Авторское дидактическое пособие "Большое звёздно-звуковое путешествие"
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Берсекова Лариса Борисовна

Прямо с рождения ребёнка окружает множество самых разных звуков, но слова - речевые звуки - в этой массе наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание, ребёнок учится анализу звуков родного языка. Важным фактором успешного становления речевой системы в целом являются развитые фонематические процессы: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонемный анализ.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове (начало, середина, конец слова), знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для обучения грамоте. Маленькому дошкольнику довольно трудно отвлечься от смысла, от значения слова и услышать его звуковую составляющую.

Наш авторский коллектив учителей-логопедов создал настольную игру-пособие. Занимательные игровые ситуации во время путешествия со звёздочками-звуками научат детей рассуждать, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2 ГБОУ «Школа №1015» ПАСПОРТ авторского пособия «Большое звёздно-звуковое путешествие» 2020

Слайд 2

Название образовательной организации ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1015» (ГБОУ Школа № 1015) ДО№2 Авторы пособия Учителя-логопеды Берсекова Лариса Борисовна Голованова Надежда Александровна Марченкова Т атьяна Тарасовна

Слайд 3

Задачи: привлечь внимание детей к звучанию слова; научить анализировать звуковой состав слова; научить определять место заданного звука в словах и соотносить с графическими схемами; уточнить и обогатить словарный запас; провести профилактику нарушений письменной и устной речи детей; развить когнитивные функции. Цель: Р азвивать у дошкольников фонематические процессы: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонемный анализ.

Слайд 4

Описание пособия: Авторская настольная логопедическая игра-занятие для детей 5-7 лет «Большое звёздно-звуковое путешествие». Игровой комплект содержит: методические рекомендации с описанием разных вариантов игр, игровое поле, звёздочки-фишки, подбор речевого материала, картинки-слова, наглядные красочные игровые карточки: «ракеты» с изображением артикуляции гласных звуков, «летающие тарелки» с условным обозначением места звука в слове.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию настольной логопедической игры-занятия для детей 5-7 лет

«Большое звёздно-звуковое путешествие»

В данном пособии представлен дидактический комплект «Большое звёздно-звуковое путешествие», предназначенный для организации игр-занятий с детьми 5-7 лет, в рамках освоения содержания образовательной области «Речевое развитие».

Использование предлагаемого комплекта в образовательном пространстве и логопедической практике позволит развивать в ракурсе ведущей для ребёнка игровой деятельности следующие процессы:

  • звуковую и интонационную культуру речи,
  • фонематический слух дошкольника,
  • речевое внимание,
  • формировать правильное звукопроизношение,
  • профилактика нарушений письменной и устной речи,
  • умение проводить анализ артикуляции звуков.

Комплект предназначен воспитателям, учителям-логопедам, педагогам дополнительного образования ОО, полезен родителям, заинтересованным в успешном становлении речевой системы детей.

Игровой комплект содержит:

  • описание разных вариантов игр,
  • игровое поле,
  • звёздочки-фишки,
  • подбор речевого материала,
  • наглядные красочные игровые карточки:
  • «ракеты» с изображением артикуляции гласных звуков,
  • «летающие тарелки» с условным обозначением места звука в слове,
  • картинки-слова.

Выигрывает тот, кто первым доберётся до планеты. Победителей может быть несколько. А если все ребята справились с заданием, значит, игра, была проведена продуктивно.

Ребята могут меняться карточками-«ракетами» и «летающими тарелками», таким образом, игру можно повторить несколько раз.

Предложенные варианты игр можно обогащать и разнообразить картинками-словами, придать инициативу детям для развития произвольной регуляции, коммуникации, когнитивных процессов.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!!!

Авторы-составители: учителя-логопеды ГБОУ Школа №1015:

Берсекова Л.Б. Голованова Н.А. Марченкова Т.Т.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ

Вариант «Через звёзды к звукам»

Цель: определение наличия заданного гласного звука в слове.

Материал для игры:

  • игровое поле,
  • звёздочки-фишки по 5 штук на каждого игрока,
  • подбор речевого материала на каждый гласный звук без учёта расположения данного звука в слове,
  • карточки-«ракеты» с изображением артикуляции гласных звуков (большой круг - звук А, маленький кружок - звук У, узкая улыбка - звук И, овал - звук О, прямоугольник - звук Ы, широкая улыбка - звук Э).

