознании ребенка спонтанно происходит процесс сопоставления конкретного предмета, который он видит и ощущает рукой, со словом, его обозначающим. Держа в руке предмет, ребенок интуитивно считывает в своем сознании его название.                                                             Оказывается, два одинаковых предмета называются одним и тем же словом! И это слово можно произнести вслух – «прочитать». Вот почему упражнения с волшебным мешочком определяются детским интуитивным «чтением»

-Упражнением или более сложным этапом к работе с этим материалом служит распределение предметов из мешочка по группам: «мир растений», «мир животных», «мир человека». К этому упражнению ребенок приходит после 3-х лет жизни, когда его сознание уже готово к сложному упорядочиванию представлений о предметах.
Цветовой код подсказывает ребенку, что на зеленое поле он ставит предметы из мира растений, на красное – из мира животных, а на желтое – из мира человека.

 Сложные парочки

C:\Users\User\Downloads\WhatsApp Image 2022-11-20 at 20.23.32.jpeg


-Следующим этапом интуитивного чтения можно считать работу ребенка только с абстрактными изображениями предметов на картинках и узнавание предметов по отдельным деталям, общим для каждого их типа.
▪Материал
-Небольшая коробка или поднос с двумя отделениями. Пары карточек с изображением одних и тех же предметов, но нарисованных в разном ракурсе или, изображения предметов разного сорта. Например, два изображения капусты, но на одной карточке это капуста в разрезе, а на другой – целая. Экспериментальная величина карточек для ребенка – 3-х лет – 90 мм х 90 мм.
-Ребенок и взрослый приносят материал на рабочий коврик или столик и раскладывают их в два ряда лицевой стороной вверх. В первом ряду лежат картинки целиком, а во втором – в разрезе. Даже сама работа над построением сериационного ряда картинок активизирует развитие мышления через анализ и синтез. Ребенок  называет вслух их изображения, продолжает работу самостоятельно. Контроль и визуальный и механический. Подобные ассоциации и работа с материалом доступны детям после двух с половиной – трех лет.
-Наборы карточек «Парочки» и «Сложные парочки» можно поместить и в одну коробку. Тогда перед началом работы ребенку предлагается выбрать более простой или более сложный набор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагаю...

Карточки для интуитивного чтения по методу М. Монтессори

Карточки для интуитивного чтения. C 3 – 3,5 лет сознание ребенка естественным образом созревает до состояния, когда ему можно предложить сравнивать еще более абстрактные, чем картинки, изображени...

Родительская встреча "Развитие речи дошкольника в процессе чтения художественной литературы"

Данный материал содержит игры, которые можно проводить с детьми, после прочтения книги....

чтение по методу Марии Монтессори

в статье описаны упражнения по обучению детей чтению....

Программа Марии Монтессори (Развитие речи, навыки письма и чтения)

В концепции Монтессори развитие языка происходит благодаря природным качествам ребенка.Монтессори предполагает, что за это отвечает впитывающий разум, особая ментальная сила, помогающая саморазвитию р...

Использование метода Марии Монтессори при ознакомлении дошкольников с формой, цветом, величиной для решения задач по познавательному развитию детей раннего возраста.

ФОП ДО для детей раннего возраста в области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности для формирования сенсорной грамотности назначает:развивать разные виды восприятия: ...