Родительская встреча "Развитие речи дошкольника в процессе чтения художественной литературы"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Марина Николаевна Володина

Данный материал содержит игры, которые можно проводить с детьми, после прочтения книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.vstrecha.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи дошкольника в процессе чтения художественной литературы»

Цель: содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге, помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.

Задачи:

  • Показывать родителям ценность домашнего чтения.
  • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

Каждый из вас с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. Дошкольник станет школьником. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменятся жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений.

 Но давайте ответим на вопросНо все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть успехи ребенка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде. В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной (в школе) ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.  И у меня отсюда вытекает к вам вопрос: как же развивать речь дошкольника?» (слайд №1)

Зачем надо читать? Можно ли обойтись без книги, когда наш технически развитый век  предлагает столько альтернатив ей? Кино, телевидению, визуальному компьютерному ряду вполне не по силам выполнить такое важное дело, какое выполняет книга, а именно духовное и интеллектуальное развитие и обогащение человека. Ведь путь этот легок и прост, а решить задачу приобщения ребёнка к чтению может лишь каждодневный труд родителя, который шаг за шагом будет раскрывать перед ребенком красоту и глубину печатного слова.

Первое - с чего же надо начать приобщение ребёнка к чтению?  

Ответ очевиден – ему надо читать вслух.(слайд № 2)

С какого возраста лучше это делать?

 В настоящее время, мы рано обучаем наших детей чтению, практически все они до школы умеют читать. Вспоминаются строки поэта В. Берестова:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать…(слайд № 3)

Да, дорогие родители, за эти годы мы подустали (чтение вслух дело нелёгкое, да и времени отнимает много), может правда детишкам нашим надо дать полную самостоятельность, пусть читают сами, раз научились. Ведь им так нравилось слушать чтение вслух, значит, книги они полюбили, и цели своей - приобщение ребёнка к чтению, мы достигли. Но, к сожалению, очень часто дети отстраняются от чтения. Почему?

Представьте себе, что Вы жили в прекрасном, интереснейшем мире, который Вам открывали Ваши родители чтением вслух.  Войти в этот мир было легко и просто, никаких усилий не требовалось для этого. Но, когда семилетний первоклассник остаётся один на один с текстом, с ещё слабой техникой чтения, лёгкость и простота улетучивается. И вместо того, что бы окрылённая фантазия начала свой полёт, перед его  глазами возникает огромнейший частокол из буквенных знаков и нарушает готовую начаться сказку. Конечно, без самого чтения освоить технику чтения не возможно, но это процесс длительный, Есть дети, которые проходят его быстрее других, но многим нужно несколько лет на то, что бы этот  буквенный частокол исчез, и душа ребёнка наполнилась невероятной легкостью восприятия книги, которую он испытывал, когда вы читали ему вслух.

Чтение, в этом смысле, приобщает ребёнка к труду, являясь, по сути, первым большим делом в жизни, которое ему надо освоить. Ведь, приучаем же мы ребёнка каждодневно чистить зубы, убирать свою постель, свою комнату, помогать по дому родителям. Чтение тоже должно занять в этом ряду своё место. А труд на то и труд, что трудно. Здесь нельзя перегибать палку своим нажимом. В труде очень важен личный пример, поэтому помогите, не оставляйте ребёнка, продолжайте читать ему вслух, как прежде .

 

 

Но бывает и так, как родители не бьются, вроде и сами книгоманы, и много читали ребёнку вслух, и всё правильно делали, а ребёнок так и остался равнодушен к чтению. Здесь важно не торопиться, не ждать быстрых результатов. Надо понять, что путь обретения книги у каждого человека свой, он очень индивидуален, на него влияют не только родители, учителя, окружение ребёнка, но и его психические особенности, его здоровье, его гены и даже его дальнейшая взрослая жизнь.

Наша роль, как педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову. В детском саду мы проводим с детьми занятия по ознакомлению с художественной литературой, читаем книги в свободное время, драматизируем сказки

Сегодня мне хочется, чтобы мы с вами окунулись в мир детства, вспомнили любимые произведения, их героев, любимых писателей.

 В викторине принимают участие две команды: «Колобок» и «Цветик-семицветик».

  Их будет оценивать наше уважаемое жюри в состав которого входят:   старший воспитатель Наталья Анатольевна и наши дорогие родители.

Ведущий 1: В команде «Колобок» принимают участие дети.

Ведущий 2: В команде «Цветик-семицветик» принимают участие родители.

Ведущий 1: Сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения. Узнаем, какая команда самая дружная, самая находчивая, сообразительная.

Ведущий 1: А теперь вы представите свои команды и поприветствуете друг друга.

Представление команд: Команда «Колобок»

Команда наш девиз:

На свете нет еще пока
Команды лучше Колобка
Соперники, поверьте нам,
Вам Колобок не по зубам

 Команда «Цветик-семицветик»

Команда наш девиз:

Мы команда – Цветик
Цветик-семицветик
Вместе за руку идём,
Друг друга мы не подведем!

Задание №1 

Сейчас мы проведём разминку для мозгов.

«Восстановите» подлинные названия сказок и книг, изменив в них всего лишь по одной букве.

Например: «Шурочка Ряба», русская народная сказка. «Курочка Ряба».)

«Кособок», русская народная сказка. «Колобок».)

«Кепка», русская народная сказка. «Репка».)

«Красная Тапочка», Ш. Перро. «Красная Шапочка».)