Ход игры:

На столе игровое поле, карточки-«ракеты», перевёрнутые обратной стороной вверх. Каждый участник игры выбирает карточку-«ракету» и определяет, какой гласный звук он будет искать в словах.

Ведущий называет слово. Ребёнок определяет, есть ли в данном слове его гласный звук. Если есть, то участник игры выкладывает фишку-звёздочку на волшебную «звёздную» дорожку игрового поля, ведущую к его «звуковой» планете. Если нет, звёздочка остаётся у игрока.

Например, слово «УлИткА». Сразу три ребёнка выкладывают фишки на игровое поле (звуки А, У, И).

Выигрывает тот, кто первым доберётся до планеты. Победителей может быть несколько. А если все ребята справились с заданием, значит, игра, была проведена продуктивно.

Ребята могут меняться карточками-«ракетами» и, таким образом, игру можно повторить до 6 раз.

Вариант «Где твоё место, звёздочка?»

Цель: определение места заданного гласного звука в слове.

Материал для игры:

  • игровое поле,
  • звёздочки-фишки по 5 штук на каждого игрока,
  • подбор речевого материала на каждый гласный звук с учётом расположения данного звука в слове,
  • карточки-«ракеты» с изображением артикуляции гласных звуков,
  • карточки-«летающие тарелки» с условным обозначением места звука в слове (комета в первом иллюминаторе тарелки - звук в начале слова: комета в среднем иллюминаторе тарелки - звук в середине слова: комета в последнем иллюминаторе - звук в конце слова).

Ход игры:

На столе игровое поле, карточки-«ракеты» и карточки-«летающие тарелки», перевёрнутые обратной стороной вверх. Каждый участник игры выбирает карточки «ракету» и «летающую тарелку», определяет, какой гласный звук он будет искать и место этого звука в слове (первый, последний, в середине).

Ведущий называет слово. Услышав «свой» звук в слове, ребёнок должен определить позицию звука и соотнести её с «летающей тарелкой». Если позиция совпадает с карточкой, то участник игры выкладывает фишку-звёздочку на волшебную «звёздную» дорожку игрового поля, ведущую к его «звуковой» планете. Если нет, звёздочка остаётся у игрока.

Например, слово «сОм». Ставит фишку на игровое поле только тот ребёнок, у которого «ракета» с символом звука О и «летающая тарелка» с позицией звука в середине. Более сложный вариант, когда в слове несколько гласных звуков и звёздочки-фишки ставят одновременно несколько детей.

Игры-занятия можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей из 2-6 человек. Проводит игру ведущий–взрослый, который перед началом игры объявляет правила, а затем контролирует правильный ход игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Моя милый край» (путешествие по Удомельскому району с Почемучкой)

Авторская дидактическая игра по краеведению, разработана в рамках проекта "Введение ребенка 6-7 лет в социальный мир средствами краеведения"....

Авторская дидактическая игра «Путешествие маленьких велосипедистов по городу Архангельску»

Задачи:1.     Закреплять знания детей о достопримечательностях города Архангельска – знать и называть здания, памятники.2.     Развивать любознательность,...

Авторская дидактическая игра "Путешествие по Республикам Поволжья" по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Дидактическая игра «Путешествие по Республикам Поволжья»представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой о...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием авторской дидактической игры «Матур машина» в средней группе "Путешествие по родному городу"

Цель:обучение детей правилам дорожного движения с применением УМК «Татарча сөйләшәбез».Задачи:  -формирование активного словаря татарских слов по теме «Гаилә»: «Әби», «Бабай», «Әни», «Әти», “Мала...

Авторская дидактическая игра: «Путешествие по озеру».

Авторская дидактическая игра по математике для детей среднего дошкольного возраста. Воспитатель средней группы: Дубовова Олеся Викторовна МБДОУ «Слободского детского сада «Пряничный домик...

Авторские дидактические игры. Дидактическая игра " Путешествие по стране Удмуртский фольклор ".

Дидактисечкая игра "Путешествие по стране Удуртский фольклор" можно использовать при знакомстве с удмуртской культурой. В этой увлекательной игре дети самостоятельно выбирают задания и прове...

Авторское дидактическое пособие "Большое звёздно-звуковое путешествие"

Авторский коллектив учителей-логопедов создал настольную игру-пособие. Занимательные игровые ситуации во время путешествия со звёздочками-звуками научат детей рассуждать, анализировать, сравнивать, де...