Картотека дидактических игр и упражнений "Развитие фонематического анализа и синтеза"
картотека по обучению грамоте

Румянцева Елена Николаевна

 

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Фонематический анализ и синтез — это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а также составлять слово из отдельных звуков.

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, от положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Закрепление навыков фонематического анализа и синтеза может проводиться с использованием следующих игр и упражнений в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka-fonematicheskiy_analiz_i_sintez.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Фонематический анализ и синтез — это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а также составлять слово из отдельных звуков.

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, от положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Закрепление навыков фонематического анализа и синтеза может проводиться с использованием следующих игр и упражнений в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Название

Цель

Оборудование

Ход

«Звуковые домики»

Развитие
умения определять первый звук в слове.

Домики с графическим изображением звуков, набор предметных картинок.

Воспитатель предлагает детям помочь «расселить жителей» в домики в соответствии с первым звуком в слове.

«Подарки»

Развитие
умения выделения первого звука в словах.

Куклы, набор игрушек.

У Ани, Иры и Оли сегодня день рождения. Воспитатель предлагает детям подарить им подарки, в названии которых есть звук А, И, О соответственно.

«Горки»

Закрепление артикуляции гласных звуков, работа над
силой голоса.

Изображения горок и дорожек разной высоты и длины.

Воспитатель предлагает пропеть заданный звук. Сила голоса соизмеряется с направлением движения (на горку сила голоса увеличивается, под горку – уменьшается, при горизонтальном движении сила голоса не изменяется).

«Проделки гнома Звукоежки»

Развитие умения определять первый (последний)
звук в слове.

Гном Звукоежка

Воспитатель предлагает детям определить, какой звук «съел» гном Звукоежка (ват.., книг.., …кно, …тка и т.д.).

«Живые звуки»

Развитие
умения определять количество и последова-тельность
звуков в слове.

Маски-шапочки

Дети, изображающие звуки, встают последовательно, слева направо, соответственно звуковому составу слова. Каждый ребенок рассказывает, какой он звук в слове и на каком месте находится.

«Звуковая цепочка»

Развитие
умения определять последний
звук в слове и подбирать
слова на этот звук.

Мяч.

Воспитатель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Ребенок называет последний звук этого слова и подбирает новое слово на это звук (последний звук предыдущего слова - начало следующего). Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку (например, слон – нос – сова и т.д.).

«Составь слово
/по первым звукам/»

Развитие
умения определять первый звук в словах, составлять
слова из этих звуков.  

Набор карточек с предметными картинками.

Ребенок выбирает карточку и составляет слово по первым звукам.

«Поймай слово»

Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Набор предметных картинок.

Воспитатель называет звуки, а дети составляют из них слово (например, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха и т.д.) и находят соответствующую картинку.

«Разбросай слово»

Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Набор предметных картинок.

Воспитатель предлагает детям самим разделить слова на звуки (например, каша – К-А-Ш-А,
дом – Д-О-М и т.д.).

«Разложи по полочкам»

Развитие
умения определять место звука в слове.

Трехполосная полочка, набор предметных картинок

Воспитатель предлагает положить на первую полочку предметы, в названии которых звук находится в начале слова, на  

другую – в середине и на третью – в конце.

«Подбери картинку к схеме»

Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Графические схемы звукового состава слов, набор предметных картинок.

Воспитатель предлагает детям графическую схему звукового состава слова и несколько картинок. Дети подбирают нужную картинку к схеме.

«Кубик»

Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Кубик с графическими схемами звукового состава слов.

Дети по очереди бросают кубик, и подбирают слово в соответствии с количеством

звуков или схемой звукового состава слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дидактических игр и игровых упражнения направленные на развитие фонематического анализа и синтеза

Задача логопеда заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, а  должны быть  интересной игрой....

Картотека игр на развитие фонематического анализа и синтеза

Игры на развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза. Для родителей и педагогов. Играйте с детьми и они будут говорить правильно, слушая вашу речь....

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Развитие фонематического восприятия, т.е. обретение детьми способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы), положительно влияет на формирование всей фонетической системы речи и позволяет им у...

Опыт работы на тему"Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников»

    Предлагаемый материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, при подготовке к обучению грамоте детей старших и подготовительных групп, учителям –...

Тема выступления «Дидактические игры в развитии фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс на районном методическом объединении для воспитателей и учителей-логопедов. Цель выступления:ознакомить воспитателей со спецификой проведения логопедических игр, повысить профессиональное...

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...