«Крот в сапогах», Ш. Перро. «Кот в сапогах».)

«Кусалочка», Х.К. Андерсен. «Русалочка».)

«Серая лейка», Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Серая шейка».)

«Нежная королева», Х.К. Андерсен. «Снежная королева».)

«Федорино море», К. Чуковский. «Федорино горе».)

Задание №2

«Заморочки из мешочка»  

Команды по очереди тянут бочонки (киндер сюрпризы из мешочков с вопросами, взрослый читает вопрос своему ребёнку, если он не ответил, помогает команда).

1. Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)

2. Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём и светло от них, как днём.

(Жар-птица)

3. Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет и в дороге слезы льёт. (Федора)

4. Был друг у Ивана немного горбатым,

Но сделал счастливым его и богатым.

(Конёк-горбунок.)

5. Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись. (Три поросёнка)

6. Он не знает ничего вы все знаете его.

Отвечай мне без утайки, как зовут его?.. (Незнайка)

7. Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей? Сделался мигом красивой, пригожей?

(Царевна-лягушка.)

8. Два розовых уха и розовый хвостик,

Ходил с Винни-Пухом он к Кролику в гости.

(Пятачок.)

Задание №3

 Конкурс «Кто здесь был и что забыл?»

Ведущий поочередно показывает картинки. Участники называют произведение и автора.
Грядка, на ней репка – «Репка», русская народная сказка;
Прорубь, торчит волчий хвост – «Лисичка – сестричка и Серый волк», русская народная сказка;
Самовар – «Муха - Цокотуха», К.И. Чуковский;
Рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке», А. С. Пушкин;
Три кровати – «Три медведя», русская народная сказка;
Красная шапочка – Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка»;
Сапоги – «Кот в сапогах» Ш. Перро;

Горох – «Принцесса на горошине», Г. Х. Андерсен;
Яйцо – «Курочка Ряба», русская народная сказка.

Задание № 4

 «Волшебный мешочек»

В русских сказках почти любой предмет может казаться волшебным. Вот вам обычные вещи, а вы скажите, в каких сказках они употреблялись. (горох, палочка, шапочка, скалочка, боб, яйцо, зеркало, петух)

Задание №5

«Назови сказочного героя»

 Ведущий называет первое слово или слог – дети отгадывают.
Сивка - …(Бурка), Конек - …(Горбунок), Мороз - …(Иванович), Гуси - …(лебеди), Красная – …(Шапочка), Дюй…(дюймовочка), Аленький - …(Цветочек), Бременские - …(музыканты), Заюшкина - …(избушка), Гадкий - …(утенок), Царевна – (лягушка), Мальчик - …(с пальчик), Крошечка - …(Хаврошечка), Цветик - …(семицветик), Мертвая …(Царевна), Доктор - …(Айболит).

Задание № 6

Игра «Пародисты». Родители - детям.

Родители произносят предложенную фразу, подражая тембру голоса героя, а дети должны угадать, кому она принадлежит.

Царевна лебедь: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненастный?»

Волк: «Ну, заяц, погоди!»

Кот Матроскин: «Корову заведём, молоко пить будем»

Галчонок: «Кто там?, Кто там?»

Баба Яга: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришёл, молодец,- дело пытаешь или от дела лытаешь?»

Черепаха: «Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу. Всё лежу и лежу, и на солнышко гляжу»

Задание № 7

«Волшебные предметы»

Скажите мне, какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать?

Сапоги-скороходы, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, серый волк, Сивка-бурка.

Задание № 8

«Измени сказку»

Участникам предлагается изменить концовку сказки «Колобок». Как можно помочь колобку, чтобы его не съела лиса?

Задание № 9

«Сосчитай героев»

Сосчитай героев в сказке: Репка (6), Колобок (7), «Курочка Ряба (4), Машенька и медведь (4)

Задание № 10

«Аукцион»  Проводится для зрителей.

Аукцион поговорок о книге и чтении.

  • В книге ищи не буквы, а мысли.
  • Дом без книги, что без окон.
  • Книга не мед, а всякий берет.
  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.
  • Книга поможет в труде, выручит в беде.
  • Книга учит жить, книгой надо дорожить.
  • Кто много читает, тот много и знает.
  • Кто больше знает, тому и книги в руки.
  • Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.
  • Не красна книга письмом, красна умом.
  • Ум без книги, что птица без крыльев.
  • Хлеб питает тело, а книга питает разум.
  • Хорошая книга – искренний друг.
  • Хорошая книга ярче звездочки светит.
  • Читай, Фома, набирай ума.
  • Чтение – вот лучшее учение

Ведь тот духовный багаж, который родители заложили в его детстве в дальнейшей его жизни, обязательно будет им востребован.

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря дошкольников в процессе использования художественной литературы

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.Научившись сопереживать с героями художественных прои...

Родительское собрание в старшей группе "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак ...

«Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы»

Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы...

Формирование понятия о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы.

Статья затрагивает вопрос о необходимости формирования понятия о ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Примеры для обсуждения с детьми вопросов, позволяющих сформировать положительное отношение к ЗОЖ, при...

Презентация занятия на тему «Развитие речи детей на основе чтения художественной литературы» .По .Средняя группа

В этой презентации находятся интересные идеи игр для ознакомления детей с посудой, для развития речи, через произведение К. Чуковского «Федорино горе».Средняя группа....


 

Комментарии

Фокша София Сергеевна

Интересный материал, где перекликаются разные виды деятельности. Захотелось поучаствовать.